Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Влияние гендерных факторов клиентов на эффективность психологической помощи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ФАКТОРОВ КЛИЕНТОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.. 6
1.1.
Понятие и сущность гендера. 6
1.2.
Гендерные различия с психологической точки зрения. 8
1.3.
Особенности влияния гендера на человеческую жизнь. 22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО ГЕНДЕРА.. 26
2.1.
Описание и подготовительная часть проведения исследования выявления гендерных
различий и их влияние на оказание психологической помощи. 26
2.2.Гендерная
разница психоэмоциональных особенностей. 30
2.3.Специфика
оказания психологической помощи в зависимости от его гендера 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 53
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 58
Введение:
Актуальность.
Качество жизни человека зависит от большого количества разнообразных факторов.
Ежедневно человек сталкивается с воздействиями окружающей среды, которая
вызывается у него самые разные реакции, а некоторые из них и оказываются весьма
негативными. Также случается и то, что самостоятельно человек справиться с
негативными реакциями не в состоянии, и тогда ему приходится обращаться за
помощью к людям, чья профессиональная деятельность напрямую связана с
исследованием проблем человеческой психики – к квалифицированным психологам.
Однако, общество и
окружающий мир также диктует свои правила и требования к человеку и к той
психологической помощи, которую ему оказывают. Одним из таких аспектов
становится гендер или пол человека, поскольку восприятие людей с разным
гендером психологической помощи и психологических консультации может оказать
влияние на эффективность подобных мероприятий. В связи с этим проблема
рассмотрения влияния гендера на уровень эффективности оказания психологических
консультаций становится весьма значимой для современного общества.
Цель. Исследовать
влияние гендерных различий на жизнь человека и на эффективность оказания
психологической помощи.
Для достижения цели
поставлены следующие задачи;
1. Изучить
сущность и значение термина «гендер».
2. Рассмотреть
основные гендерные различия и особенности влияния гендера на жизнь человека.
3. Провести
исследование на предмет выявления разницы в оказании психологической помощи
представителям разных гендеров.
4. Подготовить
практические рекомендации по адаптированию оказания психологической помощи
людям с разной гендерной идентичностью.
Объект. Гендерные факторы.
Предмет исследования.
Влияние гендерных факторов на эффективность психологической помощи.
Исследованиям
гендерных различий посвящено достаточно большое количество трудов среди
российских и зарубежных исследователей. Однако наиболее подробно и полно данный
аспект, и его влияние на жизнь человека представлены в работах таких авторов
как Андронникова О.О., Самосадова Е.В., Козлов В.В., Стратилат К., Эльдарион
А., Коннел Р., и Клецина И.С.
При выполнении работы
были использованы такие методы как: наблюдение, анализ, синтез, сбор
информации, интервьюирование, опрос, систематизация данных, методы
математической статистики.
Гипотеза исследование.
Гендерные факторы оказывают существенное влияние на результаты и эффективность
оказания психологической помощи.
Практическая значимость
работы заключается в том, что установление прямой связи между гендером человека
и эффективностью оказания психологической помощи, позволит адаптировать
существующие психологические консультации под нужды и потребности каждого гендера.
Заключение:
Гендер –
смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система
ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни,
ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе
социализации, которая определяется социальным, политическим, экономическим и
культурным контекстами общественной жизни.
В психологии
различиям гендеров посвящен свой, специализированный раздел, который так и
называется – гендерная психология. Психология гендерных различий – это раздел
психологии, изучающий различия между людьми, обусловленные их половой
принадлежностью.
Гендерные и женские
исследования в психологии убедительно продемонстрировали ведущую роль процесса
социализации в формировании половых различий. Многие из существующих
особенностей личности мужчин и женщин поддаются изменению в ходе обучения, при
перемене жизненного уклада и социальных ожиданий.
Социально-психологическая
сущность явлений в поведении человека, связанных с половой принадлежностью
индивида подчеркивается понятием гендер. С помощью гендерного анализа можно
изучить поведение женщин и мужчин в социальном контексте. В психологическом плане
быть мужчиной или женщиной означает обладать специфическими личностными и
поведенческими характеристиками, которые соответствуют данному полу.
Психофизиологические особенности того и другого пола отличаются и наиболее
достоверны эти отличия в сфере двигательной активности.
Для того, чтобы
выяснить влияют ли гендерные особенности на эффективность оказания
психологической помощи было проведено исследование, которое направлено на то,
чтобы выявить насколько гендер влияет на специфику восприятия мира
представителями каждого гендера.
При осуществлении
выборки исследования был использован один из известных методов, используемых
при проведении статистических исследований – метод выборки. группу испытуемых
можно охарактеризовать как ярко-дифференцированную. Данный выбор обусловлен
тем, что для исследования крайне необходимо, чтобы в репрезентативной выборке
было как можно больше представителей различных критериев, поскольку это
обеспечит наибольшую объективность и эффективность исследования.
В ходе исследования
были использованы следующие методики идентификации гендерных различий,
оказывающих влияние на эффективность оказания психологической помощи:
1. Тест
«Опиши игрушку». Методика выявления различий в восприятии разными гендерами
окружающего мира.
2. Методики изучения гендерной идентичности и распределения
ролей в семье, разработанная Л.Б. Шнейдер.
3. Методики изучения гендерной идентичности
Сандры Бем.
4. Методика выявления выраженных или
невыраженных характеристик гендерной идентичности при помощи теста «Рисунок
человека», разработанного Н.М. Романовой
5. Методик Э. Фишера и Дж. Тернера,
направленная на выявление того, как гендерные различия влияют на отношение к
психологической помощи
6. Тестирование
по методике Ю.А. Человской, которое направлено на выявление потребности в
оказании психологической помощи
В результате
проведенных исследований удалось выяснить и обозначить следующие ключевые
моменты. Для клиентов разного гендера характерны
свои особенности, которые были выявления в ходе 6 психологических тестов. В
отношении представителей женского гендера подтвердилась теория о том, что:
женщины более эмоциональны; их отношение к оказанию психологической помощи
более лояльно; отношение к распределению ролей в семье отличается меньшей
склонностью к традиционности; женщины в больше степени открыты к общению,
сотрудничеству и стремятся создать некое эмоциональное притяжение; также
женщины более честно признают необходимость обращения к психологам за оказанием
профессиональной психологической помощи. В отношении представителей мужского
гендера подтвердилась гипотеза о том, что: мужчины склонны не доверять
психологам и оказанию профессиональной психологической помощи; отношение мужчин
к семье и распределению ролей в семье более традиционно и подвержено отчасти некоторой
стигматизации и стереотипизации; мужчины менее эмоциональны, не склонны
обсуждать свои проблемы и более склонны к оказанию самопомощи в решении
собственных психологических проблем; большинство исследуемых мужчин имеют
негативное и отрицательное отношение к обращению за помощью на сторону в силу
больше сдержанности и боязни осуждения со стороны общества. Учитывая
вышеизложенное профессиональная психологическая помощь, которую оказывает
специалист должна оказываться с учетом гендерной идентичности клиента. При
организации психологического консультирования с женщинами консультант будет
использовать подход, свободный от феминистических или патриархальных установок,
основывающийся на идее, что основной задачей консультирования является
формирование высокого уровня психологического благополучия женщины, ее
социальная адаптация с учетом внутренних потребностей, целей и установок. При
организации психологического консультирования вектор общения смещается в иную
сторону. В общении важно подчеркнуть значимость консультации для самого
клиента, для решения его проблемы, сделать акцент на отходе от стигматизации
процесса, также сделать упор на том, что изменения будут сопряжены с
трудностями и учесть влияние полоролевых стереотипов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ФАКТОРОВ КЛИЕНТОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1.1. Понятие и сущность гендера
Термин гендер (от
англ. Gendeг — пол, род) введен в оборот американским психоаналитиком
Р.Столлером во второй половине 20-го столетия и обозначает социальный пол в
отличие от понятия «биологический пол» (в англ. — sех), вбирающего в себя
собственно биологические различия между женщинами и мужчинами (анатомические,
генетические, физиологические) [47].
Гендер –
смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система
ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни,
ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе
социализации, которая определяется социальным, политическим, экономическим и
культурным контекстами общественной жизни. В современном обществознании принято
употреблять прилагательное половой лишь в том случае, если мы хотим подчеркнуть
биологические различия между женщинами и мужчинами (половая конституция). Во
всех других случаях корректным считается употребление прилагательного гендерный
(гендерные роли, гендерное неравенство, гендерная социализация и т.д.) [4].
Гендер как социальный
феномен проявляется на двух уровнях:
1. Социальном.
2. Индивидуальном [8].
На социальном уровне
гендер включает в себя ряд элементов.
Гендерное разделение
труда (или гендерные роли) – распределение производительного и домашнего труда
между членами общества в соответствии с их полом. Так, женщинам издавна
приписывалась роль хранительницы домашнего очага, мужчинам – роль добытчика. В
продолжение этого разделения возникла гендерная сегрегация труда – разделение
профессий на мужские и женские, причем женскими профессиями стали те, которые
связаны с функциями женщины в семье (воспитательница, учительница, медсестра,
социальный работник и т.д.) [32].
Гендерные идеалы –
устоявшиеся в обществе представления о том, какой должна быть женщина и каким
должен быть мужчина. Наиболее распространенными гендерными идеалами являются
идеалы феминности и маскулинности [44].
Феминность – модель
поведения, предписываемая обществом представительницам женского пола, которая
ассоциируется с зависимостью, неуверенностью, пассивностью, эмоциональностью,
сентиментальностью и т.д [2].
Маскулинность –
модель поведения, предписываемая обществом представителям мужского пола,
которая ассоциируется с независимостью, активностью, самоуверенностью,
рациональностью, эмоциональной сдержанностью [19].
С точки зрения
гендерного подхода, совсем необязательно жестко привязывать бытие мужчины к
маскулинному поведению и бытие женщины к феминному поведению, поскольку модель
поведения не программируется биологически, а обусловлена ценностями той или
иной культуры. Высший уровень близости черт феминности и маскулинности,
достигнутый индивидом, свидетельствует об андрогинности (от аndro — мужчина,
gynе — женщина). Андрогинный индивид имеет больший выбор вариантов поведения,
является более гибким в плане социального приспособления [25].
Однако помимо
вышеуказанной точки зрения на значение термина «гендер» существуют и иные
трактовки.
Так, в социологии
используется два разных термина для обозначения биологических и социально
сконструированных различий — это пол и гендер. Хотя оба они связаны с
различиями между мужчинами и женщинами, понятия пола и гендера имеют разные
коннотации. Пол относится к различиям и биологическим, и анатомическим, и
физиологическим, и хромосомным характеристикам людей, которые определяют их как
мужчин или женщин [4].
Они являются
характеристиками, с которыми человек рождается, и они универсальны, то есть
являются общими для всех обществ и культур, и они неизменны.
Гендер также
представляет собой набор идей, убеждений и социальных принадлежностей, которые
строятся в каждой культуре и в каждый исторический момент на основе половых
различий. И его черты формировались на протяжении всей истории общественных
отношений [37].
В антропологии гендер
определяется как культурно-историческая интерпретация, которую каждое общество
разрабатывает вокруг половой дифференциации. Эта интерпретация порождает набор
социальных представлений, практик, дискурсов, норм, ценностей и отношений,
которые придают смысл поведению людей в зависимости от их пола [45].
В психологии гендер
определяется как процесс, посредством которого биологически разные люди
становятся женщинами и мужчинами за счет приобретения атрибутов, которые каждое
общество определяет, как характеристики женственности и мужественности. В этом
смысле гендер — это психосоциальная конструкция женского и мужского начала [52].
Также в психологии
гендер может быть охарактеризован это социальный пол, который определяется
манерами человека, паттернами поведения и прочими признаками, характерными для
определенного пола. В отличии от психоанализа в психологии понятие гендера
активно стало исследоваться в 1955 году. Его ввёл американский психолог и
сексолог Джон Мани, посвятивший значительную часть своей профессиональной
деятельностью изучению проблем сексуальной и гендерной идентичности [59].