Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Устные упражнения на уроках математики как средство совершенствования вычислительных навыков младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы использования устных упражнений на уроках математики как средство совершенствования вычислительных навыков младших школьников 7
1.1. Устные упражнения и их роль в формировании вычислительных навыков 7
1.2. Методика использования устных упражнений на уроках математики 14
Глава 2. Организация практической работы по формированию вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики 22
2.1. Изучение уровня сформированности устных вычислительных навыков младших школьников на уроках математики 22
2.2. Реализация заданий, направленных на формирование и совершенствование вычислительных навыков 30
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 35
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 41
Приложение
Введение:
Актуальность исследования. Математика является одной из важнейших наук на земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителю необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные виды устных упражнений. Устный счет активизирует мыслительную деятельность, развивает память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух.
Устный счет – это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер. Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учащихся. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение.
Устные упражнения – одно из средств формирования устных вычислительных навыков. Именно во время устной работы ученик эффективно учится устанавливать связи между объектами, явлениями, сравнивать, обобщать их, развивает память, наряду с этим развивает и гибкость мышления, учится контролировать свои рассуждения. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение.
Проблема совершенствования методики устных вычислений при обучении детей математике всегда была и остается актуальной. Необходимость организации и проведения устных вычислений продиктована образовательными, практическими и развивающими целями. Устные вычисления в сочетании с иными видами упражнений способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию логического мышления, сообразительности, памяти, творческих начал и волевых качеств. Высокая культура устных вычислений имеет немаловажное значение для облегчения письменных вычислений, обеспечивая их правильность и экономя время.
Важность и необходимость устного счета на уроках математики в начальной школе доказывать не приходится. Значение его велико и в отношении привития детям интереса к предмету, и формирования прочных вычислительных навыков, и развития личностных качеств ребенка. Создание определенной системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать систему устных упражнений на уроках математики как средство совершенствования вычислительных навыков младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования вычислительных навыков младших школьников.
Предмет исследования: устные упражнения на уроках математики как средство совершенствования вычислительных навыков младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем, что если в процессе устного счета на уроках математики будет использована серия методических приемов, элементы занимательности, дидактических игр и устных упражнений, то уровень развития вычислительных навыков у младших школьников значительно возрастет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему формирования вычислительных навыков
в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать методику использования устных упражнений на уроках математики.
3. Провести практическую работу по формированию вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики.
Методы исследования: теоретические (изучение педагогической, психологической, методической, периодической и учебной литературы по теме исследования; анализ, синтез, обобщение); эмпирические (наблюдение, тестирование).
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации психолого-педагогического анализа совершенствования вычислительных навыков младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанную систему заданий можно использовать в практике учителей начальных классов для формирования вычислительных навыков младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
В первой главе рассмотрели теоретические основы использования устных упражнений на уроках математики как средство совершенствования вычислительных навыков младших школьников. Пришли к выводу, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными.
Решение проблемы, связанной с формированием умений и навыков устного счёта на уроках математики является первостепенной задачей процесса математического образования. Важно понимать, что именно устные вычисления составляют основу всей дальнейшей математической деятельности учащихся, поэтому перед учителем стоит очень важная задача – найти оптимальный и эффективный путь, направленный на формирование умений и навыков устного счёта у младших школьников на уроках математики. К этому следует добавить, что овладение приемами устного счета является очень важным процессом получения математического знания, поэтому этот вид деятельности, в структуре урока является отдельным этапом. К основным задачам по формированию умений и навыков устного счёта следует отнести, формирование правильных и чётких понятий о знаках, числах и о правильном названии компонентов в выражении.
Изучив и проанализировав педагогическую, методическую и психологическую литературу, пришли к выводу, что устный вычислительный навык является неотъемлемой частью усвоения математических знаний на всех этапах обучения математике. При формировании устного вычислительного навыка используют разнообразные правила и приемы, которыми обучают по специальной методике. Методика включает в себя несколько этапов: подготовка к введению нового приема, ознакомление с вычислительным приемом, закрепление знания приема и выработка вычислительного навыка. Для автоматизации устного вычислительного навыка должны проводиться систематические упражнения.
Во второй главе провели практическую работу по формированию вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики.
Результаты констатирующего этапа показали, что высокого уровня не проявилось, 33% учащихся показали низкий уровень сформированности вычислительных навыков и 67% учащихся показали средний уровень.
Проанализировав результаты первого этапа, была составлена система устных упражнений, для формирования вычислительных навыков устного счёта у младших школьников. В ходе формирующего этапа подобрали устные упражнения по следующим направлениям: работа с математическими выражениями; решение задач; устные упражнения при работе с уравнениями; использование занимательных упражнений.
Проанализировав и систематизировав результаты контрольного этапа, получили результаты, доказывающие эффективность проделанной работы на формирующем этапе исследования. Таким образом, видим, что низкий уровень не проявился, 33% учащихся показали высокий уровень сформированности вычислительных навыков и 66% учащихся показали средний уровень.
Результаты работы позволили сделать вывод, что использование выбранных типов заданий на уроках математики возбуждает у детей интерес к предмету, стимулирует их активную деятельность и позволяет более прочно сформировать вычислительные умения и навыки. Результаты опытно-практической работы позволили сделать нам вывод об эффективности реализации приёмов устного счёта. По всем показателям у второклассников за время систематического применения упражнений с применением устного счёта наблюдалась положительная динамика, что позволяет сделать вывод, что поставленная цель по выявлению влияния устного счёта на формирование вычислительных умений и навыков детей младшего школьного возраста в процессе обучения математики, достигнута.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены. Гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
1.1. Устные упражнения и их роль в формировании вычислительных навыков
Для формирования навыков устных вычислений устные упражнения по-прежнему являются одной из основных форм работы. При изучении других вопросов курса (нумерация чисел, свойства действий, величины и действия над ними и другое) устные упражнения имеют немаловажное значение, но здесь они выступают как одна из форм работы наряду с другими.
Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большее значение — это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т. п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счет». И хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большего внимания к свойствам действий над числами и величинами и других вопросов, название «устный счет» по отношению к устной форме проведения упражнений сохранилось до сих пор [10].
В процессе преподавания математики в курсе младшей школы, каждый обучающийся должен получить следующие навыки:
‒ знать таблицу сложения и вычитания чисел в пределах 10;
‒ знать таблицу сложения однозначных чисел с переходом через разряди соответствующие случаи вычитания;
‒ знать таблицу умножения и соответствующие случаи деления [18].
Знание данного материала у обучающихся должно находиться на автоматическом уровне. Те из обучающихся, кто не овладеет данными навыками, будут в дальнейшем встречаться с серьезными трудностями. Разделы «Сложение и вычитание» и «Нумерация» тесно связаны между собой. Основой вычислительных приемов при сложении и вычитании являются умения, знания и навыки, которые дети усваивают при обучении нумерации (разрядный состав числа, принцип образования натурального ряда чисел).
Сформированный вычислительный навык в методике математики содержит в себе следующие качества: правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и прочность.
М. А. Бантова охарактеризовала выделенные качества следующим образом:
1. Правильность: обучающийся правильно находит результат арифметического действия над данными числами, т.е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием.
2. Осознанность: обучающийся понимает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Это служит доказательством правильности выбора системы операций. Осознанность проявляется в том, что обучающийся может объяснить, как он решал пример и почему можно так решать.
3. Рациональность: обучающийся, учитывая определенные условия, находит для конкретной ситуации более рациональный прием, т.е. выбирает из возможных операций те, выполнение которых легче и быстрее других приводит к результату арифметического действия.
4. Обобщенность: обучающийся может применить прием вычисления кбольшому числу случаев, способен перенести его на новые задания. Обобщѐнность, так же как и рациональность, теснейшим образом связана с осознанностью, поскольку единым для различных случаев вычисления будет прием, основа которого — одни и те же теоретические положения.