Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Управление мотивацией и стимулированием школьника(на примере)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы управления
мотивацией и стимулированием школьника. 5
1.1. Сущность и роль мотивации и стимулирования
учебной деятельности школьника 5
1.2. Система мотивации и стимулирования учебной
деятельности школьника к занятиям музыкой. 12
Глава 2. Особенности управления мотивацией и
стимулированием школьника на примере работы учителя музыки. 19
2.1. Анализ управления мотивацией и
стимулированием школьника на уроках музыки 19
2.2. Пути совершенствования управления мотивацией
и стимулированием школьника на уроках музыки. 27
Заключение. 36
Список использованной литературы.. 39
Введение:
Процесс реформирования
системы образования в России сопровождается существенными изменениями в
педагогической теории и учебно-воспитательной практике, он затрагивает и
область дополнительного музыкального образования. Акцент делается на
необходимость максимального развития личности каждого учащегося, создание
условий для его самореализации и дальнейшего самосовершенствования, на
необходимость индивидуализации образовательных программ. Жизнь современного
ребёнка очень насыщена и у каждого ученика свои мотивы в занятиях музыкой, свои
музыкальные способности, свой режим занятий, на который остаётся всё меньше
времени. Разноуровневость учащихся обусловливает не всегда однозначное
отношение самих школьников к процессу обучения. Тогда важной становится
проблема побудительных механизмов учебной деятельности, или проблема мотивации
учебной деятельности
Актуальность проблемы управления
мотивацией и стимулированием школьника является важной задачей, которую
вынуждены решать преподаватели, а также и родители учащихся. Ведь если эта
задача решена, то ребенка уже не надо заставлять, он сам ищет возможность
позаниматься, и никогда не придется уговаривать его не бросать музыку. Основное
условие успешного обучения – мотивация учения. Для достижения успеха в учебе
необходим высокий уровень мотивации учения, который иногда восполняет недостаток
специальных способностей. Преподаватель должен научиться управлять
деятельностью ученика в процессе обучения, а для этого – сформировать у него
мотивацию к учебной деятельности.
Объект исследования аттестационной
работы: система мотивации и стимулирования школьника.
Предмет исследования аттестационной
работы: механизмы управления мотивацией и стимулированием школьника.
Целью аттестационной работы
является анализ проблемы управления мотивацией и стимулированием школьника.
Достижение намеченной цели
предусматривает решение следующих задач аттестационной работы:
— раскрыть сущность и роль
мотивации и стимулирования учебной деятельности школьника;
— изучить систему мотивации
и стимулирования учебной деятельности школьника к занятиям музыкой;
— провести анализ управления
мотивацией и стимулированием школьника на уроках музыки;
— определить пути
совершенствования управления мотивацией и стимулированием школьника на уроках
музыки.
В аттестационной работе использовалась совокупность общенаучных (анализ и
синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (системный,
функциональный, сравнительный) методов познания.
Теоретическую основу аттестационной работы составляют научные положения,
содержащиеся в трудах авторов по проблемам управления мотивацией и
стимулированием школьника.
Теоретическая значимость темы аттестационной работы
обоснована спецификой современного этапа развития управления мотивацией и стимулированием
школьника.
Практическая значимость темы аттестационной работы заключается в том, что основные
теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут
быть использованы при совершенствовании управления мотивацией и стимулированием школьника.
Структурно аттестационная
работа включает введение, две главы, последовательно раскрывающие содержание
работы и заключение, содержащее выводы по проведенному исследованию.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной
цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические
выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Проанализировав ряд научных
исследований по проблеме мотивации учебной деятельности, можно отметить, что
данный вопрос рассматривался в разных аспектах многими учеными. Для того чтобы
сформировать и развить у школьников положительную мотивацию учения, учителя
должны опираться в своей деятельности на достижения современной науки.
Несомненно, если учитель
уделяет внимание каждому ученику, одобряет каждый новый, пусть даже
незначительный результат ребенка, то у такого учителя каждый ребенок будет
успешным. Таким образом, целенаправленное и систематическое применение
разнообразных форм, методов и приёмов развития учебной мотивации у обучающихся
укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к
большинству изучаемых предметов.
2. По нашему мнению, следует отметить,
что какую бы форму организации музыкальной образовательной среды не избрал
педагогический коллектив современной образовательной школы, формированию этой
среды следует уделить самое пристальное внимание, так как именно она может
оказаться определяющим фактором развития личности современного школьника. От
того, насколько удачными и грамотными, педагогически верными окажутся действия
педагогов в этом направлении, может зависеть как профессиональный, так и
нравственный выбор учащимися дальнейшей жизненной позиции подрастающего
человека.
3. По результаты
педагогической диагностики на итоговом этапе опытно-поисковой
работы можно сделать выводы:
— выросло количество
учеников с высоким уровнем сформированности учебной мотивации и стимулирования
на уроках музыки, следовательно, в классе у многих детей укрепился
познавательный мотив;
— учебная мотивация и стимулирование на уроках музыки стала более устойчивой, выросла
способность длительное время удерживать познавательный интерес на уроках музыки;
— уменьшилось количество детей с низким
уровнем мотивации на уроках музыки с трех до одного ученика.
4. Проблемы школьного музыкального
образования, выявлены и решены при организации уроков музыки в
общеобразовательной школе. Практическое исследование проводилось на протяжении
всего учебного года. В течение первой четверти они были выявлены и
проанализированы. Затем анализировалась научная педагогическая, методическая,
психологическая литература, на анализе которой была определены пути преодоления
выявленных проблем. Проблема нарушение целостности системы школьного
музыкального образования проявилась в том, что в некоторых классах уроки музыки
не проводились в прошлом учебном году, её решение сработало на формирование таких
показателей сформированности музыкальной культуры школьников, как адекватное
музыкальное восприятие музыкальных произведений; накопление опыта
музыкально-творческой деятельности.
На первых же уроках музыки выявился тот факт, что школьники
не ориентируются ни в видах музыкальных произведений, ни в музыкальных
направлениях, считая классическую и народную музыку скучной и не модной. Работа
по преодолению второй проблемы позволило создать условия для формирования
следующих показателей: эмоционально-ценностное отношение к музыкальным
произведениям; нравственно-эстетическое понимание музыки.
Третья проблема особенно остро проявилась в 7-х и 8-х
классах, что объясняется психолого-педагогическими особенностями подросткового
возраста. При её преодолении происходит формирование всех четырёх показателей
сформированности музыкальной культуры школьников: эмоционально-ценностное
отношение к музыкальным произведениям; адекватное музыкальное восприятие
музыкальных произведений; нравственно-эстетическое понимание музыки; накопление
опыта музыкально-творческой деятельности.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что у
каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя
мотивация, подлинный интерес к своему инструменту, глубокое понимание и любовь
к этому инструменту.
Серьезных результатов в повышении уровня исполнительского
мастерства на инструменте позволит добиться повышения статуса инструмента в
системе музыкального образования.
Таким
образом, происходящие в настоящее время процессы
модернизации российского образования, связанные с переходом к деятельностной
парадигме и компетентностным подходом к образовательным результатам требуют
пересмотра состава и структуры компетенции школьных учителей музыки.
Преподавание музыки в школе должно быть направлено на
комплексное воспитание и развитие учеников, включая общекультурное,
эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание.
В структуре компетентности учителя музыки выделяются
базовые педагогические и предметные качества, совокупность которых призвана
обеспечить высокий уровень преподавания музыки в общеобразовательной школе, как
обязательного и необходимого предмета, без которого воспитание всесторонне
развитой и творчески активной личности попросту невозможно.
Особая роль в составе компетенции учителя музыки в
современных условиях отводится этнокультурному компоненту, призванному
обеспечить возможность для сохранения и возрождения национальной культуры и
традиций.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
управления мотивацией и стимулированием школьника
1.1. Сущность и роль мотивации и
стимулирования учебной деятельности школьника Важной задачей школы
является формирование у школьников мотивации учения. Достижение высоких
образовательных результатов, успешное обучение и саморазвитие будут возможны
при наличии у них определенных мотивов деятельности. Перед педагогами в учебных
заведениях все еще встает проблема отсутствия у учащихся интереса к учению и
необходимости повышения учебной мотивации. Обучение не будет эффективным, если
ученик не заинтересован в получении новых знаний и не осознает необходимости в
них. Следовательно, стоит задача по формированию и развитию положительной
мотивации учебной деятельности[1].
Данная проблема изучается
психологией личности, педагогической, возрастной, когнитивной психологией и
имеет принципиальное значение, поскольку, мотивация является основной психологической
характеристикой любой деятельности, включая учебную. Также мотивация учения
существенным образом влияет на результаты образовательного процесса.
Успеваемость обучающихся,
как известно, определяется учебной мотивацией, а не только природными способностями.
Эти два фактора взаимосвязаны между собой. Недостаток способностей может
восполниться развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность
выбора профессии и др.), и школьник добивается больших успехов. По статистике
причиной наиболее низких показателей в обучении детей следующие: низкая
мотивация учения, пассивность обучающихся, негативное отношение к учебе в связи
с потерей престижа образования, в частности снижения интереса к точным наукам.
Мотивация создает
готовность к восприятию, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе,
возбуждает мыслительную активность, помогает создать у учеников направленность
на учебную работу, стимулировать процесс обучения, сделать познаваемое
личностно значимым[2].
Многие учёные исследовали
проблему учебной мотивации. Мотивация в широком смысле определяется как
стержень личности, охватывающий такие социально-психологические характеристики
личности, как направленность, установки, социальные ожидания и др. Согласно
И.А. Зимней мотивация учения — это частный вид мотивации, включенный в учебную
деятельность[3].
Л.И. Божович считает, что
мотивы учебной деятельности — это побуждения, которые характеризуют личность
учащегося, её основную направленность, воспитанную на протяжении его жизни
семьёй и школой[4]. Она описывает две группы
мотивов: познавательные, которые связаны с содержательной и исполнительной
сторонами учебной деятельности, и широкие социальные, связанные с потребностями
ребёнка в общении с другими людьми, с желанием занять своё место в коллективе.
Исследования показали, что для успешного выполнения учебной деятельности
необходимы обе группы мотивов. [1]
Дорохова А.М., Картечина Н.В., Пчелинцева Н.В., Шацкий В.А. Деятельность
учителя по развитию и поддержке мотивации учебной деятельности школьников //
Наука и Образование. — 2021. Т. 4. — № 1. – С.55. [2] Картечина Н.В. Проектирование
урока в условиях перехода на федеральные государственные образовательные
стандарты основного общего образования / Н.В. Картечина, Н.В. Пчелинцева, М.В.
Бобровская // Наука и Образование. — 2020. — Т. 3. — № 1. — С. 23; Корепанова
Е.В. Непрерывность и преемственность в общепедагогической подготовке учителя /
Е.В. Корепанова, О.А. Бусуек // Наука и Образование. — 2019. — Т. 2. — № 2. —
С. 132. [3] Зимняя И.А. Педагогическая психология:
учеб, для студентов высш. учеб, заведений, обучающихся по пед. и психол.
направлениям и спец. / И. А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.:
Логос, 2004. – С.183. [4] Божович Л.И. Проблемы формирования
личности: Избранные психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. —
Издание 2-е, стереотипное. — М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1997. – С.151.