Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Способы технической подготовки гимнасток 11-13 лет на этапе спортивного совершенствования в художественной гимнастике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК 11 – 13 ЛЕТ В
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ. 6
1.1. Особенности занятий художественной
гимнастикой девочек в возрасте 11 – 13 лет в соответствии с возрастными
особенностями развития. 6
1.2. Техническая подготовка в
художественной гимнастике: сущность и характеристика. 15
1.3. Актуальные методики технической
подготовки спортсменок 11 – 13 лет в художественной гимнастике. 24
ГЛАВА 2.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
СПОРТСМЕНОК 11 – 13 ЛЕТ. 32
2.1 Методы
исследования. 32
2.2.
Организация исследования. 36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.. 38
3.1. Результаты исследования уровня технической подготовки
спортсменок 11 – 13 лет ………………………………………………………………………………38
3.2. Интерпретация результатов исследования. 40
ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК 11 – 13 ЛЕТ. 43
4.1. Содержание методических рекомендаций. 43
4.2. Организация педагогического эксперимента. 44
4.3. Оценка эффективности и результативности разработанных
рекомендаций 45
ВЫВОДЫ.. 52
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 54
Введение:
Актуальность
исследования. Техническая подготовка занимает важное место в деятельности любого спортсмена. Особенно велико
значение техники в сложнокоординационных видах спорта, поскольку освоение
разнообразных элементов в них требуют огромного мастерства. Одним из видов
данной категории является художественная гимнастика – относительно молодая
спортивная дисциплина, но уже полюбившаяся всему миру и нашедшая себя в
программе Летних Олимпийских игр.
Российские спортсменки, специализирующиеся в художественной
гимнастике, имеют очень значимые спортивные достижения в мировом рейтинге. С 2000 года они являются неизменными лидерами
Олимпийских игр. Но растет спортивная конкуренция сборных команд стран мира по
художественной гимнастике. Следовательно, российским спортсменкам необходимо
повышать конкурентоспособность, чтобы сохранить за собой лидерство. Для этого
необходимо совершенствовать техническую подготовку.
Чем выше уровень технической подготовки гимнасток, тем
выше результат в соревнованиях.
Проблема исследования: каким образом наиболее
эффективно совершенствовать техническую подготовку в современных условиях?
На этот важный научно-практический факт указывают
теоретики спорта: В.М. Платонов, [24] и др. В то же время, базовая техническая
подготовка является недостаточно решенной проблемой в теории и методике
художественной гимнастике. Речь идет, прежде всего, о предметной базовой
подготовке, выполнение бросков и ловли предметов в композициях упражнений
гимнасток. Оценка спортивной техники бросков и ловли предметов, а также анализ
пространственного передвижения гимнасток, адекватного движения предмета,
проводятся в условиях учебно- тренировочного процесса и соревнований
преимущественно визуально.
Результаты анализа спортивной техники бросков и ловли
предметов, детальное исследование фазовой структуры упражнений художественной
гимнастики, рассмотрение причин, порождающих технические ошибки, в
научно-методической литературе по художественной гимнастике представлены
фрагментарно. Актуальность базовой технической подготовки подтверждают
теоретики и практики художественной гимнастики.
Одним из актуальных направлений повышения уровня
базовой технической подготовки и подготовленности гимнасток является
исследование кинематической структуры бросков и ловли предметов и разработка
программ их совершенствования. Большое значение придают исследованию ориентиров
движения как метода оценки спортивной техники упражнений художественной
гимнастики. Авторы отмечают, что овладение физическими упражнениями будет
эффективным, если при обучении конкретному двигательному действию выделять
гносеологический аспект (познание движения через познание специфических поз) и
дидактический аспект (обучение движения через обучение специфическим позам).
Исследования последних лет в спортивных видах
гимнастики, а также других видах
спорта [2, 5, 17, 21] свидетельствуют о том, что выполняемые спортсменами в
упражнениях позы тела, положение тела определяют биомеханику предшествующих и
последующих движений. Успешное решение этой задачи, по мнению специалистов,
позволит ввести в действие значительные
биомеханические и дидактические резервы обучения броскам и ловли предметов, и
позволит поднять на качественно новый уровень теорию и практику базовой
предметной подготовки юных гимнасток.
Цель
исследования — разработать экспериментальную методику совершенствования
технической подготовки гимнасток 11-13 лет с предметами в художественной
гимнастике выполнения без зрительного контроля.
Задачи:
1. Изучить состояние вопроса по
теме научного исследования.
2. Разработать экспериментальную методику
совершенствования технической подготовки в упражнениях с предметами в
художественной гимнастике.
3. Проверить эффективность экспериментальной методики совершенствования технической
подготовки гимнасток 11-13 лет.
Объект исследования
– техническая подготовка в художественной гимнастике.
Предмет — средства и методы
технической подготовки гимнасток 11-13 лет на этапе спортивного
совершенствования.
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, 4 глав, выводов,
списка литературы и приложения.
Заключение:
1. Анализ научно-методической литературы показал, что
тенденция к более ранней специализации в художественной гимнастике, непрерывная
возрастающая сложность соревновательных упражнений ставит перед наукой вопрос о необходимости дальнейших
исследований в повышении эффективности технической подготовленности
спортсменок.
2. Внедрение методики повышения физической и технической
подготовки с предметами в художественной гимнастике позволили на этапе спортивного совершенствования
улучшить техническую и физическую подготовленность гимнасток. Тренировка
гимнасток позволила за период эксперимента повысить уровень
скоростно-силовых качеств и координационных
способностей.
3. Разработанная
нами методика технической подготовки в художественной
гимнастике с использованием специально подобранных упражнений эффективнее как
по времени освоения упражнений, так и по качеству выполнения и может быть
использована в учебно-тренировочном процессе и дальше.
Программа совершенствования техники выполнения упражнений без зрительного контроля на этапе
спортивного совершенствования предоставила возможности повысить как показатели
качества выполнения упражнений со скакалкой, так и уровень психоэмоциональной
устойчивости.
После педагогического эксперимента, с применением разработанной методики, уровень
вестибулярной устойчивости — на среднем уровне, уровень психоэмоциональной устойчивости: 30% — низкий уровень, преимущественно 60% — средний уровень, 10%
высокий уровень. После повторного тестирования по пробе с подскоками
спортсменки показали, что стоимость пробы 19,2 уд / мин., Это на 6 уд / мин.
меньше, чем до проведения эксперимента (Р <0,05), уменьшение показателя пульса на 4,8 уд / мин. (Р
<0,05).
После проведения эксперимента и работе по разработанной
программе с внедрением методики включающей работу с предметами у гимнасток
экспериментальной группы повысился уровень скоростно-силовых качеств от
3,69 ± 0,14 балла до 8,20 ± 0,12 балла, (V = 10,19%) и по 10-балльной шкале
лучшие результаты были в тестах: «бросок + ловля скакалки во вращение» оценка 9,0.
Совершенствование технического мастерства гимнасток является
важным элементом на данном этапе многолетнего совершенствования. Это позволяет
организовать обучение в форме индивидуальной работы и повысить уровень
самоконтроля и эмоционального состояния гимнасток.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК 11 – 13 ЛЕТ В
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ 1.1. Особенности занятий художественной гимнастикой девочек
в возрасте 11 – 13 лет в соответствии с возрастными особенностями развития Художественная гимнастика
— очень красивый, утонченный вид спорта, где на первое место «выходит» внешний
вид спортсмена. Это то, на что всегда обращает внимание тренер (на всех этапах
спортивной подготовки). Основными параметрами являются на этапе предварительной
подготовки это рост и вес гимнастки. Ирина Александровна Винер-Усманова
отмечает, что «когда гимнастки раздеваются, включается свет». Гимнастки
выступают на ковре. На площадке видны все недостатки, включая физиологические.
Поэтому тренеры, зная эту особенность, стараются отбирать в свои группы
девочек, которые подходят для спорта по генетическим данным.
Л. К.Серова все виды
спорта объединяет в группы. Художественную гимнастику относит как вид спорта
«художественные». Занимающимся в этой группе необходимо обладать хорошо
развитой психомоторикой. Оценивается в этом виде спорта уровень координационных
способностей (работа с предметом).
