Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Виктимное поведение в подростковой среде
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
1. Глава 1. Теория и методика социологического исследования виктимного поведения подростков
1.1. Теоретический анализ зарубежных и российских публикаций о виктимном поведении подростков
1.2. Социологический проект по теме: виктимное поведение подростков
Выводы по первой главе
2. Глава 2. Социологический анализ виктимного поведения подростков
2.1. Факторы формирования виктимного поведение подростков (по результатам вторичного анализа данных)
2.2. Экспертная оценка виктимного поведения подростков (по результатам глубинного интервью)
2.3. Проявление виктимного поведения подростков (по результатам визуального анализа)
Выводы по второй главе
3. Заключение
4. Библиография
5. Приложения
Введение:
Актуальность и социальная значимость исследуемой проблемы
Проблема виктимности подростков является одной из важных проблем психологии. Виктимностью называют способность стать жертвой негативных явлений. Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств. Виктимизация человека зависит от темперамента, от генетической предрасположенности к саморазрушающему или отклоняющемуся поведению. Виктимность подростка представляет собой сочетание психофизических качеств, таких, как внушаемость, любопытство, жажда приключений и адреналина, доверчивость, неуравновешенность в поведении, а также социальной роли, статуса в группе, положения в семье. Лица этого возраста еще чаще начинают сомневаться в себе, своих способностях, знаниях. Итак, актуальность работы сопряжена с распространенностью виктимного поведения подростков и недостаточной степенью разработанности данной проблемы.
Социальная значимость исследуемой проблемы состоит в том, что изучение особенностей виктимного поведения, его причин, специфики профилактики может предотвратить негативные для подростков последствия.
Описание исследуемой проблемы
Главная проблема исследования состоит в том, что подростки являются самой уязвимой социальной группой подверженной виктимности. В данный возрастной период происходят только зачатки формирования взрослой личности, в соответствие с этим у подростка нет окончательно сформированной, устойчивой психики, поэтому некоторые неблагоприятные условия в жизни подростка могут выступить факторами формирования виктимной личности и как следствие подростки с виктимным поведением могут стать жертвами разного рода преступлений, получить проблемы психологического характера.
Основное противоречие состоит в том, что несмотря на то, что, такое явление, как виктимность, в достаточной степени описано в криминологии, социальные факторы, которые приводят к виктимности в подростковой среде остаются мало изучены на сегодняшний день.
Теоретические разработки по исследуемой проблеме
В научной литературе тема виктимного поведения подростков представлена в работах ряд исследователей. Т. Г. Бобченко, А. В. Нефедова выделяют качества личности подростков, склонных к виктимному поведению . В работе исследователей представлены результаты изучения качеств личности старших подростков, определяющих их склонность к виктимному поведению. Кроме того, авторами работы установлены взаимосвязи качеств личности подростков со склонностью к видам виктимного поведения и общей виктимностью, различия качеств личности подростков с низким и высоким уровнем склонности к виктимному поведению .
Ж. В. Кулеш, Е. В. Кочнева, Е. В. Кулеш убеждены в том, что повышенная виктимность подростков определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в системе социальных отношений, статусом, которое они занимают в семье . Ученые настаивают на том, что в современном российском обществе возникла необходимость разработки эффективной системы виктимологической профилактики. Авторами исследования приводится классификация подростков, которым присущ высокий риск виктимизации личности. В первую группу Ж. В. Кулеш, Е. В. Кочнева, Е. В. Кулеш относят подростков, для которых характерно преобладание отрицательных нравственно-психологических свойств, определяющих их винтимогенное поведение в конфликтной ситуации (лиц с различного рода характерологическими отклонениями (психопатии, неврозы, склонность к аффектам, повышенная демонстративность и т. п.). Во вторую группу риска включены подростки, ставшие жертвами посягательства в силу своего неосторожного, неосмотрительного поведения. Это происходит в силу недостаточности жизненного опыта не могут адекватно и своевременно предвидеть возможные негативные после, поэтому действия собственного поведения (согласилась сесть в машину к незнакомому человеку; решили, что не будет ничего страшного, если прыгнуть с моста и т. п.). Третья группа подростков с высоким риском виктимного поведения представлена личностями, ставшими жертвами обстоятельств объективного характера. К данной группе относятся лица с различного рода врожденными недугами (инвалиды детства), пережившие ситуации, связанные с достаточно высоким риском для жизни (жертвы катастроф, природных стихий и т. п.) .
В. О. Елисеева описывает проблемы социально-психологической профилактики тревожности у подростков, склонных к виктимному поведению . Помимо того, ученый разрабатывает программу социально-психологической профилактики тревожности подростков, склонных к виктимному поведению. В описании программы профилактики используются интерактивные методы: беседы, лекции, практические занятия, ролевые игры, упражнения, групповые дискуссии. Важным направлением в профилактики является работа с родителями, которые являются близким окружением подростка, а также агентами социализации. По мысли исследователя, в результате проведения программы подросток научится саморегуляции поведения, сможет конструктивно контролировать свое эмоциональное состояние, избегать конфликтные ситуации, также ожидается достижение адекватного уровня самооценки .
Теоретические объект и предмет
Объектом данной выпускной квалификационной работы является виктимное поведение. Предметом исследования является факторы и условия формирования виктимности в подростковой среде.
Цель и задачи исследования
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление причин виктимности в подростковой среде и определение специфики ее проявления.
Данная цель обусловила необходимость решения ряда задач:
1. провести теоретический анализ зарубежных и российских публикаций о виктимном поведении подростков;
2. разработать программу социологического исследования на тему: виктимность в подростковой среде;
3. на основе вторичного анализа данных определить факторы формирования виктимной личности в подростковой среде;
4. дать экспертную оценку виктимному поведению подростков на основании данных, полученных в ходе глубинного интервью;
5. провести визуальный анализ проявления виктимности подростков.
Научная новизна работы состоит в многоаспектном изучении виктимного поведения подростков.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования его результатов студентами, изучающими психологию, практикующими педагогами и психологами.
Структура работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении приводятся цель, задачи, актуальность исследования, его объект и предмет, показаны научная новизна и практическая значимость работы.
Первая глава «Теория и методика социологического исследования виктимного поведения подростков» содержит анализ зарубежных и российских публикаций о виктимном поведении подростков, а также социологический проект по теме: виктимное поведение подростков. Вторая глава данной выпускной квалификационной работы «Социологический анализ виктимного поведения подростков» носит практический харатер, содержит исследование виктимного поведения подростков и его экспертную оценку.
В заключении выпускной квалификационной работы приводятся выводы, полученные в ходе исследования.
Заключение:
В данной главе автор исследуют теоретический анализ основных причин виктимного поведения личности. В частности, в работе рассматриваются взаимосвязанные взаимосвязи между склонностью к агрессивному, самоповреждающему и саморазрушающему поведению жертвы и живостью, эмоциональностью и дотошностью.
Также изучаются взаимосвязи между склонностью к гиперсоциальному, зависимому и беспомощному поведению и беспокойством, неуравновешенностью, невротизмом и вовлеченностью. Существует также связь между осознанной виктимностью и аффективностью, невротизмом, принятием риска и контроля; между склонностью к некритическому поведению и вовлеченностью и контролем.
Затем авторы используют результаты исследования для классификации характерологических типов подростков, соответствующих различным типам виктимного поведения. Это депрессивный тип, склонный к агрессивному поведению жертвы; возбудимый тип, склонный к аутоагрессивному поведению жертвы; нарушенный тип, склонный к выражению просоциального поведения; нестабильный тип, склонный к зависимому поведению; любящий тип, склонный к некритическому поведению; и аффективный типсклонен к осознанному виктимному поведению.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теория и методика социологического исследования виктимного поведения подростков
1.1. Теоретический анализ зарубежных и российских публикаций о виктимном поведении подростков
Поведение, которое сегодня мы называем виктимгым и связанно с ним понятие буллинга, вероятно, сопровождало человечество на протяжении всей его истории. Злоупотребление властью в общественных отношениях могло восприниматься как проблематичное только после отмены рабства и введения демократических принципов равноправия граждан в западных странах европейской цивилизации.
Пока это поведение не подверглось систематическому исследованию, для него не существовало специального ярлыка. Согласно R. Kolář (2005), долгий и трудный путь привел к официальному существованию феномена виктимности. Хотя автор проявлял более глубокий интерес к этой проблеме в нашей стране уже в 1970-х годах, тема виктимного поведения не становилась предметом обсуждения до 1985 года, на основании его открытия в пражских колледжах. За исключением 1990 г., когда был опубликован методический материал «Феномен виктимности среди детей и молодежи», до 1992 г. в этой области не происходило ничего существенного.
Вдохновляющие эмпирические исследования, подтверждающие проблемы виктимности в наших школах, стали известны только в 1992–2001 годах. Объем собранных данных открыл возможность более глубокого осмысления данного вопроса и способствовал рождению специальной литературы, которая стала доступна на полках издательств и широкой публике.
В дополнение к феноменологическому описанию онтологической природы виктимности и буллинга профессиональные публикации добавили важные знания о методах профилактики, диагностики и инструкции по устранению этого социопатологического явления. Р. Колар (2005) в своем резюме начала лечения буллинга считает важным, например, создание обучающих семинаров для людей из области в данной области.
Точно так же, как мы отметили эволюцию нашего научного подхода к виктимному поведению, мы могли бы описать, как образ данного поведения в наших глазах изменился, и само лицо издевательств изменилось за эти годы. Следует учитывать, например, что помимо его легко видимой прямой формы (особенно физического насилия) мы должны уделять равное внимание и его травмирующей косвенной форме (форма скрытых атак), что труднее понять, но не менее опасно Также роль защитников в группе поначалу, в момент раскрытия грубых случаев школьной травли, казалась несуществующей или незначительной. Эксперты начали обращать внимание на детей, пытающихся помочь однокласснику, над которым издеваются, лишь в последние пятнадцать лет. С появлением компьютеров и других электронных средств появился совершенно новый вид буллинга — кибербуллинг и совершенно новый, соответственно, тип виктимности – кибервиктимность, которая выделяется в западной науке, но практически не освещена в российской.
Виктимность в значительной степени является зеркалом развития нашего поведения в обществе (изменение образа жизни, развитие и влияние технологий, упадок духовных ценностей, ориентация на производительность, нарастание образовательных проблем и т. д.) и тем быстрее темпы время, в котором мы живем, тем больше нам становится все труднее просто поймать ее. Поэтому одной из основных задач исследователей сегодня является акцентирование внимания на постоянно меняющемся характере буллинга. По словам М. Яношовой (2011), один из многообещающих способов понять природу виктимности — изучить это явление как процесс среди нынешнего поколения детей, которые относительно хорошо информированы о издевательствах. В рамках предотвращения издевательств также уместно пересмотреть этические принципы и мнения, которые дети используют для интерпретации издевательств.
«Травля свидетельствует о неконтролируемой агрессии, а также связана со слабо развитыми этическими и социальными чувствами. Однако значительный упадок общества также многое говорит о характере человеческой души, из которой, кажется, вырастает склонность причинять вред слабым» (Яношова, 2011, с. 4). По словам М. Яношовой, одной из необходимых предпосылок для снижения случаев школьного буллинга является понимание закономерностей детских и подростковых групп. Именно поэтому виктимность нельзя рассматривать в отрыве от буллинга и именно поэтому иностранные исследователи рассматривают ее в контексте обучения.
В стремлении к самостоятельности подросток вырастает из детского инфантилизма, но в то же время он еще не является эмоционально и социально самостоятельным, как взрослые, отчего в этой фазе развития личности он часто чувствует себя одиноким. Он естественным образом ориентируется на другую социальную группу, которая понимает его и вписывается в него. Таким требованиям к половозрелому отвечают подростки-ровесники, иными словами, те, кто «имеет схожие с ним проблемы и находится по отношению к нему в равном положении. Они составляют его группу поколений, с которой он разделяет мнения, ценности и нормы, а также предпочитаемый им образ жизни» (Вагнерова, 2008, с. 371).
Хотя формирование личности происходит практически всю жизнь, но с точки зрения виктимологической профилактики период взросления человека является наиболее важным. Ведь виктимогенные деформации личности не берутся «из ничего». Повышенные виктимные потенции приобретаются индивидом, видимо, ещѐ в детстве, и тем самым создаѐтся реальная возможность опасного для него развития событий, хотя сами эти события могут наступить и в отдаленном будущем (Кудрявцев, с. 57-59). В результате некоторых исследований доказано, что подросток с такими качествами личности как: неадекватной самооценкой, высоким уровнем тревожности и агрессивности, с эмоционально-волевой неустойчивостью, — «готов» стать жертвой насилия (Середа, 2000 С. 34).