Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Ведение фермерского (крестьянского) хозяйства как вид использования земельного участка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕРМЕРСКОМ (КРЕСТЬЯНСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ КАК ВИДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА.. 5
1.1.
Понятие земельного участка, особенности земельного участка
сельскохозяйственного назначения. 5
1.2.
Правовой статус фермерских (крестьянских) хозяйств. 13
ГЛАВА
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕРМЕРСКИХ (КРЕСТЬЯНСКИХ) ХОЗЯЙСТВ.. 21
2.1.
Имущественные основы и право собственности фермерских (крестьянских) хозяйств
на землю.. 21
2.2.
Охрана и рациональное использование земель, используемых для ведения
фермерского (крестьянского) хозяйства. 38
ГЛАВА
3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФЕРМЕРСКОГО (КРЕСТЬЯНСКОГО) ХОЗЯЙСТВА КАК
ВИДА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА.. 48
3.1.
Проблемы правового режима земельных участков, предназначенных для ведения
фермерского (крестьянского) хозяйства. 48
3.2.
Проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения как средства
обеспечения рационального использования земель, используемых для ведения
фермерского (крестьянского) хозяйства. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 75
Введение:
Актуальность темы. Возникновение крестьянских (фермерских)
хозяйств как новой организационно-правовой формы в аграрном секторе
национальной экономики стало возможным, в том числе, благодаря начавшейся в
начале 90-х годов прошлого столетия земельной реформе, которая предусматривала
существенное изменение земельных отношений, которые всегда регулируются
действующим в стране законодательством и являются по форме земельными
правоотношениями. Система сложившихся земельных отношений определяет
государственные механизмы управления земельными ресурсами, системы
хозяйствования на земле, формы собственности на землю.
Базовым элементом деятельности крестьянских (фермерских)
хозяйств является земельный участок, размер, качественные и технологические
характеристики которого должны соответствовать специализации, уровню и
возможностям производства. Поэтому четко обозначенные и законодательно
закрепленные со стороны государства условия предоставления земельных участков,
гарантированные права на них и защита интересов землепользователей являются
важным условием для развития новых форм хозяйствования на земле.
Представляется, что необходимо уделять большое внимание
совершенствованию механизмов правового и экономического стимулирования развития
и поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств. В настоящее время законодательно
закреплен упрощенный порядок предоставления земельных участков для ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства, а с целью удешевления работ по
оформлению соответствующей землеустроительной документации, а также
государственной регистрации их создания и возникновения права на них
предусмотрено, что эти мероприятия осуществляются за счет средств бюджета.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи
с осуществлением деятельности фермерского (крестьянского) хозяйства.
Предмет работы – нормы гражданского и земельного
законодательства, регулирующие земельные отношения с участием фермерского
(крестьянского) хозяйства, научная и учебная литература по вопросам,
рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – проанализировать ведение фермерского
(крестьянского) хозяйства как вид использования земельного участка.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие земельного участка, особенности
земельного участка сельскохозяйственного назначения.
2. Рассмотреть правовой статус фермерских (крестьянских)
хозяйств.
3. Изучить имущественные основы и право собственности фермерских
(крестьянских) хозяйств на землю.
4. Охарактеризовать охрану и рациональное использование
земель, используемых для ведения фермерского (крестьянского) хозяйства.
5. Исследовать проблемы правового режима земельных участков,
предназначенных для ведения фермерского (крестьянского) хозяйства.
6. Проанализировать проблемы оборота земель
сельскохозяйственного назначения как средства обеспечения рационального использования
земель, используемых для ведения фермерского (крестьянского) хозяйства.
Методологическая
основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие
как: метод комплексного юридического анализа, системный метод,
формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав,
объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Земли сельскохозяйственного назначения — это важнейшая из
всех категорий земель, поскольку состоит из наиболее ценных продуктивных
земель.
Критериями отнесения земель к землям сельскохозяйственного назначения
как отдельной от иных категории предложено считать два основных признака:
предназначение данных земель для нужд сельского хозяйства и отграничение
указанных земель ото всех других категорий земель.
Земли сельскохозяйственного назначения являются особым
объектом правовой охраны вследствие наличия особого свойства- плодородия. Это
подтверждается строгим целевым использованием земель, особым составом земель.
Почвы, будучи верхней частью земной коры, являются важнейшей
принадлежностью сельскохозяйственных, лесных и других земель. Изучая понятие
почвы, выявлено, что законодательство воздерживается от признания почв (или
плодородного растительного слоя), как принадлежности земли. В законе нет также
упоминания, что почвы являются имущественной ценностью, и как таковые могут
иметь денежную оценку, отдельную от денежной ценности земли. Исходя из того,
что законодатель присвоил земле свойства и характеристики почвы, можно сделать
вывод, что именно почва является объектом правовой охраны.
Земли сельхозназначения в России имеют особую значимость
ввиду обеспечения продовольственной безопасности страны, что влечет за собой их
особый правовой статус.
Представляется актуальным внести на рассмотрение
законодательно следующие предложения, которые должны будут положительно
повлиять на сложившуюся ситуацию: разграничить и дать четкое определение
критериям использования земель по целевому назначению и неиспользования
земельных участков. Например, отсутствие обработки почвы и зарастание
мелколесьем, установление срока неиспользования пашни и др.
Проведение контрольных мероприятий по использованию земельных
участков обеспечит соблюдение законодательства, устранения нарушений в неиспользовании
земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства
либо жилищного или иного строительства. Система санкций и штрафов должна иметь
четко урегулированную основу, что позволит избежать причинению ущерба сельскохозяйственным
землям, сокращению их количества и неэффективности использования.
Таким образом, на наш взгляд, реализация представленных
направлений и путей будет содействовать оптимизации и повышению эффективности
правового регулирования оборота земельных участков. Одновременно это позволит
надежно обеспечить реализацию прав свобод и законных интересов его участников.
Приходим к выводу о том, что Законодатель не стремится
актуализировать законодательство о КФХ. Поэтому нормативно-правовое
регулирование деятельности КФХ существенно отличается от иных корпоративных
форм. Специфика, присущая КФХ, не позволяет отнести данную
организационно-правовую форму юридических лиц к корпоративным организациям,
ввиду чего целесообразно исключить КФХ из системы корпоративных коммерческих
организаций посредством внесения соответствующих изменений в ГК РФ.
Что касается вопроса о необходимости существования КФХ как организационно
правовой формы юридического лица, существует две позиции: либо исключить КФХ из
системы действующего законодательства вообще, использовать вместо него более
удобные формы ведения бизнеса (ИП, ООО); либо модернизировать правовое
регулирование КФХ, сделав его более адаптированным к действующему
законодательству, усовершенствовав с точки зрения юридической техники. Сельское
хозяйство — особая стратегически важная сфера российской экономики, и регулирование
в этой сфере в условиях кризиса должно способствовать его производительности.
Поэтому на наш взгляд, КФХ следует сохранить как разновидность коммерческих
организаций при условии модернизации его правового статуса: целесообразно не только
дополнить статью о деятельности КФХ нормами о правовом статусе членов КФХ и его
имуществе, управлении им, но и принять новый Закон о КФХ, которым устранить
недостатки своего предшественника и учесть реформирование законодательства о
юридических лицах.
Действующая редакция статьи 79 Земельного кодекса наделила
субъекты Российской Федерации правом устанавливать перечни особо ценных продуктивных
сельскохозяйственных угодий. При формировании перечня земельных участков относимых
к особо ценным сельскохозяйственным землям важно установить критерии, по
которым будут выделяться зоны исключительно сельскохозяйственного назначения.
В законодательство, регулирующее правовой режим земель
сельскохозяйственного назначения, целесообразно внести следующие изменения:
1) привести п. п. 5, 6 ст. 22 ЗК РФ в соответствие со ст.
615 ГК РФ, предусматривающей получение согласия арендодателя для совершения
арендатором сделок по распоряжению своими правами и обязанностями по договору
аренды земельного участка;
2) в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения» внести ряд изменений: в ст. 8 установить, что срок для произведения
расчетов между продавцом земельного участка из состава земель сельскохозяйственного
назначения и покупателем — публичным образованием не может быть более чем 90
дней с момента заключения договора купли-продажи земельного участка; из абз. 2
п. 1 ст. 1 исключить фразу «индивидуального жилищного, гаражного строительства»;
в п. 3 ст. 9 предусмотреть минимальный срок договора аренды земельных участков
из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящегося не только в
публичной, но и в других формах собственности, продолжительностью в 10 лет; в
ст. 6 закрепить срок, по истечении которого земельный участок может быть изъят
у собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования земельного
участка в течение двух и более лет подряд с момента выявления фактов его
ненадлежащего использования в рамках государственного земельного надзора;
3) в ст. 3 Федерального закона «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве» установить, что право на создание фермерского хозяйства имеют
дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без
гражданства, имеющие среднее специальное или высшее образование в аграрной сфере.
Также целесообразно изложить пункт второй части второй ст. 3
ФЗ о КФХ в следующей редакции: «2) в случаях создания крестьянского
(фермерского) хозяйства в качестве юридического лица — граждане, не состоящие в
родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан
не может превышать пяти человек».
Кроме того, в Земельный кодекс РФ следует внести изменения,
касающиеся введения общего запрета на изменение целевого назначения земель,
входящих в зоны сельскохозяйственного использования, включая и те земли, и
земельные участки, которые «вошли» в границы населенного пункта в результате
изменения категории, это позволит реализовать важнейший принцип земельного права
— принцип рационального использования земель.
Состояние земельных ресурсов, последствия их использования должны
постоянно находиться в центре внимания при решении вопросов, связанных как с
состоянием и охраной окружающей природной среды, как и с социально-экономической
деятельностью человека. В настоящее время снижается плодородие почв, ухудшается
состояние земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства.
Почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и
загрязнению, теряет способность к восстановлению свойств и воспроизводству
плодородия и требует надлежащего государственного, муниципального контроля. Государственный
надзор и муниципальный контроль выступает в качестве метода управления
земельными ресурсами. Одной из основных целей такого контроля и надзора следует
назвать обеспечение функционирования механизма правового регулирования
земельных правоотношений. К основному направлению государственного надзора и
муниципального контроля следует отнести превентивную функцию, то есть функцию
предупреждения или предотвращения противоправного воздействия на земли, которое
еще не произошло, но имеется высокая вероятность наступления вредоносных
последствий.
Одним из важнейших условий рационального использования и
охраны земельных ресурсов является наличие методического инструментария,
позволяющего произвести объективную оценку земель и на ее основе выработать
оптимальное управленческое решение по определению их пригодности под различные
виды сельскохозяйственной деятельности. Определение критериев оценки земель в
сельском хозяйстве может считаться основанием для выявления наиболее
нуждающихся в охране земель сельскохозяйственного назначения.
В настоящее время за неиспользование земельного участка
сельхозназначения по целевому назначению или использование с нарушением
законодательства РФ предусмотрена административная, уголовная и
земельно-правовая ответственность. Институт принудительного изъятия земельного
участка из земель сельскохозяйственного назначения у правообладателя является
тем правовым средством, с помощью которого обеспечивается стабильность оборота
земель и экологическая безопасность.
Существующие меры юридической ответственности не могут
зачастую выполнить одну из важнейших своих функций — восстановить положение,
существовавшее до нарушения права, по той причине, что взыскиваемые суммы в
счет возмещения убытков не могут покрыть затрат на восстановление земель. Несмотря
на то, что действующим законодательством РФ предусмотрена ответственность
должностных лиц за неисполнение, ненадлежащее исполнение своих должностных
полномочий, превышение должностных полномочий, фактически допускается перевод
земель сельскохозяйственного назначения в иные категории.
Представляется целесообразным ужесточить ответственность
глав сельских поселений и иных должностных лиц за нарушение порядка перевода
земель сельскохозяйственного назначения в иные категории.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕРМЕРСКОМ (КРЕСТЬЯНСКОМ)
ХОЗЯЙСТВЕ КАК ВИДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА 1.1. Понятие земельного участка, особенности
земельного участка сельскохозяйственного назначения Вопросы,
связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, а
также с правовым регулированием земельных отношений в Российской Федерации всегда
были достаточно актуальными в связи с тем, что Россия занимает первое место в
мире по количеству территории, в значит и по земельным ресурсам. Это
обстоятельство предполагает необходимость создания эффективного
организационного и нормативно-правового механизма управления земельными
ресурсами. Советская экономика, основанная на государственной собственности на
все земельные участки, показала свою неэффективность, поэтому в начале
девяностых годов прошлого века была начата земельная реформа с целью привидение
правовых основ регулирование земельных отношений к новой экономической системе[1].
Земля, вовлеченная в общественные отношения, определяется правом
и как недвижимая вещь, и как природный объект, поскольку вовлечение земельных
участков в оборот не уменьшает значения ее самой как природного объекта или как
места расположения природных объектов. Поэтому необъективно приравнивать землю
как вид имущества, к таким видам, как, например, здания, строения, иные вещи,
созданные руками людей по их воле[2].
Обратим внимание на то, что в действующем ЗК РФ[3] отсутствует понятие
земельного участка как объекта земельных правоотношений. Такое понятие ранее
содержалось в п. 2 ст. 6 ЗК РФ, утратившим силу в 2008 году. Согласно данной
норме, земельный участок как объект земельных отношений представлял собой часть
поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и
удостоверены в установленном порядке. В данном определении подчеркивалось, что
речь идет о земельном участке как объекте земельных отношений. Последующее
определение земельного участка, содержащееся в ст. 11.1 ЗК РФ, обошло стороной
данный нюанс[4].
В ст. 11.1 ЗК РФ устанавливалось, что земельным участком является часть земной
поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Данное определение также утратило силу в 2015 году.
Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ: «Земельный участок как объект
права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю
является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности
и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально
определенной вещи».
Действующее определение земельного участка предлагает
рассматривать его как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ
прав на землю, видимо, в данном случае подчеркивается связь с гл. 17
Гражданского кодекса Российской Федерации[5]. [1]
Гериханов С.С. Земельная реформа на современном этапе // Молодой ученый. 2017.
№ 4 (138). С. 587-590. [2]
Максимов И.А. Анализ определения понятия «земельный участок» // Проблемы науки.
2018. № 3 (27). С. 63-65. [3]
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от
02.07.2021) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147. [4]
Бетхер В.А. О некоторых проблемах правового режима недвижимости в аспекте
реформирования земельного законодательства Российской Федерации // Вестник
ОмГУ. Серия. Право. 2015. №3 (44). С. 137. [5]
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред.
от 28.06.2021) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.