Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Трудовое воспитание детей с умственной отсталостью.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 6
1.1.Понятие
трудового воспитания. 6
1.2.
Психолого-педагогическая характеристика умственно-отсталых школьников 7
1.3. Особенности
трудового воспитания умственно отсталых школьников. 10
II.
ОРГАНИЗАЦИЯ Т РУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 19
2.1.Методика
изучения уровня самостоятельности. 19
2.2 Констатирующий
эксперимент. 21
2.3 Результаты
экспериментального исследования. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27
Введение:
Трудовое воспитание
играет значительную роль в решении коррекционных, воспитательных и
педагогических задач специальной школы. Присоединяясь к трудовому процессу,
ребенок меняет свое восприятие себя и окружающего мира. Самоуважение
кардинально меняется. В процессе общения и получения новых знаний формируется
мировоззрение школьника.
Формы организации
трудового воспитания могут быть разными, но их реализация связана с тремя
видами трудовой деятельности: учебной, бытовой и общественно полезной, каждый
из которых при правильной организации имеет возможность лично развивать
ученика.
Так, например, регулярная работа позволяет развить чувство
долга и товарищества, ответственность за порученную работу и такие качества
личности, как настойчивость, честность, порядочность. Трудовая деятельность
позволяет учащимся вовлечься в процессы, благотворно влияющие на весь организм
ребенка.
У них развиваются
необходимые навыки личной гигиены, привычка содержать здания в чистоте, что
создает условия для здорового образа жизни. Вовлечение школьников в различные
занятия также позволяет им осознать ее красоту и быть довольными ее
результатами.
Социальные условия труда предъявляют к человеку высокие
требования. В различных детских профсоюзах труд носит коллективный характер, и
его реализация связана с вовлечением учащегося в широкую и сложную систему
производственных, этических и других отношений.
Вовлеченность
учащегося в командную работу
способствует развитию этих отношений, их трансформации из внешних во
внутренние. Это происходит под влиянием сложившихся норм поведения
общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимного спроса, а также
действия таких социальных и психологических явлений, как внутренняя
рекомендация, соревновательность.
Учащиеся специальных школ становятся более изолированными
друг от друга, более изолированными от своих сверстников, и им становится
труднее восстановить контакт. Это затрудняет формирование группы и, как
следствие, развивает коллективно важные качества, такие как сочувствие,
дисциплина, ответственность за общее благо и т. д.
Поэтому рассмотрение проблемы трудового воспитания является актуальным, так как адаптация личности
напрямую зависит от ее социальной направленности. А это является одной из
основных задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания учащихся
специальных учебных заведений.
Характер и степень решения той или другой задачи трудового
воспитания зависят от характера и степени дефекта ребенка.
Проблема трудоустройства
умственно отсталых является самой актуальной на сегодняшний день, ведь в
государстве почти не осталось предприятий, где используется труд инвалидов.
Объектом нашего исследования
является процесс трудового воспитания умственно отсталых детей.
Предметом выступает
коррекционная направленность трудового воспитания.
Цель нашего исследования
– изучить особенности влияния трудового воспитания на развитие учащихся
специальных школ VIII вида.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать работы отечественных
специалистов по проблеме трудового воспитания умственно отсталых школьников.
2. Рассмотреть особенности трудового воспитания умственно
отсталых школьников
3. Проанализировать организацию трудового
воспитания умственно отсталых школьников
Практическая значимость заключается
в подборе диагностического материала по исследованию влияния трудового
воспитания на личность детей с нарушениями умственного развития и тех
практических рекомендаций, которые направлены на развитие личности путем
трудового воспитания.
Структура курсовой работы
состоит извведения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
В первой главе аттестационной работы рассмотрены теоретические
аспекты трудового воспитания умственно отсталых школьников, дано понятие
трудового воспитания, определены особенности трудового воспитания детей с
умственной отсталостью, дана психологическая характеристика детей с умственной
отсталостью.
Во второй главе проанализирована организацию
трудового воспитания умственно отсталых школьников, выявлена методика изучения
уровня самостоятельности, проведен констатирующий эксперимент и подведены
результаты эксперимента.
В заключении подведены итоги проведенного
эксперимента.
Заключение:
В процессе нашей работы мы пришли к следующим выводам: с учетом
физического и интеллектуального развития детей с ограниченным интеллектом на
уроках трудового обучения можно добиться хороших результатов в формировании
устойчивого положительного отношения к труду и интереса к выбранной профессии,
стремления достичь высоких показателей в трудовой деятельности. Этого можно
добиться при четком построении урока, при правильной организации теоретической
и подготовительной частей занятия, целесообразном сочетании различных методов
на уроках трудового обучения. Эффективность трудовой
подготовки учащихся этих школ к работе на производстве во многом определяется
уровнем организации учебного процесса. Наиболее существенную и сложную часть
такой организации составляет методика обучения, включающая вопросы
использования в практике обучения основных дидактических положений и построения
на их основе системы занятий, производственной практики, осуществления
дифференцированного подхода к учащимся и т.д. Все
это в полной мере способствует формированию трудовых умений и навыков у
умственно отсталых детей на уроках труда. Таким образом, трудовое воспитание в
условиях специальной школы носит не только обучающий и воспитывающий характер,
но самое главное — оно имеет коррекционную направленность.
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует
рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение
относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо
ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма
значительное корригирующее восстановительное средство.
Решая важнейшие задачи социальной адаптации и реабилитации детей с
ограниченным интеллектом, трудовое обучение занимает одно из центральных мест в
общей системе учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе. Трудовая деятельность способствует коррекции дефектов в личностном
развитии ребенка, формирует волевую и эмоциональную сферы, вырабатывает
социально значимую мотивацию, подготавливает ребенка к будущей профессиональной
деятельности, то есть, осуществляет его социальную адаптацию. Организация
трудового воспитания умственно отсталого ребенка сложна в силу его
психофизических дефектов и должна строиться на основе индивидуального подхода к
каждому учащемуся.
Таким образом, в результате изучения вопроса о становлении
положительных личностных качеств в процессе трудового воспитания мы пришли к
следующим выводам: в ходе трудовой подготовки у детей формируются такие
личностны качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма,
взаимопомощи и другие; в труде формируется целенаправленность и
самостоятельность; труд оказывает влияние на формирование волевой и
эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка, что способствует дальнейшему
воспитанию положительных личностных качеств.
Фрагмент текста работы:
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятие трудового воспитания Трудовое
воспитание — это целенаправленный процесс организации и стимулирования трудовой
активности учащихся и формирования сознательного отношения к работе, проявление
инициативы, творческого потенциала и стремления к достижению высоких
результатов в работе.
Понятие
«трудовое воспитание» шире, чем «трудовое обучение». Трудовое обучение — это
специально организованный процесс, направленный на приобретение знаний, навыков
и практических навыков определенного вида работы.
Целью
всей системы трудового воспитания является моральная, психологическая и
практическая подготовка студентов к работе, формирование у них ответственного
отношения к работе и выбору профессии. В процессе трудового образования
необходимо решить ряд вопросов:
—
формирование у учащихся твердого убеждения в том, что труд — право и
обязанность каждого гражданина, труд — основа социального и личного
благополучия, честный труд позволяет обрести достоинство и честь в жизни;
—
формирование научных, специальных, общих и технических знаний у студентов по
широкому кругу специальностей, комплексная профориентация как основа выбора
профессии;
—
развитие интересов, потребности в трудовой деятельности, формирование
трудолюбия, экономичности, работоспособности, инициативы, уважения к
трудящимся, творческого подхода к делу;
—
развитие навыков и трудовых навыков, обеспечивающих развитие профессиональной
деятельности;
— помогать учащимся в выборе будущей профессии
в соответствии с их способностями и потребностями общества и отрасли [3]. Содержание трудового воспитания включает в
себя следующие элементы [4]:
— знание основ социально-производственной
производственной деятельности по широкому кругу профессий;
— навыки и умения общественно полезной и
продуктивной деятельности, в том числе профессиональной;
— Опыт общественно