Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.. 6
1.1. Психолого-педагогическая
характеристика детей старшего дошкольного возраста. 6
1.2. Коммуникативные способности:
определение, особенности. 12
1.3. Сюжетно-ролевая игра как
средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. 17
Вывод по главе 1. 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Организация исследования. 25
2.2. Результаты исследования. 36
Вывод по главе 2. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….45
Введение:
Актуальность исследования
Актуальность формирования
коммуникативной сферы дошкольников на педагогическом уровне определяется
социальным заказом общества — формированием социально развитой личности
ребенка. Достаточный уровень форсированности коммуникативных навыков, являясь
одной из необходимых составляющих социально-культурного взаимодействия,
обеспечивает ему возможность успешной социализации.
Данная проблема стала
предметов особого внимания педагогов и психологов. Изучение формирования
коммуникативных навыков раскрывается в трудах М. С. Соловейчика, А. В. Мудрика,
Т. А. Репкина, А.А. Бодалева. Коммуникативная сфера детей рассматривается в
общем контексте социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных
взаимоотношений, со сверстниками, а также со взрослыми (О.М. Дьяченко, Е.Е.
Кравцова, М.И. Лисина и др.).
Одной из важных
исследовательских задач является разработка средств формирования
коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных
технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности,
которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии.
Причем решающее значение
должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои
возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт. Имеющийся
опыт использования игровых методик в отечественных и зарубежных исследованиях
доказывает, что формировать коммуникативные навыки целесообразно в процессе
сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения детей.
Игра — деятельность
необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей
и приносящей ребенку радость. Будучи по своему характеру синкретической
деятельностью, игра наиболее 4 достаточно полно охватывает личность ребенка и
отвечает специфике развития его психических процессов.
Все это говорит об ее
широком развивающем потенциале, который позволяет использовать игровую
деятельность в образовательном и воспитательном процессе.
В то же время игра
социальна и по своему происхождению, и по содержанию и безусловно оказывает
огромное влияние на развитие навыков взаимодействия и общения. Она не сможет
развиваться без частого полноценного общения с окружающими и без тех
разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает.
Необходимость научного рассмотрения проблемы развития коммуникативных навыков
общения детей дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры обусловлено
тем, что содержание игр, предлагаемое детям образовательными программами с
одной стороны направлено на развитие совместной деятельности детей, а с другой
не всегда современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников и не всегда
учитывает задачи развития коммуникативной стороны личности. Данные противоречия
обусловили выбор темы нашего исследования.
Цель: Изучить особенности
сюжетно-ролевой игры как средства развития коммуникативных способностей у детей
старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть
психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2.Изучить особенности
коммуникативных способностей;
3.Экспериментально
оценить применение сюжетно-родевой игры как средства развития коммуникативных
способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: Коммуникативные способности
у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: Повышение
коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста при помощи
сюжетно-ролевой игры.
Методы исследования:
а) теоретические: анализ,
синтез, сравнение, обобщение,
б) эмпирические: анализ
документов, наблюдение, математическая обработка результатов.
Методики исследования:
Метод наблюдения по схеме
Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой);
Методика «Рукавички» Г.А.
Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной);
Методика контекстного
общения со взрослым Е.Е. Кравцовой;
Методика «Да и нет, не
говорите» Е. Е. Кравцовой
Структура ВКР: ВКР
представлена на 44 страницах, состоит из
введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка
литературы и приложений.
Заключение:
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1.
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая
характеристика старшего дошкольного возраста
К старшим дошкольникам
относят детей в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы
детского сада. Данный возраст играет особенную роль в личностном становлении
ребёнка: в данный возрастной период жизни начинает свое формирование устойчивая
структура мотивов, появляются новые социальные потребности, возникает тип
мотивации, который является основой произвольного поведения, начинается
усваивание определённой системы социальных ценностей, моральных норм и
установок.
Не малый вклад в
исследование психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста
внесли работы таких исследователей как: Л.А. Венгер, З.М. Истомина, Н.Н.
Поддъяков, З. Якунина и другие. [14]
В этих исследованиях
усиленное внимание уделяется пониманию особенностей развития умственной,
мотивационной сферы, а также отдельных познавательных процессов детей
дошкольного возраста; на формирование самосознания детей, особенности общения и
способы социального взаимодействия; особенности изобразительной, игровой и
других видов деятельности.
С опорой на рассмотренные
ранее исследования и точки зрения научных деятелей касаемо особенностей
изучаемого возрастного периода, составим психологический портрет ребёнка 5-7
лет с кратким описанием основных видов его деятельности.
Ребёнок дошкольного
возраста отличается динамичным развитием. В течении всего дошкольного возраста
совершенствуются и меняются основные виды деятельности детей, с большой
интенсивностью развиваются психические процессы. К примеру, память претерпевает качественные и
количественные изменения. Увеличивается общий объём памяти: старшие дошкольники
способны запомнить до 7-8 названий предметов, а на пороге к школе – до 10-12
названий.
Аналогичные показатели
определяют и развитие внимания. Кроме того, что у детей дошкольного возраста
возрастает уровень устойчивости внимания, его объём, у детей появляется также
произвольность. В следствии чего дети способны направленно сосредотачивать своё
внимание на определённых вещах и моментах и это происходит не только по
отношению к ярким и привлекающим внимание деталям. Данное качество как нельзя
кстати актуально при решении различных задач, возникающих у детей в данном
возрасте. Детям старшего дошкольного возраста свойственна сосредоточенная
деятельность в районе 15-20 минут, со взрослением это время увеличивается до
получаса.
Одно из важных
новообразований на данном возрастном этапе – это воображение. Начинают своё
формирование такие особенности воображения, как оригинальность и
произвольность. Дети старшего дошкольного возраста уже способны сами сочинить
короткое сказочное произведение на предложенную взрослым тему. Далее дети уже в
состоянии подчинить собственное воображение определённому замыслу и плану,
соответственно при необходимости внося определённые корректировки.
Н.А. Чепцова указывает на
то, что развитое воображение характеризуется в основе своей продуктивностью.
Это не стихийное фантазирование, не несущей определённой цели и задачи, а
решение конкретной творческой задачи. Например, какая-то конструкция, создание
сценария игры, или сюжет рисунка.
Меняется и восприятие форм,
величин, цвета; структурируются знания и представления детей, полученные ранее.
Из сложных объектов дети начинают вычленять простые формы и наоборот.
Улучшается ориентация в пространстве, но при этом ребёнок испытывает
определённые затруднения в определении пространственного расположения того или
иного объекта.
Развитие и
совершенствование воображения старших дошкольников приобретает особую важность
в становлении и проявлении детского творчества, которое в итоге проявляется в
продуктивной деятельности. В изучаемом нами возрасте дети активно овладевают
рисованием, известен факт, что за год ребёнок может создать в районе 6 тысяч
рисунков. В старшей группе дети просто изображают на листе бумаги схематичные
изображения определённых объектов, разница лишь в композиционном наполнении
детских рисунков. Дети взрослеют и уже в подготовительной к школе группе их
рисунки приобретают более детальный характер, вносится разнообразие в гамму
красок, учитываются пропорции при изображении человека. [3]
Дети данной возрастной
категории отличаются внушительными психофизическими возможностями. Овладевают
основными движениями, которые становятся основой для полноценного развития и
функционирования организма. Продолжает формироваться и совершенствоваться речь
детей: правильно произносит звуки родного языка, довольно ясно и отчётливо
произносит слова и словосочетания. Увеличивается словарный запас ребёнка,
который необходим для свободного общения, к данному возрасту ребёнок должен
уметь конструировать простые, а в последствии и сложные предложения, несущие
определённую смысловую наполненность. К старшему возрасту начинает преобладать
внеситуативно-личностная форма общения, которая сопровождается потребностью в
сопереживании и взаимопонимании.
На данном этапе детской
жизни меняется содержательность общения что со сверстниками, то и со взрослыми.
Во втором случаем, общение может выходить за рамки определённой ситуации.
Познавательный мотив является определяющим фактором в общении. Ребёнку
интересна информация, полученная от взрослого человека, но она не всегда
простая и до конца осознаётся дошкольником. Он с огромным интересом и
увлечённость делится с окружающими его людьми тем, что с ним происходило в
недавнем времени, рассказывает о своих намерениях, планах и ярких впечатлениях.
В таком общении ребёнок начинает своё формирование как «социальная личность»,
он приходит к принятию себя как определённый социальный класс, начинает
усваивать для себя определённые социально-личностные ориентации.
Ребёнок чувствительно воспринимает то, что говорит
ему взрослый, особенно, если это значимый взрослый: любые указания, замечания
ребёнок улавливает на ходу. С одной стороны, это очень хрупкий период в жизни
детей и есть большой шанс обидеть чувства ребёнка, обидеть его, но с другой –
это сенситивный период и только сейчас наибольшая вероятность вложить в ребёнка
те качества, которые пригодятся ему как при поступлении в школу, так и в
дальнейшей жизни.
Ребёнок старшего
дошкольного возраста начинает воспринимать себя как индивидуальность, у него
формируется потребность в жизненной позиции и собственном мнении. Вскоре, из
вышеизложенного «вырастает» кризис семи лет, результатом которого становится
появление собственного «Я» и присущей для всей дальнейшей жизни человека,
внутренней позиции.
Отношения со сверстниками
приобретают избирательный характер, одних ребят дошкольник предпочитает другим.
Чаще можно наблюдать гендерную предпочтительность, мальчики дружат с мальчиками
и наоборот. Всё чаще проявляется один и
тот же лидер, проявляются качества детей, возникает конкуренция, зависть,
фактор соревновательности. Но всё так же проявляется тенденция к общению и
дружбе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1.
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая
характеристика старшего дошкольного возраста
К старшим дошкольникам
относят детей в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы
детского сада. Данный возраст играет особенную роль в личностном становлении
ребёнка: в данный возрастной период жизни начинает свое формирование устойчивая
структура мотивов, появляются новые социальные потребности, возникает тип
мотивации, который является основой произвольного поведения, начинается
усваивание определённой системы социальных ценностей, моральных норм и
установок.
Не малый вклад в
исследование психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста
внесли работы таких исследователей как: Л.А. Венгер, З.М. Истомина, Н.Н.
Поддъяков, З. Якунина и другие. [14]
В этих исследованиях
усиленное внимание уделяется пониманию особенностей развития умственной,
мотивационной сферы, а также отдельных познавательных процессов детей
дошкольного возраста; на формирование самосознания детей, особенности общения и
способы социального взаимодействия; особенности изобразительной, игровой и
других видов деятельности.
С опорой на рассмотренные
ранее исследования и точки зрения научных деятелей касаемо особенностей
изучаемого возрастного периода, составим психологический портрет ребёнка 5-7
лет с кратким описанием основных видов его деятельности.
Ребёнок дошкольного
возраста отличается динамичным развитием. В течении всего дошкольного возраста
совершенствуются и меняются основные виды деятельности детей, с большой
интенсивностью развиваются психические процессы. К примеру, память претерпевает качественные и
количественные изменения. Увеличивается общий объём памяти: старшие дошкольники
способны запомнить до 7-8 названий предметов, а на пороге к школе – до 10-12
названий.
Аналогичные показатели
определяют и развитие внимания. Кроме того, что у детей дошкольного возраста
возрастает уровень устойчивости внимания, его объём, у детей появляется также
произвольность. В следствии чего дети способны направленно сосредотачивать своё
внимание на определённых вещах и моментах и это происходит не только по
отношению к ярким и привлекающим внимание деталям. Данное качество как нельзя
кстати актуально при решении различных задач, возникающих у детей в данном
возрасте. Детям старшего дошкольного возраста свойственна сосредоточенная
деятельность в районе 15-20 минут, со взрослением это время увеличивается до
получаса.
Одно из важных
новообразований на данном возрастном этапе – это воображение. Начинают своё
формирование такие особенности воображения, как оригинальность и
произвольность. Дети старшего дошкольного возраста уже способны сами сочинить
короткое сказочное произведение на предложенную взрослым тему. Далее дети уже в
состоянии подчинить собственное воображение определённому замыслу и плану,
соответственно при необходимости внося определённые корректировки.
Н.А. Чепцова указывает на
то, что развитое воображение характеризуется в основе своей продуктивностью.
Это не стихийное фантазирование, не несущей определённой цели и задачи, а
решение конкретной творческой задачи. Например, какая-то конструкция, создание
сценария игры, или сюжет рисунка.
Меняется и восприятие форм,
величин, цвета; структурируются знания и представления детей, полученные ранее.
Из сложных объектов дети начинают вычленять простые формы и наоборот.
Улучшается ориентация в пространстве, но при этом ребёнок испытывает
определённые затруднения в определении пространственного расположения того или
иного объекта.
Развитие и
совершенствование воображения старших дошкольников приобретает особую важность
в становлении и проявлении детского творчества, которое в итоге проявляется в
продуктивной деятельности. В изучаемом нами возрасте дети активно овладевают
рисованием, известен факт, что за год ребёнок может создать в районе 6 тысяч
рисунков. В старшей группе дети просто изображают на листе бумаги схематичные
изображения определённых объектов, разница лишь в композиционном наполнении
детских рисунков. Дети взрослеют и уже в подготовительной к школе группе их
рисунки приобретают более детальный характер, вносится разнообразие в гамму
красок, учитываются пропорции при изображении человека. [3]
Дети данной возрастной
категории отличаются внушительными психофизическими возможностями. Овладевают
основными движениями, которые становятся основой для полноценного развития и
функционирования организма. Продолжает формироваться и совершенствоваться речь
детей: правильно произносит звуки родного языка, довольно ясно и отчётливо
произносит слова и словосочетания. Увеличивается словарный запас ребёнка,
который необходим для свободного общения, к данному возрасту ребёнок должен
уметь конструировать простые, а в последствии и сложные предложения, несущие
определённую смысловую наполненность. К старшему возрасту начинает преобладать
внеситуативно-личностная форма общения, которая сопровождается потребностью в
сопереживании и взаимопонимании.
На данном этапе детской
жизни меняется содержательность общения что со сверстниками, то и со взрослыми.
Во втором случаем, общение может выходить за рамки определённой ситуации.
Познавательный мотив является определяющим фактором в общении. Ребёнку
интересна информация, полученная от взрослого человека, но она не всегда
простая и до конца осознаётся дошкольником. Он с огромным интересом и
увлечённость делится с окружающими его людьми тем, что с ним происходило в
недавнем времени, рассказывает о своих намерениях, планах и ярких впечатлениях.
В таком общении ребёнок начинает своё формирование как «социальная личность»,
он приходит к принятию себя как определённый социальный класс, начинает
усваивать для себя определённые социально-личностные ориентации.
Ребёнок чувствительно воспринимает то, что говорит
ему взрослый, особенно, если это значимый взрослый: любые указания, замечания
ребёнок улавливает на ходу. С одной стороны, это очень хрупкий период в жизни
детей и есть большой шанс обидеть чувства ребёнка, обидеть его, но с другой –
это сенситивный период и только сейчас наибольшая вероятность вложить в ребёнка
те качества, которые пригодятся ему как при поступлении в школу, так и в
дальнейшей жизни.
Ребёнок старшего
дошкольного возраста начинает воспринимать себя как индивидуальность, у него
формируется потребность в жизненной позиции и собственном мнении. Вскоре, из
вышеизложенного «вырастает» кризис семи лет, результатом которого становится
появление собственного «Я» и присущей для всей дальнейшей жизни человека,
внутренней позиции.
Отношения со сверстниками
приобретают избирательный характер, одних ребят дошкольник предпочитает другим.
Чаще можно наблюдать гендерную предпочтительность, мальчики дружат с мальчиками
и наоборот. Всё чаще проявляется один и
тот же лидер, проявляются качества детей, возникает конкуренция, зависть,
фактор соревновательности. Но всё так же проявляется тенденция к общению и
дружбе.