Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Сравнительный анализ социальной рефлексии младших школьников и подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение………………………………………………………………………… 3 1 Теоретические основы проблемы исследования социальной рефлексии младших
школьников и подростков …………………………………………… 9 1.1 Проблема социальной рефлексии в
психолого-педагогической литературе …………………………………………………………………. 9 1.2 Особенности
социальной рефлексии в младшем школьном возрасте………………………………….…………………………………… 12 1.3 Особенности
социальной рефлексии в подростковом возрасте …….. 16 2 Эмпирическое исследование социальной рефлексии младших школьников и
подростков ……………………………………………………… 21 2.1 Методы исследования социальной рефлексии младших школьников и
подростков …………………………………………………………………….. 21 2.2 Организация исследования социальной рефлексии
младших школьников и подростков, обработка и интерпретация результатов,
сравнительный анализ…………………………………………………………… 27 2.3 Психолого-педагогические
рекомендации по развитию социальной
рефлексии младших школьников и подростков …………………………….. 46 Заключение…………………………………………………………………….. 55 Список использованных источников
………………………………………… 58
Введение:
Направление
работы: Данная работа направлена на проведение сравнительного анализа
социальной рефлексии младших
школьников и подростков, представляющих значительный интерес для
исследований в направлении «Психология».
Актуальность
темы проистекает из современного общественного положения, когда мноие из младших школьников и подростков не
получают в свое распоряжение надлежащих инструментов для формирования
социальной рефлексии.
Проблему
социальной
рефлексии важно и нужно изучать в настоящее время, поскольку
недостаточное присутстсвие или полное отсутствие её у младших школьников и подростков может
привести к их безответственным общественным проявлениям.
Соответственно,
каждый педагог и родитель должен четко представлять сбее. каким образом он
смогжет нацелить того или иного из младших
школьников и подростков на совершение социальной рефлексии в резульате
каждого своего поступка.
Поскольку
социальная рефлексия предполагает осознание каждым из младших школьников и подростков и
анализ того, как к ним относятся окружающие люди, они смогут, исходя из этого,
ответствено выстраивать линию своего поведения.
Однако
и школьные, и общественные механизмы для формирования у младших школьников и подростков внутренней
потребности к социаьной рефлексии и способности проводить её правильно и
своевременно не доконца разработаны.
Например, очень
многие родители вынуждены работать на двух или трёх работах, чтобы одеть, обуть
и прокормить своих детей. У них нет времени для того чтобы нормально поговорить
со своими детьми, узнать, , нет ли у них проблем в общении с учителем или с
кем-нибудь из своих многочисленных одноклассников.
Как
правило, родители появляются дома только тогда, когда дети уже спят, и уходят
на работу тогда, когда дети ещё не встали с постели. Они не в состоянии оказать
своим детям ни психологической поддержки, ни практической помощи.
В
то же время, такая поддержка детям требуется в очень высокой мере. потому что
более сильные и напористые одноклассники могут издеваться над более слабыми, и
для того чтобы избежать этого, более слабые обучающиеся младших классов средней
общеобразовательной школы могут избегать посещения занятий в ней.
В
то время как родители не могут полноценно контролировать посещаемость школы их
ребёнком, а тем более – имеют достаточно смутное представление о его
успеваемости. Поэтому социальная рефлексия и в данном случае сможет в
определённой степени заменить школьникам родительское внимание.
Кроме
этого, учитель младших школьников и подростков должен в полном объёме
представлять характер отношений во вверенном ему классе для того чтобы
сохранять возможность реального управления ситуацией, в особенности тогда,
когда она приобретает критический характер, и побудить детей к социальной
рефлексии.
Заключение:
В
ходе данного исследования достигнута его цель: проведён сравнительный анализ
социальной рефлексии младших школьников и подростков.
Для достижения данной цели были решены
следующие задачи данной работы:
1. Изучена проблема социальной рефлексии в
психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотрены особенности социальной
рефлексии в младшем школьном возрасте.
3. Определены особенности социальной
рефлексии в подростковом возрасте.
4. Изучены методы исследования социальной
рефлексии младших школьников и подростков.
5. Организовано исследование социальной
рефлексии младших школьников и подростков, провести обработку и интерпретацию
результатов, сравнительный анализ.
6. Предложены психолого-педагогические
рекомендации по развитию социальной рефлексии младших школьников и подростков.
Подтверждена гипотеза исследования,
состоявшая в том, что сотрудничество
семьи и школы способно оказать надлежащее влияние на развитие у обучающихся
младших классов средней общеобразовательной школы и детей подросткового
возраста способности к социальной рефлексии.
