Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Средства создания характера в новеллистике М.А. Шолохова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение.. 3
Глава 1. Шолохов – мастер
художественного портрета 8
1.1 Роль портрета в глубоком художественом раскрытии
характеров героев 8
1.1.1
Внешний вид героя как тип его жизненного поведения. 15
1.1.2
Особенности изображения женских типов
национального характера. 19
1.1.3
Образы детей как носителей будущего. 26
1.2 Речевая характеристика героев Шолохова. Использование
народной поэтики: «образный цветной язык»; тонкий схватывающий глаз; умение
выбрать из многих признаков наихарактернейшие». 30
Глава 2. Психологизм характеров
Шолохова.. 38
2.1 Раскрытие психологических состояний человека как
непрерывная обрисовка внутреннего состояния души через внешние проявления
(определенное настроение, «психолого-описательный элемент) 38
2.2 Отношение к родной земле как средство раскрытия
внутреннего мира человека, характерное для русской литературы. Природа как фон,
на котором проходят людские судьбы.. 43
2.3 Смысл названия новелл. Символическая роль детали и
вещного мира. 47
Глава 3. Комическое и
трагическое в характере героя 56
3.1 Средства выявления трагического и комического в характерах
героев 56
3.2 Мотив смерти, проходящий через весь цикл «Донских рассказов». 61
3.3 Юмор как средство раскрытия внутреннего мир. 70
3.4 Авторское отношение
к героям как средство создания арактеров. 71
Заключение.. 81
ЛитераТура 85
Введение:
«Несравненным гением»[1]
назвал Михаила Шолохова Феликс Кузнецов, член-корреспондент АН СССР. Книги
величайшего русского писателя XX века с необыкновенной глубиной и правдой «выразили подвиг и трагедию,
заключенную в самом крупном историческом событии XX столетия, – русской революции»[2].
Произведения M. А. Шолохова покоряют читателя не только широтой охвата
исторических событий, не только мощью поистине космической картины бытия, но и
рельефностью, личностной самобытностью характеров персонажей. Словно реально
существовавшие люди сошли со страниц книг и поселились среди живущих Григорий
Мелехов и Аксинья, Николка Кошевой и Мишка-нахаленок, дед Щукарь и
красавица-казачка Лушка. Трудно, даже невозможно просто представить духовный
опыт нашего народа без этих образов, в которых отразились его социальные и
нравственные обретения и утраты.
Разгадка секретов характерологии шолоховских
произведений может составить одну из доминант их изучения. Постижение
характеров, вообще говоря, человеческой природы героев Шолохова, и прежде было
предметом внимания, однако чаще всего персонажи писателя рассматривались в
контексте идеологии: выяснялось, кто из них, почему и какое место в русской
трагедии минувшего века занимал. Даже аспекты и эволюция чувственных связей
героев так или иначе соотносились с движением истории, запечатлённом в
повествовании. Не ставя под сомнение значимость и даже необходимость такого
подхода, отметим всё более зреющую потребность погружения в художественную
плоть произведения, в особенности творческой лаборатории автора.
В этом смысле плодотворным может быть
детальное, словно под микроскопом, рассмотрение одного из важнейших приёмов
создания Шолоховым образов-характеров, как изображение глаз персонажей
произведения. Опыт такого рода прочтения книги позволяет максимально
приблизиться к понимаю особенностей текста, ощутить его очарование и
самобытность.
Безусловно, о Шолохове написано и сказано многое. Но,
заново открывая для себя русскую литературу 20-х годов прошлого века, «историю
казачества, драматичную и противоречивую», «изобилующую белыми пятнами»[3]
и отразившую прежде историю духовной трагедии России, мы вновь и вновь
убеждаемся в том, что сейчас нам необходимо уйти от многих прежних, зачастую
однозначных, оценок раннего творчества этого писателя. Но, чтобы уйти от
привычного противопоставления «красных» «белым», одноплановых характеристик героев
и хрестоматийных трактовок воссоздаваемых ситуаций, современный читатель должен
вернуться к самому Шолохову, рассказавшему о первом послереволюционном [1] Шолохов. В
фотографиях Кочнева. М: Княжий остров, 2005. [2] Там же [3] Энциклопедия
казачества. М. : Вече, 2007.
Заключение:
Глава 1. Шолохов – мастер художественного портрета
1.1 Роль портрета в
глубоком художественном раскрытии характеров героев
«Я старался писать правду жизни», – так говорил о своем писательском
предназначении М. Шолохов. Его путь в литературу, по мнению литературоведа Гуры
В. В., как и путь многих больших художников слова, – это непростой, сложный процесс
обогащения внутреннего мира личности, начатый им еще в ранние детские годы,
когда особенно ярки и незабываемы впечатления от окружающего мира, и только
индивидуальность этого восприятия и самобытность мироощущения сформируют в
писателе то, что сложится потом в его образы и «характеры, которые писатель
приносит с собой в литературу»[1].
Жизнь родного народа в ее мельчайших деталях
буквально с детства полюбилась М. Шолохову, накладывая, «черту за чертой» на
его облик, помогая впитать родной казачий язык, «яркий, цветной, образный», неповторимый,
поистине даже волшебный, неожиданно расцветшим в его произведениях, в которых с
удивительной силой «изображена вся казачья жизнь до самых затаенных уголков ее»[2].
В сборнике «Донские рассказы» мы видим жизнь в
казачьих станицах во время гражданской войны 20-х годов прошлого века: она резко
разделила казачество на два враждующих лагеря: одни – за новую жизнь, другие –
за самодержавие, и при этом, конечно, не могла вместе с примерами высокого
самопожертвования не всколыхнуть и «всю грязную накипь, все низменные стороны,
таившиеся в глубине человеческой души…»
В рассказах писателя мы видим дикую жестокость
и самопожертвование во имя кого-то. «Председатель Реввоенсовета республики»),
столкновение ставших врагами другу другу членов одной семьи («Родинка»,
«Бахчевник», «Коловерть»), сочувствие к слабым и беззащитным, кого ломает
беспощадное время («Шибалково семя», «Алешкино сердце»). Время действительно было беспощадным и
безжалостным.
В «Донских рассказах», как говорил сам Шолохов:
он «старался писать правду жизни»[3].
Какой она была, эта правда, почему она оказывает такое сильное, иногда
чрезмерно гнетущее, впечатление на читателя, как Шолохову, порой емко и
лаконично, в двух словах, а может быть, даже без слов, между строк, нарисовать картины
того лихолетья, которые долго потом живут в подсознании и никому не позволяют
оставаться равнодушными.
Правда жизни героев Шолохова проявляется
прежде всего в их действиях, поступках, удивительно многогранно вместе с тем
раскрываясь и через портреты героев, описание их внешности. Фигура, движения,
жесты, диалоги, монологи, мысли, сны – все приемы описания, которые использует
автор, играют важную роль для для понимания характера героя. Одновременно с
этим такое описание становится выражением художественной позиции самого автора.
Вот шагает рядом с братом Дунятка –
сестра-подпасок. Вся смеется. «Щеки загоревшие, веснушчатые, глаза, губы», ей
всего семнадцать лет, и все кажется ей «распотешным»: и насупленное лицо брата,
и телята лопоухие… «и даже смешно, что второй день нет у них ни куска хлеба» («Пастух»).
