Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему тема 38 Взаимодействие семьи и школьной библиотеки как фактор формирования читателя — ребёнка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Содержание
понятия взаимодействие семьи и школьной библиотеки. 6
2.
Психолого-педагогический подход к проблеме формирования читателя-ребенка 15
3. Анализ и
содержание экспериментальной работы по обеспечению взаимодействия семьи и
школьной библиотеки как фактор формирования читателя-ребенка. 19
Заключение. 26
Список
литературы.. 30
Приложение…………………………………………………………..…………33
Введение:
Актуальность
исследования. В век научно-технического прогресса и
высокой информатизации общества многие понятия и вещи теряют свою прежнюю
ценность, приобретают новый смысл. В наше время, чтобы получить сведения по
какому-нибудь вопросу, люди не сидят часами в библиотеках, прорабатывая
литературу, а находят ответы на все вопросы в интернете. Дети в настоящее время
овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре
лучше, чем в оглавлении книги. В связи с этим как специалисты, так и родители
озабочены проблемой стимулирования детского интереса к чтению. Вместе с тем
следует признать, что современные дети, чаще всего, читать не любят, читают
мало и обычно по принуждению родителей. Именно эти факты свидетельствуют об актуальности
поиска эффективных средств повышения интереса к чтению у младших школьников.
Роль книги как духовного
учителя неоднократно отмечалась великими мыслителями и литераторами: С.Г.
Струмилиным, В.А. Сухомлинским, В.Г. Белинским и мн. др.
Поэтому наличие интереса
к чтению – не просто познавательная направленность детей на книгу как объект,
который вызывает у них эмоции, – и как следствие – желание с ним действовать:
рассматривать его, листать, читать. Наличие факта свидетельствует о развитии у
детей интереса к чтению. Однако не каждая книга будет интересна младшему
школьнику, ведь интерес к чтению – интерес избирательный, направленный на книги
определенного рода, так как считает их более подходящими для себя. Непременным
условием возникновения, а потом расширения и углубления читательских интересов
у младших школьников является достаточно широкий уровень личной начитанности.
В развитии интересов
младших школьников к книгам большое значение имеют рекомендации, беседы о
прочитанном, выставки-обзоры, устные журналы, анализ читательских формуляров,
анкетирование, литературные игры, викторины, конкурсы рисунков, литературные
гостиные. В данной дипломной работе мы рассмотрим такой аспект формирования
читателя-ребенка как обеспечение взаимодействия семьи и школьной библиотеки.
Объект
исследования: процесс формирования читателя-ребенка и
содействие ему.
Предмет
исследования: взаимодействие семьи и школьной
библиотеки как фактор формирования читателя-ребенка.
Цель
исследования: изучить особенности взаимодействия семьи
и школьной библиотеки как фактор формирования читателя-ребенка.
Объект, предмет и цель
исследования определили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть содержание понятия
взаимодействие семьи и школьной библиотеки.
2. Представить психолого-педагогический
подход к проблеме формирования читателя-ребенка.
3. Выполнить анализ и содержание
экспериментальной работы по обеспечению взаимодействия семьи и школьной
библиотеки как фактора формирования читателя-ребенка.
Методы
исследования:
— анализ
научно-методической литературы по теме исследования;
— обобщение практического
опыта по теме исследования;
— синтез и анализ;
— обобщение.
Теоретическая
значимость работы заключается в систематизации и обобщении
научных позиций относительно содержания понятия взаимодействие семьи и школьной
библиотеки; в реализации психолого-педагогического подхода к проблеме формирования
читателя-ребенка; в выполнении анализа и содержания экспериментальной работы по
обеспечению взаимодействия семьи и школьной библиотеки как фактора формирования
читателя-ребенка.
Практическая
значимость работы состоит в возможности использования
материалов работы следующими категориями лиц:
— школьными библиотекарями
с целью оптимизации своей профессиональной деятельности;
— студентами,
обучающимися по специальности «Библиотековедение», с целью самоподготовки к
тематическим практическим занятиям и семинарам;
— молодыми учеными,
занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и
обобщения эмпирических данных.
Структура
дипломной работы. Дипломная работа представлена введением,
тремя параграфами, заключением, списком литературы, приложением.
Заключение:
Актуальность рассмотренной
в рамках дипломной работы темы заключается в том, что по данным современных исследований,
в век доступной визуальной информации у детей недостаточно развит интерес и
привычка к чтению. Современные дети очень мало читают, предпочитая книге компьютерные
игры, просмотр видеофильмов. Вместе с тем, именно книга играет огромную роль в
духовном развитии человека, особенно в младшем возрасте, когда происходит
процесс интенсивного становления личности. Когда человек мало читает или
перестает вообще читать – это приводит к снижению уровня грамотности. В
настоящее время в нашем обществе идет процесс падения уровня читательской
культуры, что особенно наблюдается у детей и подростков. Поэтому в рамках
дипломной работы была рассмотрена такая проблема как взаимодействие семьи и
школьной библиотеки как фактор формирования читателя-ребенка.
По итогам выполнения
дипломной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что
позволило изучить особенности взаимодействия семьи и школьной библиотеки как
фактор формирования читателя-ребенка.
Достижению цели
способствовало решение следующего перечня задач:
— было рассмотрено содержание
понятия взаимодействие семьи и школьной библиотеки;
— был представлен психолого-педагогический
подход к проблеме формирования читателя-ребенка;
— был выполнен анализ и
содержание экспериментальной работы по обеспечению взаимодействия семьи и
школьной библиотеки как фактора формирования читателя-ребенка.
Таким образом, цель
работы была достигнута, а задачи реализованы в полном объеме.
В заключение на основании
проведенной опытно-экспериментальной работы и анализа педагогического опыта представим
несколько рекомендаций для родителей младших школьников, соблюдая которые
родители смогут стимулировать интерес к чтению у своего ребенка:
1. Старайтесь больше
читать с ребенком дома. При этом желательно учитывать пять моментов: что
читается, кому читается, кем читается, когда и где. Читает кто-то один, остальные
слушают или читают все по очереди. Это должен быть своеобразный ритуал. Каждый
вечер берем книгу. Допустим, «Том Сойер» Марка Твена, или «Детство, отрочество,
юность» Льва Николаевича Толстого и читаем вслух. Происходит достаточно
эффективное восприятие прочитанного текста, когда все собираются и слушают. Совместное
участие в чтении усиливает восприятие. Качество восприятия улучшается в
несколько раз. Вот поэтому коллективное, семейное чтение увеличивает эффект
восприятия произведения в несколько раз. Все сопереживают, высказывают мнение,
выражают отклики.
2. Эффективным приемом
стимулирования интереса к чтению является чтение ребенку вслух небольшой части
произведения с остановкой на самом интересном месте. Здесь есть главное
правило: надо читать понемногу – десять, пятнадцать, двадцать минут. И
останавливаться на самом интересном месте. Лучше немного не дочитывать.
Передозировка – это все равно, что переедание. Поэтому лучше недосматривать,
недочитывать и таким образом интерес будет все время поддерживаться. В течение
дня полезно беседовать с ребенком о том, как, по его мнению, развернется сюжет,
поступит тот или иной герой. Так, в семье появляется какое-то общее единое поле
понимания, контакт, гармония. Размышляем, как бы я поступил? А ты бы как
поступил? Мы начинаем понимать гораздо лучше друг друга. Это очень важно. Книга
объединяет. И потом, по прошествии времени, ребенку захочется эту книгу
перечитать. Он будет перечитывать, и вспоминать, как вместе, всей семьей, ее
читали, он будет получать удовольствие.
3. Еще одним эффективным
приемом поддержания интереса к чтению выступает цитирование из книги. Скажите
ребенку: «Ты знаешь, что сказал по этому поводу Винни-пух?» Или любой другой персонаж.
Цитируйте так, чтобы ребенок заинтересовался, что это за книжка и захотел ее
прочитать.
4. Принцип открытого
поиска также привлекает внимание. Ищите в книге ответ на заданный вопрос. Куда
Айболит поехал лечить зверей? Затем читаем стихотворение, ребенок в это время должен
помнить вопросы. В конце мы снова задаем тот же вопрос, а ребенок должен
ответить на него. Поэтому он все время внимательно следит, и не просто пассивно
созерцает, а анализирует и находит ответ. Появляется активное слушание и чтение,
когда ребенок сам читает и находит ответ на вопрос. Это тоже усиливает интерес.
5. Есть еще один хороший
способ. Заведите две полки. Одна – для прочитанных книг, другая – для непрочитанных.
Книги будут активно перетекать с одной полки на другую, и ребенок будет видеть наглядно,
сколько книг вы вместе перечитали. Также у него будет возможность сразу видеть,
какую книгу хотелось бы прочитать еще раз.
6. Просмотр
экранизированной книги или мультфильма также может стать отправной точкой для
возникновения интереса к прочтению книги у ребенка. Важно объяснить, что в
рамках экранизации художник не всегда передает книгу в неизменном виде, а
привносит что-то свое, трактует часто вольно, поэтому прочесть книгу – это
совсем не то же самое, что посмотреть фильм, снятый по ее сюжету.
7. Несмотря на то, что
сейчас есть возможность получить электронную версию практически любой книги,
поощряйте детей к покупке художественной литературы и походам в библиотеку.
Печатный вариант книги создает особую атмосферу при прочтении, а регулярное посещение
библиотеки привьет ребенку культуру читательского поведения.
8. Полезным приемом в
развитии интереса к чтению у детей станет приобщение его к детской периодики.
Ожидание нового номера любимого журнала будет разжигать интерес ребенка к
чтению.
9. Не отказывайте ребенку
в самостоятельном выборе книги для прочтения (естественно, если она
соответствует его возрасту). Нередко
родители настаивают на прочтении ребенком именно тех книг, что сами читали в
детстве и критически отзываются о современной детской литературе. Однако важно
помнить, что времена меняются, и детские читательские интересы тоже. И
единственное, чего можно добиться запретами одних книг и настоятельными
требованиями о прочтении других – это угасания интереса к чтению вообще.
10. Не мешайте ребенку
читать так, как он хочет: одни дети предпочитают сначала рассматривать
картинки, а затем приступать к чтению, другие любят сначала узнать концовку
произведения, а затем прочесть его сначала, третьи – перескакивают при
первичном чтении с места на место, а потом вторично читают книгу полностью. В
любом случае не стоит отказывать ребенку в его индивидуальном стиле читателя.
Фрагмент текста работы:
1. Содержание понятия взаимодействие семьи и школьной
библиотеки Современные семьи
развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С
одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи,
разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по повышению и
укреплению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются
процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего,
падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих
на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей [19].
В каждой семье, где растет
ребенок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, обогащенным
духовно и нравственно, подготовленным к жизни и дальнейшей трудовой
деятельности. По мере того как растут дети, социальные связи семьи расширяются.
Для успешного обучения и формирования личности ребенка необходим
соответствующий микроклимат в окружающей их среде.
Семья – важнейший институт
социализации ребенка, играющая решающую роль в его развитии, это источник любви,
уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное
общество, без чего не может существовать человек [10].
Нередко можно встретиться
с мнением, что именно школа, а не семья должна быть ведущей и направляющей
организацией в воспитании и образовании детей по отношению к семье. Безусловно,
школа должна определять и направлять воспитательную политику, однако семья должна
выступать не как потребитель и заказчик, а как партнер. Это обеспечивается,
если приобщить родителей к образовательному и учебно-воспитательному процессу,
организовать совместную деятельность родителей и детей, участие в мероприятиях
школы, в том числе и школьной библиотеки, знакомить родителей с результатами
учебно-воспитательного процесса. В современных условиях семье требуется систематическая
и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия
школы и семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Основные задачи
коллектива школы в области семейного воспитания сводятся к следующим
направлениям работы:
1. Организация
психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских
собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.