Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Судебно-психологическая экспертиза в гражданском и уголовном процессе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Понятие и общая характеристика судебно – психологической экспертизы.. 4
1.1 Понятие
судебно-психологической экспертизы.. 4
1.2 Компетенция судебно-психологической
экспертизы.. 5
1.3 Основные направления
и виды судебно-психологической экспертизы 8
Глава 2.
Судебно – психологическая экспертиза в гражданском процессе 13
2.1
Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве 13
2.2.
Психология судебных прений и судебной речи. 17
Глава 3.
Судебно- психологическая экспертиза в уголовном процессе. 21
3.1
Судебно-психологическая экспертиза индивидуально психологических особенностей
личности обвиняемого (подсудимого) и мотивов его противоправных действий. 21
3.2 Особенности судебно-психологической
экспертизы несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых) 27
Заключение. 34
Библиографический
список. 38
Введение:
Внутренний
мир человека, его психика — очень тонкое и многогранное понятие, скрытое для
поверхностного беглого восприятия. В то же время раскрытие и расследование
различного рода противоправных действий достаточно сложная профессиональная
деятельность, которая предполагает лингвистический контакт лица, которое ведет
тот или иной процесс, с иными лицами (истцами, ответчиками, потерпевшими,
обвиняемыми, свидетелями и т. п.). Профессиональные знания специалистов
(следователя, дознавателя, прокурора, судьи) носят правовой характер, а в
прикладном (практическом) смысле часто недостаточны для получения, проверки и
оценки доказательств.
Изучение и
анализ следственной и судебной практики отчетливо говорит о том, что в
результате своевременного и обоснованного применения специальных
психологических знаний, способов и
методов научной психологии, которые позволяют объективно устанавливать
причины и внутренние механизмы конкретных действий лиц, которые вовлечены в
сферу гражданского и уголовного судопроизводства. существенным образом
расширяют возможности доказательства множества фактов, необходимых для
правильного решения по делу. Основная форма по использованию психологических
знаний в современном гражданском и уголовном судопроизводстве — это
судебно-психологическая экспертиза (далее — СПЭ). Она способна оказать
существенную помощь в решении острых вопросов относительно виновности лиц,
которые совершили противоправные, общественно опасные деяния, квалификации
противоправных действий, индивидуализации ответственности.
Вопросы СПЭ
отражены в трудах таких авторов, как А. Ф. Аминева, Т.В. Аверьяновой, Л.М.
Бабкина, Н.Б. Вахмяниной, О.Н. Надоненко, Т.В. Демидовой, Д.С. Гольцева, А.С.
Есиной, О.Е. Жамковой, А.В. Борбата, Т.С. Жиленковой, Д.Г. Зимина и других.
Объект
исследования — СПЭ. Предметом исследования являются основные аспекты проведения
СПЭ в современном гражданском и уголовном процессе.
Целью
работы выступает исследование СПЭ в российском гражданском и уголовном процессе
с позиции действующего законодательства Российской Федерации (РФ). Согласно
конкретной цели в представленном исследовании были поставлены и решены
следующие задачи:
—
рассмотреть понятие СПЭ;
—
определить роль СПЭ в рамках гражданского и уголовного процесса;
— указать
компетенцию СПЭ;
—
рассмотреть основные виды и направления СПЭ;
— выделить
особенности СПЭ несовершеннолетних;
—
рассмотреть порядок проведения СПЭ и ее роль в гражданском и уголовном
процессе.
Основными
методами исследования, используемыми в данной работе, являются монографический
анализ, абстрактно-логический анализ, системно-структурные и другие методы
научного познания.
Работа
состоит из введения, 3-х глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического
списка.
Заключение:
На основании проведенного
исследования можно сделать следующие обобщающие выводы.
СПЭ — это независимый вид судебной
экспертизы, заключающийся в использовании специальных профессиональных
психологических знаний для установления реальных обстоятельств, участвующих в процессе
доказывания по делу. У нее есть свой предмет, свои объекты и методы
исследования.
Предмет СПЭ включает широкий круг
обстоятельств, которые характеризуют субъективную сторону совершенного деяния,
наличие и пределы осведомленности и руководимости (управляемости) своего
поведения в криминально значимых ситуациях, а также состояние и личностные
черты, которые важны для индивидуализации ответственности и наказания.
Объектами СПЭ выступают источники
информации о психической деятельности человека — результаты
экспериментально-психологической экспертизы участников процесса, материалы
дела, в т.ч. протоколы допросов, письма и другие документы, подлежащие
психологической экспертизе и имеющие значение для дела.
Методы СПЭ в большинстве случаев
заимствованы из общей психологии, но некоторые из них специально разработаны
для целей соответствующей экспертизы.
Как правило, к обязанностям
психолога-эксперта допускаются специалисты с высшим психологическим
образованием, которые работают в сфере психологии (со степенью психолога).
Заключение эксперта должно содержать
психологическую оценку явления, интересующего органы правосудия. Оценка может
выражаться или в психологической диагностике, квалификации исследуемых
фактических данных, или в аргументированных суждениях об отношении выявленных
фактов к событиям, которые интересуют судебные органы.
В области современной СПЭ можно
выделить следующие существенные проблемы.
Первая проблема. К большому
сожалению, теория СПЭ, например, по факту морального вреда сегодня находится все
еще в зачаточном состоянии. Этот вид экспертизы относится к новому типу
экспертных исследований, несмотря на то, что ее основные принципы были
разработаны на конференции в Санкт-Петербургском университете еще в 1996 году.
Практическая экспертная работа опережает развитие теории и методологии СПЭ в
нашей стране. Отсутствие соответствующих инструктивных и методических
разработок, обобщений имеющегося опыта проведения экспертных исследований по
различным вопросам, безусловно, сказывается на качестве экспертного
исследования и вызывает сомнения в истинности выводов эксперта.
Вторая проблема. Такую экспертизу
проводят всего 14 криминалистических лабораторий Минюста РФ. Эти лаборатории
расположены в Ростове-на-Дону, Волгограде, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде,
Тамбове, Владивостоке, Саранске, Курске, Брянске, Краснодаре, Калининграде,
Калуге.
Третья проблема — это подготовка
квалифицированных профессиональных кадров для СПЭ. СПЭ в России, за исключением
экспертиз в специализированных экспертных учреждениях, в основном проводят
преподаватели психологии ВУЗов и медицинские психологи, которые работают в
психиатрических клиниках. Многие из них, приступая к экспертизе, не имеют
представления о сути экспертного исследования, о необходимых специальных
психологических знаниях, о границах своей профессиональной компетенции, о
методах исследования объекта экспертизы, о правилах процедуры, которые они
должны придерживаться, в результате чего проводят неквалифицированные
экспертные исследования.
На сегодняшний день в сфере СПЭ
сложилась парадоксальная ситуация. В специализированных экспертных учреждениях
психологи (в основном обладающие специальными знаниями) обязаны изучать
практику проведения экспертизы до получения права самостоятельно подписывать
экспертные заключения в течение около года, а также психологи, привлеченные в
качестве экспертов, которые не являются сотрудниками специализированных
экспертных учреждений могут сразу приступить к экспертной работе, часто не имея
ни необходимых знаний, ни практического опыта в этой области.
Четвертая проблема — неполнота
представленных на экспертизу дел. Это связано с назначением экспертизы на
ранних стадиях расследования, когда все необходимые материалы для производства
экспертизы еще не собраны, когда дело еще не сформировано окончательно.
Пятая проблема — не верный выбор
следователем либо судьей вида экспертизы. В результате возникает крайняя
необходимость или в дополнительной экспертизе, или в повторной, что задерживает
расследование и приводит к дополнительным расходам. Решение данной проблемы
представляется в более тесном взаимодействии экспертных институтов с
правоохранительными органами. Неправильная постановка и формулировка вопросов
значительно затрудняет проведение экспертного исследования, вызывает
необходимость повторных дополнительных исследований.
Во избежание подобных инцидентов
представляется необходимым проводить совместные семинары для сотрудников
правоохранительных органов и экспертных учреждений. Как отмечает Ф.С. Сафуанов,
для укрепления взаимопонимания необходимо обучать следователей, прокуроров на
факультете последипломного образования, издавать методических и
научно-практические пособия и рекомендации для следователей, следует чаще
обсуждать общеэкспертные вопросы. Следователям в регионах следует принимать активное
участие в конференциях и встречах экспертов-психологов и психиатров, активно
приглашать экспертов на встречи и семинары правоохранительных органов. Следует
установить прямой контакт с судебно-психиатрическими экспертными учреждениями и
при необходимости не пренебрегать консультациями относительно целесообразности
назначения экспертизы, выбора ее вида и грамотной формулировки вопросов
экспертам.
Шестая проблема. Соотношение
стоимости услуг экспертизы, размера суммы компенсации, о которой потерпевший не
знает, и возможности ее получения заставляют потерпевшего задуматься о
необходимости и финансовой возможности обращения в экспертное учреждение.
Вышеупомянутые трудности в доказательстве внутренних негативных изменений в
психической сфере человека и сложившейся судебной практики вызвали предложения
ряда авторов по законодательному закреплению, например, презумпции морального
вреда. Между тем, есть много противников, которые считают, что подобное
законодательное закрепление противоречит одному из основных принципов
уголовного процесса — принципу презумпции невиновности. Похоже, что суждения
последних нелогичны.
Во-первых, при обоснованности
требований ответчик несет обязанность возместить причиненный имущественный
ущерб или возместить моральный ущерб, поэтому защита от обвинения чаще всего
является одновременно защитой от иска.
Во-вторых, ничто не мешает ответчику
оспорить сумму требований потерпевшего.
В-третьих, довольно часто возникает
такая ситуация, когда подсудимый и гражданский ответчик по делу являются
совершенно разными субъектами (к примеру, в делах о преступлениях с
использованием источника повышенной опасности).
Фрагмент текста работы:
Внутренний
мир человека, его психика — очень тонкое и многогранное понятие, скрытое для
поверхностного беглого восприятия. В то же время раскрытие и расследование
различного рода противоправных действий достаточно сложная профессиональная
деятельность, которая предполагает лингвистический контакт лица, которое ведет
тот или иной процесс, с иными лицами (истцами, ответчиками, потерпевшими,
обвиняемыми, свидетелями и т. п.). Профессиональные знания специалистов
(следователя, дознавателя, прокурора, судьи) носят правовой характер, а в
прикладном (практическом) смысле часто недостаточны для получения, проверки и
оценки доказательств.
Изучение и
анализ следственной и судебной практики отчетливо говорит о том, что в
результате своевременного и обоснованного применения специальных
психологических знаний, способов и
методов научной психологии, которые позволяют объективно устанавливать
причины и внутренние механизмы конкретных действий лиц, которые вовлечены в
сферу гражданского и уголовного судопроизводства. существенным образом
расширяют возможности доказательства множества фактов, необходимых для
правильного решения по делу. Основная форма по использованию психологических
знаний в современном гражданском и уголовном судопроизводстве — это
судебно-психологическая экспертиза (далее — СПЭ). Она способна оказать
существенную помощь в решении острых вопросов относительно виновности лиц,
которые совершили противоправные, общественно опасные деяния, квалификации
противоправных действий, индивидуализации ответственности.
Вопросы СПЭ
отражены в трудах таких авторов, как А. Ф. Аминева, Т.В. Аверьяновой, Л.М.
Бабкина, Н.Б. Вахмяниной, О.Н. Надоненко, Т.В. Демидовой, Д.С. Гольцева, А.С.
Есиной, О.Е. Жамковой, А.В. Борбата, Т.С. Жиленковой, Д.Г. Зимина и других.
Объект
исследования — СПЭ. Предметом исследования являются основные аспекты проведения
СПЭ в современном гражданском и уголовном процессе.
Целью
работы выступает исследование СПЭ в российском гражданском и уголовном процессе
с позиции действующего законодательства Российской Федерации (РФ). Согласно
конкретной цели в представленном исследовании были поставлены и решены
следующие задачи:
—
рассмотреть понятие СПЭ;
—
определить роль СПЭ в рамках гражданского и уголовного процесса;
— указать
компетенцию СПЭ;
—
рассмотреть основные виды и направления СПЭ;
— выделить
особенности СПЭ несовершеннолетних;
—
рассмотреть порядок проведения СПЭ и ее роль в гражданском и уголовном
процессе.
Основными
методами исследования, используемыми в данной работе, являются монографический
анализ, абстрактно-логический анализ, системно-структурные и другие методы
научного познания.
Работа
состоит из введения, 3-х глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического
списка.