Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Тактические действия сотрудников правоохранительных органов по борьбе с угонами и хищениями автотранспорта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Кражи и угон автотранспорта в Российской Федерации: криминалистические аспекты 6
1.1. Состояние и тенденции краж и угонов автотранспорта в Российской Федерации 6
1.2. Криминологическая характеристика лиц, совершающих кражи и угоны автотранспорта 21
2. Теоретические и практические аспекты тактических действий сотрудников правоохранительных органов по борьбе с угонами и хищениями автотранспорта 25
2.1. Тактика деятельности органов внутренних дел против организованных преступных групп, причастных к угону и кражам автотранспорта 25
2.2. Практика деятельности органов внутренних дел и других государственных и негосударственных организаций по предупреждению краж и угонов автотранспорта 37
3. Меры противодействия и совершенствования системы профилактики краж и угонов автотранспортных средств 43
3.1. Направления противодействия кражам и угоном автотранспортных средств подразделениями органов внутренних дел 43
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы профилактики краж и угонов автотранспортных средств 51
Заключение 53
Список использованных источников 58
Приложение 1 63
Приложение 2 64
Введение:
Актуальность темы. Угоны, кражи и другие хищения автотранспортных средств относятся к негативным массовым явлениям, называемым преступностью, которые, к сожалению, имеются в нашем обществе и которые в уголовно-правовом порядке являются наказуемыми.
С относительно недавних времен в нашей стране стали решаться вопросы, связанные с изучением преступности, проводить ее анализ на основе количественных и качественных характеристик.
Конечной целью проведения этого анализа является выработка методов борьбы с преступностью, выделение основных направлений этой борьбы, определение направлений проведения мер общей и индивидуальной профилактики, а также установление причин и условий, которые способствовали совершению преступлений.
Кроме этой цели существует еще одно значительное направление в изучении преступности – это личность преступника с характеризующими эту личность признаками.
Для достижения целей выпускной квалификационной работы нами были изучены статистические данные различных учетов МВД РФ, Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, ГУ МВД России по Московской области, МУ (Подольское) МВД России ГУ МВД России по Московской области.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является общественные и правовые отношения, возникающие в процессе проведения тактических действий сотрудников правоохранительных органов по борьбе с угонами и хищениями автотранспорта.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является современное состояние и тенденции законодательства, регулирующего проведение тактических действий сотрудников правоохранительных органов по борьбе с угонами и хищениями автотранспорта.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ особенностей и современных проблем проведения тактических действий сотрудников правоохранительных органов по борьбе с угонами и хищениями автотранспорта.
Задачи выпускной квалификационной работы:
— раскрыть состояние и тенденции краж и угонов автотранспорта в Российской Федерации;
— изучить криминологическую характеристику лиц, совершающих кражи и угоны автотранспорта;
— рассмотреть тактику деятельности органов внутренних дел против организованных преступных групп, причастных к угону и кражам автотранспорта;
— проанализировать практику деятельности органов внутренних дел и других государственных и негосударственных организаций по предупреждению краж и угонов автотранспорта;
— охарактеризовать направления противодействия кражам и угоном автотранспортных средств подразделениями органов внутренних дел;
— выявить особенности рекомендаций по совершенствованию системы профилактики краж и угонов автотранспортных средств.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частно-научных: формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили Конституция РФ , УК РФ , УПК РФ , федеральные законы РФ.
Эмпирической основой выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского законодательства, материалы судебной практики. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики. Научная литература представлена современными авторами.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы обоснована спецификой современных тенденций организации проведения криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании проведения тактических действий сотрудников правоохранительных органов по борьбе с угонами и хищениями автотранспорта.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
Заключение:
В России с каждым годом становится все больше краж и угонов автотранспортных средств, вызванных рядом существенных обстоятельств. Учитывая темпы роста современных технологий, злоумышленники придумывают и используют все новые способы совершения и сокрытия преступления. В этой связи возникает необходимость в совершенствования методики расследования обозначенных преступлений.
Особую роль при разработке средств и методов расследования преступления необходимо отводить предмету посягательства. Так в настоящее время диапазон автотранспортных средств очень обширный, начиная от отечественных автомашин и заканчивая солидными иномарками.
Изученная практика показывает, что предметом краж в 62 % случаев являются легковые автомобили, в 29 % — мотоциклы, 6 % — грузовые автомашины и 3 % — иные автотранспортные средства .
Главный принцип, по которому старается действовать преступник – это угон или кража самых распространенных автомашин, так как в подобных случаях гораздо проще затеряться в массе транспортных средств и повышает шансы на успех достижения цели.
Особенность предмета преступления обусловливается двумя факторами.
Первый – это отрицательный, связанный с тем, что автотранспортное средство является механическим средством передвижения, позволяющим преступнику, после момента завладения, скрыться с места преступления. А при совершении действий, как правило, большая часть следов остается именно на транспортном средстве и гораздо меньше их остается на месте совершения преступления .
Второй – это положительный, все транспортные средства прошедшие государственную регистрацию, имеют номера, идентификационную заводскую маркировку, особенности внешнего вида. Такие сведения выступают важной доказательственной базой.
При расследовании данных преступлений необходимо учитывать объективную обстановку и условия при которых совершаются преступные действия. Чаще всего преступники повторяют схему совершения преступления, тем самым оттачивают свои навыки и сокращают время, что является существенным фактором для них. Поэтому детальное изучение обстановки позволит следователю организовать засаду и с поличным задержать виновных лиц.
Значительную роль играют сведения по условию хранения транспортного средства.
В зависимости от доступности к автотранспортному средству, их можно поделить на четыре составляющих:
неохраняемые;
охраняемые;
защищенные противоугонными (блокировочными) устройствами;
охраняемые и защищенные.
Исходя из этих сведений целесообразно осуществлять построение версий произошедшего.
При проведении расследования особое значение необходимо уделять назначению экспертизы. Однако следователи не всегда используют её в полной мере. Кроме того, негативно сказывается в ходе расследования следующие факты: назначение экспертизы не в срок, неправильность и неточность формулировки вопросов эксперту. Так, при осмотре угнанной автомашины «Toyota RAV4», принадлежащей гр. С., на рулевом колесе были обнаружены отпечатки пальцев рук, которые были изъяты на отрезок липкой ленты типа «скотч». По делу была назначена дактилоскопическая экспертиза. При этом перед экспертом был поставлен лишь один вопрос: «Пригодны ли следы руки для идентификации?». Между тем в современной дактилоскопии активно развиваются и используются как методы дактилоскопической идентификации, так и методы дактилоскопической диагностики и дактилоскопического прогнозирования . Так, по следам рук можно выяснить не только какой рукой и каким пальцем был оставлен след, строение пальцев рук интересного нам лица, но и о его ориентировочный возрасте, пол, приблизительный рост. Все это поможет организовать правильный и своевременный розыск лица, совершившего угон автотранспортного средства.
Необходимо отметить, что важное место в раскрытии и расследовании краж и угонов автотранспортных средств имеет трасологическая экспертиза. С помощью данной экспертизы можно установить время образования следов, механизм и последовательность их образования и другие факты, имеющие значение для дела. Вопросы, задаваемые эксперту, должны ставятся с учетом обстоятельств расследуемого преступления .
Для решения задач идентификации орудий и инструментов взлома, определения способа и характеристики взлома проводится экспертиза следов орудий взлома. Необходимо обратить внимание на то, что до проведения экспертизы данных следов следователь не должен совершать какие — либо действия в отношении них, поскольку это повлечет за собой невозможность правильного исследования доказательственной информации.
Так, для данной экспертизы необходимо передать эксперту предмет, который содержит следы преступления. В случае невозможности его направления эксперту, ему предоставляется масштабный фотоснимок. Необходимо, чтобы на нем четко было видно расположение и слепки следов.
В случае использования автомобиля для прибытия к автотранспортному средству для его кражи или угона могут быть обнаружены следы протекторов шин этого автомобиля. Назначение экспертизы для исследования данных следов помогут выяснить, сколькими транспортными средствами оставлены следы, что за транспортное средство, модель автомобиля и его шин, в каком направлении двигалась машина.
Если найдено предполагаемое автотранспортное средство, которое использовалось для прибытия к месту совершения преступления, эксперту ставится вопрос: не данной ли автомашиной оставлены следы на месте происшествия? В этом случае эксперту направляются сами шины автомобиля.
Особое место занимает одно из направлений трасологической экспертизы – исследование подлинности маркировочных обозначений автотранспортного средства. Оно позволяет установить факт и способ их изменения, выявить исходные идентификационные маркировки кузовов и составляющих автотранспортного средства, которые присваиваются им на заводе при их изготовлении. Таким образом, предметом расследования в данном случае будет выступать установление факта изменения маркировочных обозначений и установление их исходного содержания .
В ходе совершения угона или кражи автотранспортного средства преступник имеет контакт с сиденьями, подлокотниками, обивкой дверей и другими составляющими данного автотранспортного средства и следовательно оставляет на них микроследы – волокны одежды, тканей тела и собственных изделий. Правильное исследование этих следов поможет установить личность преступника, факт его нахождения на месте преступления, расположение каждого из участников преступления в случае, если оно было совершенно группой лиц. Кроме того, на предметах, с которыми соприкасались преступники, могут быть обнаружены и запаховые следы, по которым возможна их идентификация.
В данный момент возможно назначение и проведение экспертизы до возбуждения уголовного дела . Это помогает своевременно использовать обнаруженные следы на месте преступления в целях розыска и задержания преступников, совершивших угон или кражу автотранспортных средств.
При возникновении вопросов по проведенной экспертизе он вправе допросить эксперта для разъяснения и уточнения данного им заключения. При этом он не может быть допрошен по поводу фактов, ставших ему известными в связи с проведением экспертизы в том случае, если они не входят в предмет судебной экспертизы.
Таким образом, проведенный нами анализ тактических действий позволит своевременно выявлять и предотвращать совершение противоправных действий по краже и угону автотранспортных средств. Что в целом может оказать влияние на снижение преступности в стране.
Также отметим тот факт, что надлежащая организация общей профилактики краж и угонов автомототранспортных средств во многом будет способствовать повышению эффективности борьбы с этими преступлениями.
Фрагмент текста работы:
1. Кражи и угон автотранспорта в Российской Федерации: криминалистические аспекты
1.1. Состояние и тенденции краж и угонов автотранспорта в Российской Федерации
При проведении криминологического анализа угонов и хищений автотранспортных средств мы принимали во внимание, что преступность имеет свою структуру, под которой понимается удельный вес и соотношение различных видов преступлений в общем, их числе за определенный период времени на определенной территории , а также характер деяний. Эти составляющие относятся к качественным признакам преступности.
Анализ структуры преступности, выраженной в угонах и кражах транспортных средств, нами был проведен за период с января 2015 года по январь 2020 года.
В расчет принималось географическое положение: 1) вся территория РФ; 2) территория Московской области; 3) территория городского округа Подольск, в состав которой входит городское поселение «Климовское».
В ходе проведенного анализа структуры преступности, а именно, угонов и краж автотранспортных средств на территории РФ было установлено: общее количество всех видов преступлений, совершенных за указанный период времени на территории РФ составило : в 2015 году – 2 388 476 преступлений; в 2016 году – 2 160 063 преступления; в 2017 году — 2 058 476 преступлений; в 2018 году – 1 991 532 преступления; в 2019 году – 1 720 121 преступлений (с января по ноябрь).
Из этих статистических данных видно, что общее количество преступлений за 5 лет в РФ сократилось на 668 355 преступлений, что в среднем составило 32,3%.
Количество угонов транспортных средств составило: в 2015 году – 29 699 преступлений, из них раскрыто 20 791 угон, удельный вес угонов относительно всей преступности в РФ составил 1,24%, процент раскрытия составил 70%; в 2016 году – 24 169 преступлений, из них раскрыто 18 213 угон, удельный вес угонов относительно всей преступности в РФ составил 1,12%, процент раскрытия составил 75,35%; в 2017 году – 22 442 преступления, из них раскрыто 16 329 угонов, удельный вес угонов относительно всей преступности в РФ составил 1,09%, процент раскрытия составил 72,8%; в 2018 году – 19 460 преступлений, из них раскрыто 15 094 угона, удельный вес угонов относительно всей преступности в РФ составил 0,98%, процент раскрытия составил 77,6%; за 10 месяцев 2019 года — 15 997 преступлений, из них раскрыто 11 437 угонов, удельный вес угонов относительно всей преступности в РФ составил 0,93%, процент раскрытия составил 71,5%.
Анализируя эти показатели видно, что количество угонов за последние 5 лет значительно снизилось с 29 699 угонов до уровня 15 997, что составило 13 702 случая. В среднем в процентном выражении снижение числа угонов составило 61,3%, при этом удельный вес этих преступлений снизился с 1,87 до 1,02%, на 0,85%. При этом количество раскрытых угонов в среднем составило 16 372 преступления, что соответствует среднему проценту раскрытия угонов – 73,4%.
В противовес угонам, недостаточно хорошо обстоят дела, связанные с криминологической ситуацией по кражам автотранспортных средств [3]. Так, в 2015 году количество краж автотранспортных средств составило 44 566, из них раскрыто 9 778 преступлений, процент раскрытия составил 21,94%, удельный вес краж транспортных средств относительно всех преступлений, зарегистрированных в 2015 году, составил 1,87%.
В 2016 году количество краж автотранспортных средств составило 34 848, из них раскрыто 8 487 преступлений, процент раскрытия составил 24,4%, удельный вес краж транспортных средств относительно всех преступлений, зарегистрированных в 2016 году, составил 1,61%.
В 2017 году количество краж автотранспортных средств составило 29 331, из них раскрыто 6 958 преступлений, процент раскрытия составил 23,7%, удельный вес краж транспортных средств относительно всех преступлений, зарегистрированных в 2017 году, составил 1,42%.
В 2018 году количество краж автотранспортных средств составило 23 712, из них раскрыто 6 281 преступлений, процент раскрытия составил 26,49%, удельный вес краж транспортных средств относительно всех преступлений, зарегистрированных в 2018 году, составил 1,2%.
За 10 месяцев 2019 года количество краж автотранспортных средств составило 17 566, из них раскрыто 4 592 преступлений, процент раскрытия составил 26,14%, удельный вес краж транспортных средств относительно всех преступлений, зарегистрированных в 2019 году, составил 1,02%.
Анализируя статистические данные относительно краж автотранспортных средств, мы делаем выводы:
1. за 5 прошедших лет происходит уверенное абсолютное снижение уровня краж автотранспортных средств;
2. абсолютное снижение краж автотранспортных средств, по сравнению с АППГ (аналогичный период прошлого года – 2018 г.) составило – 6 146; по сравнению с 2017 годом этот показатель составил число — 11 765 преступлений; по сравнению с 2016 годом этот показатель составил число — 17 282 преступлений; по сравнению с 2015 годом этот показатель составил число — 27 000 преступлений.