Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Технологии развития креативности у детей в дополнительном образовании (на примере объединений музыкальной направленности)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1.
Теоретические основы развития креативности у детей в дополнительном образовании. 7

1.1. Развитие креативности
детей как теоретическая проблема. 7

1.2. Возможности
дополнительного образования музыкальной направленности в развитии креативности
у детей. 12

1.3. Технология
развития креативности у детей в дополнительном образовании музыкальной
направленности как предмет исследования. 17

Выводы по 1 главе. 22

Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности у детей в
дополнительном образовании музыкальной направленности. 23

2.1 Опытно-экспериментальная
проверка действенности технологии развития креативности у детей в объединении
музыкальной направленности. 23

2.2. Анализ
результатов опытно-экспериментальной работы.. 31

Выводы по второй
главе. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 37

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….….41

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Российская Федерация на данном этапе ее развития
нуждается в современно образованных, нравственных, предприимчивых гражданах,
которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации
выбора, прогнозируя возможные последствия. Граждане страны должны быть способны
к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью,
обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны, умением решать
большие и малые задачи.

Описанные изменения
нашего общества со всей остротой поставили перед системой образования задачу
оказать существенное влияние, как на общее психическое развитие детей, так и на
развитие их специальных способностей – креативности.

Стремление к творчеству в
детском возрасте велико, переживает расцвет воображение, имеется потребность
реализации творческой активности. Все это обуславливает высокий интерес детей к
творческой деятельности, к развитию собственной креативности. Родителями, как
правило, поддерживается это стремление. Осознание необходимости разностороннего
развития своих детей подталкивает их к тому, чтобы обратиться к ресурсам
дополнительного образования.

Российское общество
находится в постоянном развитии, следовательно, через систему образования
выдвигает и реализует все новые требования к человеку:

— высокая обучаемость, то
есть способность к постоянному самообразованию;

— высокий уровень
интеллектуально-физического развития, что может обеспечить доступ к технологиям
только интеллектуально развитым личностям;

— развитая креативность,
или способность мыслить и действовать креативно.

Развитие креативности –
важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития
личности учащегося, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых
решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Задача формирования и
развития креативности у детей в настоящее время очень остро стоит перед
коллективами ученых и практиков. Реализовать эту задачу возможно через
творчество самих специалистов и развитие креативности их воспитанников, поскольку
творчество – это всегда новое, неизведанное, непредсказуемое, увлекательное и
захватывающее.

К сожалению, современное
массовое образование нередко еще сохраняет стандартный подход к усвоению
знаний, развивая в учащихся только одну сторону – исполнительские способности,
а более сложная и важная сторона – творческие способности – отдается воле
случая и у большинства остается на плачевно низком уровне. В связи с этим перед
образовательной системой встает проблема поиска новых путей всестороннего
развития креативности у детей в дополнительном
образовании на примере объединений музыкальной направленности.

Степень научной разработанности. Проблема креативности и ее развития у
детей рассматривается специалистами по психологии, педагогике, музыкальному
образованию, дополнительному образованию.

В рамках психологической
науки проблему развития креативности у детей рассматривали В.Н. Дружинин,
И.Ю. Кулагина, Н.С. Лейтес, Т.В. Леонтьева, Т.В. Тюленева, И.Ю. Хрящев; Дж. Гилфорд,
Р. Стернберг, П. Торренс, К. Тейлор, Дж. Фостер и др.

В
педагогической науке проблемой развития креативности детей занимались Ш.А. Амонашвили,
В.А. Кан-Калик, А.Н.Лук, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков, С.Д. Смирнов и др.

Различные
аспекты креативности и ее развития у детей в рамках музыкального образования
рассматривались Л.И. Беленькой, Д.К. Кирнарской, И.А. Курбатовой, Б.М.
Тепловым, В.Н. Холоповой и др.

Проблема
развития креативности у детей в условиях дополнительного образования
разрабатывалась в трудах В.А. Горского, Н.А. Коваль, С.А. Шмакова, А.И. Щетинской.

Проведенный
анализ позволил выявить следующее противоречие:

— с
одной стороны, значимость креативности как характеристики подрастающего поколения
и потребность ее развития не оспаривается никем из ученых и практиков;

— с
другой стороны, существует нехватка научно-методических разработок по развитию креативности у детей в дополнительном образовании  в  объединениях музыкальной направленности.

Проблема исследования: какова технология развития креативности у детей в дополнительном образовании в объединениях
музыкальной направленности?

Объект исследования: процесс развития
креативности у детей.

Предмет исследования: технология развития
креативности у детей в дополнительном образовании музыкальной направленности.

Цель исследования: выявление и
обоснование технологии, обеспечивающей развитие креативности у детей в
дополнительном образовании в объединении музыкальной направленности.

Гипотеза исследования заключается в
предположении, что внедрение технологии развития креативности у детей в образовательный
процесс в
дополнительном образовании в объединении музыкальной направленности обеспечит рост показателей креативности.

Цель и
гипотеза определили следующие задачи
исследования:

1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической
научной литературы уточнить понятие «развитие креативности детей».

2. Раскрыть возможности дополнительного образования музыкальной
направленности в развитии креативности у
детей.

3. Определить показатели
и критерии развития креативности у детей в объединении дополнительного
образования музыкальной направленности.

4. Обосновать и проверить
в процессе опытно-экспериментальной работы технологию развития
креативности у детей в объединении дополнительного образования музыкальной
направленности.

Методы исследования:

Теоретические — анализ теоретико-методологической литературы по проблеме
исследования;

Эмпирические — педагогический эксперимент, обобщение педагогического
опыта; качественный и количественный анализ эмпирических данных.

Структура
работы. Итоговая аттестационная работа состоит из
введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка
литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения итоговой аттестационной работы удалось
достичь поставленной во введении цели работы, что позволило выявить и обосновать
технологию,
обеспечивающую развитие креативности у детей в дополнительном образовании в
объединении музыкальной направленности.

Для
достижения указанной цели были решены следующие задачи:

— на
основе теоретического анализа психолого-педагогической научной литературы было уточнено
понятие «развитие креативности детей»;

— были
раскрыты возможности дополнительного образования музыкальной направленности в
развитии креативности у детей;

— были определены показатели и критерии развития креативности
у детей в объединении дополнительного образования музыкальной направленности;

— была обоснована и проверена в процессе
опытно-экспериментальной работы технология развития
креативности у детей в объединении дополнительного образования музыкальной
направленности.

Качественный
и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу
исследования о том, что внедрение
технологии развития креативности у детей в образовательный процесс в дополнительном
образовании в объединении музыкальной направленности обеспечит рост показателей креативности.

Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в
полном объеме. В заключении отметим, что выполненная работа имеет практическую
значимость. Она заключается в возможности использования материалов работы
такими категориями лиц как: педагогами дополнительного образования,
руководителями объединений музыкальной направленности, студентами-педагогами и
молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические основы развития креативности у детей в дополнительном
образовании 1.1. Развитие креативности детей как теоретическая проблема Согласно
М. Пахтеру и Ч. Лэндри [20], понятие
«креативность» было введено в научный оборот в 1927 году известным философом
западной школы А. Уайтхедом. Трактовался данный термин через представления
о принципах новизны как изначальной созидающей силе, части творческой энергии,
которая есть часть всего сущего. По мнению философа и историка Т. Куна [35], креативность напрямую связана с появлением
принципиально иной парадигмы. Вместе с тем, ученый подчеркивает, что
революционные преобразования могут носить как масштабный характер, так и быть
изменениями местного значения. В любом случае для того, чтобы отвечать сути
креативности перемены должны носить неожиданный характер, нести в себе
абсолютно новое знание. П. Валери [35], поэт и
философ, полагал, что креативность всегда обусловлена неопределенностью и
двусмысленностью, в воображаемых точках пересечения которых, возникает
бифуркация. Известный физик И. Пригожин [35]
полагал, что будущее – это неопределенность, лежащая в центре креативности,
которая, в свою очередь, становится способом участия человечества в восприятии
и переживании времени как ресурса.

Анализируя
постепенное развитие понятия «креативность», можно отметить, что уже к середине
XX века существовало свыше 60 разнообразных трактовок данного термина. Наиболее
важные для проводимого исследования трактовки этого понятия отражали
инновационный и эстетически-экспрессивный характер суждений, оценивая креативность
с точки зрения новизны итогового продукта или степени самовыражения, которой
достиг творец.

Определения
креативности, актуальные в научной среде в текущий момент времени, воспринимают
это понятие как компонент субъекта творчества, ответ на его разнообразие,
результат творческой деятельности, часть среды и составляющую картины мира.
Такой подход трактует креативность в качестве специфической способности
человека создавать новые продукты, новые подходы, моделировать окружающее
пространство.

Креативность
также закономерная часть творческой натуры, позволяющая трансформировать
совокупность культурного пространства посредством создания самобытного
инструмента познания, пути решения проблемы, произведения искусства. По Л.А.
Балановской [7] суть креативности заключается в
способности к творчеству, в потенциальной возможности продуктивности,
созидания. Креативность всегда черта уникальная, определяющая возможность
решения ситуативных задач через изобретательство, готовность к творению
арт-объектов, восприятию и созерцанию прекрасного.

Развитию
креативности личности служат разнообразные виды активности, которые можно
классифицировать на разных основаниях:

— если
применять эволюционный процесс как критерий, то виды активности бывают
генетическими, биологическими и физическими;


используя градацию «свойство-качество», можно выделить природную активность
(отражающую свойство личности) и социальную активность (отражающую качество
личности);


отталкиваясь от вида деятельности, виды активности можно представить как
триединство игровой, учебной и трудовой деятельности;


учитывая уровень осознанности, виды активности систематизируются на
соматическую активность, психическую активность, ментальную активность,
духовную активность, или иначе – бессознательное, подсознательное, сознательное
и сверхсознание [7].

В рамках рассмотрения
креативности в русле музыкального искусства и образования активность
целесообразно трактовать, основываясь на последнем из вышеперечисленных
подходов.

Соматическая активность
личности с высокой креативностью проявляет себя в мышечной реакции в процессе
мышления. Еще Н.А. Бернштейном [9] отмечалось, что человеческое сознание суть модель
будущего как результата, к которому стремится организм. Поэтому в основе любой
активности индивида кроется не прямая реакция на внешние стимулы, но реакция
как результат преодоления препятствий на пути решения творческой задачи. Л.С. Выготским [11] была выделена специальная группа
внутренних движений – т.н. речедвигательные движения, которые в своем составе
имели сложные элементы дыхательной, вибрационной, мускульной и звуковой
реакции. В своем комплексе речедвигательные движения образовывали основу
культуры личности, внутреннюю речь.

В музыкальной
деятельности речедвигательные реакции близко связаны с двигательной системой
музыканта, включающей его дыхательный, звуковой, мускульный компонент, а потому
являются мощным активатором для активности. Т.е. сам процесс музицирования
(пения, игры на музыкальном инструменте) и есть источник активности, способный
стимулировать развитие креативности. Соматическая активность музыканта
обусловлена процессами, происходящими в его бессознательном. Интуитивный выбор
той или иной исполнительской манеры – также результат креативности [26].

Тесно связана с
соматической активностью активность психического характера. Она управляется
процессами подсознания. Интерпретируя понятие «активность», в науке принято
обозначать им целый круг явлений, среди которых:

— конкретная деятельность
индивида;

— готовность индивида к
деятельности;

— состояние, прямо
противоположное пассивности;

— высокий уровень
оживления;

— энергичность,
предполагающая учет внутренних импульсов [13].

Психическую активность
характеризует динамизм, энергия, подвижность, отзывчивость к стимулам,
мобилизация, длительность сохранения энергии, ее выраженность. Сказанное
свидетельствует в пользу предположения о связи, имеющей место быть между
направленной активностью, в общем, и креативностью, как ее частным проявлением.

Сутью ментальной
активности является представление о том, что именно мысль становится источником
для предварительной организации поведенческой реакции. Связь между ментальной
активностью и проявлениями креативности состоит в возможности трансформации
окружающего пространства силами собственных убеждений, поставленных целей.
Отличием соматической активности от ментальной активности является, главным
образом, управляемость последней. Так, если соматическая активность скорее
порыв, то ментальная активность предполагает осознание деятельности.

В интеллектуальной
активности выделяются различные уровни, среди которых:

— уровень репродуктивный,
отличающийся свойственный ему инертностью и подчиненностью, указывающий на
скудный репертуар способов действия, которым владеет индивид;

— уровень эвристический,
отражающий готовность отходить от привычного шаблона действий и искать новые
способы решения возникающих задач;

— уровень креативный,
характеризующийся инициативностью, прежде всего, постоянным стремлением к
поиску и установлению ассоциативных связей [16].

Будучи, с одной стороны,
свойством личности уровень интеллектуальной активности обусловлен природными
способностями, среди которых темп реализации действий, репертуар возможных
сценариев поведения, сопротивляемость. Выступая также и личностным качеством,
уровень интеллектуальной активности детерминирован имеющимся у индивида опытом,
обуславливается его поведенческими предпочтениями, готовностью к овладению
новым или приверженностью традиционного пути.

Таким образом,
креативность в музыкальном искусстве и образовании может быть рассмотрена в
триединстве элементов: скоростного элемента, элемента энергии и элемента,
ответственного за поиск нетривиальных способов действия.

Трехмерность креативности
проявляет себя соматическим, психическим и ментальным компонентами. Критериями
креативности при такой структуре становятся самопроизвольный характер,
энергетическая напряженность и поисковый характер соответственно.

Креативность в
музыкальном искусстве и образовании представлена тремя основными компонентами:
мотивационным компонентом, интеллектуальным компонентом и личностным
компонентом [34].

Первый из компонентов –
мотивационный – выражается через направленность личности на музыку как ценность
и ее освоение, стремление искать самореализацию именно посредством музыкального
творчества, искать в нем новое знание и личностные смыслы.

Второй компонент –
интеллектуальный – предусматривает наличие таких характеристик познавательной
сферы индивида как беглость и гибкость мыслительных операций, высокую
ассоциативность мышления, его дивергентность.

Третий компонент –
личностный компонент. Этот компонент предполагает роль особых свойств личности
у музыканта. Среди этих личностных свойств выделим высокую чувствительность
эмпатического и синестезийного характера, оперативную скорость эмоционального ответа,
богатую фантазию и развитую способность к импровизации [34].

Развитие креативности в
музыкальном искусстве и образовании предполагает учет ее компонентных,
уровневых и качественных характеристик.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы