Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Журналистика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Телеканал «Матч-ТВ» как универсальный спортивный канал: контент, технологии, тренды

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 7

1.1. Спортивная тележурналистика в системе российских СМИ: исторический контекст и современные тренды 7

1.2. Подходы к освещению спортивных событий на телевидении: стратегии, инструменты 11

Выводы к первой главе 17

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПОРТИВНОГО ТЕЛЕКАНАЛА «МАТЧ-ТВ» (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 2022 ГОДА) 18

2.1.История развития и аудиторная составляющая телеканала «Матч-ТВ» 18

2.2.Анализ контент-стратегии телеканала «Матч-ТВ» 25

Выводы ко второй главе 31

ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИИ И ТРЕНДЫ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СПОРТИВНОГО ТЕЛЕКАНАЛА «МАТЧ-ТВ» 32

3.1.Выявление и анализ медиатрендов в спортивной журналистике 32

3.2.Рекомендации по развитию технологии производства контента на телеканале «Матч-ТВ» 42

Выводы к третьей главе 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 55

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Современный спорт является важной частью жизни большого количества людей в мире. Появление телевидения значительно разнообразило жизнь любителей спорта, создавая необходимый «эффект присутствия» с возможностью узнавать интересующий аналитический, образовательный или развлекательный контент, ценность которого определяется переживанием ярких эмоций от просмотра спортивных событий.

Этому фактору способствуют современные технические средства. Например, камеры, снимающие матчи, располагаются специальным образом так, чтобы дать зрителю максимально почувствовать себя частью игры, увидеть ее в деталях и погрузиться в атмосферу спортивной борьбы. Продумываются сюжетные линии, активизируется внимание зрителей в спортивных телепрограммах различных видов.

Поскольку спорт привлекает пристальное внимание аудитории, в России создано большое количество телевизионных СМИ, посвященных спорту.

В начале XXI века спортивное телевидение становится более интенсивным и выделяется в самостоятельное направление. В условиях информатизации и цифровизации общества телевидение и Интернет начали постепенно вытеснять печатные издания, однако телевизионная спортивная журналистика продолжает сохранять лидирующие позиции даже при активном развитии других видов медиа. Четкая и яркая картина телерепортажа, многочисленные нововведения (улучшенная технология видеоповтора, технология «виртуальная реальность»), возможность «взаимодействия» зрителя с экспертом или комментатором во время просмотра телевизионных спортивных программ – все это позволяет телевидению оставаться самым значимым СМИ в спортивной журналистике.

Один из наиболее востребованных спортивных телеканалов на современном телевидении – канал «Матч-ТВ». В его программах транслируется футбол, баскетбол, волейбол, мини-футбол, регби, серфинг, гольф, легкая атлетика, борьба, бокс, бадминтон. В эфир выходят новостные программы, авто спортивные передачи, предлагаются разные виды контента. Именно широта и разнообразие контента телеканала вызывает к нему интерес как любителей спорта, так и практиков спортивного телевидения.

На этом основании можно определить, что актуальность исследования обоснована необходимостью научного осмысления деятельности одного из крупнейших спортивных телеканалов России – «Матч-ТВ», выявлением причин его популярности и подходов к формированию контента.

Объект исследования – российская спортивная тележурналистика.

Предмет исследования – технологии и тренды спортивного телеканала «Матч-ТВ».

Цель исследования – выявить особенности формирования контента и тенденции развития спортивного телеканала «Матч-ТВ».

Исходя из поставленной цели, необходимо сформулировать круг задач:

— рассмотреть исторический контекст и современные тренды спортивной тележурналистики в системе российских СМИ;

— определить подходы к освещению спортивных событий на телевидении: стратегии, инструменты;

— изучить историю развития и аудиторную составляющую телеканала «Матч-ТВ»;

— провести анализ контент-стратегии телеканала «Матч-ТВ»;

— выявить медиатренды в спортивной журналистике;

— разработать рекомендации по развитию технологии производства контента на телеканале «Матч-ТВ».

Теоретико-методологические основы работы. Основными методами научно-теоретического исследования в рамках выпускной квалификационно работы являются: анализ научных трудов авторов, изучающих телевидение и спортивную тележурналистку, синтез и обобщение полученных данных.

Теоретической базой для проведения исследования были выбраны источники, непосредственно касающиеся проблематики телевизионной журналистики, истории ее развития и современного состояния. Из ключевых научных работ выделим следующие: К.А. Алексеев «К проблеме периодизации истории спортивной журналистики в России»; М.И. Бабюк «Спортивный контент в российских СМИ в контексте медиатизации спорта: результаты исследования»; В.А. Бондаренко «Основные инструменты продвижения федеральных телевизионных каналов на региональном рынке»; Р.Л. Гутцайт «Медиатренды спортивной журналистики: опыт спутникового телеканала НТВ-Плюс футбол»; И.И. Карпенко «Стратегии создания новостного сюжета на региональном телевидение»; И.В. Косякин «Владимир Маслаченко: От «старой» советской школы спортивных комментаторов к «новой» российской»; С.В. Ляпун «Развитие спортивной журналистики в цифровую эпоху».

Эмпирической базой исследования послужили:

— программы спортивного телеканала «Матч-ТВ»;

— запись трансляций спортивных телеканала «Матч-ТВ»;

— аудиторные показатели телеканала «Матч-ТВ».

Научная новизна исследования состоит в практическом изучении спортивного телевидения России на примере телеканала «Матч-ТВ», что дает возможность выявить специфические особенности создания контента, технологии и тренды.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования дают возможность исследовать технологии работы современного спортивного канала и применять мотивированные рекомендации на практике.

Структура исследования. Работа включает введение, основную часть, состоящую из трех глав, выводы по главам, заключение, список литературы и источников.

Во Введении обосновывается актуальность исследования, цель и задачи, разрабатывается теоретико-методологический аппарат.

В первой главе изучаются теоретические параметры телевизионной спортивной журналистики на основе данных научных исследований и в контексте истории и современности.

Во второй главе проводится практическое исследование спортивного телеканала «Матч-ТВ» за период второй половины 2022 года, прежде всего, материалов о вовлеченности аудитории и анализа специфики контента.

В третьей главе выявляются технологии и тренды в функционировании спортивного телеканала «Матч-ТВ» посредством определения медиатрендов в спортивной журналистике, даются рекомендации по развитию технологии производства контента на телеканале «Матч-ТВ».

В Заключении делаются выводы, подводятся итоги исследования.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из поставленных задач, в выпускной квалификационной работе была рассмотрена специфика современного спортивного телевещания. Были исследованы вопросы функционирования спортивного телевещания в теоретико-методологическом плане, особенности формирования контента и тенденции развития спортивного телеканала «Матч-ТВ».

В первой главе на базе экспертных разработок российских ученых проанализировано понятие «спортивная телевизионная журналистика», выявлены этапы и направления развития спортивной тележурналистики. В частности, было определено, что ее начало относится к 1950-ым годам, что обусловлено сменой парадигмы спортивной журналистики как профильного направления. Одним из важных импульсов в развитии спортивной тележурналистики в конце ХХ века годах можно считать создание тематического отдела «Олимпийский» в системе Гостелерадио.

На основе данных научных исследований показано, что современное развитие спортивной тележурналистики не является достаточно интенсивным, причиной чему служат вопросы технологического характера. В то же время современные инструменты освещения спортивных событий находятся в плоскости нескольких информационных полей: молодежное, экспертное, рекреационное, профессиональное. Развитие в данном направлении обеспечивает спортивным телеканалам разнообразие в производстве спортивного журналистского контента.

Во второй главе, в практической части исследования, выявлено, что телеканал «Матч-ТВ» транслирует телевизионные программы в различных тематических и жанровых моделях: аналитические и информационные проекты, очерки, интервью, зарисовки, обозрения, дискуссии, беседы, специальные проекты. Такое разнообразие производимого телевизионного контента позволяет утверждать о широте охвата спортивной проблематики.

Проведённая аналитика свидетельствует, что при создании контента на канале «Матч-ТВ» реализуется несколько ключевых стратегий: предварительное планирование сюжета, предмонтажная подготовка, смешенная стратегия, стратегия монтажа новостного телевизионного сюжета. Реализация данных стратегий подразумевает различные подходы к производству спортивного контента, что ведет к его принципиальному разнообразию.

Автором акцентировано внимание на том факте, что прямые трансляции на телеканале «Матч-ТВ» являются одними из основополагающих направлений контента телеканала, выстроенных по стратегии монтажа новостного телевизионного сюжета. Поскольку стратегии производства телевизионного контента позволяют расширять программное обеспечение телеканала, можно предположить, что их активное внедрение позволит телеканалу расширить целевую аудиторию, укрепить ее лояльность и заинтересованность.

В третьей главе, в процессе анализа трендов спортивной журналистики и обоснования рекомендаций для их реализации, показано, что эфирный продукт спортивного телеканала «Матч-ТВ» трансформируется в полноценный мультимедийный продукт, превращаясь в нечто большее, чем просто спортивная программа в ее классическом понимании. Так, реализация нового актуального медиатренда – создание экосистемы «Матч-ТВ» – обеспечивает полное погружение зрителя в спортивную индустрию через взаимодействие с журналистским контентом. В этой связи даны рекомендации по дальнейшему развитию экосистемы в соответствии с требованиями модульности тем и материалов; кастомизации как взаимной совместимости участников экосистемы; мультилатерализма, то есть развития многосторонних отношений; и координации как механизма стандартов, правил или процессов взаимодействия.

Медиатренды современной спортивной журналистики дают возможность телеканалу «Матч-ТВ» развиваться не только как к поставщику телевизионного контента, но и как производителю медийного комплексного продукта. Выявленные универсальные медиатренды позволяют адаптировать их к узкой направленности производства спортивных программ.

Важным трендом производства контента телеканала были определены онлайн-трансляции на видеоплатформе с возможностью комментирования, что включает аудиторию в процесс совершенствования спортивного контента. Было дано обоснование параметра о том, что введение дополнительной информации к онлайн-трансляции обогащает журналистский спортивный контент, делает его расширенным.

Особым медиатрендом является проведение стриминговых видеотрансляций, которые формируют интерес к спортивной индустрии у более молодой зрительской аудитории, интересующейся сближением с производителями спортивного продукта. Кроме того, социальное взаимодействие с аудиторией эффективно в отношении улучшения качества и объемов контента.

Выявленные тренды и позитивный опыт деятельности универсального спортивного телеканала «Матч-ТВ» дает возможность показать актуальность миссии и перспективы развития спортивной журналистики в целом.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

1.1. Спортивная тележурналистика в системе российских СМИ: исторический контекст и современные тренды

Спортивная журналистика в системе российских СМИ в самостоятельном аспекте зародилась в XIX веке, что произошло вследствие институциирования спорта. Спорту как социальному институту для постоянного развития всегда необходим постоянный взаимообмен по схеме «теория-опыт-теория», чему во многом способствовала русская спортивная журналистика, изначально развивающаяся в изданиях общего характера на правах социального явления.

Так, в России до самого начала ХХ века спортивная журналистика входила в общую систему печати. В 1823 году в Москве печатался «Еженедельник для охотников до лошадей», посвященный конному спорту и скачкам, который, меняя название и периодичность, выпускался до 1827 года. Выходили в свет журналы по видам спорта, традиционно распространённым в России, в том числе в высшем обществе. В них спорт рассматривался как важный фактор физического развития и человеческой красоты – «власть и здоровье» и «красота и сила».

На основании данных научных исследований можно констатировать, что в дореволюционное время была сформирована типология спортивной прессы в составе специализированной журналистики. Она объединялась целевым назначением, аудиторией, предметом отражения, целостностью и структурированностью, общими функциями, среди которых основными являлись просветительско-образовательная, пропагандистская и организационная. Основными задачами спортивной журналистики в этот период, как отметили В.В. Силкин и А.Ю. Суворова, являлись популяризация и распространение спортивного движения в обществе [41, с. 15].

Для того, чтобы обосновать исторический и современный контекст тележурналистики, необходимо представлять, какие этапы ей предшествовали (по С.А. Михайлову):

– с 1823 г. до второй половины 80-х гг. XIX в. (материалы о конном спорте);

– со второй половины 80-х гг. XIX в. до 1905 г. (демократизация спорта, расширение аудитории спорта);

– с 1905 г. до 1917 г. (расширение спортивных СМИ) [33, с. 16].

Изменение задач спорта, которое обусловило смену ориентиров и функционала спортивной журналистики, стало отличительным признаком дальнейшего этапа, который проходил в период с середины 1940-х до середины 1950-х годов. Правительственный курс в отношении спорта кардинально изменился от развития массовости и низовых коллективов физкультуры к большому спорту и победам на крупных международных соревнованиях как наглядному доказательству преимуществ социалистического образа жизни. Это совпало с появлением первых телевизионных трансляций спортивных зрелищ.

В определенной степени для советского телевидения знаковым событием стало создание в Гостелерадио СССР Главной редакции спортивных программ в 1976 году, что, очевидно, связывалось с растущей ролью физкультуры и спорта и количеством спортивной информации и прямых теле-радиотрансляций. На спортивную редакцию была возложена обязанность подготовки и проведения теле- и радиотрансляций Олимпиады 1980 года. Т.В. Парсаданова писала, что в конце 1975 году было принято решение о строительстве в СССР Олимпийского теле-радиокомплекса, к проведению Олимпиады он был введен в эксплуатацию [38, с. 559]. В 1976 году был организован тематический отдел, который получил название «Олимпийский». Именно он, по замечанию В.В. Кихтан, познакомил зрителей со видами спорта, которые представлялись на московской Олимпиаде-80 [25, с. 54].

Исследователь И.В. Косякин обратил внимание на особенности работы спортивных комментаторов в период становления спортивной тележурналистики. В начале они только рассказывали о том, что происходит на экране, описывали основные действия, однако, уже ближе к 1990-м годам, комментаторы все более анализировали игру, отходя от простой событийной вербализации. Это подразумевало более глубокое проживание комментатором спортивных событий, полное погружение в материал [26, с. 176].

В 1990 году вышел закон «О печати и других средствах массовой информации» [19], что ознаменовало начало нового периода в развитии спортивной тележурналистики, в частности, возникновение спортивной редакции телеканала НТВ, которая смогла предложить российскому болельщику принципиально новые стандарты освещения спортивных событий, с точки зрения исследователей К.А. Алексеева и С.Н. Ильченко, более ориентированные на аудиторию и сформированные под воздействием наиболее популярных образцов мировой спортивной журналистики [4, с. 45].

После 2008 года начался следующий период в истории отечественной спортивной тележурналистики. Основная тенденция, выделенная К.А. Алексеевым, – падение рейтингов спортивных телетрансляций, породившее шаблон «Россия – не спортивная страна». Вместе с тем, характерной чертой периода начала 2000-х годов стало возросшее государственное присутствие в отрасли, что свидетельствует о восприятии спорта как важного социального направления. Эта же тенденция подчеркивается появлением нескольких федеральных общедоступных телеканалов о спорте («Спорт», «Россия-2», «Матч ТВ») [1, с. 175].

В настоящее время освещение спортивных состязаний дает телеканалам новые рекламные возможности, увеличивает объем рекламного пространства и охват аудитории потенциальных потребителей, что влечет за собой существенную материализацию спортивных событий и спортивной индустрии в целом.

Тенденция современности заключается в том, что спортивные трансляции вышли из монополии телевидения и активно осваивают интернет-пространство. Например, ранее футбол был практически целиком в ведении «НТВ-Плюс» (позднее – и «Матч ТВ»), а «UFC» заведовала и баскетболом, хоккеем, волейболом. Теперь же различные стриминговые сервисы перехватывают инициативу [8].

Внедрение современных информационных технологий, медиадействительность, и, в частности, спортивное телевидение, стремительно меняется. Процесс «медиатизации» спорта, то есть создание и распространение телевизионного продукта техническими средствами, постоянно совершенствуется. Происходит формирование и внедрение новых современных стандартов как в сфере технологических решений, так и в области контента.

Короткий жизненный цикл спортивной телепередачи не позволяет без ощутимой потери зрительской аудитории транслировать ее в многократных отложенных повторах. Успех у целевой аудитории зависит от того, насколько своевременно, «вживую»» («live»), выразительно по форме, качественно по содержанию и охвату основных драматических линий, вызывающих эмоции, будет воплощен спорт на экране. В этой связи главным трендом современного спортивного телевидения является прямое освещение спортивного события (режим онлайн) и постоянное увеличение объема спортивного контента.

Одним из трендов спортивного телевидения, по мнению Р.Л. Гутцайт, является новое качество телесмотрения программы – телесмотрение за компьютером, сопровождающееся онлайн-обсуждением и генерированием вопросов в прямой эфир. Благодаря применению интерактивных онлайн-сервисов традиционная телеаудитория трансформируется в «медиатизированную публику», тогда как современные тенденции превращения эфирного контента телеканала в мультимедийный расширяет аудиторию (в том числе за счет радиослушателей и интернет-пользователей), привлекает внимание к эфирной версии (за счет анонсирования и обсуждения в блогах), дает зрителям дополнительные интерактивные сервисы и, в конечном счете, укрепляет не только бренд, но и коммерческую бизнес-составляющую [17, с. 117].

В условиях развития новых конвергентных медиатехнологий ряд спортивных редакций начинает превращаться в уникальное образование. Мультимедийные средства позволяют сочетать в себе сразу несколько медиаканалов, раскрывая спортивную тематику в «объемном многомерном пространстве». В.В. Силкин и А.Ю. Суворова обратили внимание на то, что спортивные средства массовой информации и каналы становятся более привлекательными и собирают большие аудитории. Подобный подход позволяет не просто передавать аудитории спортивную информацию, а раскрывать развивающиеся спортивные процессы с научно обоснованной позиции [41, с. 23].

Таким образом, современная спортивная тележурналистика, по наблюдению С.В. Ляпуна и Г.В. Соколовой, исторически включает несколько основных тематических направлений, тесно взаимодействующих с разными областями общественной жизни [28, с. 154]. Ее развитию способствуют не только внутренние, но и внешние факторы, к которым, прежде всего, следует отнести медиатизацию – пересечение массмедиа с социальными феноменами, когда спортивная тележурналистика расширяется из масштабов телевидения, переходя в масштабы всего медиаполя.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы