Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Валютное регулирование и валютный контроль экспортно-импортных операций
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Понятие и способы
валютного регулирования экспортно-импортных операций 5
1.1 Понятие и правовое
обоснование валютного регулирования. 5
1.2 Способы валютного
регулирования экспортно-импортных операций. 11
Глава 2. Правовое
регулирование валютного контроля экспортно-импортных операций 17
2.1 Валютный контроль как
организационно-правовая форма. 17
2.2 Компетенция таможенных органов в валютной сфере. 31
Глава 3. Разработка
рекомендаций по совершенствованию валютного регулирования и контроля
экспортно-импортных операций. 35
3.1 Проблемы осуществления
валютного контроля и пути их решения. 35
3.2 Рекомендации по
совершенствованию и развитию валютного контроля экспортно-импортных операций. 54
Заключение. 60
Список используемой литературы.. 65
Введение:
Эффективное функционирование национальной экономики в системе
мирохозяйственных связей предлагает выработку каждой страной
собственной валютной политики.
Валютное регулирование является
одним из основных
средств реализации валютной политики государства. На фоне происходящих процессов интеграции отдельных
стран в мировую экономику и глобализации финансовых рынков государственное валютное
регулирование необхо- димо для
поддержания равновесия платежного баланса, противодействия утечке
капитала и обеспечения притока иностранных инвестиций, зашиты внутреннего
валютного рынка от негативного воздействия иностранного спекулятивного капитала и достижения других
целей валютной политики. При этом валютное
регулирование не должно мешать развитию
международных экономических отношений, в том числе эффективному размещению капитала, снижать инвестиционную привлекательность экономики1. В этой связи
задача регулирующих государственных органов заключается в выборе оптимального сочетания административных и рыночных методов
валютного регулирования в зависимости от складывающейся экономической ситуации.
Валютный контроль представляет собой финансово-правовой институт, то есть совокупность финансово-правовых
норм, определяющих цели и задачи валютного
контроля, устанавливающих финансово-правовой статус органов и агентов валютного
контроля, формы и методы осуществления валютного контроля.
Финансово-правовое регулирование валютного
контроля осуществляется не только на основе общей теории финансового контроля и
надзора, но и с учетом
субъектного состава валютных операций,
попадающих под юрисдикцию Российской Федерации.
Государственными органами, осуществляющими валютное регулирование,
согласно ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", являются Центральный банк Российской Федерации
и Правительство Российской Федерации (ст. 5 Закона).
Важнейшую роль в регулировании валютного рынка играет Банк России и Правительство РФ, что и обусловливает актуальность темы данной работы,
целью которой является
исследование роли Банка России, Правительства Российской Федерации и иных Федеральных органов исполнительной
власти в регулировании и развитии валютного рынка России и возможности совершенствования законодательства
Российской Федерации в сфере валютного
регулирования.
Для достижения поставленной цели в работе
решены следующие задачи:
1. рассмотрено законодательство Российской Федерации о валютном
регулировании;
2. раскрыто понятие валютного регулирования;
3. охарактеризовано место Банка России в системе валютного
регулирования и методы, применяемые им при осуществлении валютного регулирования;
4. охарактеризовано место Правительства Российской Федерации в системе валютного
регулирования;
5. рассмотрены основные тенденции
развития валютного законодательства и его совершенствование. Объект исследования – общественные
отношения в сфере валютного регулирования РФ. Предмет
исследования – нормы финансового права, обусловленные отношениями в сфере организации порядка
осуществлении валютного регулирования в РФ. Поставленные
цель и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения,
трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Валютное регулирование определяется как деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка
совершения валютных операций.
Валютная политика и основные ее направления регулируются законом Российской Федерации «О валютном
регулировании и валютном контроле». Валютный контроль
как финансово-правовой институт
имеет ряд особенностей. Нормы, его составляющие, нацелены на обеспечение режима законности в валютной сфере. Они регламентируют финансовые отношения, возникающие между органами, агентами
валютного контроля, резидентами и
нерезидентами как участниками валютных
правоотношений.
Финансово-правовое регулирование валютных отношений составляет самостоятельное направление финансовой деятельности российского государства. Правовое
регулирование валютного контроля
относится к предмету
исключительного ведения Российской Федерации. Согласно статье
71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится:
— установление правовых основ
единого рынка;
— финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная
эмиссия, основы ценовой политики;
— федеральные экономические службы,
включая федеральные банки.
Наличие у федерального законодателя собственной дискреции
в регулировании валютного
контроля является необходимым условием обеспечения законности и правопорядка в сфере валютных
правоотношений.
Функции валютного
законодательства:
— Регулирующая функция – основывается на установлении
прав и обязанностей субъектов, которые участвуют в валютных
операциях.
— Контрольная функция – осуществление контроля
за соблюдением валютного законодательства.
Объектами валютного
законодательства являются:
— валюта, утвержденная в России (банкноты и монеты,
денежные средства на банковских счетах).
— внутренние ценные бумаги (номинальная стоимость
эмитированных и зарегистрированных в России ценных бумаг осуществляется в национальной валюте
России).
— внешние ценные бумаги (которые не относятся к
внутренним согласно Закону).
— валютные ценности (валюта
иностранных государств, драгоценные металлы, драгоценные камни).
— иностранная валюта (банкноты, монеты, денежные
средства на банковских счетах,
которые являются законными
средствами для осуществления платежей иностранным государством).
Под валютным
законодательством подразумевают правовые
нормы, принципы организации валютных операций, а также организацию контроля за соблюдением нормативно-законодательной базы по валютным операциям. Первый блок валютного законодательства – к нему относятся документы нормативного и законодательного характера, которые
направлены на регулирование и контроль валютных
операций.
Основной акт, который представляет валютное законодательство, есть Закон
Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». Целью создания Закона было стабилизация валютного рынка внутри
страны, установление единой валютной политики
на уровне государства, для дальнейшего развития
экономического состояния страны и мировой торговли.
Основные положения:
—
приведены основные понятия
сферы валютных операций;
—
классифицированы валютные операции
по признакам;
—
права и обязанности участников валютных операций;
—
организация валютных операций;
—
состав органов валютного
контроля;
— предусмотренная ответственность за нарушение валютного
законодательства.
Законом предусмотрены следующие принципы:
— Единая система внутренней и внешней валютной
политики государства.
— Ограничение вмешательства государства в операции с
валютными ценностями. между субъектами.
— Единая система
валютного регулирования и контроля.
— Защита прав и интересов субъектов валютных операций.
Второй блок валютного
законодательства – это законодательная и нормативная
база по регулированию внешнеэкономической деятельности, деятельности организаций с функциями валютного
регулирования и контроля, и организаций проводящих сделки
с использованием валютных ценностей. (Закон
«О биржах», «О банках и банковской деятельности» и т.д.)
Третий блок – блок общих законов
(Конституция, Кодексы).
Пункт 2 статьи 75 Конституции указывает,
что защита и обеспечение устойчивости
рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов
государственной власти. Пункт 1 статьи 75 Конституции РФ, указывая на функции
ЦБ РФ, определяет исключительное право Центрального банка
Российской Федерации на осуществление денежной эмиссии.
Пункт 12 статьи 4 Федерального закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указывает, что он организует и осуществляет валютное регулирование в
соответствии с законодательством РФ.
При этом необходимо отметить, что основная функция Центрального банка РФ – обеспечение стабильности национальной валюты – осуществляется при соблюдении макроэкономических показателей и ориентируясь,
несмотря на статус независимого банка, на экономическую политику Правительства РФ. Кроме того, полномочия ЦБ РФ
регулируются Бюджетным кодексом
РФ и некоторыми другими федеральными законами.
2 февраля 2016 года Президентом РФ был подписан
указ об упразднении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
(«Росфиннадзор»). Предполагается, что Служба будет объединена с Федеральным казначейством, а функции органов
валютного контроля, выполняемые Росфиннадзором, будут переданы
Федеральной налоговой службе (ФНС) и Федеральной таможенной
службе (ФТС). Росфиннадзор являлся
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
органа валютного контроля с 2004
года.
В сложившейся экономической и политической ситуации в стране и мире требуются следующие
изменения российского валютного
законодательства.
Во-первых, следует продолжить либерализацию российского валютного законодательства в отношении
физических лиц посредством устранения необоснованных ограничений в отношении валютных
операций между физическими лицами (ст. 9 ФЗ О валютном
регулировании). Контроль за валютными операциями между физическим
лицом и юридическим лицом в области
договорных, трудовых и корпоративных отношений, может быть сохранен
за счет сохранения валютных ограничений в отношении юридических лиц и за счет применения к данным операциям
общих запретительных норм других отраслей
права, не требующих
понятия валютного резидентства.
Во-вторых, из Закона о валютном
регулировании необходимо исключить перечень разрешенных операций по
счетам физических лиц в банках за пределами территории РФ (ст. 12). В условиях
полной либерализации трансграничных операций физических лиц ограничены должны
быть лишь те операции российских экономических агентов, которые
связаны с нарушением налогового или уголовного законодательства (например, связанных с торговлей оружием,
наркотиками, финансированием терроризма, коррупцией, уклонением
от уплаты налогов и пр.).
Контроль за незаконными операциями следует осуществлять за счет законодательства страны открытия счета,
международного сотрудничества, а также налогового, уголовного и административного законодательства РФ. На первом
этапе может быть предложено исключение перечня разрешенных операций
лишь для счетов,
открытых в странах
ОЭСР/ФАТФ и заключивших соглашения об обмене информацией с РФ.
В-третьих, при разработке порядка декларирования физическими лицами информации о зарубежных счетах вполне достаточно обязать физических лиц
– налоговых резидентов РФ (по итогам календарного года) предоставлять информацию об остатках на отчетную дату и оборотах
за отчетный период по своим
зарубежным счетам. В случае возникновения обоснованных
подозрений в совершении незаконных операций налоговые органы имеют право запросить у банка на основании заключенных международных договоров подтверждающие документы, в том числе детальный перечень совершенных операций. При выявлении незаконных операций
к нарушителю должны применяться соответствующие меры уголовного и налогового, но не валютного
законодательства.
В-четвертых, понятие валютного
резидентства должно быть синхронизировано с понятием налогового резидентства. Это позволит
снизить избыточное регулирование. Учитывая, что декларирование зарубежных счетов осуществляется физическим лицом в налоговом
органе, такая процедура должна быть объединена с декларированием доходов
с целью уплаты
налогов.
В-пятых, для стимулирования процесса деоффшоризации срок амнистии по нарушениям валютного
законодательства целесообразно распространить на операции, совершенные до 1 января 2016 г. или до момента подачи декларации по налоговой амнистии
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и
способы валютного регулирования экспортно-импортных операций 1.1 Понятие и
правовое обоснование валютного регулирования Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на:
— создание и обеспечение функционирования государственных органов
валютного регулирования и валютного контроля;
— установление и реализацию определенного порядка проведения операций с валютными
ценностями на внутреннем валютном рынке;
— установление порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за
рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;
— обеспечение и защиту
имущественных прав на валютные ценности;
— регламентацию международных расчетов;
— поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;
— обеспечение желательного (интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия
страны с мировым валютным рынком.
В литературе высказаны
различные точки зрения относительно понятия
валютного регулирования [6], данное понятие определяется как деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка
совершения валютных операций.
Объектом регулирования являются
порядок и условия
проведения:
— операций в валютах;
— операций и сделок
с другими валютными ценностями;
— торговых и других экономических отношений с нерезидентами.
Субъектами, подвергающимися регулированию, являются: