Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Стиль общения учителя со старшеклассниками
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 5
1.1. Стиль общения как психолого-педагогическая категория 5
1.2. Виды и модели стилей общения с обучающимися 8
2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ: ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ………………………………………………………………………… …….14
2.2. Исследование предпочитаемых учителями стилей общения с учащимися старших классов 14
2.3. Разработка оптимальной модели стиля общения учителя со старшеклассниками 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Введение:
Актуальность проблемы исследования обусловлена одной из сложнейших проблем современной школы – проблемой педагогического общения педагога с учащимися. Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач на уроках, а также как способ организации взаимоотношений учителя и учеников с целью достижения успешности в обучении и воспитании. Важной характеристикой педагогического общения является его стиль. Умение применять разнообразные стили общения выступает в качестве важного условия профессионального развития личности педагога.
Анализ научной литературы позволил выявить наличие противоречия между высокими требованиями программно-методических материалов к организации продуктивного педагогического общения и недостатком арсенала методических средств для решения этой задачи. Данное противоречие порождает проблему, заключающуюся в недостатке теоретических и практических материалов, обеспечивающих применение разнообразных стилей общения учителя со старшеклассниками в условиях общеобразовательного учреждения.
Степень изученности проблемы исследования. Различные аспекты педагогического общения учителя с обучающимися отражены в трудах Д.Д. Ахметовой, Н.Л. Байдиковой, Г.К. Бисеровой, А.Г. Бородиной, И.А. Галацковой, В.Ю. Голубева, Н.А. Дубровина, Е.Д. Закуновой, Т.Г. Иргашевой, О.И. Мироновой, О.Л. Подлиняева и др. ученых и практикующих педагогов. Разрозненность концептуальных подходов в исследованиях стиля педагогического общения, недостаточная разработанность его теоретических аспектов явились основанием для выбора предмета итоговой аттестационной работы.
Объектом исследования является процесс педагогического общения в старшем звене общеобразовательной организации.
Предметом исследования выступают индивидуально-личностные особенности стиля общения учителя со старшеклассниками и возможности его коррекции.
Цель исследования – на основе анализа особенностей педагогического общения в старшем звене разработать оптимальную модель стиля общения учителя со старшеклассниками.
Задачи:
1) изучить основные подходы к раскрытию понятия и сущности стиля педагогического общения;
2) определить виды и описать модели стилей общения с обучающимися;
3) провести исследование предпочитаемых учителями стилей общения с учащимися старших классов;
4) разработать оптимальную модель стиля общения учителя со старшеклассниками.
В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические: наблюдение за педагогами, анкетирование, тестирование, моделирование.
Организация исследования. Исследование было организовано на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения _______________________________________________________________.
Структура работы выстроена в соответствии с поставленными целью и задачами, работа представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав (четыре раздела), заключения, списка используемой литературы и двух приложений, содержащих пояснительный материал.
Заключение:
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение – это общение педагога со старшеклассниками в педагогических целях.
Стиль педагогического общения – это сложившаяся система способов и приемов общения учителя, его привычки в выстраивании взаимоотношений с обучающимися.
При выборе стиля общения педагог ориентируется на ситуацию взаимодействия и особенности личности ученика.
Опытно-экспериментальная работы проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На контрольном этапе проведена диагностика на предмет выявления особенностей стиля общения учителя со старшеклассниками. Результаты диагностики показали. Что 20% педагогов являются партнерами в общении с детьми, большинство педагогов (40%) обладают впечатлительным стилем педагогического общения, 30% продемонстрировали менторский стиль общения, 10% учителей отнесены к типу общения «глухарь», что соответствует результатам, полученным в ходе наблюдения – глухарь и ментор соответствую авторитарному стилю общения, впечатлительный – попустительскому, партнер – демократическому, далее нами сделан вывод о необходимости организации работы с учителями по развитию навыков продуктивного педагогического общения.
Формирующий этап: с учителями, участвующими в исследовании, были проведены индивидуальные консультации по анализу сильных и слабых сторон используемых ими стилей педагогического общения. Также проведены мини-лекции, направленные на формирование основ продуктивного педагогического общения и развития его навыков:
«Особенности подросткового возраста и психологические особенности старшеклассников»;
«Значимость эмоциональных контактов подростков и учителя в педагогическом процессе»;
«Особенности стилей педагогического общения».
На контрольном этапе по итогам повторной диагностики нами отмечена положительная динамика.
Таким образом, педагог, занимающий партнерскую позицию в профессиональной деятельности, может стать значимым для своих учеников, способствовать их и своему развитию.
Перспективной будет разработка и организация коррекционно-развивающей работы с педагогами, испытывающими трудности в овладении основами и практическими навыками продуктивного педагогического общения, а также применении предложенной модели.
Фрагмент текста работы:
1.1. Стиль общения как психолого-педагогическая категория
Педагогический процесс представляет собой взаимодействие между педагогом и учениками. Педагогическое общение – система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском школьном коллективе [13, с. 240].
Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [5, с. 97].
Педагогическое общение – это форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся. Педагогическое общение – это общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника. Оно обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, управление социально-психологическими процессами в коллективе ребят и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Всякое общение отличается не только определенным содержанием, но и формой. Если содержание общения отражает целевые установки обмена информацией, то форма – это характер взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу [6, с. 11].
Педагогическое общение – это система ограниченного социально- психологического взаимодействия педагога и учащихся, в содержание которого входит: обмен информацией с учащимися, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Инициатором данной деятельности выступает педагог [1, с. 19].
В педагогической деятельности общение учителя и учащихся выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, а так же как метод организации взаимоотношений учителя и учеников, обеспечивая эффективность обучения и воспитания [1, с. 18-19]. От того, какой характер имеет это общение, напрямую зависит и результат педагогической деятельности. Взаимодействие учителя с учеником существенно влияет на то, какая в будущем сформируется личность, какими навыками и знаниями она будет обладать. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в преподавательской деятельности реальный психологический контакт, который происходит ежедневно между учителем и обучающимися [13, с. 240].