Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Становление и развитие традиций коллективного музицирования второй половины ХХ-начала ХХI века на русских народных инструментах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РУССКИЕ
НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПРАКТИКЕ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ 1.2. Исторические
предпосылки коллективного музицирования на русских народных инструментах 7
1.2. Развитие
любительского и профессионального музицирования на русских народных
инструментах 12 ГЛАВА 2. ТРАДИЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЕ ХХ-НАЧАЛА ХХI ВЕКА
2.1. Особенности
коллективного музицирования на русских народных инструментах в
50-80-х гг. ХХ века 17
2.2. Реформы
конца ХХ века и проблемы народного инструментального исполнительства в России 21
2.3. Современные
тенденции коллективного исполнительства на русских музыкальных инструментах 27
ГЛАВА 3:
3.1 Оригинальные произведения для оркестров и
ансамблей русских народных инструментов
3.2 Актуальность сочетания классических и
народных инструментов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 45
Введение:
«Музицирование — не дело состязания, а дело любви.»
(Г. Гульд, пианист) Многовековое
развитие мировой музыкальной культуры подтверждает, что исполнительство, будь
то инструментальное или вокальное, немыслимо без коллективного музицирования. Природа музыкального
искусства, влияние прекрасного на душевные свойства человека вызывало в нем
естественную потребность не только воспринимать, но и творить музыку. Корни русской народной
инструментальной музыки уходят еще в середину первого тысячелетия нашей эры,
когда славянские племена расселились в европейской части нынешней территории
России[1]. Музыка
Киевской Руси, первого русского государства, образовавшегося в X веке, не была
однородной, как и племена, населявшие страну. Помимо славянских мотивов,
древнерусская музыка включала в себя финно-угорские, тюркские и другие стили
музицирования, привнося в них свои экспериментальные аранжировки и игры со
звуком. Вначале пение сопровождалось прихлопыванием и притопыванием, чтобы
подчеркнуть ритмический рисунок песни. Затем к песням стали постепенно
приобщаться примитивные ударные инструменты: ложки, дрова, а впоследствии
бубны, барабаны. Постепенно инструментальное сопровождение песен, наряду с
ударными, обогащалось духовыми музыкальными инструментами: глиняные свистульки,
дудки, рожки, жалейки, свирель[2].
Как организованное коллективное музицирование на народных
инструментах, оркестры и ансамбли появились сравнительно недавно, во второй
половине XIX века. Формирование и развитие оркестров народных инструментов
обязано целенаправленной и трудоемкой творческой деятельности
В. В. Андреева, который во второй половине XIX века активно
популяризировал музицирование на балалайке. Будучи преданным своим идеям,
В. В. Андреев создает уникальный оркестр народных инструментов,
усовершенствовав балалайку, домру, а позднее и включив другие музыкальные инструменты.
Так народные инструменты, благодаря неустанному труду В. В. Андреева
были признаны концертными инструментами. Однако, на сегодняшний день феномен
отечественного музицирования на народных инструментах недостаточно разработан и
представляет собой крайне сложный и противоречивый процесс.
Актуальность комплексного исследования
коллективного музицирования на народных инструментах во второй половине ХХ
прошлого века и в настоящее время обусловлена недостаточностью изученности
данного явления и противоречиями, которые возникли между исследователями по
проблеме возможностей и области функционирования народных инструментов.
К таким противоречиям относятся: ограничение понятия
«народный инструмент» в рамках традиционно этнического применения среди многих
музыкантов и с другой – реальное состояние применения инструментов. Будучи
усовершенствованными или реконструированными, народные инструменты заняли
прочное место в быту и на концертной площадке, получили широкое распространение
в любительском исполнительстве, утвердились в профессиональном искусстве,
которое основывается на индивидуальном композиторском творчестве. Кроме того,
наличие открытых спорных вопросов делают необходимость углубления теоретической
базы исследования особенностей становления и развития коллективного
музицирования на народных инструментах, что является актуальным и насущным для
современного музыкального искусства.
К проблемам коллективного музицирования на народных
инструментах обращались в своих работах М. И. Имханицкий,
Л. Г. Бендерский, Т. Ф. Владышевская,
В. В. Гребенников, Е. И. Максимов, В. Б. Попонов
и др. Изучением истории и развития народных инструментов
М. И. Имханицкий, Д. Л. Бабиченко, Л. К. Биткова,
А. К. Вертков и др.
Несмотря на исследования в области коллективного
музицирования на народных инструментах, данный феномен практически не изучен в
плане современного состояния и тенденций развития оркестров народных
инструментов во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Исходя из актуальности, выявленных противоречий и
недостаточной разработки проблемы, была выбрана тема исследования «Становление и развитие традиций
коллективного музицирования второй половины ХХ-начала ХХI века на русских
народных инструментах».
Объект исследования: коллективное музицирование на
русских народных инструментах.
Предмет исследования: традиции коллективного
музицирования второй половины ХХ-начала ХХI века на русских народных
инструментах.
Цель исследования: выявить особенности становления и
развития традиций коллективного музицирования второй половины ХХ-начала ХХI века
на русских народных инструментах
Задачи исследования: — Проанализировать теоретические подходы развития
коллективного музицирования на русских народных инструментах
— Изучить особенности становления любительского и
профессионального музицирования на русских народных инструментах
— Описать особенности коллективного музицирования на русских
народных инструментах в 50-80-х гг. ХХ века
— Определить роль реформ конца ХХ века на развитие народного
инструментального исполнительства в России
— Выявить и описать современные тенденции коллективного
исполнительства на русских музыкальных инструментах
—
Показать на примере нескольких коллективов жанровое разнообразие исполняемой
музыки
—
Выяснить, возможны ли коллаборации русских народных инструментов в одном
коллективе с любыми другими инструментами. Методы исследования: теоретический анализ научной
литературы, изучение нормативных материалов, анализ официальных сайтов и
периодических изданий с целью определения сущности основных понятий, выявления
современного состояния исследуемой проблемы.
Структура работы: Данная работа состоит из введения,
трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. [1] Владышевская Т. Ф. История русской
музыки: учеб. В 3-х вып. Вып. I / Т. Ф. Владышевская,
О. Е. Левашова, А. И. Кандинский; Ред.
А. И. Кандинский, Е. Г. Сорокина. – М.: Музыка, 2013. –
560 с., нот. [2] Леготина Н. А. История театра и кино:
Учебное пособие / Н. А. Леготина. – Курган: Изд-во Курган. гос.
ун-та, 2008. – 116 с.
Заключение:
Таким образом, с наступлением периода перестройки система
контроля за функционированием учреждений культуры и творческих коллективов
стала стремительно разрушаться. При переходе к рыночной экономике сформировался
новый тип управления музыкальным искусством – музыкальный менеджмент.
Реформирование современного искусства XXI века происходит в
сложный период социально-экономических отношений российского общества и власти.
На рубеже первого и второго десятилетия нового века отмечается глубокий кризис
для многих оркестров народных инструментов. Однако Государственный
академический русский оркестр им. В. В. Андреева сумел сохранить
свой особый колорит и традиции, заложенные его основателем.
К основным тенденциям современного коллективного
музицирования на народных инструментах можно отнести такие факторы, как
неординарность, самобытность, синтез стилей и музыкальных направлений в
сочетании со специфичностью звучания народных инструментов. Одним из наиболее
значимых факторов современного коллективного исполнительства на народных
инструментах является аранжировка, ее профессионализация методов. Несмотря на то, что русские народные
инструменты насчитывают тысячелетний возраст, многие креативные и творческие
руководители коллективов мастерски, на высшем профессиональном уровне и в
соответствии с эпохой развития общества подходят к продвижению русской
музыкальной народной культуры.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПРАКТИКЕ
КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ 1.1. Исторические предпосылки
коллективного музицирования на русских народных инструментах
Прообразом коллективного народно-инструментального музицирования,
как предполагает советский и российский музыковед и культуролог
Л. А. Рапацкая, были скоморошьи выступления, на которых скоморохи «объединялись
в группы (доходившие до 50–60 человек) и бродили из города в город, участвуя в
княжеских пирах, на свадьбах и других праздниках. Создание скоморошин было их
профессией, поэтому скоморохов можно отнести к «полупрофессионалам»
(письменности эта музыка не имела). <…> веселое явление скоморошества,
свидетельствующее о повсеместном распространении народного инструментального
искусства»[1].
Часто
выступления скоморохов на музыкальных инструментах упоминаются в народных
песнях, которые дошли до наших времен. В разных источниках рассказывается о «…скоморохах,
которые в свой инструментарий включали бубны, гусли, гудки, волынки, дудки,
сопелки и т.д.»[2].
Тем не менее, дальнейшего развития скоморошьи представления
не имели. Православная Церковь стала преследовать скоморохов-передвижников[3]. Так
запретные шаги Церкви вытеснили инструментальную музыку из духовной сферы в
мирскую, а особое значение приобретает хоровое певческое искусство. Однако в
деревнях XVI-XVII вв. игра на музыкальных инструментах оставалась
народно-бытовым искусством, без которого немыслим был прежний привычный уклад
жизни русского человека: свадьбы, похороны, народные гулянья и сопутствующие
всему этому веками языческие представления и обряды[4]. [1] Рапацкая Л. А. История русской
музыки от Древней Руси до Серебряного века / Л. А. Рапацкая. – 3-е
изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во «Лань»; Изд-во «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2015. –
480 с.: ноты., С. 17. [2] Исторія русскаго театра. Т. 1 / под ред. В. В. Каллаша и
Н. Е. Эфроса ; при ближайшем участии А. А. Бахрушина и
Н. А. Попова ; худ. частью заведует К. А. Коровин; [в изд.
принимают участие: А. В. Амфитеатров и др.]. – М.: Книгоизд-во
«Объединение», 1914. – 364 с., С. 12. [3] История русскаго театра. Т. 1. [4] Ломовцев Ю. О. Представление
начинается: история русского театра / Ю. О. Ломовцев. – М.: Белый
город, 2016. – 47 с., С. 7.