Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Тема любая

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

Введение

3-5стр.

1. Теоретические основы экологического воспитания в современном дошкольном учреждении 6- стр.

1.1 Понятие «экологического воспитания» 6-10 стр.

1.2 Особенности формирования элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста 10-13 стр.

2. Опыт работы «Формирование элементарных экологических представлений для детей дошкольного возраста посредством экологических игр» 14-26 стр.

3. Заключение 27-28 стр.

4. Библиографический список используемой литературы 29 стр.

  

Введение:

 

Актуальность темы. Современный ребёнок проживает свое детство в непростое для российского общества время. Очевидно, что типичные ценностные ориентации современных детей дошкольного возраста связаны с миром взрослых. Однако в настоящий период современное общество характеризуется неблагополучием экологической ситуации, вызванной негативными последствиями научно-технического прогресса, разрушительной деятельностью людей по отношению к природе, кризисом духовно-нравственных ценностей.

Формирование основ экологической культуры на этапе дошкольного детства является одним из показателей развития личности.

Такая необходимая сегодня наука, как экология, призвана помочь человечеству решить проблемы выживания и своего дальнейшего существования на планете.

Актуальность экологического воспитания подрастающего поколения в нынешних реалиях так же высока, как значимость духовно-нравственного, а также патриотического воспитания, и, возможно, превышает по значимости эстетическое, правовое и экономическое воспитание. Нельзя не согласиться, что жизнь — это бесценный подарок для человека. Однако ему важны как сама жизнь во всех ее формах и проявлениях, так и качество жизни. Экология человеческой жизни — это гармония человека с природой, с социумом, с самим собой. Основы такой гармонии формируются еще в детстве и дальше развиваются по мере взросления человека, приобретая новые грани.

Вопрос необходимости экологического воспитания в XXI веке очевиден. Кроме этого, важно исследовать истоки зарождения экологического воспитания, а также проанализировать, как должны меняться определенные меры воспитательного воздействия на ребенка в ходе его взросления и развития.

Для этого необходимо соответствующее экологическое воспитание общества в целом и подрастающего поколения в частности. Ведь именно оно будет формировать облик людей будущего, а значит и отвечать за дальнейшую судьбу человечества при дальнейшем ухудшении экологической ситуации, которое прогнозируется.

Под экологическим воспитанием понимают формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.

Чувство любви ребёнка к природе можно воспитать, если начать знакомить его с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, постоянно показывать ему интересное в жизни растений, животных, учить наслаждаться природой. Ребёнок, заинтересовавшейся природой, полюбит её, захочет узнать о ней больше, никогда не будет безумно рвать цветы, ломать деревья, разорять гнёзда, обижать животных, он будет стараться охранять её, а когда станет взрослым, зная законы природы, преобразует её в лучшую сторону.

Проблема экологического воспитания дошкольников рассматривалась в работах: Абдуллиной Л.Б., Петровой Т.И., Берзиной Р.Ф., Борисовой Е.А., Габбасовой С.А., Кадыровой Р.М., Мисяковой Л.В., Николаевой С.Н., Серебряковой Т.А., Скибицкой И.И., Сорокиной Н.Н. и др.

Цель моей работы – создание системы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с использованием экологических игр, привлечение родителей к педагогической работе в данном направлении.

Задачами работы являются:

1. Формирование системы экологических знаний, доступных пониманию дошкольника через интегрированный подход.

2. Формирование умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями.

3. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к

миру природы и окружающему миру в целом.

4. Расширение экологической развивающей среды.

5. Повышение уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей.

6. Формирование у родителей потребности в знаниях о экологической культуре в жизни и желания передавать их детям собственным примером.

Практическая значимость работы состоит в том, что собранный материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса, в педагогической работе воспитателей детских садов, а также родителям воспитанников.

Дошкольный возраст благоприятный период для формирования элементарных экологических представлений. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Главная задача обучения детей, посредствам экологической игры, заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путем решения проблемных задач.

Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Так же экологические игры доступны для использования в домашних условиях семьями воспитанников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста является актуальным аспектом в настоящее время. Для полноценного развития ребенка он должен иметь полное представление об окружающей среде, растениях, животных, относится к этому бережно, и стараться приумножить имеющееся природное богатство.

Экологическое воспитания предполагает воздействие на ребенка с целью формирования у него знаний об окружающем мире, а так же бережного отношения к природе, любви и ответственности за все живое.

Под экологическим воспитанием следует понимать целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный образовательный процесс, направленный на развитие экологической культуры.

Структурными компонентами экологического воспитания являются: экологическое сознание, включающее совокупность взглядов, теорий, закономерностей, отражающих экологическую сторону жизни и отношений между человеком и средой; экологическое отношение, предполагающее субъективное отношение человека к природе, которое складывается и развивается в процессе их взаимодействия; экологическая деятельность, включающая в себя все формы и виды деятельности людей, связанные с рациональным решением экологических проблем, экологизацией всей социальной деятельности.

Изучив психолого-педагогические особенности формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений, важно отметить, что представления у старших дошкольников выполняют ряд функций: являются начальной формой знания, в ходе овладения представлениями дошкольники устанавливают связи и зависимости между объектами и явлениями природы, являются «фундаментом» мировоззрения. При формировании экологических представлений дошкольников необходимо опираться на положение о том, что ребенок должен воспринимать мир как целое, где в единстве представлены природа – человек-общество.

Интегративный подход к формированию экологических представлений позволит сформировать у дошкольников целостное, системное представление сложных взаимосвязях между человеком и природой.

Основным лицом в экологическом воспитании, которое регулирует данный процесс, является педагог, именно он определяет перечень используемых средств и методов.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности детей, исходя из этого, использование различны видов игр для формирования экологических представлений у дошкольников является эффективным.

Работа по развитию экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста проводилась в 2 этапа.

Первый этап работы предполагал организацию игр-путешествий, направленных на развитие у старших дошкольников экологического воспитания.

Второй этап работы предполагал использование экологических игр в свободное от занятий время.

Так же проводилась педагогическая работа совместно с родителями воспитанников.

Проведённая повторная диагностика показала улучшение результатов по данному направлению.

Таким образом, полученные результаты педагогической деятельности по данному направлению позволяют говорить о том, что поставленная цель была достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы экологического воспитания в современном дошкольном учреждении

1.1. Понятие экологического воспитания

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического воспитания населения. Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, в соответствии с законом РФ «Об образовании», определено как одно из направлений государственной политики в образовании.

Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах нашей страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладывается мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру.

Прежде, чем рассматривать понятие экологического воспитания, необходимо раскрыть понятие воспитание. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В литературе не разработан единый подход к определению экологического воспитания. Первая группа исследователей раскрывает это как процесс формирования экологической культуры.

Так, М. Коджиаспирова под экологическим воспитанием понимает сознательное развитие высокой экологической культуры среди молодого поколения, которая включает в себя знание природы и гуманное, ответственное отношение к ней как высшей общенациональной и общечеловеческой ценности и готовности к охране окружающей среды [10, п. 137].

Г.Н. Казарчик трактует этот термин как системную педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической культуры [4, с.114].

Т.Б. Казарцева и Е.В. Дудова определили экологическое воспитание как непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование их экологической культуры [7, с.56].

T.A. Серебрякова трактует концепцию экологического воспитания как систему воздействия на членов общества для формирования экологической культуры, человечности и научно обоснованного отношения к природе на основе национальных и общечеловеческих ценностей [4, с.114].

Более того, уже в определениях мы видим компонентный состав экологического воспитания, который включает в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическая деятельность.

Таким образом, можно утверждать, что в описанном подходе экологическое воспитание черпает свое содержание из экологической культуры как нравственной и духовной сферы человеческой жизни, характеризующей уникальность его взаимодействия с природой.

Вторая группа исследователей определяет экологическое воспитание как процесс формирования системы экологических знаний, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств.

В.А. Ясвин считает, что это понятие должно быть определено как особый, целенаправленный, организованный, системный, последовательный, системный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивающий формирование и развитие ответственного человека отношение к природе как к общечеловеческой ценности [6, с.160].

Е.А. Борисова пишет, что экологическое воспитание — это развитие у детей представлений об окружающем мире, состоящих из живой и неживой природы, понимания взаимосвязи и взаимозависимости компонентов мира, формирования гуманного отношения к природе [2, с.111].

С. Н. Николаева под экологическим воспитанием понимает приобщение детей к природе, в основе которой лежит экологический подход, в котором педагогический процесс основан на основных идеях и понятиях экологии [4, с.114].

Таким образом, представленный подход концентрируется на компоненте знаний экологического воспитания, который служит основой для формирования взглядов, убеждений, нравственных качеств, ответственного и гуманного отношения к природе. В этом случае авторы не углубляются в деятельностную или поведенческую составляющую экологического образования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы