Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Влияние эмоционального интеллекта личности на принятие решений в ситуациях неопределенности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЧНОСТИ И ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В
СИТУАЦИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ… 8

1.1. Эмоциональный интеллект в концепциях отечественных и
зарубежных психологов и его проявление в профессиональной деятельности коуча. 8

1.2. Теоретические подходы к изучению процесса принятия решения
в ситуациях неопределенности в условиях проведения коуч — сессии. 18

1.3. Влияние эмоционального интеллекта на процесс принятия
решения в ситуациях неопределенности в процессе ведения коуч-сессии. 27 Выводы по теоретическому
исследованию… 34

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЧНОСТИ НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ
РЕШЕНИЙ В СИТУАЦИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ… 36

2.1. Этапы и методы исследования эмпирического исследования
влияния эмоционального интеллекта на процесс принятия решения в ситуации
неопределенности в условиях проведения коуч-сессии. 36

2.2. Программа развития эмоционального
интеллекта у коучей. 38

2.3. Анализ результатов исследования влияния эмоционального
интеллекта личности на принятие решений в ситуациях неопределенности в процессе
коуч-сессии. 45 Выводы по результатам
эмпирического исследования. 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. 76

ПРИЛОЖЕНИЯ… 1

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. В последнее время появились профессии,
связанные с помощью в саморазвитии, самопознании и выстраивании эффективных
человеческих отношений как с близкими, так и в рабочих контекстах. Среди них
особое место занимает коучинг, который включает сопровождение и помощь для желаемых
изменений в личной жизни и в карьере. Коучинг – это, прежде всего, профессиональная
деятельность, связанная с самореализацией, она направлена на получение
субъективно нового внутреннего знания и одновременно объективно новых изменений
в жизни.

М.В. Кларин утверждает, что специфика
профессии коуча определяется содержанием профессиональной деятельности
специалиста, взаимодействует с внутренними возможностями другого человека в
процессе решения практических профессиональных задач. Необходимо, чтобы коуч
имел такие личностные характеристики, которые бы позволили ему создать
максимально благоприятные условия для развития самосознания и осуществления
личностных изменений в человеке, который обратился к нему за помощью. Важным
фактором, обеспечивающим данный процесс, является эмоциональный интеллект как
особая характеристика функционирования психического в контексте проведения
определенных этапов коуч-сесии.

Согласно исследованиям Р. Бар-Он, П. Саловей,
Д. Люсина считается, что основной внутренний ресурс человека является
эмоциональный интеллект, как способности понимать и управлять собственными
эмоциями и эмоциями других людей.

Как указывает Б.В. Бирюков, «…каждый
текущий момент в головном мозге происходит анализ впечатлений и эмоций,
сопоставление наблюдений с эмоциональной памятью, сформировавшимися образами и
моделями поведения, что позволяет человеку осмысливать происходящее, оценивать
окружающую ситуацию, сравнивать, прогнозировать собственное поведение и
ответную реакцию со стороны средового окружения и в конечном итоге приходить к
некоторому предварительному процессу принятия решений в ситуациях
неопределенности» [5, с. 464].

Анализ проблемы принятия решений
демонстрирует наличие теоретических расхождений в понимании таких родственных
понятий, как «принятие решений личностью», «стратегическое принятие решений», «стиль
принятия решений», «выбор», «личностный выбор», «деятельность принятия решений»
и т.п., что свидетельствует о сложности и многогранности самого феномена,
который изучается. Использование понятия «принятие решений» характерно для
представителей разных концепций и направлений исследования обозначенной
проблемы в философии, социологии, педагогике, экономике, математике и т.п., что
выявляет междисциплинарность изучаемого феномена.

В то же время, несмотря на значительную
актуальность данной проблемы в отечественной психологии, результаты
исследований влияние феномена «эмоционального интеллекта личности» на процесс принятие
решений в ситуациях неопределенности в рамках профессиональной деятельности, а
именно, коучинга, представлены незначительным количеством работ.

Именно поэтому своевременность разработки
данной проблемы вызвана: во-первых, современными требованиями и соблюдение
трудовых функций в процессе принятия решений коучем в условиях коуч-сессии.
Во-вторых, необходимостью теоретического обобщения наработок по данной
проблеме, в систематизации и структурировании существующих в психологии
подходов и теорий принятия решений в контексте коучинга; в-третьих,
практической необходимостью психологического сопровождения коуча, принимающего
решение в процессе коуч-сессий.

Таким образом, актуальность и
недостаточная научная разработанность данной проблемы, отсутствие
соответствующего концептуального подхода к изучению феномена в контексте
коучинга обусловили выбор темы исследования «Влияние эмоционального интеллекта
личности на процесс принятия решения в ситуациях неопределенности».

Целью данной работы является изучить
особенности влияния развития эмоционального интеллекта на эффективность принятия решений в ситуациях
неопределенности у коучей.

Объект исследования
– особенности проявления эмоционального интеллекта в профессиональной
деятельности коуча.

Предмет исследования
– влияние эмоционального интеллекта личности на процесс принятия решений в
ситуациях неопределенности в профессиональной деятельности коуча.

Гипотеза исследования:
мы предполагаем, что высокий уровень эмоционального интеллекта коуча влияет на
более высокий уровень эффективности принятия решений в ситуациях
неопределенности в условиях проведения коуч сессии.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический
анализ концепций эмоционального
интеллекта отечественных и зарубежных психологов
применительно к профессиональной деятельности коуча.

2. Изучить теоретические
подходы к изучению процесса принятия решения в ситуациях неопределенности в
условиях проведения коуч — сессии

3. Изучить влияние эмоционального интеллекта на процесс принятия решения в ситуациях
неопределенности в процессе ведения коуч-сессии.

4. Проанализировать
результаты исследования эмпирического исследования влияния эмоционального интеллекта на процесс принятия решения в ситуации
неопределенности в условиях проведения коуч-сессии

5. Разработать программу
развития компетенции принятия оперативных решений в процессе коуч-сессии на
основе эмоционального интеллекта.

6. Проанализировать
результаты исследования влияния эмоционального интеллекта личности
на принятие решений в ситуациях неопределенности в процессе коуч-сессии.

Эмпирическая база исследования:
в исследовании принимали участие коучи после прохождения обучения коучинговым
технологиям.

Характеристика выборки исследования:
в исследовании принимали участие начинающие коучи. В исследовании приняли
участие 80 человек в возрасте 25-35 лет. В по половому различию в исследовании
приняли участие 78% женщин и 22% мужчин. Испытуемых было разделено на
экспериментальную и контрольную группу.

В экспериментальную группу вошли 40 коучей,
из них 19 юношей и 21 девушек.

В контрольную группу вошли 40 коучей, из
них 17 юношей и 23 девушек. С коучами экспериментальной группы была реализована
занятия по программе развития эмоционального интеллекта.

Методики
исследования:

1. Методика М. Холла оценки эмоционального
интеллекта;

2. Тест «Эмоциональный Интеллект» Д. Люсина;

3. Опросник
«Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25) Т.В. Корниловой.

Научная
новизна обусловлена недостаточной изученностью специфики процесса принятия
решений коучем в ситуациях неопределенности и влияния эмоционального интеллекта
на эффективность профессиональной деятельности коуча. Работа раскрывает
представления о трудовых функциях коуча, раскрывает эмоциональную составляющую
профессиональной деятельности. Результаты исследования могут быть заложены в
основу программ обучения коучинговым технологиям.

Практическое
значение исследования заключается
в разработке и применении коучинговой программы развития эмоционального
интеллекта с целью совершенствования
профессиональной деятельности коуча; в создании программы специальной
подготовки коуча. Теоретические положения работы и ее практические результаты
могут быть использованы для введения спецкурса по проблемам психологии эмоционального
интеллекта для студентов факультетов
психологии.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По
результатам теоретического и эмпирического исследования особенностей влияния
эмоционального интеллекта на процесс принятие решений коуча в условиях
неопределенности позволяют нам сделать следующие выводы.

Во-первых,
изучив взаимосвязи и проявления эмоционального интеллекта коуча в процессе
принятия решений, мы нашли взаимосвязь между элементами эмоционального
интеллекта и трудовыми функциями коуча. Проведенный анализ по проблеме
исследования эмоционального интеллекта показывает, что основными элементами
эмоционального интеллекта являются: самосознание — знание своих эмоций, умение
их выражать; саморегуляция — управление эмоциями, сдерживание импульсов;
мотивация — привидение эмоций в порядок для достижения определенной цели;
эмпатия — распознавание эмоций в других людях; социальные навыки – способность
выстраивать отношения с людьми. Принятие эффективного решения – специфическое
проявление активности личности, проявляющееся также через эмоциональное
состояние, обеспечивающее выбор варианта решения, наилучшего из возможных, или
субъективно воспринимаемых личностью как таковые для разрешения жизненной
ситуации. Для коуча, развитие эмоционального интеллекта – это необходимость,
для успешного развития и персональной практики. В основе трудовых функций,
эмоциональный интеллект является одной из ключевых способностей. Коуч должен
уметь понимать свои эмоции и грамотно управлять ими, а также эмоциональной
составляющей своих клиентов.

Во-вторых,
проведенное нами эмпирическое исследование доказало гипотезу о том, что высокий
уровень эмоционального интеллекта коуча влияет на более высокий уровень
эффективности принятия решений в ситуациях неопределенности в условиях
проведения коуч сессии. Анализ результатов исследования показал, что даже в
краткосрочном периоде, развитие эмоционального интеллекта по коучинговой
программе ведет к повышению развития эмоционального интеллекта у коучей и дала
положительные результаты.

В
результате исследования было выявлено, что у коучей экспериментальной группы
уровень развития эмоционального интеллекта повысился. У коучей преобладает
высокий и средний уровень развития эмоционального интеллекта, а у коучей контрольной
группы показатели не изменились. Анализ показал, что у коучей повысились
показатели развития личностных факторов принятия решения. А также коучи
продемонстрировали готовность обдумывать свои решения и действовать при
возможно полной ориентировке в ситуации, что может характеризовать разные, в
том числе и рискованные решения субъекта.

В-третьих,
проведенное эмпирическое исследование доказало успешность программы развития
эмоционального интеллекта у коучей. Изменения произошли у большинства
участников программы, в разы вырос уровень эмоционального интеллекта, повысился
показатель развития рациональности и готовности к риску. Мы понимаем, что
данное исследование имело временные ограничения и не позволяет оценить
долгосрочных изменений, которые по нашему мнению, будут еще происходить у
участников экспериментальной группы. А также мы предполагаем, что данная
программа может применяться и к другим профессиям, где эмоциональный интеллект
влияет на эффективность принятия решений и на профессиональную деятельность в
целом. Главная цель программы была создание группового пространства, в котором
фокус внимания базируется на осознании, диалоге, контакте, взаимодействия
«я-ты» и саморегуляции, которая способствует 
развитию эмоционального интеллекта и способности к адаптации через
навыки различать собственные эмоции , осознание своего эмоционального состояния
и потребностей, а также развитие способностей к пониманию эмоций других людей и
взаимодействия с ними и, благодаря этому, принимать наиболее эффективные
решения и эффективные вопросы адекватно ситуации. Эти навыки также востребованы
в других профессиях, и данная программа может быть применена и в других
направлениях, где это будет актуально.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЛИЧНОСТИ
И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 1.1. Эмоциональный интеллект в
концепциях отечественных и зарубежных психологов и его проявление в
профессиональной деятельности коуча Понятие «эмоциональный интеллект» в
психологической науке появилось в результате многочисленных исследований,
посвященных изучению происхождению эмоций, их значение в поведении и
деятельности человека, а также в процессе изучения влияния роли различных эмоций
на межличностные отношения с окружающими людьми.

Р. Торндайк первоначально выделял
социальный интеллект от других форм интеллекта. Ученый считал, что именно
данный интеллект помогает человеку понимать свои эмоции, а также эмоции других
людей и эффективно влияют на построение взаимоотношения с окружающими [10]. Предпосылки
концепции «эмоционального интеллекта» также были заложены в трудах Д. Векслера,
которые указывал на то, что именно эмоциональный интеллект помогает человеку
приспособится к особенностям человеческого бытия.

Очень близко к современному понятию эмоционального
интеллекта подошел Г. Гарднер. Он выдвинул мысль о мультифакторнисти
интеллекта, который включает два варианта личностного интеллекта:
интерперсональный и интраперсональный. Эмоциональные способности, в свою
очередь, выступают как эмоциональная составляющая обеих этих сфер [7].

Интерперсональный
интеллект трактуется ученым как «доступ к собственному эмоциональной жизни, к
своим аффектам и эмоций: способность распознавать чувства, называть их и
использовать в качестве средств для понимания и управления собственным
поведением». Во интраперсональных эмоциональным интеллектом Г. Гарднер понимает

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы