Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Творческая активность у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.. 7
1.1. Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческой активности
детей старшего дошкольного возраста. 7
1.2. Педагогические условия
формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. 10
1.3. Особенности
формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. 14
ГЛАВА 2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ ПЕЙЗАЖА.. 18
2.1 Диагностика уровня формирования
творческой активности у детей старшего дошкольного возраста и характеристика
используемых методик. 18
2.2 Экспериментальная работа,
направленная на формирование творческой активности у детей старшего дошкольного
возраста посредством картины И.И. Левитана «Золотая осень». 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 59
ПРИЛОЖЕНИЕ. 64
Введение:
Актуальность
темы исследования. Одна из ключевых задач ФГОС ДО обращена
к созданию условий для развития способностей и творческого потенциала каждого
ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. На
сегодняшний день проблема формирования творческой активности личности ребенка
дошкольного возраста в контексте психолого-педагогической литературы стоит
достаточно остро, поскольку во ФГОС ДО ставится большое число задач,
ориентированных на различные стороны воспитательной и образовательной области
дошкольников, в частности, на развитие индивидуально-личностных особенностей
каждого дошкольника, вербализируя в конкретные формы способы формирования его
способностей, определяя направление реализации заложенного творческого
потенциала.
Период старшего
дошкольного детства является сензитивным этапом для того, чтобы формировать
творческую активность ребенка, поскольку именно в этот период ребенок
чрезвычайно любознателен и готов исследовать мир, он задает множество вопросов,
постепенно формируя свою картину мира и закладывая фундаментальные основы
познавательной деятельности.
Некоторое исследователи,
в частности, такие как А.Н. Леонтьев и Л.С. Выготский [9]
пришли к выводу о том, что период старшего дошкольного детства наиболее
характерен именно тем, что творческая деятельность является одной из ведущих в
данном возрасте и, соответственно, творческая активность является
основополагающим звеном формирования личности [19].
Художественное развитие, в свою очередь,
благотворно влияет на личность, поскольку одновременно осуществляется
становление эстетического чувства действительности. Наличие способностей к
творческому самовыражению дает мощный толчок к построению собственной модели
мировосприятия, помогает в учебе, в профессиональной деятельности, в быту.
Несомненно, что чем раньше начать развивать способности, тем больших высот
можно достичь.
Формирование творческой
активности посредством художественной деятельности имеет множество
положительных свойств:
— развивает фантазию и
восприятие ребенка;
— развивает чувства и эмоции,
помогает их выразить;
— развивает
интеллектуальные способности;
— прививает правильные
эстетические нормы и идеалы;
— помогает в развитии
собственной картины мира.
Творческая активность,
как явление, освобождает мышление от стереотипов, предлагая сначала думать,
потом делать. То есть, ребенок должен понимать, что именно мысль, которая
формируется в его сознании, является первым пусковым механизмом к творчеству, к
активности в творческой деятельности.
Причем, преимущественно
занятия изобразительным искусством способны формировать личность и ее основные
характеристики, поскольку в данном процессе происходит освоение окружающей
действительности посредством развития эстетических чувств и чувств эмпатии.
Рисование пейзажей на
занятиях изобразительным искусством формирует художественно-творческую
активность личности, воспитывает интерес к предмету. У старших дошкольников
происходит формирование основ
экологической культуры, развивается эстетическое сознание через освоение
творческой деятельности эстетического характера. Кроме того, происходит формирование
и развитие экологического мышления и умения применять его в социальной практике.
Проблема
исполнения пейзажей является достаточно значимой, поскольку недостаточно просто
исполнить тот или иной вид природы, но также необходимо грамотно оформить
композиционное пространство и передать определенное настроение.
То, что творческая
активность в возрасте старшего дошкольного детства находится на этапе
формирования, обуславливает актуальность данного исследования. Недостаточная
разработанность проблемы определила тему исследования: «Творческая активность у
детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажа».
Объект
данного исследования: творческая активность детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет
исследования: рисование пейзажа детьми старшего
дошкольного возраста.
Цель
исследования: выявить уровни сформированности
творческой активности старших дошкольников на занятиях изобразительным
искусством.
Исходя из поставленной
цели необходимо решить следующие задачи
исследования:
— провести анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческой активности
детей старшего дошкольного возраста;
— определить
педагогические условия творческой активности у детей старшего дошкольного
возраста;
— изучить особенности
формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста;
— провести диагностику
уровня формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста;
— организовать работу по
формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста
посредством картины И.И. Левитана «Золотая осень».
Гипотеза. Мы предполагаем, что своевременные и
скоординированные педагогические и методические действия будут способствовать формированию
творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования
пейзажей.
Методы
исследования:
— Теоретические (анализ
научной педагогической литературы, классификация, обобщение, сравнительный
анализ);
— Практические
(эксперимент, наблюдение, описание).
Теоретическая
значимость исследования заключается в систематизации научных психолого-педагогических
трудов по теме творческой активности
старших дошкольников, а также в рассмотрении проблемы с ракурса
изобразительного искусства.
Практическая
значимость исследования состоит в разработке методического
оснащения, которое может быть использовано в образовательном процессе детского
сада на занятиях изобразительным искусством в процессе рисования пейзажей.
Структура
исследования: введение, две главы, заключение, список
литературы и источников, приложение.
Заключение:
В исследовании были
решены теоретические и практические вопросы по проблеме творческой активности у
детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования пейзажа.
При разработке
теоретической стороны вопроса было выявлено, что занятия творчеством способствуют
всестороннему развитию ребенка, формируют его как личность разностороннюю и
активную. Творческая активность детей старшего дошкольного возраста представляется
как вид продуктивной деятельности, которая направлена на преобразование
«внешних» условий, способных качественно изменить направленность личности
ребенка с точки зрения межпредметности и интегративных связей, поскольку
творческая активность – это не только непосредственно процесс, но и
процессуальные моменты психолого-педагогических механизмов.
Формирование творческой
активности подразумевает очень внимательное отношение к становлению личности. В
частности, существует ряд условий, ориентированных на различные аспекты
творческой активности, как то: ее уровень, содержательный компонент работы, формы
взаимодействия воспитателя и воспитанника, педагогическая компетентность, целевые
установки в семье и взаимодействие с семьей дошкольника.
Было отмечено, что
базовыми требованиями, которые предъявляются к педагогическому руководству по
формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста, являются:
— педагогический пример, показ, который
позволит дошкольникам перенимать поведенческие модели;
— поощрение инициативности дошкольника;
— создание ситуаций эмционально-положительного
настроя;
— предоставление дошкольнику выбора и
свободы [8].
В работе по формированию
творческой активности дошкольников необходимо инициировать активность детей, поскольку
через активное взаимодействие с окружающей средой происходит личностное
развитие во всех аспектах.
В практической части
исследования возникла необходимость выявить у детей исходный уровень
сформированности творческой активности детей старшего дошкольного возраста в рамках
педагогического эксперимента.
Было выявлено, что уровень
сформированности творческой активности у старших дошкольников является средним.
Диагностические задания выявили интерес у многих детей к определению характера
образа. На недостаточный уровень сформированности творческой активности
указывает некоторая робость при попытках передать настроение, страх быть непонятым. Иногда очевидно равнодушие в
выполнении задания, оно делается только потому, что «надо».
Работа
по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста
включила в себя пять занятий, каждое из которых ориентирует ребенка на
рисование природы. Основным в цикле являлось занятие, посвященное картине И.И.
Левитана «Золотая осень». Данное произведение было взято за основу по причине
того, что художник показал богатую игру света и теней, богатую цветовую
палитру. На примере данной работы можно изучить настроение, описать состояние
природы, создать образное содержание картины.
Занятие
на тему пейзажа И.И. Левитана наиболее полно выражает эмоциональный образ,
тренирует детей видеть гораздо шире, чем есть на самом деле, учит расставлять
акценты и собирать воедино детали. В ходе такой деятельности происходит
трансформация творческой активности, результаты чего представлены в диагностическом
параграфе.
Для
определения эффективности проведенной экспериментальной работы была проведена
повторная диагностика. На основании проведенной работы было выявлено, что
произошло качественное повышение уровня сформированности творческой активности
старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Необходимо
обратить внимание, что дети стали проявлять еще больше заинтересованности,
стали демонстрировать приемлемое владение техническими навыками рисования,
проявлять инициативность, выдавать креативные идеи. Познавательный интерес стал
значительно выше. Это подтверждает эффективность разработанной нами программы
по формированию творческой активности дошкольников.
Таким
образом, задачи данного исследования решены.
Цель
исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста В
исследованиях, которые проводились отечественными специалистами в области
психологии можно найти информацию о том, что развитие творческой деятельности
наиболее эффективно происходит в период дошкольного детства, поскольку именно в
этом возрасте ребенок проходит сензитивный этап развития творчества [18, с. 167]. А.Г. Асмолов, к примеру,
утверждал, что старший дошкольный возраст является возрастом, в котором
происходит конструирование будущего, закладка его фундамента [2].
Период
старшего дошкольного возраста запускает механизм интериоризации действий, при
этом активно формируются семиотические функции и происходит становление
образного мышления, состоящего из компонентов чувственного опыта и
аналитической деятельности. Постепенно дети в дошкольном детстве начинают
мыслить нестандартно, творчески, что приходит к ним при изучении окружающего
мира, при исследовании среды, включении в социальную действительность. То есть,
дошкольники вбирают и усваивают различные впечатления, тем самым накапливая
социальный опыт, стараясь его творчески перерабатывать.
Активность
как социальный феномен является многосторонним понятием, поэтому ее пристальное
изучение происходит на границе межпредметных связей. Отечественные педагоги,
психологи и философы позиционировали активность в качестве определенной
деятельности, которая позволяет осуществлять различные процессы взаимодействия
[4, 7]. Важно учитывать, что активность
личности может позиционироваться как процесс личностного роста [13, с. 543]. В психолого-педагогической
науке и практике к настоящему времени сформировались вполне устойчивые понятия
относительно данного вопроса, что, в свою очередь. Позволяет говорить о том,
что творческая активность является разносторонним процессом.
В
частности, творческая активность рассматривается как постоянное движение,
ориентированное к той или иной целевой установке (В.А. Петровский); как личностная
способность к нахождению таких путей, которые позволят решить любые, даже самые
сложные задачи (В.С. Безрукова, Н.Н. Поддъяков, И.Я. Лернер); как стимул к
совершенствованию личности (А. Маслоу); как фактор, который способствует
самоорганизации и саморазвитию личности на протяжении всех этапов развития (И.С.
Якиманская), как процесс, который определяет потенциал личностного воображения
(Е.Б. Старовойтенко), как невообразимо ценное личностное качество (А.В.
Запорожец). Являясь, в сущности, достаточно ценной и необходимой интенцией
жизнедеятельности в период старшего дошкольного детства, творческая активность ориентирует
внутренний ресурс ребенка на познание действительности и усвоение социального
опыта уникальным путем [32]. Особенное значение отведено в том
числе и психологическому компоненту формирования творческой активности. Здесь
само понятие активности рассматривается как внутренняя способность к тому,
чтобы уметь преобразовывать пространство вокруг себя, при этом ориентируясь на
имеющийся опыт социокультурной действительности [21, с. 259].
Очень
важными компонентами, которые способствуют в том, чтобы наиболее полно понять
феномен творческой активности в психолого-педагогической науке и практике, является
внутренняя мотивация и субъективизация [32].
В
частности, выделяются следующие основания:
—
в основе творческой активности заложены различные виды активности, которые скомпилированы
в одно целое;
—
творческая деятельность является одной из высших форм человеческой деятельности
в целом;