Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Тема на выборТема №23. Эффективное использование гигиенических факторов и факторов естественной среды для реализации задач физического воспитания и спорта.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Роль
гигиенических факторов и факторов естественной среды в достижении задач
физического воспитания и спорта. 6
1.1. Понятие
гигиенических факторов и факторов естественной среды в физическом воспитании и
спорте, основные требования к ним. 6
1.2.
Механизмы влияния гигиенических факторов и факторов естественной среды на
эффективность занятий физической культурой и спортом. 14
Глава 2.
Анализ использования гигиенических факторов и факторов естественной среды для
реализации задач физического воспитания в МОБУ «СОШ №10». 24
2.1. Анализ
организации физического воспитания учеников МОБУ «СОШ №10» 24
2.2. Оценка
эффективности использования гигиенических факторов и факторов естественной
среды для реализации задач физического воспитания в МОБУ «СОШ №10». 29
2.3. Пути
оптимизации использования гигиенических факторов и факторов естественной среды
в физическом воспитании школьников. 36
Заключение. 39
Список
использованных источников. 42
Приложение. 46
Введение:
Современный этап развития общества характеризуется рядом
негативных тенденций, среди которых основными являются гиподинамия,
неправильное питание, неправильный режим работы и отдыха. Все это приводит к
ухудшению уровня здоровья населения. Особенно актуальной эта проблема
становится в детском и молодом возрасте. Поэтому перед государством в целом, а
также перед системой образования, стоит важная задача – формирование здорового
образа жизни школьников и студентов для обеспечения их физического развития и
оптимального состояния здоровья.
Для достижения этих целей в общеобразовательных организациях
реализуются занятия физической культурой и спортом. Для их оптимальной
организации важно использовать различные методы, технологии и средства – не
только основные (физические упражнения), но также и дополнительные, в частности
гигиенические факторы, а также факторы естественной окружающей среды.
В научной литературе уделено значительное внимание подбору
физических упражнений для развития тех или иных физических качеств школьников,
обоснованы физические нормативы, принципы организации тренировочного процесса и
т.д. Но при этом практически не проводятся исследования, посвященные вопросам
использования гигиенических и естественных факторов для повышения эффективности
физического воспитания молодого поколения. Это и определяет актуальность темы
данной работы.
Целью исследования в работе стала разработка рекомендаций по
совершенствованию механизмов
использования гигиенических факторов и факторов естественной среды для
улучшения процесса физического воспитания школьников.
Для достижения данной цели в работе были поставлены
следующие задачи исследования:
—
изучить понятие гигиенических факторов и
факторов естественной среды в физическом воспитании и спорте, основные
требования к ним;
—
рассмотреть механизмы влияния гигиенических
факторов и факторов естественной среды на эффективность занятий физической
культурой и спортом;
—
провести анализ организации физического
воспитания учеников МОБУ «СОШ №10»;
—
оценить эффективность использования
гигиенических факторов и факторов естественной среды для реализации задач
физического воспитания в МОБУ «СОШ №10»;
—
предложить пути оптимизации использования
гигиенических факторов и факторов естественной среды в физическом воспитании
школьников .
Объектом исследования в данной работы выступает
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №10» Арсеньевского городского округа.
Предмет исследования – подходы к эффективному использованию
гигиенических факторов и факторов естественной среды для реализации задач
физического воспитания и спорта в МОБУ «СОШ №10».
Информационную базу исследования составляют
нормативно-правовые акты РФ (Конституция РФ, Федеральные законы «Об образовании
в Российской Федерации», «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации», санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях, санитарные правила устройства и
содержания мест занятий по физической культуре и спорту), локальные нормативные
акты МОБУ «СОШ №10», научная литература по теме исследования (учебники и
методические пособия, публикации в периодических изданиях,
Интернет-публикации). Отдельную группу источников информации составили
результаты проведенного интервьюирования и анкетирования.
В ходе выполнения работы были использованы разные группы
методов исследования: как общенаучные (метод анализа и синтеза, индукции и
дедукции), так и специальные методы: социологические (интервьюирование учителей
физкультуры МОБУ «СОШ №10», анкетирование школьников МОБУ «СОШ №10»),
статистические методы обработки информации (анализ структуры ответов
респондентов).
Структура работы включает введение, две главы, заключение,
список использованных источников, приложение. Первая глава посвящена
теоретическим аспектам темы и содержит обзор научных источников. Во второй
главе представлены результаты практического исследования, которое было
проведено на материалах Муниципального общеобразовательного бюджетного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» Арсеньевского городского
округа. В частности, во второй главе изучены особенности организации
физического воспитания в школе, а также оценена эффективность использования
гигиенических факторов и факторов естественной среды для достижения целей
физического развития и оздоровления учеников школы, предложены соответствующие
рекомендации руководству школы, учителям физкультуры и родителям школьников.
Заключение:
Таким образом, при организации занятий физической культурой
и спортом важно использовать не только основные средства (физические
упражнения), но также и вспомогательные, среди которых выделяют гигиенические
факторы и естественные оздоровительные факторы окружающей среды.
Гигиенические факторы и естественные факторы окружающей
среды при комплексном использовании и сочетании с физическими упражнениями
способствуют максимально эффективному и быстрому достижению целей физического
воспитания: развивающих, оздоровительных, воспитательных.
Практическое исследование в работе проведено на материалах
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №10» Арсеньевского городского округа.
Анализ показал, что в МОБУ «СОШ №10»уделяют значительное
внимание обеспечению двигательной активности школьников. С этой целью
организовываются уроки физкультуры (3 урока в неделю). В школе созданы все
условия для максимально эффективного использования гигиенических и естественных
факторов природы в достижении задач физического воспитания. Для этого по
возможности уроки физкультуры проводятся на свежем воздухе, в иных случаях (при
неблагоприятных условиях погоды) уроки физкультуры проводятся в спортзале, в
котором поддерживаются оптимальные параметры микроклимата (за счет системы
отопления, проветриваний, уборки). Также в спортзале школы соблюдаются
санитарные требования к уборке помещений, очистке спортивного инвентаря и т.д.
В ходе исследования с целью изучения эффективности
использования гигиенических факторов и естественных природных факторов при
организации уроков физкультуры в МОБУ «СОШ №10» было организовано исследование,
которое включало интервьюирование учителей физической культуры и анкетирование
школьников. Результаты интервьюирования учителей физкультуры показали,
что в МОБУ «СОШ №10» созданы достаточно комфортные условия для физического
воспитания учеников. Учителя отмечают, что гигиенические условия микроклимата в
помещении спортзала создают условия для эффективных занятий физкультурой и
спортом. В зимнее время температура воздуха в спортзале соответствует
оптимальной – около 15-170С. При выполнении физических упражнений школьники
чувствуют себя комфортно.
Анкетирование школьников также показало, что большинство из
них предпочитает занятия физкультурой на открытом воздухе. Факторы микроклимата
(температуру, освещение, наличие свежего воздуха) школьники оценили выше
среднего (около 4 баллов из 5 возможных). Несколько ниже (меньше 4 баллов) они оценили наличие
сквозняков и уровень шума в спортзале. При этом респонденты отметили, что в
спортзале перед уроком физкультуры обычно чисто, но спортивный инвентарь часто
бывает грязным.
С учетом результатов проведенного исследования в работе
предложены конкретные рекомендации по улучшению организации занятий физической
культурой в МОБУ «СОШ №10» и по улучшению использования гигиенических факторов
и факторов естественной среды в этом процессе.
Администрации школы МОБУ «СОШ №10» рекомендовано: обеспечить
замену и ремонт спортивных сооружений, инвентаря (с соблюдением технологий ремонта);
обеспечить контроль чистоты спортивного инвентаря и спортивного оборудования в
спортзале школы (особенно важно в условиях пандемии).
Учителям физкультуры рекомендовано: по возможности (при
нормальных погодных условиях) должны проводить уроки физкультуры на открытом
воздухе; внедрять на уроках физкультуры элементы современных видов физической
активности – йоги, скандинавской ходьбы, фитнеса и т.д. (особенно на свежем
воздухе).
Родителям школьников
рекомендовано обеспечить комфортную спортивную обувь и одежду: обувь должна быть удобной для занятий спортом
(подошва не скользкая, гнется); обувь должна подходить по размеру; обувь должна
иметь шнурки или липучки для регулирования тесноты прилегания к ноге; обувь
одевается на носки; шнурки или липучки должны быть застегнуты; спортивная
одежда должна быть простой (без лишних завязок, замков и т.д., чтобы не было
рисков зацепления за спортивный инвентарь и оборудование).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Роль гигиенических факторов и факторов
естественной среды в достижении задач физического воспитания и спорта 1.1. Понятие гигиенических факторов и факторов
естественной среды в физическом воспитании и спорте, основные требования к ним В укреплении здоровья и
гармоничном развитии личности с каждым годом возрастает значение
физической культуры и спорта,
необходимость их внедрения в повседневную жизнь[1]. При этом основными
средствами физического воспитания являются физические упражнения, которые
исторически сложились в виде гимнастики, игр, спорта и туризма. Вместе с тем, в
качестве вспомогательных средств физической культуры выступают естественные
силы природы (солнце, воздух и вода), их закаливающее воздействие, а также
гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим
питания и трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест
занятий, отказ от вредных привычек) (рис. 1). Только комплексное взаимодействие
основных и вспомогательных средств физической культуры обеспечивает наибольший
оздоровительный и развивающий эффект[2].
Еще в древние времена делались попытки рассматривать
физическое воспитание как средство оздоровления, включая в него кроме
физических упражнений гигиенические мероприятия. В XVII веке появились
оригинальные труды К. Славинецкого, Н. Коменского, в которых излагались вопросы
физического воспитания в тесной связи с задачами гигиены. [1]
Гурьев С.В. Педагогические аспекты формирования оздоровительной физической
культуры в вузе // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и
спорта. — 2019. — №2 (13). — С. 33. [2]
Макарова Т. А. Методическое пособие по физической культуре. – М.: ГБПОУ ОК
«ЮГО-ЗАПАД», 2015. – С. 44.