Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Уголовная ответственность за Компьютерные преступления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1
Общая характеристика уголовной ответственности за компьютерные преступления 6
1.1
Понятие компьютерных преступлений. 6
1.2
Особенности способа совершения компьютерных преступлений. 10
2
Характеристика уголовной ответственности за неправомерный доступ к компьютерной
информации, создание, использование и распространение вредоносных компьютерных
программ. 17
2.1
Неправомерный доступ к компьютерной информации. 17
2.2
Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ. 24
3
Характеристика уголовной ответственности за нарушение правил эксплантации
средств хранения, обработки и передачи информации, неправомерное воздействие на
информационную инфраструктуру. 30
3.1
Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи
компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей 30
3.2
Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру
Российской Федерации. 47
Заключение. 56
Список
используемых источников и литературы.. 59
Введение:
Актуальность темы. Развитие цифровых и информационных технологий
в самых различных сферах общественных отношений предполагает применение
информационных технологий собирания, обработки, хранения, передачи и
использования информации. Данная сфера общественных отношений требует существования
современного и эффективного механизма правового регулирования, в том числе правового
регулирования защиты компьютерной информации. Наибольшую актуальность представляют
собой вопросы защиты компьютерной информации в банковском, биржевом,
государственном секторах информационных технологий.
Преступления в сфере компьютерной информации представляют тем
самым большую общественную опасность, усугубляемую сложностью вопросов
технического, организационного и правового обеспечения безопасности компьютерной
информации и трудностью собирания надлежащих доказательств по уголовным делам, возбужденным
по ст.ст. 272-274.1 УК РФ. Данные обстоятельства также обуславливают латентность
рассматриваемого вида преступности и повышенное количество нераскрытых уголовных
дел.
В качестве основных особенностей компьютерной преступности
помимо латентности можно отметить также следующие: использование высокотехнологических
орудий и средств совершения преступления, требующих от преступников наличия
специальных познаний в компьютерной технике и информационных технологиях; возможность
совершения преступления фактически из любой точки доступа, расположенной в любом
государстве мира; сложность выявления и раскрытия данных преступлений, в том
числе в связи с практически полным отсутствием материальных следов преступления;
многообразие способов и технологий совершения преступлений, которые постоянно
совершенствуются и усложняются.
Отсутствие четкого определения компьютерной преступности, единого
понимания сущности этого явления значительно затрудняют определение задач
правоприменительных органов в выработке единой стратегии борьбы с ней, что
обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в
связи с установлением и реализацией уголовной ответственности за компьютерные
преступления.
Предмет работы – нормы уголовного законодательства,
предусматривающие ответственность за компьютерные преступления, научная и
учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании,
материалы судебной практики.
Цель работы – исследовать особенности правового
регулирования уголовной ответственности за компьютерные преступления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие компьютерных преступлений.
2. Выявить особенности способа совершения компьютерных
преступлений.
3. Изучить вопросы квалификации неправомерного доступа к
компьютерной информации
4. Исследовать особенности квалификации создания,
использования и распространения вредоносных компьютерных программ.
5. Проанализировать вопросы уголовной ответственности за нарушение
правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной
информации и информационно-телекоммуникационных сетей.
6. Охарактеризовать состав неправомерного воздействия на
критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации.
Методологическая
основа исследования – общенаучные методы исследования, а также специальные,
такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический,
сравнительно-правовой и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в возможности использования его основных положений и выводов как основы
для более частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым в
настоящей работе; в правоприменительной деятельности, а также для дальнейшего совершенствования
действующего законодательства.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав,
объединяющие шесть параграфов, заключения и списка используемых источников и
литературы. В первой главе дана общая характеристика уголовной ответственности
за компьютерные преступления. Во второй главе исследуются вопросы уголовной
ответственности за неправомерный доступ к компьютерной информации, создание,
использование и распространение вредоносных компьютерных программ. Третья глава
посвящена особенностям квалификации нарушения правил эксплантации средств
хранения, обработки и передачи информации, неправомерного воздействия на
информационную инфраструктуру. В заключении приведены основные выводы и
предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Заключение:
Компьютеризация общества, увеличение
роли информационных технологий во всех его сферах сопровождаются различными
формами негативных проявлений, наиболее социально опасным из которых является
преступность. И чем выше значимость информации, тем серьезнее угроза
противоправных посягательств на нее. Соответственно возрастает необходимость
обеспечения безопасности информации. Немаловажную роль в этом процессе играют
теоретические разработки. Хочется надеяться, что настоящая работа внесет свой
вклад в дело обеспечения законности и правопорядка.
В рамках данного
исследования достигнута основная цель, состоящая в комплексном изучении проблем,
связанных с применением норм об уголовной ответственности за умышленные преступления
в сфере компьютерной информации.
Родовым объектом
преступлений в сфере компьютерной информации выступают общественные отношения,
регулирующие общественную безопасность и общественный порядок, видовым объектом
является совокупность общественных отношений в сфере правомерного и безопасного
использования компьютерной информации, а непосредственным — конкретные
общественные отношения, указанные в диспозициях соответствующих статей.
Предметом
преступлений, предусмотренных главой 28 УК РФ, является компьютерная
информация.
Полагаем, что
понятие «компьютерная информация» следует заменить на понятие «электронная
информация», так как компьютерная информация является одним из видов
электронной информации. Кроме того, ввиду недостаточной ясности термина «электрический
сигнал», который используется в настоящее время для раскрытия понятия «компьютерной
информации» (электронной информации) в примечании к ст. 272 УК РФ, представляется
необходимым изменить существующее законодательное определение и изложить его в
следующем виде: «Под электронной информацией понимаются сведения (сообщения,
данные), представленные в электронно-цифровой форме, независимо от средств их
хранения, обработки и передачи». Видится, что предложенные изменения могли бы
способствовать более широкому применению норм главы 28 УК РФ и решению
сложившихся противоречий.
Одной из тенденций
генезиса современной компьютерной преступности является отсутствие контроля за
ее развитием со стороны правоохранительных органов, государства и общества. По
нашему мнению, для этого есть объективные причины, например стремительное
развитие IT-технологий, предоставляющих новые средства и способы совершения
преступлений; многочисленные вредоносные компьютерные программы, в том числе с
элементами искусственного интеллекта; криптовалюты, обладающие свойствами
анонимности; техническая сложность выявления компьютерных преступлений в
киберпространстве, организованный характер компьютерной преступности и др.
Представляется необходимым,
в целях унификации законодательства и устранения данных противоречий, заменить
понятие «компьютерной информации» на понятие «электронная информация». Следует
отметить, что приведенные выше подходы к определению понятия «компьютерное
преступление» раскрывают всю суть данного термина только в своей совокупности.
Поэтому термин «компьютерное преступление» должен являться общим понятием,
которое может применяться при определении сферы криминологических исследований
и объекта уголовно-правовой охраны.
Так, возможно
закрепление на законодательном уровне термина «сетевое компьютерное
преступление», что подразумевает под собой предусмотренные уголовным законодательством
общественно опасные деяния, совершенные на основе удаленного доступа к объекту
посягательства с использованием глобальных компьютерных сетей в качестве
основного средства достижения цели.
В целях повышения
эффективности деятельности правоохранительных органов в раскрытии преступлений
в сфере компьютерной информации предлагаем следующие меры:
1. Унифицировать
понятийный аппарат, использованный в ст. 272-274.1 УК РФ, используя базовое
информационное и телекоммуникационное законодательство.
2. Состав ст. 272 УК
РФ определить как формальный, а также исключить квалифицирующий признак по
субъекту, имеющему доступ к ЭВМ, их системам и сетям.
3. В ч. 1 ст. 273 УК
РФ использовать вместо термина «заведомо» термин «с целью» в целях
конкретизации субъективной стороны преступления в виде прямого умысла.
4. Ввести в УК РФ
норму об уголовной ответственности за осуществление действия, направленные на
временное или постоянное нарушение работы информационной системы или
информационно-телекоммуникационной сети, блокирование доступа к какой-либо
информации, системе или сети в целом, дополнив нормы действующей редакции ст. 274
УК РФ.
5. С нашей точки
зрения следует ужесточить санкции в Гл.28 УК РФ, предусмотрев более высокий
уровень максимального наказания, что обосновывается реальностью наступления
чрезвычайно серьезных последствий, особенно при вмешательстве в работу
критически важных объектов инфраструктуры.
6. Повышению
эффективности в борьбе компьютерными преступлениями будет способствовать
усиление международного сотрудничества различных стран в борьбе с данными деяниями,
подписание и ратификация Российской Федерации Конвенции Совета Европы по
киберпреступности.
Фрагмент текста работы:
1 Общая характеристика уголовной ответственности за
компьютерные преступления 1.1 Понятие компьютерных преступлений Проблема эволюционирования компьютерной преступности в
преступность высоких технологий, ее трансграничный, транснациональный,
организованный и латентный характер требуют от научного сообщества и правоохранительных
органов выработки новых концептуальных подходов для противодействия данному
асоциальному явлению. В научной статье автором с учетом мнения компьютерных
пользователей предлагается ряд мер по предупреждению, борьбе и минимизации
вредных последствий компьютерных преступлений в Российской Федерации.
Одной из главных угроз развитию современных российского
общества и государства выступает компьютерная преступность, причиняющая
колоссальный вред политическим, социально-экономическим, информационным и иным
общественным отношениям.
Нельзя не отметить и динамику роста компьютерных преступлений
в России. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, наиболее распространены
мошенничества в сфере информационно-телекоммуникационных технологий или
компьютерной информации, на них приходится около 70 % всех хищений, совершенных
путем обмана или злоупотребления доверием (+73,4 %, 237,1 тыс.). При совершении
25,8 тыс. (+42,4 %) мошенничеств использовались электронные средства платежа.
Заметное увеличение таких деяний зафиксировано в большинстве регионов. В
Саратовской (3,4 тыс.), Омской (2,2 тыс.) областях и Пермском крае (1,9 тыс.)
зарегистрировано наибольшее число подобных мошенничеств[1].
В целом на деяния, совершенные с использованием
информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной
информации, по-прежнему приходится одно из четырех регистрируемых в текущем
году преступлений (+73,4 %, 510,4 тыс.). За последние пять лет число таких преступлений
увеличилось более чем в 11 раз, а удельный вес в структуре преступности возрос
с 1,8 % до 25 %. Большинство «киберпреступлений» совершается с использованием
сети «Интернет» (300,3 тыс.) или при помощи средств мобильной связи (218,7
тыс.)[2].
Одной из
тенденций генезиса современной компьютерной преступности является отсутствие
контроля за ее развитием со стороны правоохранительных органов, государства и
общества. По нашему мнению, для этого есть объективные причины, например стремительное
развитие IT-технологий, предоставляющих новые средства и способы совершения
преступлений; многочисленные вредоносные компьютерные программы, в том числе с
элементами искусственного интеллекта; криптовалюты, обладающие свойствами анонимности;
техническая сложность выявления компьютерных преступлений в киберпространстве,
организованный характер компьютерной [1] Статистический
сборник «Состояние преступности в России за январь — декабрь 2020 г.» /
Генеральная прокуратура Российской Федерации, URL: http://crimestat.ru/analytics [2] Статистический
сборник «Состояние преступности в России за январь — декабрь 2020 г.» / Генеральная
прокуратура Российской Федерации, URL: http://crimestat.ru/analytics