Ведущими двигательными
качествами в гимнастике являются координационные способности и гибкость.
Профессоры, НГУ им. Лесгафта, В.А.Таймазов и Е.Б.Сологуб определили в
физических качествах коэффициент наследуемости, который проявляется в
спортивной деятельности. Рассмотрим координацию
и суставную подвижность.
Следует отметить, что
наиболее наследуемым, а значит и прогнозируемым качеством является суставная
подвижность.
Для определения
особенностей тренировочного процесса гимнасток 11 – 13 лет рассмотрим основные
качества, необходимые для успешного овладения спортивным мастерством на данном
возрастном этапе. Это, в частности:
1) ловкость;
2) гибкость;
3) равновесие;
4) выносливость;
5) скоростно-силовые
качества;
3) пространственная
ориентировка;
4) точность
воспроизведения движений;
5) хореографическая
подготовка;
6) Психологическая
подготовка [5].
При
этом, говоря об особенностях тренировок гимнасток 11 – 13 лет, необходимо
учитывать психофизиологические особенности этого периода. Все начинается с
эндокринного всплеска: ближе к 11 — 12 годам у девочек организм усиливает выработку
целого комплекса гормонов — помимо половых и фактора роста, возрастает уровень
тироксина, производимого щитовидной железой, и инсулина — поджелудочной железой
[11].
Они
обеспечивают правильное и своевременное развитие подростка, перестройку на
взрослый лад и окончательное созревание всех систем и органов. В этот период
здоровье гимнасток особенно уязвимо.
У девочек
быстро увеличиваются в размерах все части тела, органы и ткани, но скорость их
роста при этом не одинакова.
В первую
очередь, удлиняются ноги, руки и размер таза, по достижении заложенного генами
размера, начнет удлиняться туловище. Именно поэтому у девочек, занимающихся
художественной гимнастикой, в этом возрасте возникают проблемы с координацией —
они не готовы к изменению тела, чаще получают травмы. Это связано с тем, что
подростки просто не успевают освоить новые пропорции своего тела.
При этом
здоровая девочка, в силу своих здоровых эмоций, коммуникативных возможностей,
физиологического потенциала, довольно быстро адаптируется к изменениям в своем
организме [14].
Гибкость
является одним из базовых качеств в художественной гимнастике. В возрасте 11 –
13 лет у девочек, занимающихся художественной гимнастикой, необходимо увеличить
количество повторений упражнений, направленных на развитие подвижности в
суставах.
Основная тенденция при развитии скоростных качеств гимнасток 11 – 13 лет –
повышение скорости до максимально возможного уровня. В связи с этим
рекомендуется использование соревновательного метода в тренировочной
деятельности. Данный метод вызывает у спортсменок стремление превзойти
соперников, что связано с необходимостью проявить максимально возможную
скорость.
Вместе с тем, необходимо
знать, что при выполнении серии движений с максимальной частотой, движущейся
конечности (части тела) вначале сообщается кинетическая энергия, которая затем
гасится с помощью мышц – антагонистов, и этому же сегменту придаётся обратное
ускорение. При повышении частоты
двигательного действия может наступить такой момент, когда мышцы будут не в
состоянии сократиться и расслабиться в течение короткого промежутка времени.
При этом режим их работы при этом будет приближаться к изометрическому. В связи
с этим, осуществляя тренировочную деятельность, направленную на развитие
скоростных способностей. Необходимо также выполнять работу, направленную на
развитие умений к мышечному расслаблению [8]. Развитие скоростных качеств связано
с формированием опорно-двигательного аппарата, а также с особенностями работы
нервной системы. Как уже упоминалось, на развитие скорости большое внимание
оказывает развитие и других физических качеств. Так, развитие координации,
которое активно происходит в возрасте 11 – 13 лет, положительно сказывается на
возможности организма гимнастки развивать максимальную скорость во время
различных двигательных действий. Дети этого возраста овладевают умением
дозировать свои усилия, подчинять движения определенному ритму, вовремя
затормаживать их. Повышение регулирующей роли коры головного мозга создает
благоприятные предпосылки для целенаправленного воздействия физических
упражнений на развитие двигательных качеств [15].