«Распотешная» смешливая юность и голод – понятия, абсолютно не совместимые, но
не делает Дуняшка из этого трагедии. Лишь робко спрашивает у «худющего» брата:
– Гриша, чего мы есть будем? Хлеба ничуть
нету…
Под обветшавшим картузом брата мы видим лоб крутой, с
морщинами поперечными и глаза… Усталые, «будто прожил он куда больше
девятнадцати лет». Сколько же пережил [1] Гура В. В. Жизнь и
творчество Шолохова. М.: Учпедгиз, 1960. [2] Серафимович
А. С. Михаил Шолохов. Ростов-на-Дону, 1940. [3]
Шолохов
М. А. Собрание сочинений в 8 т. – М.: Правда, 1975.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Шолохов – мастер художественного портрета
1.1 Роль портрета в
глубоком художественном раскрытии характеров героев
«Я старался писать правду жизни», – так говорил о своем писательском
предназначении М. Шолохов. Его путь в литературу, по мнению литературоведа Гуры
В. В., как и путь многих больших художников слова, – это непростой, сложный процесс
обогащения внутреннего мира личности, начатый им еще в ранние детские годы,
когда особенно ярки и незабываемы впечатления от окружающего мира, и только
индивидуальность этого восприятия и самобытность мироощущения сформируют в
писателе то, что сложится потом в его образы и «характеры, которые писатель
приносит с собой в литературу»[1].
Жизнь родного народа в ее мельчайших деталях
буквально с детства полюбилась М. Шолохову, накладывая, «черту за чертой» на
его облик, помогая впитать родной казачий язык, «яркий, цветной, образный», неповторимый,
поистине даже волшебный, неожиданно расцветшим в его произведениях, в которых с
удивительной силой «изображена вся казачья жизнь до самых затаенных уголков ее»[2].
В сборнике «Донские рассказы» мы видим жизнь в
казачьих станицах во время гражданской войны 20-х годов прошлого века: она резко
разделила казачество на два враждующих лагеря: одни – за новую жизнь, другие –
за самодержавие, и при этом, конечно, не могла вместе с примерами высокого
самопожертвования не всколыхнуть и «всю грязную накипь, все низменные стороны,
таившиеся в глубине человеческой души…»
В рассказах писателя мы видим дикую жестокость
и самопожертвование во имя кого-то. «Председатель Реввоенсовета республики»),
столкновение ставших врагами другу другу членов одной семьи («Родинка»,
«Бахчевник», «Коловерть»), сочувствие к слабым и беззащитным, кого ломает
беспощадное время («Шибалково семя», «Алешкино сердце»). Время действительно было беспощадным и
безжалостным.
В «Донских рассказах», как говорил сам Шолохов:
он «старался писать правду жизни»[3].
Какой она была, эта правда, почему она оказывает такое сильное, иногда
чрезмерно гнетущее, впечатление на читателя, как Шолохову, порой емко и
лаконично, в двух словах, а может быть, даже без слов, между строк, нарисовать картины
того лихолетья, которые долго потом живут в подсознании и никому не позволяют
оставаться равнодушными.
Правда жизни героев Шолохова проявляется
прежде всего в их действиях, поступках, удивительно многогранно вместе с тем
раскрываясь и через портреты героев, описание их внешности. Фигура, движения,
жесты, диалоги, монологи, мысли, сны – все приемы описания, которые использует
автор, играют важную роль для для понимания характера героя. Одновременно с
этим такое описание становится выражением художественной позиции самого автора.
Вот шагает рядом с братом Дунятка –
сестра-подпасок. Вся смеется. «Щеки загоревшие, веснушчатые, глаза, губы», ей
всего семнадцать лет, и все кажется ей «распотешным»: и насупленное лицо брата,
и телята лопоухие… «и даже смешно, что второй день нет у них ни куска хлеба» («Пастух»).
«Распотешная» смешливая юность и голод – понятия, абсолютно не совместимые, но
не делает Дуняшка из этого трагедии. Лишь робко спрашивает у «худющего» брата:
– Гриша, чего мы есть будем? Хлеба ничуть
нету…
Под обветшавшим картузом брата мы видим лоб крутой, с
морщинами поперечными и глаза… Усталые, «будто прожил он куда больше
девятнадцати лет». Сколько же пережил [1] Гура В. В. Жизнь и
творчество Шолохова. М.: Учпедгиз, 1960. [2] Серафимович
А. С. Михаил Шолохов. Ростов-на-Дону, 1940. [3]
Шолохов
М. А. Собрание сочинений в 8 т. – М.: Правда, 1975.