Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Экономические науки Таможенное дело

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Статус экспертных заключений ЦЭКТУ ФТС России в рамках судопроизводств по таможенным вопросам (по материалам Экспертно-криминалистических служб города Москвы, Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, г. Москва)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 1

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКСПЕРТНО- КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Г. МОСКВА 5

1.1 Правовые основы деятельности ЦЭКТУ ФТС России 5

1.2 Деятельность ЦЭКТУ г. Москва как структурного элемента ЦЕКТУ ФТС России 13

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЭКТУ Г. МОСКВА 21

2.1 Экспертизы от ЦЭКТУ: законность их проведения и экспертных заключений 21

2.2 Значение заключений ЦЭКТУ г. Москва в рамках таможенного судопроизводства 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

  

Введение:

 

Региональным таможенным управлением, специализирующимся на судебно-экспертной, экспертной, научной и научно-методической деятельности, является Центральное экспертно- криминалистическое таможенное управление таможни Федеральной таможенной службы и входит в централизованную единую федеральную систему таможенных органов Российской Федерации (с 1990 года).

Для выполнения возложенных на него задач в составе ЦЭКТУ имеется 10 региональных судебно-экспертных подразделений в городах Калининград, Санкт-Петербург, Брянск, Нижний Новгород, Уфа, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и Владивосток.

ЦЭКТУ состоит из 32 экспертно-следственных отделов или подразделений и филиалов, расположенных в таможнях, таможенных постах, оснащенных самым современным отечественным и импортным аналитическим оборудованием, позволяющим проводить исследования товаров, веществ, документов и иных объектов на современном уровне. ЦБЭПК руководит деятельностью региональных отделений и структурных подразделений и обеспечивает выполнение задач и функций ФТС России в регионе своей компетенции. Региональные отделения ЦЭКТУ и структурные подразделения ЦЭКТУ находятся в прямом подчинении ЦЭКТУ.

Основной задачей ЦЭКТУ является оказание экспертно-криминалистической поддержки таможенным органам при осуществлении ими функций таможенного контроля и правоохранительной деятельности. Основные положения и полномочия ЦЭКТУ определены в Приказе ФТС РФ № 902 от 3 мая 2011 года «Об утверждении Положения о Центральном таможенном экспертно-криминалистическом управлении».

На современном этапе основными принципами деятельности таможенных органов являются не только обеспечение интересов государства во внешней торговле, оказание эффективного противодействия угрозам безопасности Российской Федерации, решение социально-экономических задач, но и создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности. К сожалению, некоторые участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) совершают как непреднамеренные, так и умышленные преступления. В этих условиях возрастает роль судебно-экспертных подразделений Федеральной таможенной службы (ФТС) в экспертном выявлении (объективным образом) признаков преступлений на этапе таможенного контроля. А когда речь идет о делах об административных правонарушениях, экспертиза помогает закрепить доказательную базу вины правонарушителя.

Таможенная экспертиза является важным подспорьем в применении таможенного контроля. В этой связи изучение института экспертизы, применяемого в таможенном деле, является важной задачей. Это определяет необходимость учета следующих вопросов: возможность проведения экспертиз с применением новых научных методов исследования товаров, надлежащее проведение подготовки, заключения и организации таможенных экспертиз, эффективное взаимодействие с экспертами, возможность тщательной проверки и оценки экспертного заключения и использования результатов для установления истины по делам о правонарушениях в таможенной сфере.

В то же время следует отметить, что ТК неоднозначно определяет понятие таможенной экспертизы и таможенного эксперта. Таможенная экспертиза представлена в ТК как «организация и проведение исследований таможенными и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования».

Официальные лица таможня применять Для целей таможенного контроля сотрудники таможенных органов применяют специальные знания при проведении таможенного контроля, такие как товары, консультации Сотрудники специализированных таможенных органов и привлекать лиц, обладающих специальными знаниями, для оказания помощи в выполнении правовой функции специалиста. Кроме того, на таможне Таможенный кодекс Таможенного союза. Кроме того, Таможенный кодекс Таможенного союза широко применяется в таможенных понятие «обследование товары и другие Термин «осмотр товаров и предметов, перемещаемых через таможенную границу» применяется широко, однако отсутствуют процедуры, регулирующие операции расследования эти объекты, которые дает возможность законности результатов таких исследования.

Объект исследования — общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности ФСК России судебно-экспертных служб.

Предметом исследования являются положения нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию и деятельность судебно-экспертных служб ФСК РФ.

Целью данной работы является системный обзор и анализ проблем правового регулирования и совершенствования деятельности судебно-экспертных служб ФСК России.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

• раскрывать характеристики таможенной экспертизы, проводимой в рамках таможенного контроля;

• рассмотреть структуру и компетенцию Центрального экспертно-криминалистического управления ФСК России;

• Опишите деятельность судебно-экспертных служб в контексте таможенного контроля со стороны таможенных органов;

• Определите порядок проведения судебно-медицинской экспертизы;

• предложить механизмы совершенствования деятельности судебно-экспертных служб ФТС России.

Нормативно-правовой основой расследования явились Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и др.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, четырех разделов, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Криминализация различных сфер экономической деятельности, связанных с порядком перемещения товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, существенно меняет структуру преступлений в сфере таможенного дела, которые являются предметом разбирательства правоохранительных органов и судов.

Деятельность полиции таможенных органов регулируется статьей 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС). Согласно этой статье, «таможенные органы государств-членов Таможенного союза являются следственными органами по делам о контрабанде, уклонении от уплаты таможенных платежей и других преступлениях, которые в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза относятся к компетенции таможенных органов».

Учитывая современные реалии: изменения в уголовном, уголовно-процессуальном и таможенном законодательстве, компетенция таможенных органов закреплена:

— Проведение неотложных следственных действий (пункт 3 части 2 статьи 157 УПК) по преступлениям, предусмотренным статьями 1731, 1732, 174, 1741, 189, 190, 193, 1931, 194 (часть 3, 4), 2001 (часть 2), 2261 и 2291 УК;

— предварительное расследование в форме дознания (пункт 3 части 1 статьи 150 УПК РФ) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 194 и частью 1 статьи 2001 УК РФ, по правилам, установленным главами 32, 32.1 УПК РФ.

При расследовании преступлений важно различать два способа установления существенных фактов по делу:

a) Прямое восприятие;

b) Исследование скрытых свойств и других взаимосвязей.

Успешное выявление скрытых свойств и отношений объектов и явлений требует применения специальных знаний. Эти вопросы решаются лицами, обладающими специальными знаниями и наделенными соответствующими полномочиями. Специальные знания могут быть использованы в судопроизводстве двумя способами: процессуальным и непроцессуальным. Выбор того или иного способа применения специального познания должен быть тактически обоснован. Прежде всего, необходимо принять во внимание существенность установленного факта. Если факт, установленный с применением специального познания, является доказательственным, то есть может быть использован в качестве аргумента в последующем процессе доказывания, как средство подтверждения или устранения версий, выдвинутых в ходе расследования, и, особенно, когда признакам, на основании которых установлен данный факт, можно дать несколько объяснений, необходимо провести экспертизу. Важными критериями выбора формы применения специальных знаний являются: время, необходимое для их применения, надежность установления факта, экономичность. Таким образом, одной из наиболее квалифицированных процессуальных форм применения специального познания является судебная экспертиза.

Судебная экспертиза — это процессуальное действие по проведению в установленном законом порядке исследования определенных объектов специалистами в области науки, техники, искусства, ремесла и дачи ими заключения по вопросам, возникающим в ходе расследования по уголовным делам.

Судебные экспертизы, назначаемые при расследовании таможенных преступлений, имеют большое значение, так как с их помощью объективно закрепляются доказательства, которые могут быть получены только путем проведения экспертизы. Любая экспертиза является прикладным исследованием таких объектов и проводится по правилам, обусловленным спецификой ее объекта и кругом сведений, необходимых для экспертизы конкретных областей науки и техники. При этом не имеет значения, на какой стадии уголовного процесса она осуществляется. Сама стадия возбуждения уголовного дела — это не одно действие, проявляющееся в принятии решения о возбуждении или отказе в возбуждении производства по конкретному делу, а целый комплекс действий. В совокупности эти действия направлены на обеспечение законности и обоснованности соответствующего решения. Эта цель достигается в основном путем проведения судебно-медицинских экспертиз.

Цели любой судебной экспертизы обычно определяются субъектами, которым она поручена. Цели и задачи судебной экспертизы при расследовании таможенных нарушений определяются сферой человеческой деятельности, в которой она проводится. Соответственно, основными задачами, которые решают судебные экспертизы при расследовании таможенных правонарушений, являются

— идентификация объектов (людей, животных, растений, предметов);

— диагностика механизма событий (время, способ и последовательность действий, событий, явлений, причинно-следственные связи между ними, природа, качественные и количественные характеристики объектов, их свойства и признаки, не воспринимаемые непосредственно и т.д.);

— Экспертная профилактика: деятельность по выявлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и разработке мер по их устранению.

Закон определяет, когда назначается судебная экспертиза (статья 195 УПК ФР) и когда ее назначение является обязательным (статья 196 УПК ФР).

Объектом судебной экспертизы являются фактические данные, подлежащие установлению в ходе расследования или судебного разбирательства по уголовному делу. Товары и иные предметы, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза, служат объектом судебной экспертизы при расследовании таможенных преступлений. Наркотические средства и прекурсоры часто являются предметом судебно-медицинской экспертизы.

При определении вида экспертизы учитывается триада «субъект-объект-метод», т.е. какие обстоятельства должны быть установлены по делу, какие объекты и какие методы должны быть использованы при проведении экспертизы.

Для исследования каждого вида объектов в судебной медицине разрабатываются специальные методики судебно-медицинской экспертизы, т.е. научно обоснованные системы методов, приемов и технических средств (приборов, инструментов, аппаратуры), которые используются в ходе экспертизы.

Известно, что методы и средства исследования вещественных доказательств, используемые в судебной экспертизе, либо специально разработаны для этой цели (криминалистические методы), либо заимствованы из естественных наук и техники (химические, математические методы). Однако в последнем случае методы и технические средства, используемые при производстве экспертизы, подвергаются существенной трансформации в соответствии с конкретными целями и объектами исследования, применяются своеобразные приемы, специальные приборы, изготовленные в дополнение к стандартному оборудованию. Исходя из возможных объектов судебных экспертиз при расследовании таможенных преступлений, их проведение не требует разработки каких-либо специфических методов исследования, они проводятся в рамках существующих методик.

Как средство сбора доказательств по уголовному делу, экспертиза имеет ряд основных характеристик, к которым относятся:

a) она названа и проведена в соответствии с указаниями следователя, подследственного;

б) изготавливается специальными субъектами — людьми, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла;

в) характеризуется проведением расследования для получения информации, которая не может быть получена другими способами;

г) результаты расследования оформляются специальным процессуальным документом — заключением эксперта, которое является отдельным видом судебного доказательства.

В этом смысле судебная экспертиза в своей основе лежит вне сферы уголовно-правовых процессуальных отношений и осуществляется не лицом, в производстве которого находится уголовное дело (дознаватель таможенного органа, следователь), а экспертом и представляет собой специальное исследование по методикам, не подлежащим предписаниям УПК РФ, а по методикам соответствующей отрасли науки, техники, искусства или ремесла. Одновременно и в процессе назначения судебной экспертизы, и в самой экспертизе по уголовному делу, и особенно в ее результатах, реализуется большой комплекс процессуально-правовых отношений, участниками которых являются, с одной стороны, дознаватель таможенного органа, следователь, а с другой — эксперт, а также многие другие отношения, регулируемые нормами УПК РФ с участием обвиняемого, подозреваемого и защитника.

Следует отметить определенную специфику деятельности следователей таможенных органов. Она существует в методике и тактике проведения тех или иных следственных действий и определяется объектом преступления, что характерно для преступлений, подпадающих под юрисдикцию Федеральной таможенной службы (ФТС) России. Например, при расследовании практически всех таможенных преступлений характерно назначение нескольких видов следственных действий или экспертиз (как на стадии возбуждения уголовного дела, так и после возбуждения уголовного дела).

Судебная экспертиза проводится по решению таможенных органов:

— сотрудники Центрального экспертно-криминалистического управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ЦЭКТУ ФТС России), уполномоченные на проведение независимой экспертизы;

— сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений Главного управления таможенных расследований ФТС России (ГУТРД ФТС России);

— другие правоохранительные органы, а также сотрудники других соответствующих организаций (МВД России, Минюст России, Минздрав России, Минобороны России, ФСКН России, ФСБ России);

— лиц, нанятых в качестве судебных экспертов.

При необходимости проведения судебной экспертизы следователь выносит постановление (определение), в котором указываются объекты, подлежащие исследованию, формулируется задача (вопросы) эксперта и указывается, кому поручается проведение экспертизы (экспертному учреждению или лицу, обладающему специальными познаниями). Постановление (решение) — это юридический документ, который служит основанием для проведения экспертизы.

Федеральная таможенная служба России располагает сетью специализированных судебно-экспертных учреждений — лабораторий, находящихся в ведении ЦЭКТУ, для проведения экспертиз, включая определение наличия признаков преступления. Эти подразделения вносят значительный вклад в борьбу с таможенными преступлениями, решая в процессе судебной экспертизы следующие задачи, такие как:

1) Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС;

2. определение страны происхождения товара;

3. оценка рыночной стоимости товара, для таможенных целей, на основе качественных показателей (марка, сорт, тип и т.д.);

(4) Экспертиза оттисков марок, штампов, подлинности акцизных марок;

5. установление химического состава товара (вещества), определение норм выхода продуктов и их идентификация в продуктах переработки;

6) идентификация наркотических средств, сильнодействующих ядовитых веществ и некоторых других видов товаров.

При этом половина судебных экспертиз в настоящее время проводится сотрудниками экспертных подразделений других органов внутренних дел, а также сотрудниками других соответствующих организаций и лицами, нанятыми в качестве судебных экспертов, как правило, за вознаграждение.

Кроме того, судебные экспертизы в сторонних организациях проводятся в фоновом режиме:

— применение Концепции таможенного оформления и контроля (инструменты Концепции — электронное декларирование, удаленный выпуск и предварительное информирование) товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (пограничные таможенные посты);

— Объем экспертиз растет с каждым годом;

— Отсутствие основного набора знаний сторонних экспертов, занимающихся исключительно таможенными вопросами;

— значительные материальные затраты.

Следует также обратить внимание на то, что экспертные организации и сторонние эксперты не имеют методологического обеспечения, соответствующего специфике выявления и расследования таможенных правонарушений, а зачастую и инструментальной базы.

Все вышесказанное актуализирует необходимость дальнейшего развития и совершенствования системы экспертных подразделений Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

По мнению автора, актуальные проблемы могут быть частично решены за счет более широкого применения современных информационных технологий, которые заложены в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р). Использование электронных деклараций требует развития системы межведомственного электронного взаимодействия и получения информации о разрешительных документах непосредственно от выдавших их контрольных органов, а не от участников ВЭД. Это может оказать положительное влияние на совершенствование деятельности таможенных органов по криминалистическому обеспечению.

Таким образом, в настоящее время создаются благоприятные условия для модернизации экспертных подразделений Федеральной таможенной службы. Эти условия должны позволить ФТС ЦЭКТРУ России занять приоритетное место на рынке экспертных услуг. Для этого необходимо разработать комплексно обоснованную модель функционирования таможни, ФСБ ЦЭКТРУ России, других экспертных учреждений и судебно-следственных органов на основе действующего законодательства.

Учитывая перспективу судебного разбирательства, важно решить этот вопрос на уровне как Федеральной таможенной службы России, так и Евразийской экономической комиссии.

Изложенное позволяет автору утверждать: формирование качественной доказательственной базы при расследовании таможенных преступлений напрямую связано с эффективным использованием специальных знаний эксперта, что возможно при совершенствовании соответствующих теоретических и правовых положений. А полученные в ходе исследования рекомендации способствуют, прежде всего, повышению эффективности деятельности сотрудников правоохранительных органов в области выявления, расследования и предупреждения таможенных преступлений.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКСПЕРТНО- КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Г. МОСКВА

1.1 Правовые основы деятельности ЦЭКТУ ФТС России

Использование специальных знаний в таможенном деле в России возникло задолго до появления слов «экспертиза» и «эксперт». Первоначально для обозначения лица, участвующего в осмотре товаров в сложной ситуации в таможенном деле, использовался термин «осведомленное лицо». Только в начале 20-го века термин «эксперт» появился в официальных документах. В советское время термин «эксперт» легитимно использовался с 1922 года, в частности, в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР.

С появлением Таможенного кодекса Таможенного союза сформировался легитимный термин «таможенная экспертиза», который фактически отражает отдельный класс экспертиз товаров, применяемых только при таможенном контроле. Таким образом, таможенная практика нашла свое закрепление в законодательстве России .

Таможенная экспертиза назначается и проводится в рамках таможенного контроля и является элементом специальных знаний в области таможенного дела. Таможенная экспертиза — это элемент правового инструмента специальных знаний в области таможенного дела. Этот инструмент также включает в себя специальные исследования или помощь лиц, обладающих специальными знаниями, в выполнении юридической функции специалиста.

Хотя в Таможенном кодексе ТС упоминается расследование как отдельный вид специальных знаний, в отличие от расследования в рамках таможенной экспертизы, глава 20 Таможенного кодекса ТС никак не регламентирует такое расследование. Это вынуждает должностных лиц ЦПЭКУ или его филиалов оформлять результаты специальных исследований в виде так называемого сертификата специалиста, подготовка и статус которого не имеет правового регулирования, что делает его нелегитимным документом.

Центральное таможенное экспертно-криминалистическое управление ФТС России — это подразделение, деятельность которого неразрывно связана с выполнением задач, стоящих перед таможенными органами ФТС России.

Центральная таможенно-криминалистическая лаборатория Федеральной таможенной службы Российской Федерации была создана в 2002 году на базе Главной таможенной лаборатории Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ранее — Центральная таможенная лаборатория Государственного таможенного комитета СССР, созданная в соответствии с Постановлением Правительства от октября 1990 года) .

ЦБЭПК является специализированным региональным таможенным управлением и осуществляет судебно-экспертную, криминалистическую, следственную и научно-методическую деятельность в интересах экономической безопасности государства.

Департамент организует работу более 80 отделов и экспертных бюро, экспертные исследования которых проводятся по 97 группам Единой номенклатуры продукции внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Регионы деятельности судебно-экспертных служб ЦЭКТРУ определяются региональными таможенными управлениями ФТС России.

В департаменте работают 750 человек.

Директорат укомплектован высококвалифицированным персоналом (10% сотрудников имеют ученые степени). ЦЭКТУ оснащен современным аналитическим оборудованием, таможенные эксперты используют самые современные аналитические методы для проведения таможенных и криминалистических экспертиз: газовая, ионная и высокоэффективная жидкостная хроматография; газовая и жидкостная хромато-масс-спектрометрия; ультрафиолетовая и инфракрасная спектрометрия; электронная микроскопия; атомная абсорбция, а также методы флуоресценции и рентгеноструктурный анализ.

Передовые оптические приборы позволяют проводить криминалистические исследования документов на современном уровне. В своей работе специалисты также используют комплекс технологического оборудования, позволяющего исследовать сырье и продукты его переработки в соответствии с мировыми стандартами.

ЦЭКТУ уделяет большое внимание развитию инструментальной и научной методологической базы. Проводится работа по разработке и применению в экспертной практике методических и технических рекомендаций по идентификации сырья, товаров, веществ, продукции, документов и объектов интеллектуальной собственности. В настоящее время разработано более 160 оригинальных методов идентификации товаров для выявления случаев подделки.

В экспертной практике ЦЭКТУ также используются международные стандарты, например, при экспертизе нефти и нефтепродуктов.

В целях осуществления оперативной экспертно-криминалистической поддержки таможенных органов при проведении таможенного контроля ЦЭКТУ уделяет особое внимание разработке и внедрению в экспертную практику современных и экспресс-методов исследования товаров, документов, предметов и новых видов товаров .

Ежегодно эксперты ЦЭКТУ исследуют более 1,2 миллиона 200 тысяч объектов. Дополнительные расходы федерального бюджета по результатам экспертиз, проводимых ЦЭКТУ, превышают миллиард рублей в год.

Планы и программы развития ЦЭКТУ основаны на Концепции экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации до 2020 года, одобренной и утвержденной Советом директоров ФТС России 23 сентября 2011 года и направленной на создание современной системы экспертно-криминалистического обеспечения подразделений ФТС России в области таможенного контроля, таможенных операций и правоохранительной деятельности. В рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее — Концепция), Управлением и его региональными отделениями создана сеть из 38 структурных экспертно-криминалистических подразделений, расположенных непосредственно в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза.

В целях сокращения времени проведения экспертиз товаров, документов и других объектов Центр сформировал дежурные экспертные группы в составе судебного эксперта, химика, геммолога и товароведов различных групп. Эти экспертные группы обеспечивают участие специалистов в оперативно-розыскной деятельности таможенных органов. Количество этих групп и число квалифицированных специалистов в них постоянно растет.

Большое внимание уделяется взаимодействию с экспертными организациями таможенных служб государств-членов Таможенного союза. В совместных документах ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТС Минфина Республики Казахстан, принятых по итогам рабочих встреч, предполагается уделить внимание унификации основных положений по организации и проведению таможенной и судебной экспертизы; формированию единых перечней видов и классов экспертиз и экспертных специальностей; разработке единых программ обучения экспертов, процедур их аттестации и созданию механизмов взаимного признания методического обеспечения деятельности экспертов .

Во втором разделе первой главы рассматривается структура и компетенция Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России. Его деятельность регулируется Положением о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении, утвержденным приказом ФТС России от 03.05.2011 № 902 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении» .

ЦЭКТУ является специализированным региональным таможенным управлением и осуществляет судебно-экспертную, судебно-криминалистическую, экспертно-следственную, научно-методическую деятельность в интересах экономической безопасности государства.

Таким образом, Департамент осуществляет следующие полномочия в рамках установленной сферы деятельности:

экспертно-криминалистическое обеспечение потребностей таможенных органов при осуществлении таможенного контроля при осмотре и исследовании товаров, транспортных средств, документов, а также иных объектов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

Экспертно-криминалистическое обеспечение деятельности полиции ФСБ России и других правоохранительных органов;

Руководство деятельностью структурных подразделений ЦЭКТУ и региональных отделений ЦЭКТУ;

Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти , международными организациями и экспертными службами, экспертными службами федеральных органов исполнительной власти, научными организациями и высшими учебными заведениями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

координация и контроль деятельности структурных подразделений ТЭКУ и региональных филиалов ТЭКУ, в том числе в области экспертно-криминалистического обеспечения деятельности полиции ФСБ России, производства экспертиз и исследований для таможенного контроля, судебно-экспертной, экспертно-исследовательской, научной и методической деятельности;

правовое регулирование деятельности Дирекции, региональных филиалов ЦЭКТУ и структурных подразделений ЦЭКТУ;

-информационное и научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности ФСК России;

-организация прикладных научных исследований, а также другие компетенции на основе действующего законодательства.

Для выполнения задач, возложенных на Бюро, в регионе его деятельности создаются региональные отделения, в состав которых входят эксперты и

судебно-экспертные услуги — региональные филиалы ЦЭКТУ, экспертно-следственные отделы (отделения), следственные лаборатории.

Департамент организует работу более 80 отделов и экспертных бюро, экспертизы которых проводятся по 97 группам Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Регионы деятельности экспертно-криминалистических служб ЦЭКТУ определяются региональными таможенными управлениями ФТС России. Штат Дирекции составляет 750 человек.

В настоящее время значительная часть экспертиз в рамках расследования таможенных преступлений проводится ЦЭКТУ ФТС России и его региональными филиалами.

Криминалистические и судебно-экспертные структуры Федеральной таможенной службы выполняют функции таможенных лабораторий .

По данным таможенной статистики, наиболее распространенными видами таможенной экспертизы являются экспертиза товаров 40,3% и идентификация 39,9%, наименее востребована экспертиза материалов 2,6%.

Например, пункт 1 статьи 144 ТК ТС предусматривает, что таможенники берут пробы и образцы товаров для таможенного осмотра в порядке, установленном законодательством государств — членов Таможенного союза. Если требуются специальные знания и технические средства, пробы и образцы товаров могут быть взяты с участием эксперта. В то же время возможно выступление эксперта и для участия в процедуре по делу о нарушении таможенных правил, а также для его рассмотрения .

ЦЭКТУ располагает самым современным аналитическим оборудованием, экспертами в области таможенного дела для проведения таможенных и криминалистических экспертиз. использовать современные аналитические методы: газовую, ионную и высокоэффективную жидкостную хроматографию; газовую и жидкостную хромато-масс-спектрометрию; ультрафиолетовую и инфракрасную спектрометрию; электронную микроскопию; атомную абсорбцию, а также методы рентгеновской флуоресценции и рентгеноструктурного анализа.

ЦЭКТУ уделяет большое внимание развитию инструментальной и научной методологической базы. Ведется работа по разработке и применению в экспертной практике методических и технических рекомендаций по идентификации сырья, товаров, веществ, продукции, документов и объектов интеллектуальной собственности. В настоящее время разработано более 160 оригинальных методов идентификации товаров для выявления их подделки.

В экспертной практике ЦЭКТУ также используются международные стандарты, например, при экспертизе нефти и нефтепродуктов.

В целях осуществления оперативной экспертно-криминалистической поддержки таможенных органов при проведении таможенного контроля ЦЭКТУ уделяет особое внимание разработке и внедрению в экспертную практику современных и экспресс-методов исследования товаров, документов, предметов и новых видов товаров.

Ежегодно эксперты ЦЭКТУ исследуют более 1,2 миллиона объектов.

17 февраля 2021 года состоялось итоговое заседание Центрального экспертно-криминалистического управления таможни. Основные цифры озвучил глава Дирекции П.И. Токарев.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы