Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Урок-дискуссия как средство совершенствования коммуникативной компетентности у обучающихся 10 класса на уроках истории России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ
ОБУЧАЮЩИХСЯ Х КЛАССА НА УРОКЕ ИСТОРИИ 6
1.1. Анализ психолого-педагогической и
методической литературы по вопросам совершенствования коммуникативной
компетентности у обучающихся X класса 6
1.2. Особенности изучения истории России
в старших классах. 16
1.3. Анализ средств и приемов проведения
учебной дискуссии на уроках истории в практике
российских учителей. 21
Глава 2.
Разработка методических рекомендаций по совершенствованию коммуникативной
компетентности у обучающихся Х класса на уроках истории России средствами учебной
дискуссии. 27
2.1. Анализ приемлемости тем для
проведения дискуссий на уроках истории России в Х классе. 27
2.2. Поурочное планирование и
разработка планов-конспектов, направленных на совершенствование
коммуникативной компетентности на уроках истории России 31
2.3. Варианты проведения дискуссий во
внеурочной деятельности. 51
Заключение. 63
Список
литературы и источников. 65
Приложение. 69
Введение:
Актуальность
темы исследования. Исторические дисциплины в школьном
образовании являют собой ту самую фундаментальную основу, которая позволяет во
всем богатстве и широте формировать гражданскую идентичность, основываясь на этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации личности участников образовательного
процесса. На этом основании осуществляется процесс осмысления исторического
опыта своей страны по принципу «от общего – к частному» (история России –
компонент истории всего мира), происходит передача базовых культурно-региональных
и национальных ценностей, нравственности и морали, традиций и обычаев, поведенческих
паттернов. Курс «Истории России» содержит в себе сведения не только о том, как
развивалось государство, но и о том, как развивались краеведческие исследования
и краеведческое направление вообще. Данный курс позволяет закрепить осмысленное
восприятие об этапах, которые были пройдены нашей страной в процессе
исторического становления и фундаментализации, основываясь на периодизации
исторических эпох по принципу их яркости и громкости. Особую роль здесь играет
следующий момент: школьный курс по российской истории позволяет ознакомиться с
теми событиями, которые можно считать ключевыми или знаковыми, которые сыграли
свое огромное значение в формировании вектора российского развития. Как
правило, это события драматичного характера. Все это подразумевает владение навыками
общения, межличностного взаимодействия, коммуникации.
Быть естественным в
общении – одна из востребованных задач современного общества и школы, которая
ищет пути взаимодействия и способы диалога с обучающимися, выполняя свой
социальный заказ. Дидактические поиски в
современной системе образования позволяют отвести значимую роль такой форме
проведения урока как дискуссия. Уже по самой своей сути следует осознавать, что
учебная дискуссия имеет диалогичный характер.
Учебная дискуссия
развивает не только основной коммуникативный компонент, но и направлена на
развитие критического мышления, на культуризацию обучающихся средствами
исторического знания и приобщения к наследию своей страны. В образовательной
практике нашей страны дискуссия трактуется чаще всего инструментально, как
способ учебного взаимодействия предметным содержанием учебного материала.[1]
Современная ситуация
позволяет говорить о том, что дискуссия все больше встраивается в модели урока
и становится их полноценной частью.[2] Поэтому она методически интересна
в рамках данной работы как средство развития коммуникативной компетентности
обучающихся старших классов путем развития у них коммуникативных умений и
навыков.
Объект
исследования – урок-дискуссия в системе школьного
обучения.
Предмет
исследования – совершенствование коммуникативной
компетентности учащихся старших классов средствами учебной дискуссии.
Цель работы –
тематическая разработка учебной дискуссии как средства совершенствования
коммуникативной компетентности посредством исторического образования. [1] Программы
общеобразовательных учреждений. Логика. Психология личности и межличностных
отношений / М-во образования РФ. – М., 1994. С. 5. [2] Цукерман Г.А.
Виды общения. – Томск: Пеленг, 1993. – С. 175
Заключение:
В ходе данного исследования
нами был проведен теоретический анализ приемлемости использования
уроков-дискуссий при совершенствовании коммуникативной компетентности
обучающихся старших классов. Было выяснено, что коммуникативная компетентность
представляет собой готовность к общению в коллективе и развивает как
личностные, так и социальные уровни старшеклассников, обуславливая
многочисленные умения в плане дальнейшего обучения и отношения со сверстниками
и взрослыми. То есть, это непосредственно процесс общения и межличностного
взаимодействия, тренируемый на уроках истории России.
Данная гуманитарная
дисциплина дискуссионная и многозначна, поэтому является очень хорошей основой
для развития коммуникативной компетентности. Этому же способствуют уроки-дискуссии,
поскольку они непосредственно побуждающим образом действуют на сторону
коммуникации обучающихся. Кроме того, переход к компетентностной
образовательной парадигме вызван необходимостью ответа на социальные «вызовы» в
связи с новыми требованиями рынка труда.
