Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Тема на выбор автора:1. Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательной организации.3. Социально-педагогические технологии в деятельности социального педагога.4. Социально-педагогическая деятельность в процессе нравственного воспитания.5. Проблемы социализации детей в меняющемся мире. Какую-то одну.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты проблемы отклоняющегося поведения подростков 6
1.1. Отклоняющееся поведение
подростков как социально-педагогическое явление 6
1.2. Сущность, задачи и виды
коррекции отклоняющегося поведения. 10
Глава 2.
Социально-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. 15
2.1. Основные методы, формы, средства
социально-педагогической работы по коррекции отклоняющегося поведения. 15
2.2. Особенности осуществления
социально-педагогической работы по коррекции отклоняющегося поведения
подростков. 18
Заключение. 26
Список
использованных источников. 28
Приложения. 31
Введение:
Актуальность темы. В настоящее время проявляется
тенденция увеличения количества детей и подростков – носителей девиантного
поведения. Данное обстоятельство определяет важность и необходимость поиска
возможностей управления воспитательным и образовательным процессом и помощи в
социализации таких подростков.
Анализ
статистических данных позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в
сфере детства: негативные тенденции в демографических процессах; увеличение
числа разводов, в том числе в семьях, имеющих детей; ухудшение здоровья детей,
их питания, быта и досуга; жестокое обращение с детьми и насилие над ними;
детская безнадзорность, преступность и социальное сиротство; растущая детская
смертность. Все это ухудшает положение подростков, делает их наименее
защищенными в социальном отношении гражданами, лишает их позитивных перспектив
в будущем и создает почву для различного рода девиаций. Следствием такого
положения является искажение духовных ценностей личности и асоциальное,
противоправное, аддиктивное поведение (алкоголизм и наркомания) [8].
Преступлений, совершенных подростками, за последний год насчитывается 4,5% от
общего числа совершенных преступлений в год [22]. Самый большой сегмент, 60% от
всех потребителей наркотиков – молодежь 16-30 лет [7]. Данные статистики
указывают на необходимость проведения исследования коррекции отклоняющегося
поведения детей, как правило, состоящих на внутришкольном учете.
В российских
медиа, государственной риторике и научном дискурсе часто можно встретить
условно академический термин «трудный подросток». Как правило, он включает
множество ярлыков, детализирует и характеризует отдельные действия молодежи,
попадающие в разряд риска и общественной угрозы.
С декриминализацией или, наоборот, криминализацией отдельных практик
в законодательстве зачастую конструируются новые явления, относящиеся к
категории риска [16]. Поэтому с модификациями в законодательстве, общественном
мнении, доминантной культуре и веяниях мейнстрима к риску может быть приписана
потенциально любая практика [25]. Таким образом, «трудностью» в поведении
подростков становится практически все, что не соответствует нормам доминантной
культуры в обществе. Подростковый возраст напрямую связан с рисковыми
практиками. Молодой человек социализируется в определенном нормативном
пространстве, и стремление «выйти за рамки» попадает в разряд риска
[13].
В
отечественной педагогике XX века девиантное поведение исследовали такие
выдающиеся ученые, как В.М Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Т.
Шацкий, А.С. Макаренко и многие другие. Данный вопрос рассматривался и
учеными-педологами.
Противоречие исследования: между объективной необходимостью
создания социально-педагогической программы коррекции отклоняющегося поведения
подростков в условиях образовательной организации, с одной стороны, и
недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и педагогической практике,
с другой стороны.
Проблема исследования: каковы социально-педагогические
методы и формы работы образовательной организации с подростками – носителями
девиантного поведения?
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: организация социально-педагогической
работы с подростками – носителями девиантного поведения в условиях
образовательной организации.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать
оптимальные социально-педагогические формы, методы и средства коррекции
отклоняющегося поведения подростков в условиях образовательной организации.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— проанализировать отклоняющееся
поведение подростков как социально-педагогическое явление;
— уточнить сущность, задачи и виды
коррекции отклоняющегося поведения;
— выделить основные методы, формы,
средства педагогической работы по коррекции отклоняющегося поведения
подростков;
— выявить особенности осуществления
социально-педагогической работы по коррекции отклоняющегося поведения на основе
проведенного экспериментального педагогического исследования и смоделировать
педагогическую программу коррекции отклоняющегося поведения.
Теоретико-методологические основы
исследования:
в последние десятилетия значительный вклад в разработку
социально-педагогических основ воспитательно-образовательного процесса внесли
труды таких ученых, как С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, В.Д.
Семенов, Г.Н. Филонов и другие.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ
социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
экспериментальные (анкетирование по опроснику С. Мадди).
Структура аттестационной
работы: ведение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Заключение:
На основании проведенного
исследования можно сделать следующие выводы:
1. Отклоняющееся
поведение –
это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее
распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное отклоняющееся
поведение приводит к применению обществом определённых формальных и
неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)
2. Коррекция
отклоняющегося поведения подростков происходит в следующих формах:
— Организация
социальной среды – создание окружения воспринимающего подростка с положительной
стороны.
— Информирование
в форме лекций, бесед, роликов и видеофильмов с целью воздействия на
когнитивные процессы личности для повышения её способности к принятию
конструктивных решений.
— Активное
обучение социально-важным навыкам в форме групповых тренингов.
— Организация
деятельности, альтернативной девиантному поведению.
— Организация
здорового образа жизни.
— Активизация
личностных ресурсов.
— Сведение
к минимуму негативных последствий асоциального поведения.
3. Коррекция отклоняющегося поведения
подростков – это
комплексная, многоуровневая система действий, направленных на возвращение их в
общество. Заключается она в обучении тому, как строить взаимоотношения с
окружающими людьми и миром, включает профилактику и коррекцию отклонений в его
развитии. Совместными усилиями родителей, психологов, социальных педагогов,
классных руководителей необходимо принимать меры к ранней коррекции
отклоняющегося поведения.
4. Задачи, которые решает социальный педагог для
сопровождения на уровне школы:
— изучает
жизнедеятельность ребенка вне школы;
— организует
профилактическую и коррекционную работу в школе;
— взаимодействует
с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с
девиантным поведением.
5. На основе проведенного исследования проблемы была
обоснована корригирующая программа, направленная на коррекцию отклоняющегося
поведения подростков.
6. Выявленные «дефициты»
– низкий уровень саморефлексии, неуверенность, чувство отвергнутости, неумение
принять себя – стали основой формирования корригирующей программы по
формированию у подростков навыков совладающего поведения, копинг-стратегий,
устранение выявленных в ходе диагностики «дефицитов», пробелов в формировании
жизнестойкости у подростков – носителей девиантного поведения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 1.1 Отклоняющееся поведение подростков как
социально-педагогическое явление
В последние годы девиантное поведение стали определять как
отклоняющееся поведение. Одни ученые склонны считать, что девиация – это
отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное
заключение или другое наказание индивида (Н. Дж. Смелзер), другие видят причину
в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами
существования этих целей (Р. Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в
поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами [1]. Я.И.
Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не
соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном
обществе нормам (стереотипам, образцам) [2]. В некоторых научных публикациях
отклоняющееся поведение рассматривается как действия и поступки людей,
социальных групп, противоречащие социальным и нравственным нормам либо
признанным шаблонам и стандартам поведения.
Тем не менее, все ученые считают, что девиантное поведение
характеризует поступки и действия индивида, вступающего в конфликт с
социальными нормами общества.
Определение понятия «девиантное поведение» носит
межпредметный характер, что указывает на его связь с разнообразными теориями в
разных областях науки. Именно такая связь позволяет глубоко и полно рассмотреть
проблему, ее причины, специфику формирования и проявления. Межпредметный подход
позволяет выделить определение понятия с точки зрения представителей различных
наук. В трудах и исследованиях философской науки девиантным поведением
выступает поведение, которое не соответствует правилам и нормам, а также
законом существующего общества.