При осуществлении работы,
направленной на развитие гибкости и скоростных способностей девочек в возрасте
11 и 13 лет, необходимо принимать во внимание особенности подросткового
возраста. Развитие девочек начинается раньше, чем у мальчиков. В указанный
период у многих из них начинается процесс полового созревания, что вызывает
изменение гормонального баланса и является причиной других существенных
изменений в физиологии. Поэтому необходимо постоянно контролировать
самочувствие детей, наблюдать за их состоянием в ходе проведения занятия.
Однако в младшем подростковом возрасте для девочек всё ещё представляет
значительный интерес игровая деятельность, поэтому включение в процесс
подготовки подвижных и спортивных игр является целесообразным при проведении
работы по развитию гибкости и скоростных способностей [10].
Также следует принимать
во внимание, что для учащихся данной возрастной категории соревновательный
метод является значимым. Они стремятся лидировать в различных состязаниях, что
является благоприятным фактором для развития гибкости и скоростных
способностей.
Игровой метод в комплексе
развивает скоростные качества. При выборе игр необходимо принимать во внимание
особенности возраста 11 – 13 лет (для этих детей многие игры, используемые с
учащимися начальной школы, теряют свою актуальность).
В развитии координации гимнасток
11 – 13 лет происходят существенные изменения. Как правило, координационные
способности заметно повышаются, однако могут быть исключения, связанные с
особенностями развития организма гимнастки. Особенно это касается тех девочек,
у которых в данный период происходит усиленный рост. Характерной чертой
нарушения развития координации у девочек 11 – 13 лет в этом случае является
ослабление моторной координации, не обусловленное медицинским состоянием
человека [9]. Эти подростки испытывают хроническое ослабление моторной функции,
создающее для них препятствия в научении моторным навыкам и не позволяющее им
выполнять нормативные, повседневные моторные задачи также искусно, как это
делают их сверстники. Для диагностики используются моторные, нейропсихологические
тесты и рейтинговые шкалы.
Различают 3 типа
нарушения развития координации движений среди гимнасток, переживающих
пубертатный период [16]:
— нарушение
последовательности движений;
-нарушение выполнения
движений (нарушение равновесия, координации движений);
— нарушение развития всех
двигательных умений [19].
Таким образом, в развитии
координационных способностей гимнасток 11 – 23 лет могут возникнуть проблемы,
связанные с физиологическими особенностями данного возраста, в связи с чем
необходим поиск новых эффективных методов формирования у них данного качества.
Хореографическая подготовка является важным компонентом формирования
спортивного мастерства гимнасток. Помимо этого, хореография представляет
собой важное средство эстетического воспитания, а также развития
творческих способностей. Именно в процессе занятий хореографией спортсменки
ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся воспитывается правильное
ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные
состояния, различные настроения, переживания, чувства [3].
Следует также отметить, что в ходе хореографической
подготовки развивается гибкость, координация движений, укрепляется
опорно-двигательный аппарат, повышает плотность тренировки (за счет возможности
проведения занятий одновременно с целой группой), что положительно влияет на
сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, способствует развитию
специальной выносливости. Наряду с этим на уроках хореографии решаются задачи и
технической подготовки: освоение различных элементов и комбинации [1].
Следует отметить, что в настоящее время в связи с
существенным усложнением элементов соревновательных программ во многих случаях
хореографической подготовке уделяется недостаточное внимание. Между тем качественное
овладение элементами хореографии может оказать влияние на оценку исполнения.
Хореографическая подготовка в художественной
гимнастике основывается в первую очередь на общепринятых средствах
классического танца по системе А.Я. Вагановой (1934). При этом большое значение
имеет эффективность включения хореографической подготовки в весь комплекс
учебно-тренировочного процесса: хореографическая подготовка должна учитывать
особенности других компонентов подготовки. Это обусловлено существенными различиями
целей и задач в подготовке гимнастов и танцоров [2].
Многочисленные разнохарактерные двигательные действия
в художественной гимнастике предъявляют особые требования к методике проведения занятий
хореографии, к выбору средств и методов подготовки. В учебном процессе каждое
упражнение должно нести конкретную смысловую нагрузку:
1. Физическую