В отношении исторического
образования проявлением компетенции является реальное его использование в
конкретных ситуациях на основе навыков и опыта. Так, формирование
коммуникативной компетентности подразумевает, что обучающийся разовьет в себе
навык быть активным и готовым общаться.
Охарактеризована модель урока
в форме дискуссии, где дискуссия, хоть и является контролируемым процессом со
стороны учителя, процесс совершенно непредсказуемый, ведь все зависит от темы
обсуждения. Темы, поднятые для обсуждения должны быть интересны, только тогда
они найдут свой отклик в сердцах учащихся и вызовут живое обсуждение.
Учебная дискуссия в
старших классах – это возможность совершенствовать коммуникативные умения и
коммуникативную компетентность посредством ведения активных диалогов и
полемических высказываний. Анализ исторических событий в данном ключе носит
гуманитарный характер, поскольку он необходим для глубокой проработки темы.
Уроки истории России в Х
классе носят линейный характер. Очень важным является не простая трансляция
знаний, а полноценное отражение в учебном процессе общественного, исключительно
научного знания в наиболее современном и систематизированном виде. Мало просто
знать историю и причины тех или иных событий, необходимо осознавать их с точки
зрения предпосылок и последствий на уровне человека и общества. Уроки истории России в Х классе стимулируют
активность личности по присвоению универсальных гуманистических ценностей.
Образы культуры на уроках
истории России являются важным ресурсом формирования мировоззрения и главным
способом трансляции традиций и ценностей российского общества. Это служит
основой способности к диалогу в урочной и внеурочной деятельности.
Мы предложили тематическое
и поурочное планирование предмета «История России» в Х классе с учетом
приемлемости проведения уроков-дискуссий. В данной форме были разработаны
конспекты двух уроков, помогающие закрепить не только осознание обучающимися
темы, но и совершенствовать у них коммуникативную компетентность.
Фрагмент текста работы:
1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по
вопросам совершенствования коммуникативной компетентности у обучающихся X
класса В
современном ФГОС позиционированы следующие виды компетентностей:
—
личностная;
—
регулятивная;
—
познавательная;
—
коммуникативная.
Исследовательский
интерес представленной работы входят непосредственно коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность необходима для того, чтобы осуществлять
продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя принципы толерантности
в процессе общения, а также учитывая все стандарты вербального и невербального
поведения в соответствии с определенной ситуацией.
К
коммуникативной компетенции можно отнести следующие умения:
— вступать
в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе,
соблюдая правила речевого поведения;
— задавать
вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли,
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— строить
небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в
парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач,
публично выступать, отстаивать свою позицию, аргументировать ее и так далее.
В
современных условиях важным компонентом социализации каждого человека является
подготовка такой личности, которая обладала бы в полной мере различными
умениями.
Компетентность
представляет собой готовность субъекта деятельности к осуществлению мобилизации
знаний, способов действия и внешних ресурсов для эффективной деятельности в
ситуациях жизненных и учебных процессов.
В том
числе компетентность может быть позиционирована как некоторое личностное
новообразование, в структуре которого всегда имеются такие компоненты как
теоретические знания и практические умения.[1]
Рассмотрим различные
точки зрения исследователей относительно того, как они воспринимают процесс
коммуникации и коммуникативную компетентность.
Так, Н.И. Конюхов определяет коммуникативную компетентность
в качестве одной из универсальных форм, обуславливающих степень активности
личности, которая, в свою очередь, проявляется в непосредственном установлении
и развитии контактов между людьми, а также в формировании тех или иных
межличностных отношений, при этом, что достаточно важно, провоцируемая
потребностями в совместной деятельности.[2]
В.И. Селиверстов
определяет коммуникативную
компетентность как функцию общения, которая заключается «в
передаче некоторого «интеллектуального, логического содержания». А.В. Ястребова
и А.К. Маркова в содержательной структуре
коммуникации как процесса выделяют два аспекта, а именно: информационный
и регулятивный.
Это обусловлено тем, что
обмен информацией в коммуникативном процессе так или иначе оказывает определенное
воздействие на принимающую сторону.[3] [1] Беспалько В. П.
Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 c. [2] Кукуев Е.А.
История, общая и социальная психология для непсихологических специальностей
педагогического вуза: практические и лабораторные работы: учебное пособие. – Ишим:
Ишимский ГПИ им. П.П. Ершова, 2007. – С. 33. [3]
Трофимова
Г.С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретические и прикладные
аспекты. – Ижевск: УдГУ, 2012. – 116 с.