Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Становление и развитие теории и практики профилактики моббинга в России и за рубежом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ
ПРОФИЛАКТИКИ МОББИНГА.. 5

1.1 Моббинг как
социально-педагогическая проблема в отечественных исследованиях  6

1.2 Структура,
стадии и виды моббинга. 15

1.3 Систематизация
зарубежных подходов к профилактике моббинга. 24

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ МОББИНГА НА
ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 28

2.1 Исследование
причин и последствий моббинга в образовательной организации  28

2.2 Разработка и
апробация педагогического проекта профилактики моббинга в образовательной
организации. 34

2.3 Рекомендации по
профилактике моббинга в образовательной организации  50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 64

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 70

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования основана на том, что о моббинге как
негативном социально-психологическом явлении в России заговорили совсем
недавно. Количество людей, подвергшихся моббингу, растет непрерывно.

Согласно данным Всемирной
организации здравоохранения, Россия находится в числе лидеров по травле детей в
школе. В этом же ряду стоят такие страны как Литва, Латвия и Бельгия. Особенно
отмечается за рубежом развитие моббинга в сети.

В любой организации, будь
она рабочей, учебной, или виртуальным клубом по интересам, периодически случаются
разногласия. Как результат, группа пытается «вытолкнуть», отделить от себя
часть членов, по тем или иным причинам не устраивающих большинство участников.
Это явление носит название моббинга.

Каждый может стать
объектом моббинга, не стоит исключать так же и вероятность того, что в
определенной ситуации человек почувствует желание исключить кого – любо из
коллектива, к которому сам принадлежит или, наоборот, поддержать жертву или
занять нейтральную позицию.

Исследование моббинга –
относительно молодое направление в науке, хотя на самом деле, действия, которые
понимают под моббингом, совсем не новые и хорошо известны. Благодаря
объединению под одним термином удалось повысить осознание опасности этого
феномена.

Термин получил широкую
известность среди исследователей после публикации в 1972 г. работы П. Хайнемана,
который сравнивал жестокое поведение детей по отношению к сверстникам с
агрессивным поведением животных. В современном значении термин был впервые
употреблен шведским исследователем Х. Лейменном, изучавшим в начале 80-х годов
XX века особенности поведения людей в коллективе. Х. Лейменн назвал отмеченный
феномен моббингом и охарактеризовал его как «психологический террор», который
включает систематически повторяющееся враждебное отношение одного или
нескольких людей, направленное против другого человека. В России исследования
указанного явления фактически начаты генетиком В.П. Эфроимсоном, который в
своих трудах по «родословной альтруизма» писал о так называемой неэтической
конкуренции, имея в виду острые отношения в среде ученых-генетиков.

В современной России
первые публикации о моббинге появились на границе двадцатого и двадцать первого
века. В 2002 г. моббинг как социальный феномен был введен в качестве учебной
темы во второе издание учебника для вузов «Управление персоналом».

Моббинг —
междисциплинарный феномен. Его изучением занимаются социология, психология, конфликтология,
юриспруденция. На сегодняшний день моббинг является очень распространенным
явлением в школах. Некоторые дети подвергаются психологическому террору на
протяжении нескольких лет и зачастую остаются со своей бедой один на один. Чаще
всего это выражается в насмешках, угрозах и издевательствах одноклассников,
порче учебников, воровстве домашних заданий.

Дети-агрессоры во много
раз больше остальных рискуют быть втянутыми в сферу молодежной преступности в
будущем. Проблеме жестокого обращения в детской среде в наше время уделяется
самое пристальное внимание. Она на слуху и в научных сферах, и в искусстве, и в
средствах массовой информации. Во многих странах Европы, в США она
ассоциируется с государственными интересами. Считается, что в период борьбы с
всеобщим насилием, необходимо выделять особую зону ответственности. Эта зона –
дети, профилактика насилия против них и пути эффективной помощи пострадавшим.

Поэтому мы считаем, что проблема моббинга сегодня очень
актуальна ввиду того, что как явление оно развивается, но в научный оборот
практически не введено и малоизучено.

Объект
исследования: теория и практика моббинга в России и за
рубежом.

Предмет
исследования: профилактика моббинга в школе.

Цель
исследования: создать проект профилактики моббинга для
обучающихся, педагогов и родителей.

Исходя из поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть моббинг как
социально-педагогическая проблема в отечественных исследованиях;

— изучить структуру,
стадии и виды моббинга;

— систематизировать
зарубежные подходы к профилактике моббинга;

— исследовать причины и
последствия моббинга в образовательной организации;

— разработать и
апробировать педагогический проект профилактики моббинга в образовательной
организации;

— дать рекомендации по
профилактике моббинга в образовательной организации.

Теоретической
основой исследования стали труды отечественных и зарубежных
исследователей: Х. Леймана, Л. и А. Ваниорек, Н. Дэвэнпорт, С. Балдуччи, М.
Лекманс, С. Бранча, Х. Коуи  и других.

Среди отечественных
исследователей отметим таких как С.А. Дружилов, Т.А. Дегтева с соавторами, А.А.
Гуздовская с соавторами, В.Е. Василенко, Г.А. Алтухова, А.В. Белова и другие.
Все они понимали моббинг как агрессивное проведение группы к слабому.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе теоретического исследования
были проанализированы теоретические подходы у сущности моббинга. Исследовав
отечественные источники, мы выявили, что моббинг – это травля,
психологический террор, а минимизация его последствий – задача общая,
комплексная. Данная проблема на уровне социально-педагогического имеет место
быть, но на государственном уровне как всеобщая проблема не выносится.

В моббинге существует
целая структура, он может иметь разные виды. К примеру, дети могут травить
одноклассника на переменах, обзывая его, или же могут выкладывать видео в
интернет с ним без согласия, поскольку это кажется смешным. Моббинг развивается
по восходящей линии, начинаясь от прощупывания слабого места у ребенка до
открытых противостояний.

В зарубежной практике,
как стало ясно, система профилактики моббинга, в отличии от России, налажена
(основана на системе трудовых отношений). Проводится предупреждающая, профилактическая
работы, а также работа с последствиями моббинга различной степени.

Понятийный аппарат
моббинга един, отечественные исследования исходят из зарубежных концепций. В
российской практике моббинг – еще не до конца изученное явление.

В практической части
работы мы выявили причины и последствия моббинга в 4 классе. Прежде всего, это
агрессия, желание выделиться на фоне другого. Последствия моббинга – неуспехи в
учебе и социальная изоляция класса. Для того, чтобы проработать проблемы, был
реализован психолого-педагогический проект по профилактике моббинга.

В ходе проведенного эмпирического
исследования на формирующем этапе было выявлено, что проект профилактики моббинга среди обучающихся
4 класса должен оказывать положительное влияние на снижение количества случаев моббинга. В процессе
проведения профилактики моббинга использовались такие формы работы
как: беседы, тренинги, упражнения, игры, также давалось творческое домашнее
задание, которые подростки выполняли индивидуально. Данные методы и
используемые упражнения были интересны детям, они проявляли активность и
интерес, благодаря которому достигли положительный результат. Давая рекомендации по
профилактике моббинга, стоит отметить необходимость включения в профилактическую
работу учителей и педагогов.

Таким образом, задачи
данной работы решены. Цель лостигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ
ПРОФИЛАКТИКИ МОББИНГА 1.1 Моббинг как
социально-педагогическая проблема в отечественных исследованиях Понятие «моббинг» имеет английскую
этимологию, обозначая толпу, сборище. В социально-педагогической практике моббинг
представляет собой так называемый психологический террор, который принято
называть словом «травля», коллектива в отношении субъекта образовательной
системы – ученика. Целью этой травли является, как правило, общее желание
унизить, ослабить степень социальной значимости ребенка в рамках конкретного
коллектива.[1]

Рассматривая понятие
моббинга и его значение в отечественных исследованиях, первостепенно все же
стоит обратиться к истокам и отметить, что данный термин был впервые введен К.
Лоренцом в 1963 году в качестве определения к случаям группового нападения
нескольких мелких животных на более крупного противника.[2]

В 1972 году термин
получил свое второе рождение, когда шведский доктор П. Хайнеман опубликовал
исследование о коллективной жестокости детей против сверстников, сравнивая это
с агрессией животных.[3]

Более современное,
близкое к настоящему значению, определение моббинга было дано шведским психологом
Х. Лейменном 40 лет назад, который изучал поведенческую специфику коллектива,
именуя нападки многих на одного понятием психологического террора.[4] [1] Дружилов С.А.
Проблема моббинга на кафедре в условиях реформирования вуза // Высшее
образование в России. – 2011. – № 6. – С. 118-122. [2] Lorenz K. Das sogenannte Bose: Zur Naturgeschichte der Aggression. –
Wien: Borotha-Schoel-er, 1963. – P. 45. [3] Heinemann P.P. Mobbning — Gruppvald bland barn och vuxna. Natur och
kultur. – Stockholm, 1972. – P. 78. [4] Leymann H. The content and development of mobbing at work. European
Journal of Work and Organizational Psychology. – 1996. – № 5-2. – Р. 165-184.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы