Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Юриспруденция Правоохранительная деятельность

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Участие правоохранительных органов в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Организационно-правовые основы деятельности субъектов правоохранительной системы Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях 7

1.1. Понятие и элементы правоохранительной системы Российской Федерации 7

1.2. Правовой статус субъектов правоохранительной системы, обеспечивающих безопасность населения и территорий 15

2. Деятельность субъектов правоохранительной системы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера 24

2.1. Участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как форма взаимодействия основных субъектов правоохранительной системы 24

2.2. Основные направления совершенствования правового регулирования участия субъектов правоохранительной системы в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 34

Заключение 45

Глоссарий 48

Список использованных источников 52

Приложение 1 56

Приложение 2 57

  

Введение:

 

Чрезвычайная ситуация — результат влияния природного или техногенного бедствия, повлекшего гибель людей и ущерб для окружающей среды.

Основные причины чрезвычайных ситуаций – воздействие людей на природу и конфликты политического, военного, социального характера. Многие регионы России постоянно находятся в зоне риска – ежегодно горят леса, случаются серьезные затопления на фоне паводков, в результате чего граждане остаются без жилья, имущества, документов.

На фоне такой ситуации важно не допустить панику, пресечь случаи мародерства и беспорядков, своевременно оказать помощь с эвакуацией, размещением, восстановлением документов. Кроме того, пострадавшим о чрезвычайных ситуаций обеспечивается финансовая поддержка, нот она не всегда своевременно доходит до адресатов, иногда требуется вмешательство правоохранительных органов. Таким образом, последствия ликвидации чрезвычайных ситуаций – это целый комплекс мер, в ликвидации которого задействованы органы государственной власти и местного самоуправления, каждый из которых во взаимосвязи с иными решает поставленные перед ним задачи.

Тенденция увеличения числа и тяжести чрезвычайных ситуаций отмечается во всем мире, что определяет общую настороженность человечества и необходимость быть в постоянной готовности. Сложность и масштабность проблемы обеспечения безопасности и жизнедеятельности на потенциально-опасных объектах, а также защиты населения и природной среды в условиях чрезвычайных ситуаций и необходимость ее решения органами государственной власти и управления всех уровней обуславливается тем, что в Российской Федерации насчитывается большое количество потенциально опасных объектов различного типа и ведомственной подчиненности. В Российской Федерации реализуется Стратегия национальной безопасности, утвержденная Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400, одним из направлений реализации которой является повышение эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. А также реализуется стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, определяющая цели, основные задачи, приоритетные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление целевых научно-технических программ, направленных на повышение устойчивости функционирования предприятий, организаций, учреждений, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях.

Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют радиационные и транспортные аварии, аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывы и пожары, гидродинамические аварии, аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях.

Нормативные акты, регулирующие деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях, различны по юридической природе, времени и сферам действия, адресатам и субъектам, их применяющим, характеру, содержанию, направленности и степени регулятивного воздействия на решение возникающих задач. На сегодняшний день в значительной мере урегулированы основополагающие вопросы организации и функционирования органов внутренних дел в особых условиях, в том числе определяющие их место в общегосударственной системе предупреждения данных ситуаций и осуществления действий в особых условиях, компетенцию, общие и частные задачи, основные права и обязанности должностных лиц, организационное и ресурсное обеспечение, формирование органов оперативного управления, обеспечение готовности к действиям в особых условиях, а также организационно-тактические приемы и способы действий сил и средств в конкретных чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях.

Анализ деятельности правоохранительных органов и нормативные правовые акты, которые регулируют данную деятельность правоохранительных органов в условиях чрезвычайных ситуаций можно отметить, что существуют некоторые проблемы: Конституция РФ, конституционные и федеральные законы, указы президента и иные нормативные правовые акты образуют систему пробелов и противоречий в регламентации деятельности правоохранительных органов в условии чрезвычайных ситуаций, что в экстренных ситуациях приводит к разногласию в структуре исполнительной власти. Правовое регулирование деятельности субъектов правоохранительной системы, их взаимодействия на всех этапах и связанные с этим совершенствование законодательства и его систематизация являются основными составляющими решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства, способствующими снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению человеческих жертв и материальных затрат при их возникновении и ликвидации последствий. Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности темы настоящего исследования.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ участия правоохранительных органов в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, выявление существующих проблем и формулирование предложений по их решению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть понятие и элементы правоохранительной системы Российской Федерации,

— изучить правовой статус субъектов правоохранительной системы, обеспечивающих безопасность населения и территорий,

— проанализировать участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как форма взаимодействия основных субъектов правоохранительной системы,

— исследовать основные направления совершенствования правового регулирования участия субъектов правоохранительной системы в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере участия правоохранительных органов в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные аспекты участия правоохранительных органов в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как Братко А.Г., Жаворонкова Н.Г., Загрядский О.В., Ильчишин И.А., Капинус О.С., Лазарев В.В., Некрасов В.Ф., Петракова Л.В., Северцев Н.А., Степанов О.А., Чердаков О.И., Чеченов А.М., Щукин В.М. и др.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы и ведомственные правовые акты в рассматриваемой сфере.

Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико — юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выработанные в ходе исследования предложения позволят устранить некоторые пробелы, которые встречаются в сфере участия правоохранительных органов в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.

Работа включает введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Правоохранительная система — это система государственных и муниципальных структур, осуществляющих специализированные правоохранительные функции в сфере обеспечения законности и безопасности общества в целях защиты прав и свобод граждан, их объединений, государственных институтов от правонарушений различного характера в современных условиях.

Полномочия Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства, органов исполнительной власти субъектов и местного самоуправления определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Президент занимает главенствующее положение в системе органов государственной власти реализующих государственную политику в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характере.

К полномочиям Правительства РФ относится определение задач, функций, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для ликвидации последствий ЧС привлекаются подразделения МЧС, ОВД, внутренних войск, военных сил и других ведомств, располагаемых на территории, подвергшейся стихийному бедствию. При необходимости, по решению комиссии по ЧС, могут быть привлечены силы и средства других регионов.

Среди руководящих субъектов центральное место занимают структурные подразделения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Характеризовать структуру МЧС целесообразнее по направлениям содержания функции Российского государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Таких направлений четыре: пожарная охрана, обеспечение безопасности на водных объектах, аварийно-спасательная деятельность, гражданская оборона.

Основные задачи ОВД в условиях возникновения чрезвычайной ситуации:

1) обеспечение общественного порядка и безопасности, охрана материальных и культурных ценностей;

2) тушение пожаров;

3) участие в проведении первоочередных спасательных работ.

При наступлении чрезвычайных ситуаций полиция имеет право: производить по решению начальника ОВД (заместителя) оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф; проведения карантинных мероприятий в случаях эпидемий и эпизоотий; пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследование лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при этом необходимый досмотр транспортных средств.

Основной объем работы по выполнению указанных задач приходится на полицию и службу охраны общественного порядка в целом. В ее оперативном подчинении находятся все остальные службы и подразделения внутренних дел, то есть данная служба (ООП) является одной из основных организационно-аналитических и координационных служб ОВД в особых условиях.

В целях оперативного управления силами и средствами во время возникновения чрезвычайных ситуаций в МВД, УВД и ОВД создаются оперативные штабы, возглавляемые начальниками органов. Членами штаба назначаются руководители структурных подразделений и служб ОВД.

В ходе исследования были выявлены некоторые проблемные вопросы, в связи с чем считаем целесообразным внести некоторые предложения.

1. На сегодняшний день в сфере ликвидации ЧС действует множество разноуровневых нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных органов. Нередко они противоречат друг другу, что порождает коллизии.

Для решения данной проблемы нужно: создать чрезвычайный орган и закрепить его правовой статус в Конституции РФ, который будет регулировать деятельность правоохранительных органов в условиях ЧС и руководствоваться будет только Конституцией, основываясь на защите человеческой жизни. Контролировать деятельность данного органа будет Президент РФ, т. к. согласно Конституции он является ее гарантом.

Если указанный орган будет подчиняться только Конституции Российской Федерации, другие нормативные правовые акты будут носить рекомендательный характер, не являясь источником права для данного органа. Формирование кадров для данного органа будет осуществляться указом Президента РФ. Главная задача данного органа будет — в кратчайший срок перестроить деятельность правоохранительных органов на защиту человеческой жизни и стабилизацию в условиях ЧС. Такое предложение решит коллизию нормативных правовых актов и дестабилизацию в структуре исполнительной власти.

2. Необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» для предоставления гарантированных полномочий сотрудникам полиции по осуществлению функционирования в составе ФП ООП, проведения мероприятий, сопряженных с ограничением прав и свобод граждан в зоне чрезвычайных ситуаций.

3. Принимая во внимание необходимость совершенствования правового регулирования управленческой деятельности руководителя территориального органа МВД России в условиях режима чрезвычайной ситуации, обозначилась потребность на законодательном уровне закрепить его права и обязанности. Дополнительно следует подготовить в МВД России межведомственный нормативный правовой акт для осуществления порядка сотрудничества со всеми субъектами РСЧС на основании предварительно заключенных договоров и соглашений, а также четкого обозначения правоотношений с территориальными органами управления МЧС России.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Организационно-правовые основы деятельности субъектов правоохранительной системы Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях

1.1. Понятие и элементы правоохранительной системы Российской Федерации

Политические и экономические разногласия последнего десятилетия вызвали в России необходимость реформирования значительной части государственных институтов, в том числе и правоохранительного. Изменение потребностей и интересов общества, а также необходимость их развития по прогрессивному пути отражаются на основных направлениях проводимой правоохранительной реформы.

Существует множество предпосылок и факторов, обусловливающих необходимость единообразного понимания правоохранительной системы. Например, для устранения рассогласованных действий входящих в ее состав структур, что позволит совершенствовать законодательство, исключать пробелы и коллизии, влияющие на решение практических вопросов.

Обращая внимание на данные процессы, нельзя не отметить, что в юридической науке не сложилось единого определения правоохранительной системы. Зачастую встречается ошибочная точка зрения, согласно которой данная система и система правоохранительных органов — по сути одно и то же. Однако следует учесть, что это далеко не тождественные понятия.

Анализ понятия «правоохранительная система» показывает, что оно более объемно, чем понятие «система правоохранительных органов». В правоохранительную систему включаются не только специализированные правоохранительные структуры, но и некоторые другие государственные органы, имеющие правоохранительное назначение, а также правовые нормы, институты, юридические средства и методы.

При этом важной организационной характеристикой рассматриваемой системы является единство правоохранительных структур, имеющих общий предмет ведения и наделенных соответствующей компетенцией.

Существуют различные определения правоохранительной системы. Так, А.Г. Братко рассматривает ее как «комплекс государственно-правовых средств, методов, и гарантий, обеспечивающих защиту общественных отношений от противоправных посягательств» , О.И. Чердаков — как «сложный институт правовой организации общества, включающий в себя нормативную и правоохранительную подсистемы, многообразие правовых явлений, основанных на правовой поддержке государства» .

По мнению В.В. Лазарева, «правоохранительная система — это совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных нарушений, которая включает следующие составляющие: цели и объекты правоохраны, субъекты правоохраны, правоохранительную деятельность» .

Указанные подходы взаимодополняют друг друга. Поэтому с общей позицией авторов можно согласиться. Однако вышеупомянутые ученые не отражают в своих определениях специфичность деятельности правоохранительных структур.

Следовательно, нам необходимо сделать акцент именно на функциях таких структур с учетом изменения характера современных угроз.

К тому же стоит отметить, что в сложившихся международных условиях целесообразно говорить не о «правоохранительных органах», а о «правоохранительных структурах» (например, российская военная полиция в настоящее время действует не только на территории России, но и в Сирии), предназначенных для организации наиболее эффективного обеспечения правопорядка.

Следовательно, правоохранительная система может быть рассмотрена как сложное комплексное образование, представляющее совокупность правоохранительных структур, государственных и муниципальных правовых средств.

Правоохранительная деятельность государства в значительной части осуществляется в рамках специально созданной им правоохранительной системы.

В юридической науке понятие «правоохранительная система» еще четко не определено. Среди юристов часто встречается ошибочная точка зрения, утверждающая, что правоохранительная система и система правоохранительных органов — одно и то же. Следует учесть, что это не тождественные понятия.

Правоохранительная система — понятие, несомненно, объемнее, нежели система правоохранительных органов. В нее включаются не только специальные, правоохранительные органы, но и некоторые другие государственные органы правоохранительного назначения, а также правовые нормы, юридические средства и методы правовой охраны.

Правоохранительная система должна охранять человека. В этом её смысл и цель.

Права человека и его интересы приоритетны по отношению ко всем иным правам, свободам и интересам, если они не ограничивают, а тем более если не нарушают законные права, свободы и интересы других.

Правоохранительная система, таким образом, обязана обслуживать:

— в первую очередь человека, активно участвуя в реализации его законных субъективных прав и свобод;

— во вторую очередь её функционирование должно быть ориентировано на удовлетворение интересов коллективов, организаций, народностей, наций, общества и государства.

Правоохранительная система современной России находится в стадии становления, обусловленном переходным состоянием российской государственности .

Структура правоохранительной системы представлена в приложении 1.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы