Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Стиль общения учителя со старшеклассниками

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 5

1.1. Стиль общения как психолого-педагогическая категория 5

1.2. Виды и модели стилей общения с обучающимися 8

2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ: ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ………………………………………………………………………… …….14

2.2. Исследование предпочитаемых учителями стилей общения с учащимися старших классов 14

2.3. Разработка оптимальной модели стиля общения учителя со старшеклассниками 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

ПРИЛОЖЕНИЯ 32

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования обусловлена одной из сложнейших проблем современной школы – проблемой педагогического общения педагога с учащимися. Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач на уроках, а также как способ организации взаимоотношений учителя и учеников с целью достижения успешности в обучении и воспитании. Важной характеристикой педагогического общения является его стиль. Умение применять разнообразные стили общения выступает в качестве важного условия профессионального развития личности педагога.

Анализ научной литературы позволил выявить наличие противоречия между высокими требованиями программно-методических материалов к организации продуктивного педагогического общения и недостатком арсенала методических средств для решения этой задачи. Данное противоречие порождает проблему, заключающуюся в недостатке теоретических и практических материалов, обеспечивающих применение разнообразных стилей общения учителя со старшеклассниками в условиях общеобразовательного учреждения.

Степень изученности проблемы исследования. Различные аспекты педагогического общения учителя с обучающимися отражены в трудах Д.Д. Ахметовой, Н.Л. Байдиковой, Г.К. Бисеровой, А.Г. Бородиной, И.А. Галацковой, В.Ю. Голубева, Н.А. Дубровина, Е.Д. Закуновой, Т.Г. Иргашевой, О.И. Мироновой, О.Л. Подлиняева и др. ученых и практикующих педагогов. Разрозненность концептуальных подходов в исследованиях стиля педагогического общения, недостаточная разработанность его теоретических аспектов явились основанием для выбора предмета итоговой аттестационной работы.

Объектом исследования является процесс педагогического общения в старшем звене общеобразовательной организации.

Предметом исследования выступают индивидуально-личностные особенности стиля общения учителя со старшеклассниками и возможности его коррекции.

Цель исследования – на основе анализа особенностей педагогического общения в старшем звене разработать оптимальную модель стиля общения учителя со старшеклассниками.

Задачи:

1) изучить основные подходы к раскрытию понятия и сущности стиля педагогического общения;

2) определить виды и описать модели стилей общения с обучающимися;

3) провести исследование предпочитаемых учителями стилей общения с учащимися старших классов;

4) разработать оптимальную модель стиля общения учителя со старшеклассниками.

В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические: наблюдение за педагогами, анкетирование, тестирование, моделирование.

Организация исследования. Исследование было организовано на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения _______________________________________________________________.

Структура работы выстроена в соответствии с поставленными целью и задачами, работа представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав (четыре раздела), заключения, списка используемой литературы и двух приложений, содержащих пояснительный материал.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение – это общение педагога со старшеклассниками в педагогических целях.

Стиль педагогического общения – это сложившаяся система способов и приемов общения учителя, его привычки в выстраивании взаимоотношений с обучающимися.

При выборе стиля общения педагог ориентируется на ситуацию взаимодействия и особенности личности ученика.

Опытно-экспериментальная работы проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На контрольном этапе проведена диагностика на предмет выявления особенностей стиля общения учителя со старшеклассниками. Результаты диагностики показали. Что 20% педагогов являются партнерами в общении с детьми, большинство педагогов (40%) обладают впечатлительным стилем педагогического общения, 30% продемонстрировали менторский стиль общения, 10% учителей отнесены к типу общения «глухарь», что соответствует результатам, полученным в ходе наблюдения – глухарь и ментор соответствую авторитарному стилю общения, впечатлительный – попустительскому, партнер – демократическому, далее нами сделан вывод о необходимости организации работы с учителями по развитию навыков продуктивного педагогического общения.

Формирующий этап: с учителями, участвующими в исследовании, были проведены индивидуальные консультации по анализу сильных и слабых сторон используемых ими стилей педагогического общения. Также проведены мини-лекции, направленные на формирование основ продуктивного педагогического общения и развития его навыков:

«Особенности подросткового возраста и психологические особенности старшеклассников»;

«Значимость эмоциональных контактов подростков и учителя в педагогическом процессе»;

«Особенности стилей педагогического общения».

На контрольном этапе по итогам повторной диагностики нами отмечена положительная динамика.

Таким образом, педагог, занимающий партнерскую позицию в профессиональной деятельности, может стать значимым для своих учеников, способствовать их и своему развитию.

Перспективной будет разработка и организация коррекционно-развивающей работы с педагогами, испытывающими трудности в овладении основами и практическими навыками продуктивного педагогического общения, а также применении предложенной модели.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Стиль общения как психолого-педагогическая категория

Педагогический процесс представляет собой взаимодействие между педагогом и учениками. Педагогическое общение – система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском школьном коллективе [13, с. 240].

Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [5, с. 97].

Педагогическое общение – это форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся. Педагогическое общение – это общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника. Оно обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, управление социально-психологическими процессами в коллективе ребят и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Всякое общение отличается не только определенным содержанием, но и формой. Если содержание общения отражает целевые установки обмена информацией, то форма – это характер взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу [6, с. 11].

Педагогическое общение – это система ограниченного социально- психологического взаимодействия педагога и учащихся, в содержание которого входит: обмен информацией с учащимися, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Инициатором данной деятельности выступает педагог [1, с. 19].

В педагогической деятельности общение учителя и учащихся выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, а так же как метод организации взаимоотношений учителя и учеников, обеспечивая эффективность обучения и воспитания [1, с. 18-19]. От того, какой характер имеет это общение, напрямую зависит и результат педагогической деятельности. Взаимодействие учителя с учеником существенно влияет на то, какая в будущем сформируется личность, какими навыками и знаниями она будет обладать. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в преподавательской деятельности реальный психологический контакт, который происходит ежедневно между учителем и обучающимися [13, с. 240].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы