Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Тенденции развития школьного правового образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава
1.Теоретические основы содержания правового образования в школе. 5
1.1. Сущностная характеристика правового
образования школьников. 5
1.2. Этапы развития и современное
состояние школьного правового образования в России. 10
1.3. Современные методы и приемы
обучения школьников правовым дисциплинам 17
Глава 2.
Реализация правового обучения школьников в 11 классе. 24
2.1. Обследование уровня правовых
знаний обучающихся 11 класса. 24
2.2. Оценка развития школьного
правового образования. 26
2.3. План мероприятий по повышению
уровня правовой грамотности. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И
ИСТОЧНИКОВ.. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ. 46
Введение:
Актуальность
темы исследования. Правовое воспитание подрастающего
поколения является одним из главных и интересных направлений в деятельности
общеобразовательных организаций. Перед ними стоит задача создать условия для
воспитания личности, направленной на ценности правовой культуры, владеющих
информацией в системе правовых знаний, глубоко уважающей закон и ответственной
за свое поведение.
Сегодня повышается
потребность правового образования. Общеобразовательные организации испытывают
нужду в исследованиях правового воспитания подрастающего поколения.
Экономическая обстановка в стране, стремительно происходящие изменения в
социуме, общая неустойчивость современной жизни в России сказывается на
подрастающем поколении, с их еще не сформировавшимися взглядами на жизнь.
Основной целью школьного
правового образования является формирование правосознания и правовой культуры
обучающихся. Актуальность проблемы правового воспитания школьников связана с
тем, что общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных
людей, обладающих не только знаниями, но и нравственными качествами. Кроме
того, само по себе образование не гарантирует высокого уровня
духовно-нравственной воспитанности, поскольку воспитанность – это качество
личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим
людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
Объектом
исследования является правовое образование в средней
школе.
Предмет
исследования: система образования в РФ.
Цель
исследования состоит в исследовании тенденций развития
правового образования в РФ.
Исходя из поставленной
цели необходимо определить задачи
исследования:
— дать характеристику
правового образования школьников;
— рассмотреть этапы
развития и современное состояние школьного правового образования в России;
— изучить современные
методы и приемы обучения школьников правовым дисциплинам;
— произвести обследование
уровня правовых знаний обучающихся 11 класса;
— оценить развитие
школьного правового образования;
— разработать план
мероприятий по повышению уровня правовой грамотности.
Теоретическая
основа данного исследования.
В работе изучались труды следующих ученых: А.К. Черненко,[1] А.И. Плешаковой,[2] В.С. Бялт и А.В. Демидова,[3] Р.А. Ромашова и Е.Г.
Шукшина,[4] К.Г. Каюмовой[5] и других исследователей,
которые рассматривали особенности правового образования.
Методы
исследования:
— теоретические
(ретроспективный анализ, синтез);
— практические
(экспериментальная и методическая работа).
Структура
исследования состоит из введения, основной части,
заключения, списка литературы и источников. [1] Черненко А.К.
Право как фактор формирования гражданственности. Просвещение и гражданское
образование: структура и содержание // Формирование правовой системы России.
Проблемы и перспективы. – Новосибирск : Наука, 1997. – С.13. [2] Плешкова И.А.
Особенности правового образования в современной школе // Вестник НГПУ. – 2012.
– № 2. – С. 5-12. [3] Бялт В.С.,
Демидов А.В. Правовая культура общества: теоретико-правовая характеристика //
Ленинградский юридический журнал. – 2018. – № 1 (51). – С. 19-25. [4] Ромашев Р.А.,
Шукшина Е.Г. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде //
История гос-ва и права. – 2006. – № 2. – С. 7. [5] Каюмова К.Г.
Историко-педагогические предпосылки становления и развития правового
образования // Образование и саморазвитие. – 2008. – № 4 (10). – С. 234-238
Заключение:
В
ходе проведенного теоретического исследования было выяснено, что правовое
образование – это, в частности, правовая культура, которая обозначает уровень
знаний и отношение к праву, правовое сознание. В частности, правовая
грамотность является частью правовой культуры и формируется в процессе
воспитания.
Правовое образование,
таким образом, направлено на воспитание внутренней свободы человека, и здесь
школа занимает далеко не последнее место. Поэтому также присутствуют и
нравственно-эстетические возможности. При обучении праву старшеклассников очень
важно придерживаться демократических ценностей и быть личностно-ориентированным.
В практической части
исследования был определен уровень правовых знаний обучающихся 11 класса. После
проведения тематического опроса и обработки его результатов был выявлен низкий
уровень правовых знаний: школьники не отвечали на элементарные вопросы.
Анализируя систему развития школьного правового образования стало ясно, что
подход, который применяет учреждение, имеет существенные недостатки за счет
отсутствия практико-ориентированного компонента.
Включение
личностно-ориентированного и практико-ориентированного подходов к формированию
специальных правовых знаний должно принести свои плоды: школьники будут более
грамотными в вопросах права.
В качестве рекомендаций
для школы по развитию правового образования был предложен комплекс занятий в
системе внеурочной деятельности, в том числе и обучающий кружковый курс.
Задачи работы решены.
Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.Теоретические основы содержания правового
образования в школе 1.1. Сущностная характеристика правового образования
школьников Общественный уклад
российского общества законодательно определяется Конституцией 1993 года, закрепляющей
положение о том, что что Россия является демократическим, правовым государством.[1] Такое государство
подразумевает выстраивание жизни на качественно новых принципах, основной из
которых – верховенство права. Мало просто знать закон, необходимо еще и уметь
применять, но и уметь его применять, четко понимать последствия его нарушения
как личностные, так и общественные.[2]
А.К. Черненко обращал
внимание на то, что непосредственно правовая личность может использовать право,
формальную правовую свободу, именно она реализует свою активность, права
контроля и самозащиты от правового и политического неравенства, нарушений прав
и свобод человека.[3]
Школа, являясь значимым социальным
институтом образования, играет существенную роль в процессе личностного
становления обучающихся, она формирует правовую компетентность, которая, в свою
очередь, является решающим аспектом на пути к правовой личности.
Ориентируя систему
правового образования школьников на формирование правовой культуры гражданина своей
страны актуализируется, по сути, важность приобщения личности школьников к
ценностям права и к опыту позитивного, социально полезного поведения в правовой
сфере. Выражение личностной правовой культуры происходит посредством единства
правовых знаний, которые в полной мере отражают правовую действительность, социально
полезное отношение к правовым явлениям и правомерное поведение.[4] [1] Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/b57f514e606ee66a6f97d072551b16a416610dfc/
(дата обращения 12.10.2021). [2] Конституция
Российской Федерации 1993 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html (дата обращения
12.10.2021). [3] Черненко А.К.
Право как фактор формирования гражданственности. Просвещение и гражданское
образование: структура и содержание // Формирование правовой системы России.
Проблемы и перспективы. – Новосибирск : Наука, 1997. – С.13. [4] Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк
А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.