Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Усыновление, как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ УСЫНОВЛЕНИЯ.. 6
1.1. История
развития института усыновления в России. 6
1.2.
Усыновление как одна из форм устройства и воспитания. 16
ребенка. 16
ГЛАВА 2.
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ УСЫНОВЛЕНИЯ В РФ.. 22
2.1. Условия
и порядок усыновления (удочерения) 22
2.2. Правовые
последствия усыновления (удочерения) 34
ГАЛВА 3
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «УСЫНОВЛЕНИЕ В РФ» В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. 51
3.1.
Лабораторный урок по праву, как форма учебного занятия. 51
3.2.
Методические материалы к лабораторному уроку «Проблемы и перспективы
усыновления, как способа защиты прав и интересов детей в российском
законодательстве». 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 65
Введение:
Актуальность. Актуальность
работы обусловлена относительно недавними изменениями редакции главы 19
Семейного Кодекса РФ (далее СК РФ)[1],
регламентирующей порядок усыновления, неоднозначной судебной практикой,
складывающейся при рассмотрении дел об усыновлении. К тому же количество детей,
оставшихся без родителей не уменьшается, несмотря на предпринимаемые
государством меры. Поэтому усыновление является одним из приоритетных форм
принятия в семью.
Институт
усыновления считается одним из старейших правовых институтов старающегося
регламентировать устройство детей – сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. С течением времени многое менялось в законодательстве относительно
усыновления. Отношение к этому вопросу в России было неоднозначным во все
времена. На любом историческом этапе перед цивилизованным обществом, возникали
проблемы, в связи с устройством детей, оставшихся без родительской опеки. Нужно
было заботиться о них, защищать их интересы, следить за их жизнеобеспечением.
Конечно, следует отметить, что забота о детях, оставшихся без попечения
родителей – это и вынужденная обязанность любого государства, обеспечивающего
собственную безопасность. Как не печально об этом говорить, но детей – сирот, у
которых на самом деле нет родителей, крайне небольшой процент.
В
настоящее время, по различным данным, в России без попечения родителей остались
около 700 тысяч детей, что составляет, согласно сведений Федеральной службы
государственной статистики, около 5 % от всего количества детей, оставшихся без
попечения родителей[2].
У остальных же биологические родители есть, но они по каким – либо причинам
лишены родительских прав. Речь в основном идет о деклассированных элементах:
наркоманах, алкоголиках, людях, ведущих неправильный (мягко говоря) образ
жизни. Есть еще ряд причин, по которым родители не могут дать должный уход и
заботу своим детям: отъезд родителей на работу в другую страну, длительная
командировка или экспедиция родителей, переезд ребёнка в другой город на учёбу,
тяжёлая болезнь родителей, тюремное заключения родителей, иные обстоятельства,
не позволяющие матери и отцу заботиться о ребёнке. Это, если можно так сказать,
«уважительные причины», по которым родители не могут какое-то время находиться
рядом со своими детьми. Исключение составляет только отбывание в местах лишения
свободы. Их уж уважительной никак не назовёшь.
Для того, чтобы облегчить процесс восприятия школьниками
информации, эту тему целесообразно изучать в рамках лабораторного урока.
Лабораторный урок предполагает самостоятельную работу школьников с
нормативно-правовыми актами. Работа в таком формате не только способствует
расширению знаний школьников о процессе усыновления, но и направлена на
развитие критического мышления, умений анализировать документы, коммуникативных
умений.
Степень научной
изученности. К рассматриваемой теме обращались такие
авторы как М.В. Антокольская, Е.А. Брылева, Е.М. Ворожейкин, А.Д. Градовский,
А.Н. Лёвушкин, А.М. Нечаева, Е.А. Рыжова, О.Ю. Юрченко и других авторов, чьи
труды посвящены проблемам института усыновления.
Источниковой базой исследования являются: Конституция РФ, СК
РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы,
регламентирующие процедуру усыновления в РФ; эмпирическую базу исследования
составляет судебная практика.
Объект исследования — отношения, складывающиеся
в процессе усыновления, а так же процесс изучения института усыновления [1]Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N
223-ФЗ(ред.04.02.2021)//Собрание законодательства Российской Федерации от 1
января 1996 г. N 1 ст. 16 (дата обращения 19.03.2021) [2]
https://rosstat.gov.ru/folder/13807?print=1
Заключение:
Зарождение ранних
форм усыновления относится к древнерусскому периоду. Обычное русское право
предусматривало правила и процедуры усыновления. В ХVI веке, в царствование Ивана IV, впервые, государство
начинает законодательно регулировать процесс усыновления, стали возникать
первые сиротские дома. Развитие
государственных форм призрения было продолжено в период реформ Петра I и Екатерины II. Становление
усыновления как социально-правового института в России относится к XIX веку. В
течение всего ХIХ века достаточно много внимания уделялось опеке и
попечительству. Советский период
характеризуется стремительным реформированием института опеки и попечительства.
Основное назначение института усыновления заключается в защите прав и законных
интересов несовершеннолетних, обязанность такой защиты возложена на
государство. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года урегулировал отношения,
связанные с усыновлением и институт усыновления (удочерения). В кодексе
вводится термин «удочерение», что предусматривает усыновление детей обоего
пола. Согласно ст.110 Кодекса «О браке и семье РСФСР», тайна усыновления
охранялась законом. За разглашение тайны усыновления была предусмотрена санкция
в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР. Усыновление признано самой
приоритетной формой устройства детей, обеспечивающей их интересы.
Усыновление (удочерение) является приоритетной формой
устройства несовершеннолетнего в семью, где между усыновителем и усыновленным
возникает определенная правовая связь как личных неимущественных, так и имущественных
отношений, а иначе, как между родителями и детьми по происхождению. Усыновитель
– лицо, взявшее на себя обязанность воспитывать ребенка.
Процесс усыновления сопровождается особой спецификой.
Усыновителям полагается выплата. Она является поощрением, помощью, основными
средствами, позволяющими покрыть расходы по воспитанию малыша. Усыновленные
дети получают все права родного ребенка, имеют так же обязанности. Федеральное
законодательство регламентирует помощь усыновителям. Приемный родитель вправе получать
региональные выплаты. Они зависят от местного бюджета.
Удочерение или усыновление ребенка всегда проходит с
участием судебной системы. Органы опеки и попечительства также принимают
непосредственное участие в процессе, поскольку новые родители не всегда
способны адекватно оценить будущие тяготы воспитания усыновленных детей. При
усыновлении родители обязуются дать ребенку полноценное нравственное,
психическое и физическое развитие. Правовые основы порядка и условий
усыновления изложены в СК РФ, ст. 19.
Потенциальным усыновителям необходимо пройти медицинское
обследование, по результатам которого выдается разрешающее заключение. При
условии конкурентного обращения нескольких лиц в отношении усыновления одного
ребенка приоритет получит семья, имеющая родственную связь с усыновляемым.
Лабораторный урок – форма учебного занятия, на котором
организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику
или по источникам.
Лабораторная форма организации обучения на уроках права
представляет собой комплекс методов и приемов создания условий для
самостоятельной деятельности учащихся.
Для лабораторного занятия характерны: высокая степень
самостоятельности учащихся в изучении новой темы; различные источники знаний;
деятельность учителя в качестве организатора и консультанта.
Виды лабораторного занятия, которые организуются на
уроках права, могут быть организованы при работе с учебником или с юридическими
документам.
Разработаны методические материалы к лабораторному уроку
«Проблемы и перспективы усыновления, как способа защиты прав и интересов детей
в российском законодательстве».
Работа на уроке выстроена так, что после него школьники
смогут рассказать о неоднозначности института усыновления в Российской
Федерации. Работа, которую предлагает школьникам учитель на уроке, направлена
на продолжение формирования у учащихся анализировать нормативно-правовые акты.
Содержание материалов для лабораторной работы ориентированно на то, что
познакомившись с ним, проанализировав его, ученики смогут предъявить собственное
отношения к проблеме и перспективам усыновления, как способа защиты прав и
интересов детей в российском законодательстве.
Разработанный в работе урок необходимо включать в
школьную программу, а также во неурочную деятельность, что поспособствует
ознакомлению школьников с этим сложным правовым явлением.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
УСЫНОВЛЕНИЯ 1.1. История развития института усыновления в
России
Понятие усыновление можно рассматривать в различных аспектах. Так,
усыновление является одним из древнейших семейно-правовых институтов, как
наиболее оптимальная форма устройства детей, оказавшихся без попечения
родителей. В тоже время, усыновление — это юридический факт, в итоге которого
между усыновителем и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным — с
другой, появляются те же права и обязанности, как между родителями и детьми.
Впервые об усыновлении законодательно идет речь еще в 1750-х годах до н.э.,
в Своде Законов Хаммурапи. Стоит отметить, что в данном Своде усыновлению было
посвящено приблизительно 70 параграфов. Например, в §185 закреплено, что если
человек взял на усыновление малолетнего и вырастил его, то этот воспитанник не
может быть потребован обратно родителями по иску. Однако в §186 сказано, что
если человек взял на усыновление малолетнего, а тот после того как его взяли,
увидел свою мать или отца, то воспитанник имеет право вернуться в дом своего
родного отца[1].
В во 2-3 веках нашей эры институт усыновления упоминался в трудах трудах
Ульпиана — знаменитого римского юриста[2].
По законодательству Древнего Рима необходимыми условиями для усыновления
являлись:
— усыновитель, как правило, был мужчина;
— усыновитель не должен был быть подвластным;
— усыновитель должен был быть старше ребенка как минимум на 18
лет.
Усыновление, как «искусственное сыновство», существовало в Древней Руси в
период язычества, на смену которого пришло христианство с особым церковным
обрядом «сынотворения», которое было установлено епархиальным архиереем. Эти
требования, предъявляемые к процедуре усыновления, были основаны на нормах
византийского права, под влиянием которых в то время находилась Русь.
В период реформ Петра I, а также в эпоху царствования Екатерины II, вопросы,
касающиеся усыновления, не подвергались существенным изменениям. Специальных
норм, касающихся процедуры усыновления, не существовало. Только в порядке
исключения она была разрешена двум братьям-графам путем усыновления старшего
внука их сестры. Такого рода разрешение явилось в будущем основанием для других
усыновлений с позволения императрицы в каждом отдельном случае[3]. [1]Гонгало Б. М., Крашенинников П. В.,
Михеева Л. Ю. Семейное право / под ред. П.В. Крашенинникова – М.: Статут, 2016
– 158 с. [2]Глухарева
В.Г. История развития института установления усыновления (удочерения) в России
/ В.Г. Глухарева // История государства и права. 2016 № 1 С. 39 — 41 [3]Анненков К.Н. Система русского гражданского права. Т. 6:
Право наследования / К.Н. Анненков. СПб.2017.