Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Технология создания танцевальной композиции с использованием лексики народного танца
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ
ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕКСИКИ НАРОДНОГО ТАНЦА 7
1.1. Специфика
танцевальной композиции. 7
1.2. Лексика
народного танца, использование ее элементов в создании танцевальной композиции. 13
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ
КОМПОЗИЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕКСИКИ НАРОДНОГО ТАНЦА ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.. 36
2.1. Этапы технологии создания танцевальной
композиции. 36
2.2. Описание хореографической миниатюры «Девчата». 38
2.3. Описание танцевальной композиции «Московская
кадриль». 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 58
Введение:
В настоящее время технологии
получают огромное распространение в мире, в разнообразных сферах человеческой
жизнедеятельности. Понятие «технология» в переводе с греческого означает «наука
о мастерстве». В педагогике широко внедряются так называемые
«педагогические технологии». О необходимости их теоретического осмысления и внедрения
в практику образования указывается в ряде нормативных документов: Закон об
образовании Российской Федерации, Государственный Образовательный стандарт
основного общего образования и др.
В общей педагогике
проблемы разработки и реализации технологий получили разностороннее освещение.
В многочисленных теоретических исследованиях, связанных с этой проблемой, можно
выделить два основных подхода к рассмотрению и интерпретации педагогических
технологий.
Первый подход связан с
трактовкой педагогической технологии как оптимального способа обучения,
содержательной техники реализации учебного процесса, гарантирующего достижение диагностично
заданных целей, стандартов, алгоритмов и т.д. (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и
др.).
Второй подход рассматривает
педагогическую технологию как уникальную авторскую деятельность, учитывающую
индивидуальные особенности учащихся и педагогов; огромное значение придается личностной
составляющей обучения, особенностям общения, методики обучения и др. (В.М.
Шепель, Н.А. Алексеев, Б.Г. Корнетов и др.). Отметим, что в педагогике
искусства технология исследуется с точки зрения второго подхода (Л.В.
Савенкова, О.И. Радомская и др.).
В хореографическом
образовании понятие технологии создания танцевальной композиции используется с
некоторой долей условности, как определенная последовательность, алгоритм
танцевальных движений.
Вопросы создания
танцевальной композиции изучаются по аналогии с другими видами искусства:
экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Специфика технологии создания танцевальной композиции в
хореографии состоит в организации базовых
компонентов: тела, пространства и времени (Р. Лабан и др.); а также в
распределении пространства сцены путем создания геометрических узоров симметрии
и асимметрии; посредством использования временных вариаций: унисонов, канонов,
диалогов, контрапунктов; а также различных
типов ансамблей исполнителей: дуэт, трио, квартет и др.
В методической литературе
освещаются особенности хореографической лексики или совокупность движений,
жестов, мимики, пантомимы, ракурса (Н.И. Бочкарева,
И.Э. Бриске, Г.П. Гусев, М.Н. Захаров, Е.Н. Попова, Н.Б. Тарасова, А.А. Телегин
и др.).
Однако вопросы разработки
и реализации технологий в процессе создания танцевальной композиции с
использованием лексики народного танца для любительского хореографического
коллектива изучены недостаточно.
Исходя из всего
изложенного выше, можно обозначить следующее сложившееся противоречие: между теоретической разработанностью проблемы
применения технологий в общей педагогике, с одной стороны, и недостатком
методического обеспечения по технологии создания танцевальных композиций с
использованием лексики народного танца для любительского хореографического
коллектива, с другой стороны.
Указанные противоречия
определяют актуальность исследования
и позволяют сформулировать проблему исследования:
поиск, теоретическое обоснование технологии создания танцевальной композиции для
любительского хореографического коллектива, которая определила тему исследования: «Технология создания
танцевальной композиции с использованием лексики народного танца».
Цель
исследования:
теоретически обосновать и апробировать на практике технологию создания
танцевальной композиции с использованием лексики народного танца.
Объект
исследования: учебно-воспитательный процесс в любительском хореографическом
коллективе.
Предмет
исследования: этапы технологии танцевальной композиции с использованием лексики
народного танца для любительского хореографического коллектива.
В соответствии с
объектом, предметом и целью определены задачи
исследования:
1) изучить литературу по
исследуемой проблеме, охарактеризовать специфику танцевальной композиции;
2) описать лексику народного танца, ее
элементы в создании танцевальной композиции;
3) охарактеризовать
технологию создания танцевальной композиции с использованием лексики народного
танца; 4) создать хореографическую
миниатюру «Девчата» и танцевальную композицию «Московская кадриль» с
использованием лексики народного танца для любительского хореографического
коллектива, сделать выводы.
В ходе исследования
использовались следующие методы:
— теоретические –
изучение и анализ литературы; анализ передового педагогического опыта;
обобщение;
— эмпирические –
наблюдение, беседа, обобщение.
Методологическая
основа исследования:
— основные
положения теории и методики преподавания русского народного танца (Н.И.
Бочкарева, И.Э. Бриске, Г.П. Гусев, М.Н. Захаров, Е.Н. Попова, Н.Б. Тарасова,
А.А. Телегин и др.);
— основные положения
педагогики о выборе методов обучения (И.П. Подласый, П.И. Пидкасистый, В.А.
Сластенин и др.);
— основные теоретические
положения об организации и научно-методическом руководстве художественной самодеятельностью
(Т.И. Бакланова, В.Г. Велединский, А.С. Каргин и др.);
— основные
положения теории и методики преподавания хореографических дисциплин (А.Я.
Ваганова, И.Г. Есаулов, О.Г. Калугина, Р.В. Захаров и др.);
— основные положения
методологии о проведении научно-педагогического исследования (В.И.
Загвязинский, А. М. Новиков и др.).
Базой исследования явился Ансамбль танца «Молодость»
в 2019-2020 учебном году в г. Серове. В опытно-поисковой работе приняли участие
восемь участников любительского хореографического коллектива. Структура
исследования: выпускная квалификационная работа
состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Заключение:
В заключение отметим, что танцевать умеют все люди. Неважно,
профессиональный ты танцор или нет. Мы должны любить себя такими, какие мы
есть. Это необходимое условие для других изменений. Самое главное в творческом
процессе создания танца — войти в состояние. Выразительные жесты делают людей
идеальными.
Хореография
народного танца базируется на:
1.
Эмоциональной составляющей танца;
2.
Музыкальности;
3.
Выполнения сложный танцевальный и акробатических элементов.
Благодаря
танцам взрослые получают новые впечатления и эмоции, раскрепощаются, чувствуют
себя уверенней. Проводимые детские и юношеские танцевальные конкурсы, и
фестивали различного уровня свидетельствуют о широком включении в концертные
номера лексики различных видов танца.
Цель
хореографии – создать эффект небольшого шоу, донести настроение зрителю. В
настоящее время танцоры чтобы достигнуть цели используют следующие способы:
1.
Декорации;
2.
Эффектные костюмы;
3.
Актёрское мастерство;
4.
Сложные танцевальные и акробатические трюки и т.д.
Создавая
танцевальные постановки – композиции, педагог-хореограф или балетмейстер
воздействуют, посредством хореографического искусства, на эстетическое
воспитание общества в целом, на эмоциональную культуру участников
постановочного процесса.
Танцевальная
композиция – это в первую очередь, органически связанная совокупность
танцевальных движений, образующих некое единое целое. И прежде всего, это то,
что видит зритель. Основным признаком танцевальной композиции следует считать
наличие некого закодированного символического содержания, передаваемого
посредством сменяющих друг друга рисунков движений. Именно через них
раскрывается содержание.
Рисунок
и движения, другими словами, хореографический текст, в композиции реализует
композиционное действие. Каждый эпизод постановочной композиции должен иметь
чёткую драматургию, служить определённой цели и решать определённую задачу. Каждое
действующие лицо в танце показывает свой характер, даёт информацию зрителю,
которая отражается в его лексике танца, позах, движениях, мимике и т.д.,
рассказывает пластикой тела о своём образе – герое, и это благодаря только
правильно составленному действию постановщиком.
Рассматривая
народный танец в своей работе, который является инструментом для развития тела
танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики, можно
сказать, что средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие
различных техник и танцевальных стилей.
С помощью народной хореографии, имея лексическую
свою особенность, можно передавать неповторимые, индивидуальные хореографические
образы, давать авторскую иную форму различными произведениями или сочинять
свои, передовая их своеобразным стилевым языком танца, не похожим на
традиционные танцевальные тексты.
Таким
образом, при создании танцевальной композиции, на мой взгляд, балетмейстер или
постановщик, педагог-хореограф должен обладать многими талантами: развитая
фантазия, способность мыслить хореографическими образами, сочинять
разнообразные танцевальные композиции, знание азбуки классического танца,
извлекать различную информацию из источников изобразительного и художественного
искусства, драматического театра и многого другого.
Танцевальная
композиция должна обладать следующим:
1.
Идейностью;
2.
Лаконичностью;
3.
Оригинальностью замысла и его воплощения;
4.
Современностью и доходчивостью выразительных средств;
5.
Одухотворённостью исполнения.
Народный
танец всегда был одним из главных компонентов концертных программ и конкурсов,
поэтому с момента возникновения народное танцевальное искусство находилось в
центре внимания ведущих деятелей культуры и искусства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЛЕКСИКИ НАРОДНОГО ТАНЦА 1.1. Специфика танцевальной композиции Понятие
«композиция» происходит от латинского корня «composition», т. е. «соединение,
связь». Это понятие в равной степени относится как к целому хореографическому
произведению, так и к определенному танцевальному этюду или танцевальной
комбинации. Композиция определяет взаимодействие художественных средств,
используемых в хореографическом произведении. Ее задача состоит в том, чтобы способствовать
созданию гармоничных художественных произведений. Можно сказать, что танцевальная
композиция – это целостная художественно-выразительная система, включающая
драматургию развития танца, музыку, танцевальную лексику, рисунок танца (Р. В.
Захаров) [14].
Драматургия
танца раскрывается через композицию и рисунок танца. Драматургия танца включает
следующие составляющие: экспозиция, завязка, развитие, кульминация и развязка. В
соответствии с законами драматургии, рисунок танца развивается от простого к
сложному, так, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал
наиболее насыщенный рисунок танца. Это особенно касается номеров, где основным
выразительным средством является рисунок танца. И хотя законы драматургии не
имеют ярко выраженных границ перехода от одной части к другой и носят условный
характер, они требуют, чтобы соотношения различных частей, их длительность,
напряженность и насыщенность действия были подчинены единому замыслу, основной художественной
задаче [2, 5].
Когда
говорится о создании танцевальной композиции, имеется в виду, что необходимо выбрать
хореографический материал, организовать его в соответствии с эстетической идеей
или проектом и зафиксировать его. Для этого в литературе выделяют различные
способы хореографической работы, например импровизация.