Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Тема на выборТема №14. Валеология. Некоторые аспекты истории и перспективы развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Валеология как наука.. 6
1. Основные задачи, объект
и предмет исследования валеологии. 6
1.2. Методологические основы
валеологии. 16
Глава 2. История становления и развития
валеологии.. 20
2.1. Истоки и развитие
валеологии как науки. 20
2.2. Западное и восточное
направления развития валеологии. 26
Глава 3. Здоровый образ жизни – перспективное
направление валеологических исследований.. 31
3.1. Здоровый образ жизни как
социальный процесс и личная ценность. 31
3.2. Проблемы здорового
способа здоровья и современность. 34
3.3. Проблема сохранения
здорового способа жизни в контексте глобализационных изменений. 38
Заключение. 44
Список использованной литературы.. 46
Введение:
Термин «валеология» как
обозначения науки о здоровье в последнии десятилетия получил широкое применение
в лексиконе специалистов различных отраслей знаний. Беря начало в медицине,
валеология быстро стала метанаукой, сформировав несколько научных направлений,
в том числе и в психологии, педагогике. Особенно быстрыми темпами в последнее
время развиваются: педагогическая (школьная) валеология (изучает методы и
содержание валеологического воспитания учащейся молодежи); санология, или
медицинская валеология (исследует закономерности проявлений и методы
диагностики здоровья человека, немедикаментозного оздоровления и укрепления).
Среди авторов этой науки
является признанные в научном мире как отечественные, так и зарубежные
авторитеты – психологи, биологи, диетологи, духовные учителя, народные
целители, религиозные мыслители, философы.
Возникновение валеологии
обусловлено критическим этапом развития человеческого общества, теми сложными
условиями жизнедеятельности человека периода ускоренного общественного развития
и связанными с ним глобальными экономическими, социальными и технологическими
изменениями, которые поставили современного человека в другие реалии жизни по
сравнению с предыдущими поколениями. Человек на протяжении тысячелетий жила в
согласии с природой, имея отработанные адаптивные к окружающей среды механизмы,
в основе которых обмен веществ и движение. Но
за условиях научно-технического прогресса современный образ жизни
существенно изменился, для человека вместо природных созданы искусственные
реалии существования: жизнедеятельность преимущественно в помещениях с
искусственным микроклиматом, искусственным освещением, нарушение биоритмов
(человек часто работает ночью, когда должен спать), малоподвижный,
преимущественно сидячий образ жизни и т. В то же время, интенсивный поток
информации, характерный для современной эпохи, требует от человека напряженной
психической деятельности, на которую она не всегда способна. Возникают
конфликтные ситуации, значительное перенапряжение психических процессов,
наступает переутомление, появляются патологические состояния, различные
заболевания.
На формирование и сохранение
здоровья в современных условиях жизнедеятельности человека направлено внимание
валеологии как интегральной научной дисциплины, включает в себя знания по
основам гигиены, рационального питания и принципов повышения адаптационных
возможностей организма.
Человек – продукт биологической
и социальной эволюции, ее здоровье зависит не только от влияния социальных
факторов, но и от наследственности, экологических условий, которые в последнее
время, как правило, существенно ухудшаются. Вредные факторы, вызывающие мутации
на генном и хромосомном уровнях, что приводит к тяжелым заболеваниям, рождение
детей с физическими и умственными дефектами. К этому следует добавить
злоупотребление значительной частью населения, особенно молодежи, курением,
алкоголем, наркотическими веществами – факторами риска здоровья и уменьшения
продолжительности жизни. Предотвращать это слишком негативному состоянию в
обществе только медицинскими средствами невозможно, надо совершенствовать
механизмы саморегуляции, развивать физиологические резервы организма,
увеличивая норму реакции, стремиться утраченной гармонии в структуре
"организм — личность", то есть использовать методы валеологии. Именно
методы валеологии, что обнаруживают изменения в здоровье конкретного человека,
позволяют в перспективе применить новую технологию контроля за состоянием
здоровья населения, особенно учитывая переход к общесемейных медицинской
практики.
Цель работы – проанализировать
понятие и особенности валеологии как науки, ее становление и перспективы развития.
Задачи работы:
Изучить и проанализировать
особенности валеологии как науки,
Охарактеризовать историю
становления и развития валеологии как
науки,
Проанализировать здоровый образ
жизни как перспективное направление валеологических исследований.
Заключение:
Итак, очевидна как теоретическая
значимость исследования, посвященного анализу таких категорий, как здоровье,
здоровый образ жизни, так и его практическая роль для возможной дальнейшей
работы в направлении формирования адекватных представлений на здоровый образ
жизни путем создания соответствующей установки.
Формирование установки на
здоровый образ жизни – длительный и многоаспектный процесс, успешность которого
определяется рядом факторов. На наш взгляд, обязательным условием достижения
положительного результата в аспекте проблемы исследования является межотраслевое
сотрудничество и привлечение к этой дело не только педагогов, но и работников
СМИ, медицинских учреждений, правоохранительных органов, торговли, местного
самоуправления, религиозных и общественных организаций, родителей и, наконец,
молодежных объединений и организаций.
Современный этап развития
общества требует консолидации сознания вокруг идеи построения гуманистически
ориентированной, демократической государства. Особое значение приобретает
реформирование образования в аспекте проблемы исследования для всестороннего развития
интеллектуальных и профессиональных качеств личности и формирование высокого
уровня его здоровья.
Итак, технологии сохранения
здоровья объективно присутствуют в различных сферах нашей жизни. Это
моделирование и внедрение здорового образа жизни. Одна из важных функций,
которая заключается в распространении знаний и умений здоровьесбережения,
выполняют педагоги.
Поэтому осознание места и роли
технологий сохранения здоровья является необходимой и обязательной составляющей
их профессиональной подготовки.
Дальнейшая наша работа
усматривается и будет направляться на определение путей совершенствования
формирования компетентности здоровьесбережения в процессе профессиональной
подготовки будущих учителей. Она является перспективной в плане положительного
влияния на здоровье населения России.
Влияние глобализационных процессов на здравоохранение
не является однозначным и одномерным. Речь идет не об интернационализации
взаимоотношений и усиление межнационального обмена, а об изменении
мировоззренческих и идеологических парадигм политики охраны здоровья. В
противоположность эгалитаристских и патерналистским идеям, на которых
основывается концепция «new public health», возникают более утилитаристской
подходы, преподносят прагматичные эффекты сохранения здоровья и развития
конкуренции на рынке предоставления медицинских услуг, отмечают
целесообразность соблюдения принципов остаточности социальной сферы,
децентрализации системы здравоохранения. Однако для воплощения концепции
общественного здравоохранения важны такие глобализационные процессы, как распространение
транснациональной дискурсивной демократии преподносит идею прав человека, и
парадигмы левой реполитизации, которая ставит на глобальный порядок дня вопрос
социальной справедливости. Глобализация сопровождается контртенденция
регионализации и локализации, в том числе в сфере здравоохранения, осмысление
значения которых требует дальнейших фундаментальных исследований.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Валеология как
наука 1. Основные задачи, объект и предмет исследования
валеологии Термин «валеология» происходит
от латинского vale — «быть здоровым» и греческого A.oyoq — «наука, учение».
Итак, валеология – наука о здоровье, которая состоит из двух основных частей:
Валеософия –теории здоровья и валеометрии – науки об измерениях здоровья[1].
Прогресс, уровень
цивилизованности общества определяется духовным, интеллектуальным и физическим
развитием людей. Духовное развитие человека обусловлено его отношением к
искусству, литературе, религии, истории и традициям своего народа, самой себя и
других людей. Интеллектуальный потенциал закладывается системой науки,
технического обеспечения, образования и воспитания. Уровень физического
развития зависит во многом от системы здравоохранения, физической активности,
физической культуры и спорта, отдыха и досуга[2].
Главным условием духовного,
интеллектуального и физического развития человека является его здоровье.
Современная эпоха, которая характеризуется ускоренным общественным развитием и
связанными с ним глобальными изменениями – социальными, экономическими, технологическими
и даже климатическими, выдвигает перед человеком, его организмом очень сложную
задачу постоянной адаптации к условиям жизни. Поэтому характерной чертой нашего
времени является прогрессивная нестабильность. А если к этому добавить
экологические проблемы, урбанизацию, изменение характера трудовой деятельности
и др., То становится понятным, что современный человек существует совсем в
других условиях, чем те, к которым были когда-то приспособлены ее предки[3].
Все это существенно отражается
на человеке, особенно в ее биологической природе. На популяционном уровне
снижаются функциональные резервы организма, его систем и органов, нарушается
реактивность и резистентность, процессы саморегуляции, снижается качество
генетического материала и многое другое. Следствием этого становятся тяжелые
заболевания: инфаркт, атеросклероз, ишемия, гипертония, сахарный диабет,
появление новых: СПИД, хроническая усталость, приорные болезни, атипичная пневмония
и др. — всего около ЗО новых нозологических форм за последние двадцать лет, а
также рецидивы старых заболеваний, например туберкулеза. Учащаются случаи так
называемых полисиндромных состояний, трудно диагностируются, а потому
эффективность их лечения является низкой.
Человек – продукт биологической
и социальной эволюции, ее здоровье зависит от наследственности, экологических
условий, которые в последнее время негативно отражаются на генофонде нации.
Генофонд – это количественный и
качественный состав, относительное количество всех форм генов в популяции.
Биологическую систему человека образуют более 10 млн. Генов и связанные с ними
белковые формы[4].
Вредные факторы могут вызывать
мутации генов и хромосом, что приводит к рождению детей с физическими и
умственными дефектами, резкого снижения резистентности. Глобальные катастрофы
(Челябинск, Арал, Чернобыль, атомная станция «Фукусима»), кислотные дожди,
ядовитые реки, вырубленные леса, экологически вредные продукты питания,
наркотики порождают различного рода заболевания, уменьшают продолжительность
жизни людей, приводят к росту смертности среди детей. Так, в структуре
смертности трудоспособной части общества доминируют несчастные случаи и травмы
(38%).
Следует отметить успехи
медицины, добилась излечения многих заболеваний благодаря использованию
современной хирургической техники и фармакологического лечения. Однако она
оказалась бессильной по укреплению здоровья людей, избавление их от недугов,
предоставление жизни продолжительности и активности[5]. [1]
Валеология. Учение о здоровье, болезни и
выздоровлении. В 3-х томах. АСТ, 2001. – 421 с. [2]
Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для ВУЗов. —
М.:Флинта, 2001. – 416 с. [3]
Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д.
М. и др. Основы валеологии и школьной гигиены: Учебное пособие для вузов.
–2003. – 238 с. [4]
Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и
профилактика заболеваний / М.А. Морозов. – М.: СпецЛит, 2013. – 176 c. [5]
Жарко, В. И. Здоровье людей – инвестиции в
будущее : [о состоянии дел в здравоохранении Беларуси] / В. И. Жарко. —
Беларуская думка. — 2015. — N9. — С. 64-68.