Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Управленческое содействие адаптации молодых специалистов в образовательной организации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
СОДЕЙСТВИЯ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 6
I.1. Содержание
понятия «адаптация» в отечественной и зарубежной научной литературе. 6
I.2. Специфика
управления процессом адаптации молодых специалистов в образовательной
организации. 11
I.3. Управленческое содействие: содержание
понятия, уровни и формы.. 16
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
СОДЕЙСТВИЯ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 20
II.1.
Результаты исследования особенностей социально-психологической адаптации
молодых педагогов. 20
II.2 Результаты
диагностики исследования самооценки профессиональной компетентности молодых
педагогов. 27
II.3.
Реализация программы управленческого содействия адаптации молодых специалистов
в муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №15» г. Клина. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 46
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………52
Введение:
Актуальность исследования. Приходя на
новую работу, педагоги часто попадают в ситуацию большой нагрузки, особенно
молодые. В этом случае начинающий педагог работает в режиме постоянного стресса
и усталости. Все это сопровождается постоянной необходимостью осваивать все
новые виды деятельности. Подобный вариант развития событий вызывает переживания
и, как следствие, уход из системы образования. Поэтому создание эффективной системы
адаптации необходимое и важное условие для всех педагогов в общеобразовательных
учреждениях.
Противоречие
исследования заключается в том, что:
— с одной
стороны, как администрация школы, так и общественность заинтересованы в том,
чтобы молодые педагоги эффективно адаптировались к условиям своей
профессиональной деятельности, оставались работать в школе, выполняли свои
профессиональные обязанности качественно и в полном объеме;
— с другой
стороны целенаправленной работы по изучению управленческого содействия
адаптации молодых специалистов в образовательной организации в
необходимом объеме не производится.
Сказанное
обусловила актуальность выбранной темы исследования: Управленческое содействие
адаптации молодых специалистов в образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретического анализа
научно-методической литературы и эмпирических данных составить программу
управленческого содействия адаптации молодых специалистов.
Объект исследования:
процесс адаптации
молодых специалистов в образовательной организации.
Предмет исследования: управленческое
содействие адаптации молодых специалистов в образовательной организации.
Гипотеза исследования:
предполагается, что особенности социально-психологической адаптации
молодых педагогов и их самооценка уровня развития своих профессиональных
педагогических компетенций находится в значимой взаимосвязи. Поэтому программа
управленческого содействия адаптации молодых специалистов в
образовательной организации должна быть ориентирована, прежде всего, на
обеспечение условий для роста профессиональных педагогических компетенций
педагогов.
Объект,
предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения
следующего перечня задач:
1. Рассмотреть
содержание понятия «адаптация» в отечественной и зарубежной научной литературе.
2. Изучить
специфику управления процессом адаптации молодых специалистов в образовательной
организации.
3. Представить
содержание понятия «управленческое содействие», его уровни и формы.
4. Проанализировать
результаты исследования особенностей
социально-психологической адаптации молодых педагогов.
5. Проанализировать
результаты диагностики исследования
самооценки профессиональной компетентности молодых педагогов.
6. Описать
реализацию программы управленческого содействия адаптации молодых специалистов
в муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №15» г. Клина.
Новизна
исследования состоит в том, что в муниципальном
общеобразовательном учреждении «Гимназия №15» г. Клина ранее не реализовывалось
никакой специальной программы управленческого содействия адаптации молодых
специалистов. Работа с молодыми педагогами состояла исключительно в их поиске,
найме и оформлении согласно Трудовому кодексу. Поэтому нередко молодые
специалисты спустя некоторое количество времени увольнялись, что приводило к
текучке кадров и снижению качества образовательного процесса. Разработка и реализация
программы управленческого содействия адаптации молодых специалистов в
муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №15» г. Клина призвана
преодолеть эту проблему.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности использования
материалов работы следующими категориями лиц:
— менеджерами
образовательных учреждений с целью оптимизации своей деятельности по
управленческому содействию адаптации молодых специалистов в образовательной
организации;
— студентами,
обучающимися по программе «Менеджмент в образовании», с целью самоподготовки к
тематическим практическим и семинарским учебным занятиям;
— молодыми учеными,
занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и
обобщения эмпирических данных.
Заключение:
По итогам
выполнения итоговой аттестационной работы удалось достичь поставленной во
введении цели, что позволило на основе теоретического анализа
научно-методической литературы и эмпирических данных составить программу
управленческого содействия адаптации молодых специалистов.
Для
достижения указанной цели были решены все необходимые задачи:
—
было рассмотрено содержание
понятия «адаптация» в отечественной и зарубежной научной литературе;
— была изучена специфика управления
процессом адаптации молодых специалистов в образовательной организации;
— было представлено содержание
понятия «управленческое содействие», его уровни и формы;
— были проанализированы результаты
исследования особенностей социально-психологической адаптации молодых
педагогов;
— были проанализированы результаты
диагностики исследования самооценки профессиональной компетентности молодых
педагогов;
— была описана реализация программы
управленческого содействия адаптации молодых специалистов в муниципальном
общеобразовательном учреждении «Гимназия №15» г. Клина.
По итогам
изучения опыта управленческого содействия адаптации молодых специалистов в
образовательной организации было установлено, что особенности
социально-психологической адаптации молодых педагогов, и их самооценка уровня
развития своих профессиональных педагогических компетенций находится в значимой
взаимосвязи. В частности, существует достоверная положительная взаимосвязь
уровня адаптации педагогов со всеми компонентами профессиональной компетентности.
В той же степени существует значимая взаимосвязь между шкалами самопринятие,
принятие других и интернальность со всеми компонентами профессиональной
компетентности. Иначе обстоит дело с взаимосвязью шкалы «Эмоциональная
комфортность» и профессиональной компетентностью у педагогов. В отношении этой
шкалы достоверные связи обнаружены с такими показателями профессиональной
компетентности как компетентность в постановке целей и задач, мотивации и
организации учебной деятельности. Данные по шкале «Стремление к доминированию»
взаимосвязаны с компетентностью в области разработки программы деятельности. С
остальными параметрами – связь не выявлена. По шкале «Эскапизм» удалось
установить взаимосвязь только с двумя параметрами: компетентностью в области личностных
качеств и компетентностью в области организации учебной деятельности.
На основании
полученных данных в качестве рекомендаций разработана программа управленческого
содействия адаптации молодых специалистов в муниципальном общеобразовательном
учреждении «Гимназия №15» г. Клина.
Качественный
и количественный анализ данных позволил доказать гипотезу исследования о том,
что особенности
социально-психологической адаптации молодых педагогов и их самооценка уровня
развития своих профессиональных педагогических компетенций находится в значимой
взаимосвязи. Поэтому программа управленческого содействия
адаптации молодых специалистов в образовательной организации должна быть
ориентирована, прежде всего, на обеспечение условий для роста профессиональных
педагогических компетенций педагогов.
Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в
полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ I.1. Содержание
понятия «адаптация» в отечественной и зарубежной научной литературе Основные
аспекты адаптации в отечественной науке раскрывали Г.М. Андреева,
Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, А.А. Бодалев, М.А. Галагузова,
Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, М.И. Лисина,
Н.Ф. Маслова, А.В. Мудрик, Ю.П. Поваренков и др., в зарубежной –
А. Адлер, Э. Берн, У. Джеймс, Г. Селье, Л. Филипс и
т.д.
Анализ
теоретических исследований по проблеме адаптации показал различия в подходах к
изучению адаптации.
В
результате литературного анализа выделяются два ведущих направления
человеческой адаптации – биологическое направление и социальное направление. В
истоках этого разделения стояли работы таких ученых как К. Бернар (он изучал
системный аспект работы организма), У. Кэннон (посвятил свои исследования
гомеостатическим свойствам), Г. Селье (разрабатывал концепцию синдрома
адаптации) [45].
С позиции М.А. Галагузовой [9], адаптация есть процесс
активного приспособления его к условиям социальной среды.
По мнению Ю.В. Васильковой и
Т.А. Васильковой [5], адаптация – это усвоение
действующих в обществе норм, овладение средствами и формами деятельности.
Н.Ф. Маслова [26]
отмечает, что адаптация – это успешное освоение воспитанниками социальных ролей
в системе общественных отношений.
А.В. Мудрик [30]
выделяет следующие факторы адаптации личности к обществу: макрофакторы,
мезофакторы, микрофакторы (рис. 1).