Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Дефектология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Теоретические и прикладные аспекты формирования коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические и прикладные аспекты формирования
коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
посредством театрализованной игры.. 7

1.1 Изучение проблемы развития
коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе. 7

1.2 Особенности формирования
коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. 13

1.3 Формирование коммуникативных
умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста посредством
театрализованной игры.. 21

Выводы по 1 главе. 26

Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию
коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. 28

2.1 Диагностика исходного уровня
сформированности коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего
дошкольного возраста. 28

2.2 Система работы по
формированию  формирования
коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
посредством театрализованной игры.. 41

2.3 Динамика результатов
сформированности коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего
дошкольного возраста. 46

Выводы по 2 главе. 52

Заключение. 53

Список литературы.. 55

Приложение

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Дошкольный возраст – период интенсивного
развития ребенка, активного формирования интеллектуальных способностей и
становления его личности. Общение играет особую роль в этот период, так как
является неотъемлемой частью детской деятельности. В процессе общения
формируется эмоционально-волевая, познавательная сфера ребенка, его речевое и
психическое здоровье, самооценка и личность в целом через познание и оценку
самого себя посредством других людей. Эффективность общения зависит от уровня
сформированности коммуникативных умений у детей.

Коммуникативные
умения способствуют психическому развитию детей дошкольного возраста, влияют на
общий уровень его деятельности. Значение сформированности коммуникативных умений
становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда
отсутствие элементарных навыков затрудняет общение ребенка со сверстниками и
взрослыми, приводит к социальной депривации, нарушает процесс обучения в целом.
Именно развитие данных навыков является необходимым условием успешности учебной
деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития детей
дошкольного возраста с нарушением слуха.

В
общении ребенок является личностью и ему необходима другая личность, то есть партнер
по общению. Исследование специфики общения находится в центре внимания
зарубежных и отечественных исследователей, так как общение важно для всех
социальных групп и сфер жизнедеятельности человека. Особенно это относится к
детям дошкольного возраста с нарушением слуха. Если у ребенка нарушен слух, то
это негативно влияет, на его психическое развитие, заключая в рамки вероятности
познания окружающего мира, замедляя формирование знаний, умений, навыков и
развитие способностей, задатков и склонностей, которыми обладает каждый человек
от природы.

Комплексная
психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха имеет своей целью,
кроме прочих,  насколько возможно более
полную социализацию ребенка. При этом среди задач педагогов, психологов одной
из важнейших является формирование навыков коммуникации, позволяющих ребенку
вписаться в его социальное окружение. Работа по формированию коммуникативных умений
чрезвычайно важна так же для помощи в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями
слуха. Многолетнее эмоциональное напряжение, нагрузка, лежащая на его близких,
формируют определенное отношение к ребенку с проблемами в развитии, желание
защитить его от агрессивного социума и, как следствие, складываются стереотипы
гиперопеки, мешающие его социальному развитию.

Изучением
проблемы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста занимались
такие исследователи, как Б.Г. Ананьев, В.С. Агеев, Г.М. Андреева, А.В.
Брушлинский, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Б. Добрович, Ю.М. Жуков, А.А.
Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский и др.

Анализ
их исследований позволяет обосновать необходимость разрешения вопроса формирования
социально-коммуникативных умений детей с нарушением слуха. В исследованиях,
посвященных проблеме коррекции слуха у детей дошкольного возраста, отмечается
несформированность у детей данной категории основных форм
социально-коммуникативных умений и навыков (И.Ю. Кондратенко, С.А. Миронова,
Е.Г. Федосеева, С.Н. Шаховская и др.), у них снижена потребность в общении,
речевой активности (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и
др.).

Из
анализа исследований выявили противоречие
между: потребностью осуществления целенаправленной работы по развитию
дошкольников с нарушением слуха и недостаточной разработанностью
психолого-педагогических условий формирования коммуникативных умений у
слабослышащих дошкольников.

Объект исследования:
коммуникативные умения у слабослышащих дошкольников.

Предмет
исследования: 
процесс  формирования
коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
посредством театрализованной игры.

Гипотеза
исследования заключается в предположении о том, что
формирование коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного
возраста посредством театрализованной игры будет эффективно при реализации
следующих условий:


формирование у детей с нарушением слуха положительного отношения к себе и другим
детям;


формирование у слабослышащих детей знаний о различных эмоциях, о способах
выражения своих чувств и понимания эмоционального состояния ровесников;


формирование у детей умений конструктивно взаимодействовать с окружающими в
совместной деятельности;


создание в группе заботливого и дружественного отношения между детьми во время
их совместной деятельности, положительной психологической атмосферы.

Задачи исследования:

1.
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных
умений у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

2.
Выявить особенности развития коммуникативных умений у слабослышащих детей
старшего дошкольного возраста.

3.
Провести исследование по формированию коммуникативных умений у слабослышащих
детей старшего дошкольного возраста.

4.
Проанализировать результаты исследования.

Методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение, анализ
данных; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий,
формирующий и контрольный этапы; количественный и качественный анализ
полученных данных.

Теоретической основой исследований
явились работы Л.С. Выготского об общих закономерностях психического развития
детей слышащих и с нарушением слуха; положения А.М. Леушиной, Ж. Пиаже, Д.Б.
Эльконина об общем развитии речи в дошкольном возрасте; работы Л.П. Носковой об
особенностях развития речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и
принципах коррекционно-воспитательного обучения; исследование А.Г. Самохваловой
о коммуникативных трудностях детей; представления о коммуникативных умениях
личности в философском аспекте в трудах И.А. Ильясова, Б.Ф. Ломова, В. Н.
Соковкина.

Практическая значимость
работы состоит в том, что предложенные в работе результаты и выводы могут быть
использованы воспитателями, логопедами в процессе образовательной,
коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.

База
исследования: ГКБОУ «ОШИ Пермского края»,
в исследовании приняли участие слабослышащие дошкольники, в количестве
21 человек.

Структура:
работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключении,
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе работы было проведено
изучение теоретических основ развития у слабослышащих детей коммуникативных
умений посредством театрализованных игр. Рассмотрены и изучены теоретические и
прикладные аспекты совершенствования у детей дошкольного возраста
коммуникативного опыта, характерные черты развития у слабослышащих детей коммуникативных
умений, роль театрализованных игр как средства развития у детей коммуникативных
умений.

Во второй главе работы проведено
экспериментальное исследование по развитию у слабослышащих детей коммуникативных
умений. Проведено изучение уровня сформированности у детей коммуникативных
умений, проведена работа по развитию коммуникативных умений посредством
театрализованных игр. Обобщив и проанализировав полученные результаты
на констатирующем этапе, можно сделать вывод о том, что сформированность
коммуникативных умений слабослышащих дошкольников находится на среднем уровне.

После проведения формирующего эксперимента,
направленного на развитие коммуникативных умений посредством театрализованных
игр, была проведена повторная диагностика. Видим, что после формирующего
эксперимента, у детей прирост высокого уровня коммуникативных умений оказался
значительно выше, чем до эксперимента. На высоком уровне выявлено 67% детей. На
среднем уровне 33% детей. Полученные результаты показали положительную динамику
в развитии уровня сформированности коммуникативных умений слабослышащих
дошкольников.

В ходе проведенной работы, нами
установлено и экспериментально проверено, что процесс развития коммуникативных
умений будет успешным, если: произведен подбор театрализованных игр в
соответствии с возрастными возможностями детей; включены игры в совместную
деятельность педагога и детей и самостоятельную деятельность детей с
представленными пособиями, размещенными в уголке театральной деятельности; предметно-развивающая
среда обогащена атрибутами для создания театрализованных игр. Осуществленная
работа подтверждает выдвинутую гипотезу и дает возможность отметить, что роль
театрализованных игр в развитии у слабослышащих детей коммуникативных умений
достаточно велика. Результаты исследования могут использоваться в практической
деятельности психологов и педагогов, с целью внедрения и апробирования
результатов эксперимента, обеспечивающих эффективное использование игр в развитии
у детей коммуникативных умений. Проведенное исследование имеет направленность
последующего развития, что подразумевает более углубленное изучение проблемы
развития коммуникативных умений слабослышащих дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические и прикладные аспекты
формирования коммуникативных умений у слабослышащих детей старшего дошкольного
возраста посредством театрализованной игры 1.1 Изучение проблемы развития коммуникативных
умений в психолого-педагогической литературе Коммуникативные умения близки по
важности к общению, но различаются по некоторым параметрам. Рассмотрим
определения этого понятия, отраженные в психолого-педагогической литературе.
E.С. Рапацевич определяет коммуникацию как связь, в ходе которой происходит
обмен информацией в природе и обществе. Коммуникация — это передача информации
между двумя или более людьми с помощью любых средств связи (телефон, компьютер,
письмо). Любая коммуникация несет информацию, и если мы сравним ее с общением,
то можем сказать, что общение не всегда несет какую-либо полезную информацию. По
определению известного психолога Р.С Немова, коммуникативные умения — это
умение человека общаться с людьми, от которых зависит его успех [30].

А.А. Князьков, ссылаясь к мнению
психолога А.Н. Леонтьева, дает более емкое определение коммуникативных умений. По
его словам, коммуникативными способностями является понятие, отражающее совокупность
взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия
человека с окружающими [18]. Из определения следует, что коммуникативные
способности имеют сложную, уровневую структуру.

К
наиболее важным личностным проявлениям, составляющим коммуникативный потенциал,
относятся: уровень потребности в общении; его локализация; наличие отношения к
общению с другими людьми;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы