Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Управление системой образования в муниципальном образовании: проблемы и пути оптимизации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….…. 3
Глава 1. Теоретические основы управления системой образования на муниципальном уровне ……………………………………………………….
7
1.1. Понятие, сущность и структура системы образования……………… 7
1.2. Особенности и методы управления системой образования на муниципальном уровне…..………………………………………..…………….
15
1.3. Правовое регулирование управления системой образования на муниципальном уровне………………………………………….……..
20
Выводы по главе 1…………………………………………………….. 24
Глава 2. Анализ эффективности и пути оптимизации управления системой образования в муниципальном образовании город-курорт Анапа ……………..………………………………………..………………………………….
27
2.1. Общая характеристика системы образования в муниципальном образовании город-курорт Анапа ……..…….…….………………….
27
2.2. Направления деятельности и проблемы управления системой образования в муниципальном образовании город-курорт Анапа…
36
2.3. Пути совершенствования управления системой образования в муниципальном образовании город-курорт Анапа ………………..
49
Выводы по главе 2…………………………………………………….. 59
Заключение…………………………………………………………………….. 61
Список использованной литературы…………………………………………. 65
Введение:
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современном мире сфера образования является важнейшим фактором, влияющим на экономическое и социальное развитие государства. Тот человек, который обладает определенными навыками, знаниями и умениями, а также способен принимать своевременные и нестандартные решения выступает главной ценностью современного общества. Поэтому одной из основных функций государства является приведение образовательной системы к такому уровню, при котором качественное и бесплатное образование будет доступно всем желающим его получить, а также эффективное управление данной системой в соответствии с мировыми стандартами.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого человека и гражданина на получение образования, формируя при этом особую сферу правоотношений, которую необходимо регулировать. Так как государство гарантирует право на получение образования, следовательно, оно же обязано обеспечить его реализацию и защиту. Следовательно, регулирование и совершенствование системы образования выступает одной из актуальных задач, стоящих перед государственными и муниципальными органами власти.
Важнейшим аспектом данного процесса является взаимодействие государственных и муниципальных органов власти в области образования. Эффективное управление в данной сфере на местном уровне обеспечивает получение качественного образования каждым гражданином в большинстве муниципальных образований Российской Федерации, что выступает залогом подготовки высококвалифицированных специалистов в различных областях жизнедеятельности общества.
Проблемы модернизации управления сферой образования являются актуальными на протяжении многих лет. В настоящее время особое значение они принимают в условиях реформирования системы образования, в частности, в области нормативного закрепления компетенции в сфере деятельности за различными уровнями управления, присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу и перехода к многоуровневому образованию, разработки новых образовательных стандартов, внедрения Единого государственного экзамена и т.д.
Теоретической основой работы явились положения, сформулированные в научных исследованиях П.Ф. Анисимова, А.А. Воронина, А.В. Золотаревой, В.М. Зуева, Н.Н. Киселевой, И.А. Рождественской, А.Н. Тихонова и других авторов. Основными результатами этих научных работ стала оценка роли государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в регулировании сферы образования, рекомендации по формированию основных направлений политики государства в области образования.
Что касается вопроса совершенствования управления образовательными учреждениями различных уровней образования, то данную проблему в своих работах поднимали В.Н. Аверкин, Е.Н. Богачев, Е.А. Карпухина, М.М. Кудинов, Н.Н. Панферова, Б.Л. Рудник, С.Ю. Трапицын, О.В. Шереметьев и др. Авторы рассматривают значение и роль нормативного финансирования образовательных учреждений, оценивают различных подходы к управлению качеством образовательного процесса и др.
При этом необходимо сказать о том, что в настоящее время недостаточно тех комплексных исследований, которые позволили бы сформировать научно обоснованный подход к совершенствованию системы управления образованием, особенно в условиях образовательных реформ. В основном, предложенные рекомендации касаются оценки общего состояния управления, перераспределения полномочий между уровнями управления образованием, а также формирования органов общественного управления и органов управления в образовательных учреждениях.
Объектом исследования является – система управления образованием в муниципальном образовании город-курорт Анапа.
Предмет исследования – проблемы и пути оптимизации управления образованием в муниципальном образовании город-курорт Анапа.
Целью исследования является анализ проблем и путей оптимизации управления системой образования в муниципальном образовании.
Задачи исследования:
— раскрыть понятие, сущность и структуру системы образования;
— рассмотреть особенности и методы управления системой образования на муниципальном уровне;
— исследовать правовое регулирование управления системой образования на муниципальном уровне;
— дать общую характеристику системы образования в муниципальном образовании город-курорт Анапа;
— выявить проблемы управления системой образования в муниципальном образовании город-курорт Анапа;
— определить направления совершенствования управления системой образования в муниципальном образовании город-курорт Анапа.
В ходе исследования применялись методы анализа, синтеза, дедукции, обобщения, а также статистический, сравнительный и формально-юридический методы.
Теоретическая и практическая значимость полученных в ходе проведенного исследования результатов обусловлена возможностью их использования в учебном процессе и при совершенствовании системы образования.
Поставленные цель и задачи исследования определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе «Теоретические основы управления системой образования на муниципальном уровне» раскрыты понятие, сущность и структуру системы образования; рассмотрены особенности и методы управления системой образования на муниципальном уровне; исследовано правовое регулирование управления системой образования на муниципальном уровне.
Во второй главе «Анализ эффективности и пути оптимизации управления системой образования в муниципальном образовании город-курорт Анапа» дана общая характеристика системы образования в муниципальном образовании город-курорт Анапа; выявлены проблемы управления системой образования в муниципальном образовании город-курорт Анапа; определены пути совершенствования управления системой образования в муниципальном образовании город-курорт Анапа.
В заключении подведены основные итоги исследования.
Для написания работы были использованы нормативно – законодательные документы, периодические издания, учебные пособия по исследуемой теме и официальные Интернет – ресурсы.
Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на конкурсе научно – исследовательских работ «Актуальные аспекты теории и современной практики (экономика, управление, право, гостиничный сервис)» (27 – 28 октября 2022 года, Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет») и Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития экономики и управления» (1 – 2 декабря 2022 года, Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»).
Заключение:
Образование выступает неотъемлемым элементом современного общества, а качественный уровень образовательных услуг является условием достижения индивидом успеха, его возможностью полноценно участвовать в социальном развитии, а также высоким уровнем социально-экономического прогресса государства в целом.
Образовательная система представляет собой совокупность организаций и учреждений государственного, муниципального и частного характера, которые объединены единой целью – обеспечение детей и взрослых качественным образованием соответствующего уровня. Система образования выступает одним из крупнейших социальных институтов, который является сферой взаимодействия интересов общества и государства. А государственный характер данной системы означает проведение единой государственной политики в сфере образования.
Рассмотрев особенности российской системы образования, можно заключить, что на территории страны образование регламентируется федеральными законами, посредством которых устанавливается четкая структура образования. Определяется несколько уровней системы образования, включающих в себя дошкольное, школьное (начальное, среднее и общее), специальное и профессиональное. Каждый из уровней имеет свои органы управления, образовательные программы и структуру.
Муниципальную систему образования можно квалифицировать в качестве системы стабильного и упорядоченного взаимодействия образовательных учреждений, невзирая на формы собственности и административное подчинение, которые располагаются в рамках территории муниципального образования, местной администрации и органов управления образованием. Муниципальная система образования гарантирует продуктивное предоставление образовательных услуг и условий, которые соответствуют потребностям всех слоев населения в сфере образования, а также способна к самосохранению и изменению при помощи самоорганизации и самоуправления.
Образовательное законодательство регулируется посредством нормативно-правовых актов различного уровня, содержания и характера. Но среди них есть документы, являющиеся базовыми и системообразующими для образовательной системы. В качестве них выступают Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». А другие акты выступают дополняющими и конкретизирующими для вышеназванных документов, к которым относятся Концепция долгосрочного социально-экономического развития, государственные программы, национальные проекты и т.д.
Система образования г-к Анапа представлена широкой сетью образовательных организаций различного уровня образования. Муниципальная система образования осуществляет дошкольное, общее и дополнительное образование. Качественное управление муниципальной системой образования предполагает создание современной образовательной среды на всех уровнях образования, что включает и обновление материально-технической базы, и внедрение современных педагогических технологий.
Несмотря на разработку различных программ и использование инструментов муниципальной политики в городе-курорте Анапа, существуют следующие проблемы:
1. Увеличение количества учеников, которые учатся во вторую смену в школах.
2. Высокая очередность для обучения в муниципальных дошкольных учреждениях.
3. Несовершенство кадрового состава в образовательных учреждениях.
4. Недостаточное материально-техническое оснащение школ.
В муниципальном образовании город-курорт Анапа сложилась стабильная система дошкольного образования, способная организовать воспитание и обучение на уровне современных требований. Вместе с тем, стремительный рост численности населения за счет миграционных процессов создает высокую потребность в объемах социальной инфраструктуры. Поэтому серьезной проблемой в сфере образования остается обеспеченность местами в детских садах и школах.
В качестве решения указанной проблемы видится необходимым предложить ряд направлений совершенствования системы образования города-курорта Анапа:
1) развития муниципально-частного партнерства в сфере образования;
2) оказание дошкольных образовательных услуг на базе групп семейного воспитания и групп кратковременного пребывания;
3) развитие рынка частного дошкольного образования.
Реализация перечисленных мероприятий позволит повысить качество и доступность услуг дошкольного образования.
В общеобразовательных школах города-курорта Анапы реализуется комплекс мероприятий, направленных на повышение здоровьесбережения детей: организованы горячее и дополнительное питание (реализуется программа «Школьное молоко», в рамках которой молоко и молочную продукцию в качестве дополнительного питания два раза в неделю получают 100 % обучающихся начальной школы), активный отдых и занятия физической культурой и спортом. В период летних каникул организована работа лагерей дневного пребывания, лагерей труда и отдыха. Во всех школах проводятся регулярные медицинские профилактические осмотры несовершеннолетних, а также прививочные процедуры.
Сегодня школы г-к Анапа нуждаются в новых кадрах. Растет престиж профессии педагога, но этого недостаточно. Уже есть варианты поддержки молодых учителей – к примеру, рассматривается возможность компенсации оплаты за аренду жилья специалистам при условии их трудоустройства на срок не менее 3-х лет.
Видится целесообразным в администрации г-к Анапа организовать приём предложений и от самих педагогов. Для этого можно организовать круглый стол, а также создать соответствующую интернет-приемную. Это позволит организовать обратную связь между педагогами и муниципальной властью, что, в свою очередь, поможет повысить эффективность привлечения новых кадров в общеобразовательные организации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы управления системой образования на муниципальном уровне
1.1. Понятие, сущность и структура системы образования
В современном мире сфера образования является важнейшим фактором, влияющим на экономическое и социальное развитие государства. Тот человек, который обладает определенными навыками, знаниями и умениями, а также способен принимать своевременные и нестандартные решения выступает главной ценностью современного общества. Поэтому одной из основных функций государства является приведение образовательной системы к такому уровню, при котором качественное и бесплатное образование будет доступно всем желающим его получить, а также эффективное управление данной системой в соответствии с мировыми стандартами [30].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ дает определение понятию «Образование». Под образованием, понимается система взаимодействующих между собой структур (образовательные стандарты, учебные программы, учреждения, предоставляющие услуги образования и так далее), органов управления образованием различного уровня (федерального, регионального, муниципального), а также организаций и ведомственных учреждений [2].
Образование — это единый целенаправленный процесс развития элементов воспитания, обучение навыкам, умениям и определенным знаниям, которые направлены на благо семьи, общества и государства.
Образование является важным составляющим для нравственного, интеллектуального и общекультурного развития человека и гражданина [40].
Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.
Система образования Российской Федерации имеет четкую систему, закрепленную в статье 10 федерального закона №273–ФЗ [2]. Согласно положениям данной статьи, система образования включает в себя:
– образовательные стандарты различных уровней (федерального, регионального), образовательные программы и положения;
– учебные заведения, исполняющие образовательные функции, специалисты педагогических направленностей, обучающиеся, родители или законные представители;
– федеральные, региональные органы, а также органы местного самоуправления, уполномоченные на организацию управления сферой образования;
– юридические лица и их объединения, лица предоставляющих иные услуги в сфере образования, а также общественные организации и объединения;
– организации, которые оценивают качество образования.
Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере образования, делят образовательные услуги в зависимости от вида образовательных программ, на основании которых они реализуются. Существуют основные и дополнительные виды образовательных услуг. Такая классификация актуальна как для уровня высшего образования, так и для системы среднего профессионального образования.
К учебным заведениям, согласно ст.22 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» относятся государственные, муниципальные и частные учреждения, которые могут создаваться в формах, предусмотренных гражданско-правовыми актами для некоммерческих организаций.
Система образования в Российской Федерации согласно Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» состоит из общего, профессионального, дополнительного образования и профессионального обучения, причем реализация его происходит на разных уровнях (рис. 1).
Рисунок 1. Система образования в Российской Федерации
Общее образование в Российской Федерации имеет несколько уровней:
– дошкольное (детские сады);
– начальное (1-4 классы);
– основное общее (5-9 класс);
– среднее общее (10-11 класс)
Профессиональное образование имеет следующую структуру:
– среднее профессиональное;
– высшее (бакалавриат);
– высшее (специалитет, магистратура);
– высшее (кадры высшей квалификации) [2].
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование включает дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование [10].
В литературе выделены и определенные принципы, на основе которых развивается государственно-общественное управление образованием.
Важнейшим аспектом данного процесса является взаимодействие государственных и муниципальных органов власти в области образования. Эффективное управление в данной сфере на местном уровне обеспечивает получение качественного образования каждым гражданином в большинстве муниципальных образований Российской Федерации, что выступает залогом подготовки высококвалифицированных специалистов в различных областях жизнедеятельности общества [49].
Проблемы оптимизации управления сферой образования являются актуальными на протяжении многих лет. В настоящее время особое значение они принимают в условиях реформирования системы образования, в частности, в области нормативного закрепления компетенции в сфере деятельности за различными уровнями управления, присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу и перехода к многоуровневому образованию, разработки новых образовательных стандартов, внедрения Единого государственного экзамена и т.д.