Таким
образом, в результате исследования, проведеного в данной работе, представляется
возможным сделать следующий вывод о том, что на основе сравнительного анализа
проявления социальной рефлексии у четвероклассников и шестиклассников
становится очевидной разница в два года.
Она
проявляется в том, что основные показатели сравнительного анализа проявления
социальной рефлексии скд\ладываются в пользу шестиклассников. но и
четвероклассники также демонстрируют посильные для них проявления социальной
рефлексии.
Проблема социальной рефлексии получила
достаточно широкое и разносторонне освещение в психолого-педагогической
литературе. При этом проблеме социальной рефлексии уделило достаточно обширное
внимание как отечественные, так и зарубежные учёные, представители различных
выдающихся психологических школ и наиболее актуальных направлений.
На данном основании автору данного
исследования представляется целесообразным высказать сображение о том, что проблема
социальной рефлексии в настоящий момент относится к числу наиболее актуальных
проблем психологической науки.
Высокая значимость результатов
исследования проблемы социальной рефлексии состоит в том, что именно на её базе
представляется возможным сформировать алгоритм повышеня сознательности младших
школьников и подростков.
Методы
исследования социальной рефлексии
младших школьников и подростков достаточно разноплановы еи многообразны. Особый
объем видения учителя-экспериментатора создает при этом множествненость
используемых методик, позволяющих сопоставить, что думают о результатах своей
деятельности младшие школьники, подростки, их учителя, родители, а также то,
насколько обучающиеся принимают во внимание данные мнения.
Также небезынтересным представляется ещё и то,
что среди младших школьников и подростков, обладающих способностью к социальной
рефлексии, существует значительно больше обладателей интернального локуса
контроля, нежели среди обладателей экстернального локуса контроля.
Это
в дополнительной степени демонстрирует достаточно тесную связь показателей социальной рефлексии младших школьников и
подростков, с показателями интернального локуса контроля, и с показателями
экстернального локуса контроля.
Показатели социальной рефлексии младших
школьников и подростков на основе интернального и экстернального локуса
контроля могут свидетельствовать о том, что потребность в рефлексии испытывают
именно те школьники, которые напрямую связывают качество результатов своей деятельности
с качеством своих поступков, так или иначе оцененных окружающими людьми.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические
основы проблемы исследования социальной рефлексии младших школьников и
подростков 1.1 Проблема социальной рефлексии
в психолого-педагогической литературе Социальная рефлексия, с точки
зрения М. И. Еникеева, представляет собой «процесс познания субъектом
психического состояния партнера по общению, предвосхищение его возможных
действий.
В процессе социальной
рефлексии при взаимоотражении субъектов возникает минимум шесть позиций: сам
субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя;
субъект, каким он видится другому; и эти же три позиции со стороны другого субъекта»
[1].
В социальной психологии рефлексия есть
процесс познания действующим субъектом (личностью или общностями) внутренних
психических актов и состояний через то, как их воспринимают и оценивают другие
люди. Это не про самопознание, а попытка прояснить, как окружающие знают и
понимают особенности его личности.
«Рефлексия» как само понятие ввел в науку
Р. Декарт, французский философ, который сопоставлял ее со способностью человека
сосредоточиваться на содержании своих мыслей.
В психологии под понятием «рефлексия» (от
лат. reflexio
«обращение
назад») понимается способность осознанно обращать внимание на свои мысли,
эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы этих решений [2].
Затронутая проблематика крайне важна для
понимания процессов, происходящих в детском межличностном общении, в понимании
детской и подростковой психологии, в понимании самого процесса формирования
личности человека.
Рефлексия имеет сложную
интегративную структуру и содержание. Ее изучение возможно на основе сочетания
философских, исторических и психологических подходов исследования рефлексии.
Область применения понятия «рефлексия» в
настоящее время начинают существенно расширяться. Данное понятие традиционно
исследуется в двух обширных областях: психология и философия. Исследования с
точки зрения философии чаще всего базируются на теоретических представлениях, в
них отсутствует практический компонент, они лишь описывают рефлексию как
целостный механизм, присущий всему человечеству как виду.
Французским философом Р. Декартом было
введено в науку само понятие «рефлексия», под которым понималась способность
человека фокусироваться на содержании своих мыслей [3]. В работах Д. Локка и Г.
Лейбница понятие «рефлексия» получает дальнейшую разработку и становится
связано с процессом самопознания, научные взгляды ученых на данную проблематику
[4].
Рефлексия рассматривается философией как
некий вид теоретической ретроспекции, обладающий следующими функциями:
критический анализ, логическое обоснование и систематизация научного знания, а
также разработка средств, целей и ценностей научного познания. Описанное
понимание рефлексии философией стало основой для ее дальнейшего изучения с
точки зрения психологии.