Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Тема на выборТема №18. Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихсяобщеобразовательной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические основы изучения роли здорового образа
жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы.. 6
1.1. Анализ
понятия «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе. 6
1.2. Формы, методы и способы формирования
здорового образа жизни детей школьного возраста. 15
2. Экспериментальное исследование процесса формирования
здорового образа жизни направленное на
сохранение и укрепление здоровья учащихся общеобразовательной школы.. 22
2.1.
Диагностика компонентов здорового способа жизни учеников старшей школы 22
2.2.
Коррекционная программа по развитию здорового образа жизни детей
общеобразовательной школы.. 31
Заключение. 46
Список использованных источников. 48
Введение:
Актуальность. В
современных условиях система школьного обучения требует ответы на множество
вопросов, возникающих у врачей, педагогов и родителей детей разного возраста.
Можно много говорить об эффективности и полезности образовательного процесса,
но трудно игнорировать тот факт, что большинство детей оканчивают школу с
различными заболеваниями, которые формируются в период их обучения. По данным
статистики [25], увеличивается количество учеников первого класса, которые имеют
отклонения по состоянию здоровья (то есть в начале обучения в школе), а в
последующие школьные годы наблюдается тенденция к росту числа детей, имеющих
несколько различных заболеваний, или проблемы со здоровьем.
Специалисты
обеспокоены тем, что интенсивно растет количество детей с нервно-психическими расстройствами
[7, 13]. Значительно возросло количество учащихся, которые по состоянию
здоровья освобождены от уроков физической культуры, или учатся этому предмету в
специальных медицинских группах [5]. Среди факторов, которые негативно влияют
на состояние здоровья школьников можно назвать увеличение и интенсификацию
учебного нагрузки, недостаточную двигательную активность, нарушение режима
питания, отдыха, раннее курение, употребление спиртных напитков, то есть
несоблюдение здорового образа жизни (ЗОЖ) и др.
Здоровый
образ жизни – это объективная потребность современной общественной жизни, которая
является показателем культуры и социальной политики общества. С позиции
психолого-педагогичного направления здоровый образ жизни – это образ жизни
человека, целью которого является формирования, сохранения и укрепления
здоровья.
Исследованиями
В.М. Копа установлено, что придерживаются ЗОЖ лишь 27% детей и подростков. У
25% учеников образ жизни достаточно здоров, но при условии коррекции отдельных
привычек его можно значительно улучшить. У 55% учащихся образ жизни
неправильный, который нуждается в изменении привычек и немедленных действий для
упорядочения способа жизни [27, с. 12].
Современная
система образования значительной внимание уделяет проблеме сохранения и
укрепления здоровья учащейся молодежи. В Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Концепции
демографической политики России на период до 2025 года отмечается, что одной из
основных задач государства является сохранение и укрепление здоровья населения,
увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации
для ведения здорового образа жизни [1, 2, 3].
Проблема
влияния роли здорового образа жизни на сохранение и укрепление здоровья
учащихся общеобразовательной школы исследовалась в работах таких ученных как: Н.М
Амосов, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, К.Д.
Ушинский и других.
Актуальность
нашего исследования обусловлена неполнотой теоретических подходов к значению роль
здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся
общеобразовательной школы.
Цель —
исследовать эффективность педагогических условий, которые оказывают влияние на
формирование здорового образа жизни как важнейшего компонента сохранении и
укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы.
Для
реализации поставленной цели определены следующие задачи:
— проанализировать
понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе;
— выявить
формы, методы и способы формирования здорового образа жизни детей школьного
возраста;
— провести
диагностику компонентов здорового способа жизни учеников старшей школы;
— разработать
коррекционную программу по развитию здорового образа жизни детей
общеобразовательной школы.
Объект исследования
– формирование здорового образа
жизни учащихся общеобразовательной школы.
Предмет – педагогические
условия формирования основ ЗОЖ у детей школьного возраста.
Методы исследования.
В работе использовался комплекс методов, выбор и сочетание которых
оговаривались особенностями содержания и этапов исследования. Для решения
поставленных задач были использованы общенаучные методы исследования:
— теоретические:
теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, лингвистической и
специальной литературы по проблеме формирования ЗОЖ у учащихся
общеобразовательной школы; анализ программ; синтез, сравнение и обобщение
теоретических данных, систематизация материала;
— эмпирические:
наблюдение за учебно-воспитательным процессом; изучение результатов физической деятельности
учеников общеобразовательной школы; психолого-педагогический эксперимент;
— статистические:
математически-статистическая обработка полученных данных.
Структура работы. Итоговая
работа определяется целями и задачами
данного исследования и состоит и з введения, двух глав, заключения, списка использованных
источников и приложений. В первой главе исследования раскрываются теоретические
вопросы обоснования проблемы здорового образа жизни, а также формы, методы и
способы его формирования у школьников. Во второй главе представлена диагностика
компонентов здорового способа жизни учеников старшей школы. Также раскрыто
содержание коррекционной программы по формированию здорового образа жизни
учащихся общеобразовательной школы.
Заключение:
Анализ
психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что здоровый образ
жизни человека – это большой комплекс биологически и социально целенаправленных,
целесообразных методов и средств жизнедеятельности, соответствующих
потребностям и возможностям человека, которых он сам придерживается с целью
обеспечения формирования, сохранения и укрепления здоровья, способности к
продолжению рода и достижению активного долголетия. Методы и средства здорового
образа жизни включают целый комплекс субъективных и объективных условий и
факторов, от которых зависит здоровье отдельного человека и общества в целом.
Программа здорового образа жизни базируется на следующих принципах: учета и
использования индивидуальных биоритмов, повышение психоэмоциональной
устойчивости, двигательная активность организма, режим и характер питания,
комплексное закаливание организма, гигиеническое поведение в быту и трудовом процессе,
отказ и предупреждение вредных привычек (наркотики, алкоголь, курение), профилактика
и лечение болезней (главным образом хронических).
Было
установлено, что среди форм и методов процесса формирования положительной
мотивации на здоровый образ жизни приоритетная роль принадлежит активным
методам. Самыми распространенными методами воспитания являются рассказы,
беседы, примеры, упражнения, приучение, игры, воспитательные ситуации и
соревнования. Наиболее эффективными формами по формированию здорового образа
жизни являются: групповая форма, индивидуальная, фронтальная работа (беседа,
обсуждение, сравнение) и т.д.
В
исследовательской работе были определены условия организации
учебно-педагогического процесса, которые обеспечивают формирование здорового
образа жизни учеников общеобразовательной школы.
Так
была проведена диагностика компонентов здорового способа жизни учеников старшей
школы. По результатам исследования почти все опрошенные знакомы с выражением
«здоровый образ жизни». Но устоявшегося понимания, что собой представляет такой
способ жизни, у учеников не сформирован. Преимущественно, все представления
сводятся к наличия или отсутствия вредных привычек. Основным источником
информации о здоровом образе жизни для них выступают средства массовой
информации и ближайшее окружение респондентов.
По
мнению самих опрошенных, им присущ здоровый образ жизни. В то же время, более
трети из них имеют вредные привычки. Именно понимание учениками сущности
вредных привычек достаточно сужено. По их мнению, это те привычки, которые
непосредственного негативно влияют на здоровье человека. Вне вниманием учеников
остаются те привычки, которые косвенно влияют на состояние здоровья человека и функционирования
организма. Ученики 10-11 классов считает вредными привычками, в основном,
такие, как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Поэтому, только треть
респондентов указала на наличие в них вредных привычек. И в то же время, по
мнению опрошенных, им, в основном, присущи, безвредны привычки.
В
связи с вышесказанным была разработана коррекционная программа по развитию
здорового образа жизни детей общеобразовательной школы. В основе программы
лежит новый взгляд на парадигму обучения и управления школой – «Школой культуры
здоровья». Апробация здоровьесберегающих технологий, внедрение их в образовательное
пространство предоставит возможности привлечь педагогический коллектив к
творческой креативной работе, сплотить его над одной из глобальных проблем
современного общества – здоровье нации.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы изучения роли
здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся
общеобразовательной школы 1.1.
Анализ понятия «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе Показатель
здоровья нации – это состояние здоровья детей и молодежи, который является
одной из характеристик социально-экономического, нравственного и культурного
развития общества.
Сохранение
и укрепление здоровья, а не только борьба с болезнями, становится, по
определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), задачей особой
важности для населения. Ее решение должно осуществляться через здоровье сберегающую
культуру и формирование в обществе, у каждого индивида мотивационных механизмов
здорового образа жизни. Среди важных факторов решение актуальных задач
сохранения здоровья граждан является формирование на разных (тщательно начиная
с ранних) этапах развития личности жизненного приоритета здоровья, воспитания у
молодежи мотивации на здоровый образ жизни, умение использовать приобретенные
знания в повседневной деятельности. Для реализации этих задач надо максимально
развивать культуру, направленную на охрану и хранение здоровья – здоровье
сберегающую культуру – и одновременно активно привлекать к этому делу каждого человека,
особенно внимательно заботиться о детях, приучая их уважительно относиться к
здоровью. Оно напрямую зависит от единства обучения и воспитания, поэтому
особенно злободневным является формирование здоровье сберегающей парадигмы в
педагогической деятельности. К сожалению, в школах педагогическая практика
очень часто расходится с педагогической теорией, что является доказательством
слабой ориентации на утверждение в обществе здоровье сберегающей культуры [24, c. 67].