Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Условия, порядок предел применения насилия сотрудниками полиции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ 8
1.1 Понятие применения насилия сотрудниками полиции 8
1.2. Условия применения насилия сотрудниками полиции 9
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ И ПРЕДЕЛЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ 11
2.1. Порядок применения насилия сотрудниками полиции 11
2.2. Пределы применения насилия сотрудниками полиции 12
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 13
Введение:
Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все равны перед законом никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению. В Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В условиях реформирования правоохранительной системы в Российской Федерации связи с осложнением криминогенной ситуации в стране практические подразделения органов внутренних дел нуждаются в подготовленных, квалифицированных сотрудниках, имеющих не только фундаментальные теоретические знания, но и сформированные профессиональные умения и навыки. Особое место среди профессиональных умений занимают навыки правомерного применения физической силы.
Для выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств Федеральный закон «О полиции» наделил сотрудников правами по применению различных мер принуждения. Особое место среди них занимает право применять физическую силу. С одной стороны, это полномочие полиции, как никакое другое, глубоко вторгается в сферу основных прав граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации, и сопряжено с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой стороны, это действенное средство защиты прав и законных интересов право послушных граждан и сотрудников полиции от общественно опасных посягательств со сторон лиц, сознательно и грубо нарушающих закон.
Актуальность исследования обосновывается необходимостью обеспечения сотрудникам полиции необходимых условий, порядков и пределов применения физической силы, в связи с осложнением ситуации в стране, значительными рисками, связанными как с причинением вреда жизни и здоровью граждан, так и с осознанием высокой ответственности за результаты выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками полиции. В системе государственного управления Российской Федерации в целях обеспечения законности и правопорядка применяются различные правовые и организационные средства и способы, по-разному воздействующие на участников соответствующих отношений. На выбор средств и способов регулирования деятельности участников публично-правовых отношений влияет место и роль в организации управления, поставленные цели и задачи, а так же правомерность либо противоправность их поведения. Обычно в управленческих отношениях применяют способы принуждения и убеждения. Каждые из этих способов используют в зависимости от складывающейся обстановки и тех целей, которые ставит перед собой правоприменитель.
Актуальность проблемы заключается в том, что применение физической силы – самая жесткая и крайняя мера административного принуждения, применяемая полицией. Она применяется довольно часто, так как в последнее время в России возрастает степень общественной опасности преступных посягательств, усиливается агрессивность и жестокость преступлений, активизируется противодействие сотрудникам ОВД. От решения этой проблемы в немалой степени зависит характер будущего российского государства и темпы его интеграции в мировое демократическое сообщество. Анализ деятельности пенитенциарной системы свидетельствует об имеющихся трудностях на данном направлении, что также связано с недостаточностью исследования в науке как общетеоретических, так и прикладных проблем в сфере применения таких специфических принудительных мер как физическая сила.
Для обеспечения защиты граждан, общества государством предусмотрен широкий набор правовых средств. В системе мер воздействия основную роль играют административное принуждение и административно-профилактические меры. Их содержание заключается в обеспечении защиты законных интересов граждан, профилактику и предотвращение противоправных действий, а также уменьшения вероятности их совершения. Необходимо учитывать, что характер таких профилактических мероприятий, воздействий на граждан, должны быть достаточными и правильно организованными для достижения необходимой цели. Говоря о принудительных административных мерах, которые полиция использует в своей деятельности для защиты интересов отдельных лиц, общества и государства от незаконных нападений, правонарушений и преступлений в отношении их, наиболее существенно ущемляющим права граждан является право сотрудника применять физическое силу, специальные средства и огнестрельное оружие, которое является одним из ключевых в деятельности сотрудника, так как позволяет ему в соответствии законом нарушать права одних граждан для восстановления прав других, для обеспечения социального равенства. В свете этих положений актуальность данной работы очевидна и заключается в необходимости рассмотрения правовых оснований применения физической силы сотрудником полиции как проблемы комплексной.
Рассматривая данное право полиции с двух сторон можно выделить, с одной стороны, данное право является эффективным средством защиты законных интересов законопослушных граждан от социально опасных нападений людей, нарушающих закон, совершающих административные правонарушения и преступления. С другой стороны, эти полномочия, могут ущемлять и нарушать основные права граждан, которые охраняются Конституцией Российской Федерации. Следовательно, применение мер воздействия полицией в строгом соответствии с законом. Однако существуют не регламентированные сложные и проблемные вопросы, которые требуют проработки и дальнейших теоретических исследований, а также совершенствования действующего законодательства.
По итогам 2020 г. число случаев применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия составило 148091, к концу 2021 г. увеличилось до 181558, что составляет прирост в 22,6%. В условиях роста случаев применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия за последние несколько лет, большое внимание следует уделять изучению профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Касательно состояния преступности в России, можно обратиться с статистике, где наблюдается по состоянию на январь-декабрь 2020 года 95 случаев использования табельного оружия сотрудниками в отношении граждан, которые повлекли их смерть или ранение. При этом самый высокий показатель наблюдается при задержании правонарушителя, совершившего преступление – 49 случаев. Затем 41 случай при отражении нападения на сотрудника. 12 случаев приходится на сотрудников ДПС, которым пришлось применить оружие при остановке авто-мототранспорта
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с применением уголовно-правовых норм, регламентирующих условия, порядок и пределы применения насилия сотрудником полиции.
Предметом исследования выступает система нормативно-правовых актов, определяющая правомерность условий, порядка и пределов применения насилия сотрудником полиции, а также практика применения указанных норм и сложившиеся в науке с позиции ученых в данной области.
Целью работы является исследование условий, порядка и пределов применения насилия сотрудником полиции, а также разработка предложений по совершенствованию норм действующего законодательства Российской Федерации в данной сфере.
Достижение целей исследования связано с постановкой следующих задач:
1) Проанализировать понятия и основания применения физической силы сотрудниками полиции.
2) Рассмотреть условия применения мер физической силы сотрудниками полиции.
3) Раскрыть порядок применения насилия сотрудниками полиции.
4) Изучить пределы применения насилия сотрудниками полиции.
Поставленные цель и задачи определили структуру работы, она состоит из введения, двух глав, разбитых по два параграфа, заключения и списка источников.
Глава I посвящена понятиям и условиям применения насилия сотрудниками полиции, где указана система уголовно-правовых норм, регламентирующих гарантии прав сотрудника полиции при применении физической силы, а также практика применения указанных норм.
Во главе 2 детально проанализирована необходимость применения мер физической силы сотрудниками полиции и соблюдения безопасности при применении данной меры, а также соблюдения прав и законных интересов граждан.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г ; Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. (в редакции от 24 сентября 2022 г.) ; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. (Редакция от 11.06.2021 г.)
Теоретическую основу работы составили труды: Абубакиров Ф.М. Афов, А.Х., Волков А.Н., Славко А.Л., Ярославский М.А.
Методологическую основу исследования составляют анализ нормативно-правовых и научных материалов, формально-юридический, сравнительный анализ, и другие способы исследования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов при подготовке к занятиям по дисциплине «Уголовное право», «Уголовный процесс» и иным юридическим дисциплинам.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ
1.1. Понятие применения насилия сотрудниками полиции
В первом параграфе первой главы будет рассмотрено понятие применения насилия сотрудниками полиции, особенности деятельности полиции, чем обусловлена необходимость применения насилия, правовое регулирование применения насилия сотрудниками полиции.
Общепризнанного определения насилия до сих пор не выработано. Вокруг данного феномена человеческой жизни существует огромное количество противоречивых суждений.
Термин «violence» в английском языке заимствован из латинского языка (от лат:violentus – злобность, беспощадность, свирепость, жестокость). Согласно большому русско-французскому словарю, насилие – принуждение. Современный русский литературный язык определяет насилие как применение физической силы к кому-нибудь, принудительное воздействие, притеснение, беззаконие.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения насилие – преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
Проблема применения физической силы со стороны сотрудников полиции в процессе несения службы по отношению к правонарушителям достаточно актуальна, поскольку реальность такова, что они вынуждены прибегать к насильственным действиям вследствие невыполнения их законных требований антиобщественными элементами.
Профессиональная деятельность сотрудников полиции отличается высоким уровнем криминогенности и правовой безграмотностью преступников, что лишний раз провоцирует сопротивление задержанию. Как известно, именно уровень профессиональной подготовленности сотрудника полиции определяет качество, эффективность и результативность применения насильственных мер.
1.2. Условия применения насилия сотрудниками полиции
Физическую силу сотрудник полиции вправе применять только тогда, когда не силовые способы не обеспечивают выполнения должностных обязанностей, а именно если необходимо преодолеть противодействие законным требованиям полицейского (к примеру, когда полицейский просит освободить часть тротуар для проезда спецтранспорта), пресечь правонарушение или преступление, либо же доставить правонарушителя в служебное помещение.
Кроме того, сотрудник вправе применять физическую силу в случаях, когда разрешается применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Одно из условий применения физической силы— обязанность сотрудников полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности. Это закреплено на законодательном уровне в Федеральном законе от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (в редакции от 21 декабря 2021 г.).
Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.