Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Экономические науки Кафедра теории и организации управления

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему ВКР Тема: Управление сферой культуры и досуга в муниципальном образовании (на примере. Мук Раменская Ц.Б.С)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты управления сферой культуры и досуга в муниципальном
образовании. 3

1.1.Специфика  сферу культуры и досуга как объекта
управления. 6

1.2.Принципы
и методы управления  в
культурно-досуговой сфере. 15

1.3.Особенности
управления в сфере культуры и досуга на современном этапе  20

Глава 2.
Анализ деятельности МУК «Раменская ЦБС» по 
управлению  культурно-досуговой
сферой Раменского городского округа. 26

2.1. Общая
характеристика МУК «Раменская ЦБС». 26

2.2. Оценка
системы методов и мероприятий управления в культурно-досуговой сфере
муниципалитета. 33

2.3. Пути
оптимизации управленческой деятельности МУК «Раменская ЦБС» в сфере культуры и
досуга муниципалитета. 48

Заключение. 56

Список
использованной литературы.. 56

Приложения. 63

  

Введение:

 

Развитие каждого государства и отдельной местности возможно
только при условии создания оптимальных условий культурного развития населения.
Именно поэтому в РФ на современном этапе уделяется значительное внимание
вопросам сохранения самобытности, возрождения культурных традиций, сохранения
культурных памятников, развитию культурного досуга и т.д. В частности, эти цели
являются важными задачами государственной программы Российской Федерации
«Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, а также национального проекта
«Культура».

Хотя общие принципы обеспечения прав населения в
социально-культурной сфере закреплены на государственном уровне, их реализация
происходит на уровне отдельных территорий. Именно к компетенции органов
местного самоуправления отнесены полномочия в сфере развития культуры,
реализации мероприятий по сохранению культурных ценностей,  предоставлению ряда услуг культурно-досугового
характера.

Соответственно, на всех уровнях управления важной задачей
является оценка эффективности управления культурно-досуговой сферой на уровне
муниципалитетов. Все вышесказанное и определяет актуальность данного
исследования. Степень изученности
темы. Отдельные аспекты данной темы достаточно хорошо раскрыты в научной
литературе. В частности, специфика и роль социально-культурной и
культурно-досуговой деятельности описана в исследованиях А.К. Исаевой [10],
А.С. Калинина [11], Н.А. Михеевой [17], В.И. Рузанова [27], Д.В. Шамсутдиновой [32]
и др. Вопросы менеджмента в социально-культурной сфере детализирует в своих
исследованиях К.Н. Вицелярова [8; 9], Т.А. Сорвиной [29; 30] и т.д. Целью исследования в работе стала разработка рекомендаций по
улучшению управленческой деятельности МУК «Раменская ЦБС» в сфере культуры и
досуга муниципалитета.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие
задачи исследования:


определить специфику  сферы культуры и досуга как объекта
управления ;


рассмотреть принципы и методы управления  в культурно-досуговой сфере;


описать особенности управления в сфере культуры и
досуга на современном этапе;


дать общую характеристику МУК «Раменская ЦБС»;


оценить систему методов и мероприятий управления
в культурно-досуговой сфере муниципалитета;


предложить пути оптимизации управленческой
деятельности МУК «Раменская ЦБС» в сфере культуры и досуга муниципалитета.

Объектом исследования в работе выступает деятельность органов
местного самоуправления по управлению сферой культуры и досуга.

Предметом исследования является деятельность МУК «Раменская
ЦБС» в культурно-досуговой сфере муниципалитета.

Методы исследования. В ходе выполнения данной работы были
использованы как общенаучные методы исследования (анализ и синтез, обобщение и
детализация и т.д.), так и специальные методы исследования – анализ динамики и
структуры, метод анкетирования, сравнительный метод, метод коэффициентов,
табличный и графический приемы представления аналитических данных.

Информационная база. Теоретической базой исследования стали
нормативно-правовые акты Российской Федерации, труды отечественных и зарубежных
исследователей (монографии, учебная литература, публикации в периодических
изданиях и в сети Интернет). Также важным источником информации для написания
работы стали материалы, собранные на базе  
МУК «Раменская ЦБС». Не менее важным источником информации стали
результаты организованного анкетирования населения города Раменское.

Структура работы включает введение, три главы с параграфами,
заключение, список использованной литературы, а также приложения. Первая глава
работы посвящена теоретическим аспектам темы. Во второй главе работы дана
характеристика деятельности МУК «Раменская ЦБС» в культурно-досуговой сфере. В
третьей главе рассмотрены пути повышения эффективности управленческой деятельности
МУК «Раменская ЦБС» в  сфере культуры и
досуга.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный анализ литературных источников показал, что
специфика культурно-досуговой сферы как объекта управления связана с такими
основными аспектами: 1) неосязаемость услуг в сфере культуры и досуга; 2)
сложность оценки эффективности управления в данной сфере; 3) преимущественная
некоммерческая направленность работы  организаций
данной сферы; 4) значительная роль муниципалитетов в развитии
культурно-досуговой сферы; 5) высокий уровень нормативного регулирования данной
сферы.

Основными направлениями деятельности муниципальных
учреждений в социально-культурной сфере являются: 1) предоставление
социально-культурных услуг (услуги дополнительного образования, библиотечные,
музейные, театральные услуги); 2) создание условий для сохранения культурного
наследия (созидание и реставрация объектов культурной памяти); 3) организация
различных социально-культурных проектов на территории муниципалитета
(проведение народных праздников, фестивалей и т.д.).

На современном этапе развития культурно-досуговой сферы в РФ
важной задачей большинства субъектов данной сферы является создание имиджа и
повышение репутации учреждения. Достижение этой цели возможно, прежде всего, за
счет эффективных связей с общественностью. В частности, среди наиболее
перспективных средств PR-технологий в социально-культурной сфере можно назвать
такие как передача информационных сообщений с помощью СМИ, Интернет, а также
организация специальных событий. Особенно актуальной задачей является
информатизация учреждений культуры с учетом карантинных ограничений в работе на
протяжении ряда периодов 2020-2021 годов.

Практическое исследование в работе проведено на базе
Муниципального учреждения культуры «Раменская централизованная библиотечная
система». Анализ показал, что данное учреждение в современных условиях активно
реализует социально-культурную деятельность, в т.ч. посредством дистанционных
каналов коммуникации. При этом основными направлениями деятельности учреждения
являются: создание условий культурного проведения досуга за чтением; создание
условий для участия населения в работе литературных и других клубов по
интересам; общекультурное развития населения за счет пропаганды библиотечных
товаров и услуг и т.д. Об эффективности работы учреждения свидетельствует
улучшение в динамике показателей объема библиотечного фонда МУК «Раменская
ЦБС», рост количества обращений в библиотеки, в т.ч. увеличение количества запросов
электронного поиска и т.д.

Вместе с тем, анкетирование жителей муниципалитета показало,
что сегодня имеют место некоторые недостатки в работе МУК «Раменская ЦБС»:
недостаточная физическая доступность услуг в связи с неэффективным графиком
работы; недостаточная информационная активность учреждения; недостаточная
вежливость персонала; низкий уровень комфорта в помещениях библиотек, в т.ч. и
для лиц с ограниченными возможностями; недостаточная частота проведения
досуговых мероприятий при библиотеках, а также неинтересные темы и форматы
таких мероприятий.

Исходя из этого, с целью оптимизации влияния МУК «Раменская
ЦБС» на культурно-досуговую сферу муниципалитета в работе предложены следующие
меры: повышение информационной наполненности сайта учреждения; оптимизация
графика работы учреждения за счет работы в вечерние часы (до 21:30), так как
это время особенно популярно у молодежи; 
модернизация помещений учреждения за счет обновления оборудования,
мебели, обеспечения лучшей доступности и комфортности для лиц с ограниченными
физическими возможностями; периодическое участие персонала учреждения культуры
в психологических тренингах; реализация на базе библиотек учреждения интересных
для молодежи досуговых мероприятий.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты управления сферой культуры и досуга в
муниципальном образовании

1.1.Специфика 
сферы культуры и досуга как объекта управления

В научной литературе по сферой культуры и досуга понимают
подсистему общества, в которой создается и сохраняется нормативная культурная
традиция, разделяемая в той или иной степени всеми членами общества и
передаваемая от поколения к поколению через различные социальные процессы [17].

Специфика данной деятельности связана с несколькими главными
аспектами. Так, базовыми структурными элементами рынка услуг в
культурно-досуговой сфере выступают товар, который имеет нематериальную природу
(некая социокультурная услуга), и участники, вступающие в отношения ради
купли-продажи этой услуги, причем цена на нее зачастую либо ниже рыночной
стоимости, либо она предоставляется потребителям бесплатно, что становится
возможным благодаря дотациям со стороны государства [16, с.83].

Но в сфере культуры нет товаров, которые бы потребители
приобретали в личное пользование. Доминирующим продуктом обмена в
социально-культурной сфере была и остается услуга. При этом имеют место
направленность на человека (танцы, фитнес, аэробика и пр.), прикосновение к
собственности (оформительские работы, социально-культурное проектирование,
формирование архитектурно-пространственной среды и др.), обращение к сознанию
человека (театральные представления, лектории, художественное образование и
эстетическое воспитание) и, наконец, работа с информацией (политической,
экономической, правовой, художественной).

В культурно-досуговой сфере в производстве услуг культуры
задействованы высококвалифицированные специалисты – режиссеры, музыканты,
художники, хореографы – творческие люди, нуждающиеся в особом подходе,
постоянной заботе об их профессиональном росте и развитии, популяризации их
творческих достижений, иначе говоря – в продвижении. Здесь сливаются воедино
два класса товара: товар – услуга и товар – личность.

В социально-культурной сфере до настоящего времени не
утратил своего значения принцип органического слияния административного
руководства и общественного самоуправления. В реальной практике участие широкой
культурной общественности в работе организаций культуры может быть представлено
советами по культуре, общественными коллегиями, советами библиотек,
ассоциациями, правлениями дворцов культуры, объединениями «друзей театра» и т.
п.

Также специфика данной сферы связана с тем, что оценка
эффективности проделанной работы, как правило, отодвинута во времени. В оценке
проделанной учреждениями культуры работы часто допускаются субъективизм,
умозрительные выводы. Как известно, качество товара-изделия оценивается на
основе технических норм и утвержденных стандартов. Таких стандартов в сфере
культуры и досуга практически нет.

Кроме того, характерной особенностью рынка культурных услуг
является то, что в социально-культурной сфере, несмотря на интенсивное развитие
коммерческого сектора, все-таки преобладает некоммерческий сегмент [22, с.82].

Некоммерческие
организации сферы культуры и досуга ориентируют свою работу на решение
социальных, благотворительных, культурно-просветительских,
научно-исследовательских задач, привлекая для этого различные формы
общественной и государственной поддержки. Работа некоммерческих организаций
культуры направлена не только на посетителей, но и на лиц, оказывающих им раз­личные
виды поддержки. Работа с посетителями, партнерами, заинтересованными лицами, а
также средствами массовой ин­формации необходима для оправдания миссии
организации культуры и создания ее репутации. Отношения с попечителями,
спонсорами, фондами, государственными и местными властями направлены в
организации культуры на получение денежной, материальной, организационной поддержки
и выделяются в отдельное направление маркетинга. Необходимо отметить, что
разные области маркетинга в сфере культуры сильно взаимосвязаны. Внимание
прессы, создание собственного уникального имиджа и прочной репутации дают
возможность привлечь интересы частных, корпоративных и государственных вкладчиков.

Так как культурный продукт является результатом творческой
деятельности, он может существенно отличаться от потребностей общества,
вследствие чего организации культуры вынуждены искусственно создавать спрос на
свой товар, путем изменения представлений о нем. Также важной задачей
организаций культуры является сохранение своей целевой аудитории. Для
достижения этих задач необходимо выполнение ряда дополнительных задач, к
которым можно отнести: анализ потребностей пользователей, прогноз состава
пользователей, формирование устойчивой потребности в культурной услуге,
формирование структуры услуг, согласно выявленным сегментам потребителей [23,
с.106].

Значение культурно-досуговой сферы в процессе модернизации и
динамичного развития общественных отношений достаточно велико, так как в ней
создаются условия для формирования интеллектуального потенциала нации, и во
многом определяется духовная жизнь общества. Поэтому вопросы  управления этой сферой достаточно сложны, чем
объясняются регулярно возникающие в научных кругах дискуссии о невозможности
управления духовной жизнью, культурой, в отличие, например, от экономической
или политической сфер. Но необходимость управления процессом воспроизводства
общественных отношений не менее очевидна, чем управление всеми остальными
процессами в обществе [17].

В целом, сфера культурно-досуговых услуг характеризуется
следующими чертами:

1) реализация
культурной услуги, посредством которой возмещаются затраты общественного, художественного
труда на ее создание и обращение и тем самым обеспечивается нормальный ход
воспроизводства;

2) доведение
услуг до конечных потребителей;

3) в
процессе функционирования социально-культурной сферы создаются,
трансформируются материальные и духовные культурные ценности;

4) стимулирование
участников социально-культурной сферы к созданию культурных благ [10, с.479].

Таким образом, культурно-досуговая деятельность как отрасль
культурных индустрий имеет разный потенциал прибыльности, разную экономическую
логику и динамику развития. С точки зрения форм управления,
социально-культурная деятельность основана на приоритете организаций и
учреждений, производящих продукты и услуги социально-культурной значимости для
населения [20, с.423]. Такие учреждения могут
быть не только частными, но и муниципальными.

Субъекты социально-культурной деятельности на территории
России в своем большинстве представлены некоммерческими организациями, главной
целью которых является не получение прибыли, а пропаганда культуры, развитие
нравственности населения и т.д. Именно в этом и заключаются их главные функции
– формирование культурно-нравственных ценностей общества, привлечение населения
к культурному наследию, развитие социального диалога в сфере культуры и т.д.

Соответственно, во многом культурное развитие общества
зависит от эффективности работы органов местного самоуправления, которые
обеспечивают управление муниципальными учреждениями культуры.

Исходя из этого, одной из важных особенностей
культурно-досуговой сферы как объекта управления является значительное
нормативное регулирование процессов в данной сфере.

Так, нормативно-правовая база деятельности органов местного
самоуправления в социально-культурной сфере включает в себя систему нормативных
актов различного уровня, начиная с международных договоров РФ, Конституции РФ,
законодательных нормативных актов РФ, законов соответствующих субъектов
федерации, подзаконных нормативных актов, а также локальных нормативных актов,
принимаемых на уровне отдельных муниципальных учреждений в социально-культурной
сфере.

В Конституции РФ (ст.44) закреплено положение, согласно
которому каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование
учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям [1]. Именно на реализацию данного права каждого человека и
направлена деятельность системы органов власти: как государственной, так и
органов местного самоуправления.

Эти права закреплены также и в других нормативных актах.
Так, в  соответствии с Основами
законодательства Российской Федерации о культуре (ст. 8) в Российской Федерации
культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина
независимо от национального и социального происхождения, языка, пола,
политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения,
образования, профессии или других обстоятельств [3].

Цель культурной политики – в воспроизводстве
общенациональной картины мира, которая дифференцируется в локальные картины
мира отдельных социальных групп. Культурная политика направлена на реализацию
сущностных сил человека, на его самопроявление и творческое самовыражение [20, с.12].

Полномочия деятельности муниципалитетов в
социально-культурной сфере определены нормами Федерального закона от 06.10.2003
N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации». Так, в ст. 14 указанного нормативного акта закреплены вопросы
местного значения городского, сельского поселения, среди которых, в частности,
выделено следующее:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы