Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Творческие задания как средство развития познавательного интереса младших школьников к истории

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава
1. Теоретические основы формирования познавательного интереса к истории у
младших школьников. 5

1.1
Характеристика познавательного интереса младших школьников. 5

1.2 Формы,
методы и средства развития познавательного интереса к истории  14

Глава
2. Опытно-практическая работа по использованию творческих заданий как средства
развития познавательного интереса к истории у младших школьников  23

2.1
Анализ работы по развитию познавательного интереса к истории с помощью
творческих заданий. 23

2.2
Педагогические условия эффективности развития познавательного интереса младших
школьников в процессе творческих заданий. 40

Заключение. 47

Список
использованных источников. 49

Приложение. 52

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена активными
инновационными процессами в социально-экономической и политической сферах
общества, поставивших систему образования перед необходимостью пересмотра
традиционных подходов к обучению и воспитанию школьников.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации в
качестве одной из важнейших задач определяет "непрерывность образования на
протяжении всей жизни человека", которая рассматривается не только как
мера государства для обеспечения развития материального производства, но и как
возможность для человека свободно выбирать путь своего развития, жизни,
творчества, самоутверждения.

Поэтому особенно важно в начальной школе сформировать у
учащихся интерес к процессу познания, к способам поиска информации, ее
усвоения, переработки и применения.

Кроме того, актуальность темы исследования состоит в том,
что развитие познавательного интереса способствует наиболее эффективной
организации учебного процесса. А также необходимо повышать познавательный
интерес учащихся в процессе обучения истории. Монотонное изложение учебного
материала не способствует эффективному запоминанию материала, поэтому
необходимо внедрять новые технологии и способы обучения в процессе преподавания
истории, например, творческие задания.

Противоречие исследования состоит в том, что несмотря на то,
что существует необходимость модернизации уроков истории, в большинстве своем
общеобразовательные школы придерживаются традиционных методов преподавания.

Проблема формирования познавательных интересов школьников
давно и продуктивно разрабатывается в психологии и педагогике. Ученые
обращались к выявлению психологических закономерностей познавательных интересов
(М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А.Гордон, М.З.Диняева, Т.А.Капитонова, А.Н.Конев,
И.Я.Лернер, Н.Г.Морозова, А.А.Невский, Н.И.Роговская, И.М.Цветков, Г.И.Щукина),
к связи интересов и потребностей (Б.Г.Ананьев, Г.К.Гумницкий, С.Л.Рубинштейн),
склонностей ребенка (А.Г.Ковалев, Е.В.Кочановская, А.Я.Савченко).

Способы формирования познавательного интереса с учетом
возрастных особенностей учащихся и возможностей содержания учебных предметов
исследовали В.И. Агарков, М.В. Богданова, В.Б. Бондаревский, Н.И. Ворновская,
Т.А. Камышникова, Э.С. Костылева, Ю.А. Лях, Н.Г. Морозова, Ф.К. Савина, М.Н.
Скаткин, Г.И. Щукина и др.

Проблема исследования состоит в том, что несмотря на большое
количество трудов посвящено тематике развития познавательных интересов, в отечественной
литературе слабо изучено влияние творческих заданий на развитие познавательного
интереса школьников на уроках истории.

Объект исследования — развитие познавательных интересов
младших школьников в творческой деятельности.

Предмет исследования – использование творческой деятельности
как средства развитии познавательного интереса к истории у младших школьников.

Цель исследования — показать возможность применения
творческой деятельности как средства развития познавательного интереса к
истории у младших школьников.

В основу исследования была положена гипотеза: творческая
деятельность обладает большим потенциалом в формировании познавательного
интереса у младших школьников при соблюдении следующих условий: этапности,
сотрудничестве обучающегося и педагога при решении разнообразных задач,
применение деятельностного, культурологического подходов, возрастных и
индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.

Исходя из поставленной цели, определены задачи исследования:

— дать характеристику познавательного интереса младших
школьников;

— изучить формы, методы и средства развития познавательного
интереса к истории;

— провести анализ работы по развитию познавательного
интереса к истории с помощью творческих заданий;

— описать педагогические условия эффективности развития
познавательного интереса младших школьников в процессе творческих заданий.

В качестве методов исследования в работе использовались
следующие: сравнительно-сопоставительный анализ; изучение и обобщение передового
педагогического опыта; педагогический эксперимент, наблюдение; анкетирование,
анализ учебно-методической документации и результатов проектной деятельности
младших школьников, количественный и качественный анализ данных, полученных в
ходе научного исследования.

Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников и приложения

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Познавательный интерес – существенное развитие личности,
которое создается в процессе жизнедеятельности личности, формируется в
социальных обстоятельствах его существования и практически никаким методом не
является имманентно характерным человеку с появления на свет. Для развития
личности ученика и формирования познавательного интереса необходимо создание
оптимальной эмоциональной атмосферы познавательной работы обучающихся.

Это условие осуществляет все функции обучения:
образовательную, формирующую, воспитывающую, и оказывает непосредственное и
опосредованное влияние на интерес.

Мы выяснили, что исторические факты, даты, события,
хронология младшими школьниками познаются через конкретные, эмоционально
окрашенные образы и образуют конкретное осознание исторического факта. Уже
затем от создания образов об исторических фактах обучающиеся начальной школы
переходят к познанию их внутренней сущности и установлению взаимосвязи между
ними, историческим понятиям, пониманию закономерностей исторического процесса.

В курсе «Окружающий мир» начальной школы исторический
материал строится как система представлений об историческом прошлом, процесс
погружения в сложный противоречивый мир истории, представленный близкими и
понятными ребёнку вещами, предметами, традициями семьи и памятниками города,
посёлка, региона.

Младшие школьники, при изучении исторического материала,
должны овладеть основными приёмами познания исторического опыта (осознание
причинно-следственных, временных, пространственных связей между событиями). В
качестве содержательного компонента исторического образования в начальной школе
выступают исторические факты, отражающие процесс развития человеческого
общества. При работе с ними учащиеся овладевают приёмами работы с источниками
исторической информации, у них формируются индивидуальные способы познания
исторического прошлого.

Для повышения познавательного интереса к истории у младших
школьников нами были составлены и организованы уроки с применением творческих
заданий. Такая форма организации учебного процесса повышает уровень
познавательных интересов школьников, меняет ценностные ориентиры, повышает
успеваемость, ведет к творческому самовыражению как главной форме деятельности.

На начальном этапе опытно – поисковой деятельности можно
увидеть, что в исследуемой группе обучающихся 46% детей имеют низкий уровень
интереса к учению, 43% — имеют средний уровень и лишь 11% участников имеют
высокий уровень интереса к учению.

Выбранные методы и приемы расширяют мотивационно-смысловую
основу обучения, привлекает детей к активной творческой работе, формирует успешность
в учебной деятельности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся
высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное; способствуют развитию
творческих способностей младших школьников, помогают им проявить себя,
пробуждают веру в свои силы, а, значит, воспитывают интерес к учению в целом.

Повторная диагностика обучающихся показала, что у детей
наблюдается устойчивая тенденция к повышению уровня интереса к учению, которая
выражается в переходе с низкого уровня на средний, и со среднего на высокий.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод,
что выдвинутая гипотеза о том, что повышение интереса к учению у младших
школьников будет эффективным, при внедрении комплекса творческих заданий,
способствующих формированию интереса к учению у обучающихся, получила
подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования
познавательного интереса к истории у младших школьников

1.1 Характеристика познавательного интереса младших
школьников

Возрастные психологические особенности младших школьников,
их природная любознательность, чуткость, особое отношение к освоению нового, их
готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия
для формирования познавательного интереса.

Школа занимает особое место в жизни ребенка и играет важную
роль в судьбе каждого человека. Основная и сложная работа, возложенная на
школу, — подготовить учеников к самостоятельности в постоянно меняющемся
обществе и дать им необходимые знания об обществе и правильное отношение к
жизни. Появление нового человека, который чувствует себя «комфортно» в
изменениях, а также готовности к непредвиденным ситуациям и способности их
преодолевать — задача современного образования и воспитания.

Формирование познавательного интереса — это
совершенствование приемов и методов, обеспечивающих активную самостоятельную
теоретическую и практическую деятельность учеников на всех этапах учебного
процесса. Эффективность любого метода определяется успешностью усвоения
учащимися знаний, навыков и умений, а также формированием их познавательных
способностей. Для формирования познавательного интереса учеников целесообразно
использовать различные способы организации процесса обучения и воспитания[1].

В первую очередь, это нестандартные формы организации урока.
Основными впечатлениями младшего школьника в классе должны быть радость и
интерес.

Познавательный интерес определяется как необходимое и
ключевое средство в обучении учащихся начальной школы. Без развития
познавательного интереса учеников достижение учебной цели не только сложно, но
и практически невозможно.

В своем развитии познавательный интерес проходит
последовательные стадии, которые можно определить как любопытство,
познавательный интерес и теоретический интерес. В младшем школьном возрасте
преобладают вопросы «Что это?» и "Почему" пришли: "Для
чего?" И как? ». Характерной чертой обозначенного возрастного периода
являются познавательные интересы, которые выражаются в внимательном наблюдении
за определенным процессом, рассмотрении объекта или явления, в стремлении
узнать у взрослых их причины и характеристики, в независимом поиск интересующей
информации.

Активное развитие интернет-технологий, медиа и игровой
индустрии сильно влияет на уровень развития познавательного интереса у младших
школьников. Проблема развития и формирования познавательного интереса учеников
— одна из актуальных проблем современной педагогики. Познавательный интерес,
теоретический интерес, познавательная деятельность — довольно сложные понятия.
В современной науке существует несколько подходов к их определению, что
позволяет рассматривать эти процессы с разных точек зрения. Интерес, как и
познавательный, не являются отдельными психическими процессами (в отличие от
памяти, внимания или мышления), а объединяют интеллектуальные, волевые и
эмоциональные процессы.

Российские ученые (В.Б. Бондаревский, Ш.И. Ганелин, Е.А.
Красновский, Г.И. Активность и результаты учебной деятельности, а также
рассматривали познавательный интерес как устойчивую черту личности ученика)[2].

Познавательный интерес детей 7-9 лет характеризуется
хрупкостью и слабой дифференциацией. В этот период довольно редко проявляется
глубокий интерес к изучению какого-либо академического предмета. Исследователи
обращают внимание на особенности интересов младших школьников: подражательность
(вероятность возникновения); непостоянство, непродолжительность;
поверхностность (интересны только внешние факты, особенно яркие, неординарные,
некрасиво углубляться в суть); близость к собственному жизненному опыту;
рассеянность (ученика интересует множество совершенно разных областей знаний,
без какой-либо связи между ними); сосредоточиться на ближайшем результате[3].

Для выявления уровня сформированности познавательной
потребности у младшего школьника необходимо выделить ряд параметров его
познавательного интереса. К ним относятся:

1) Показатели интеллектуальной активности младшего
школьника. Интеллектуальная активность — это проявление интереса ученика к
учебному процессу, о котором можно судить по некоторым действиям. В частности,
вопросы учеников, адресованные учителю, больше всего говорят о познавательном
интересе. Вопросы выражают желание учащихся осмыслить что-то еще непонятное,
глубже проникнуть в интересующий их предмет. Вопросы, задаваемые самим себе,
выражают поиск, активное желание учеников найти первопричину. Равнодушные к
обучению, инертные, ученики обычно не задают вопросов, их интеллект не нарушают
вопросы, которые они не решили.

2) Эмоциональные проявления. Следующим параметром познавательного
интереса является эмоционально безопасный фон познавательной деятельности учеников.
В интересах, эмоциональное начало — его важнейший энергетический ресурс.
Эмоциональный настрой деятельности учеников является показателем их
познавательного интереса. По своим наблюдениям, педагог может установить
следующие эмоциональные проявления познавательного интереса: гнев, удивление,
сопереживание, адекватные содержанию полученных знаний. Учащиеся наиболее ярко
выражают эмоции интеллектуальной радости, которые рождаются по совершенно
разным причинам: сопутствующая симпатия к характеру произведения, научное
открытие, историческое событие, симпатия или антипатия к личности общественного
деятеля или ученого. Обычно этот процесс хорошо виден в репликах, жестах и
​​мимике учеников начальной школы.

3) Волевые проявления Регуляторные процессы,
которые во взаимодействии с эмоциональным настроением выражаются в особенностях
течения познавательной деятельности учеников, являются одним из показателей
познавательного интереса учеников. В этом смысл [1] Панина Г.А. Быть
отличником хочу! Пусть меня научат! Первое сентября // Начальная школа. 2013.
№38. С.90-93. [2] Щукина Г.И. Педагогические
проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – Москва
: Педагогика, 1988. – 208 с. [3] Капустина Н.Г.
Познавательные интересы младших школьников //Начальная школа плюс До и После. –
2005. – № 02. – С. 3-7

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы