Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Спорт глухих (плавание)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы плавания, как вида спорта для глухих и слабослышащих 6
1.1. Роль плавания в развитии глухих и слабослышащих 6
1.2. Начальный этап обучения плаванию глухих и слабослышащих 13
1.3. Последующие этапы обучения глухих и слабослышащих 20
2. Особенности развития спорта плавания глухих и слабослышащих 26
2.1. Общая характеристика исследования 26
2.2. Оценка начального уровня плавательной подготовленности 30
2.3. Оценка контрольных нормативов по плаванию 32
Заключение 37
Список литературы 40
Введение:
Важнейшими приоритетными задачами, стоящими перед физической культурой и спортом, являются забота о здоровье и повышении уровня физической подготовленности различных групп населения. Особого внимания в кругу данных задач заслуживает, очевидно, реализация физкультурно-спортивной деятельности с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Исследования в области физического развития, физической подготовленности и координационных способностей глухих и слабослышащих давно привлекают внимание как отечественных, так и зарубежных специалистов в области адаптивной физической культуры. Исследованиями доказано, что поражение слуха нарушает весь ход развития человека. Именно поэтому для глухих и слабослышащих физическое воспитание является не только средством укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощным фактором коррекции и компенсации нарушенных функций .
Статистика показывает, что количество глухих и слабослышащих, у которых кроме основного дефекта, выявляются различные отклонения в состоянии здоровья, повышается. Для исправления дефектов первичного порядка необходимо медицинское воздействие, а вторичные дефекты можно предупредить и корректировать с помощью специальных педагогических воздействий используя сохранные анализаторы, а также остаточную деятельность нарушенной функции.
У большинства глухих и слабослышащих чётко прослеживается недостаточный уровень сформированности координационных способностей, которые лежат в основе бытовых, двигательных навыков и умений человека, в связи с чем, их коррекция и развитие у данной категории глухих и слабослышащих имеет большое значение для их адаптации и реализации в обществе. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм человека. Глухие и слабослышащие меньше двигаются, больше сидят, недостаточная активность приводит к целому ряду заболеваний, что наглядно проявляется у детей. Их коррекция имеет большое значение для адаптации и реализации в обществе . Одним из эффективных коррекционно-оздоровительных средств для глухих и слабослышащих является плавание, которое направлено на укрепление общего физического здоровья и развитие необходимых двигательных навыков.
Помимо основной функции — овладение навыком передвижения в воде — оно в значительной мере способствует повышению уровня физической подготовленности и способствует улучшения здоровья в целом.
Объектом аттестационной работы является учебно-тренировочный процесс обучения плаванию глухих и слабослышащих.
Предметом исследования аттестационной работы является методика обучения плаванию глухих и слабослышащих.
Целью аттестационной работы заключается в анализе особенностей спорта глухих (плавания).
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи аттестационной работы:
1) раскрыть роль плавания в развитии;
2) изучить этапы обучения плаванию глухих и слабослышащих и разработать методику;
3) проанализировать эффективность методики обучению плаванию глухих и слабослышащих.
Структурно аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Проведенное исследование позволило сделать следующие теоретические и практические выводы.
1. На основании литературных источников можно сделать вывод, что у глухих и слабослышащих благодаря занятиям плаванием наблюдается улучшение внимательности, сосредоточенности, точности в выполнении необходимой программы физических упражнений. Занятия плаванием повышают эмоциональное состояние глухих и слабослышащих, заряжают энергией. Повтор упражнений способствует развитию координации, чувства равновесия, ритма, выносливости, что положительно влияет на общее состояние здоровья глухих и слабослышащих. Глухие и слабослышащие более реалистично оценивают свои способности и возможности, повышают уверенность в своих силах. В работах ряда авторов установлен тот факт, что одним из важнейших средств успешной социальной адаптации, повышением физической подготовленности, коррекции и компенсации нарушенных функций глухих и слабослышащих является физическая культура, а в частности тренировки в секциях по плаванию.
Плавание является наиболее гармоничной физической нагрузкой, так как оно тренирует максимальное количество его органов и систем. При этом плавание существенно отличается от всех других видов физкультурно-спортивной деятельности тем, что глухие и слабослышащие совершает циклическую работу при горизонтальном положении тела. Вместе с тем, плавание — один из не многих видов двигательной активности, который происходит в условиях водной среды, то есть не в среде обитания глухих и слабослышащих.
Учитывая психофизические особенности глухих и слабослышащих детей, необходима организационная система обучения плаванию.
Занятия в водной среде являются мощным фактором воздействия не только на физическое, но и на психическое состояние глухих и слабослышащих. Действие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга. Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания глухие и слабослышащие легче засыпают, крепче спят, у них улучшаются внимание, память. Следует отметить, что приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни.
2. Разработанная методика с использованием индивидуального подхода при обучении плаванию глухих и слабослышащих позволяет не только освоить навык плавания, но и на его основе получать необходимую физическую нагрузку. Обучение плаванию и дополнительная физическая подготовка глухих и слабослышащих с использованием предложенной методики позволяет обучающимся освоить программу в отведенное учебным планом время.
3. В экспериментальной группе были получены следующие результаты: низкий уровень имеют 18% детей, средний уровень — 82%, высокий показатель не имеется ни у кого. В начале проведенного исследования в контрольной группе результаты следующие: низкий уровень у 10% детей, средний уровень — 90%, высокий показатель не имеется ни у кого.
4. Педагогическое тестирование показало повышение физических навыков до уровня средних показателей. Среди наиболее актуальных проблем у глухих и слабослышащих особое место занимают проблемы, связанные с психологическим состоянием. Для оценки психических способностей использовался ряд тестов. Если при оценке психических способностей на начало занятий плаванием определен «удовлетворительный» результат. То, после цикла занятий глухие и слабослышащие стали внимательней, их тактильные ощущения улучшились, это положительно отразилось на результатах тестирования.
Таким образом, своевременное использование корригирующих приемов и движений в водной среде позволяет избежать нарушений в физическом развитии и открывает больше возможностей для полноценного роста и развития глухих и слабослышащих.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАВАНИЯ, КАК ВИДА СПОРТА ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ
1.1. Роль плавания в развитии глухих и слабослышащих
Плавание имеет благоприятное положительное влияние на социальную адаптацию глухих и слабослышащих в обществе, способствует формированию базы двигательных навыков и коррекции координационных нарушений, а также развитию мелкой моторики, способствующих в дальнейшем профессиональной адаптации и социальной интеграции данной категории.
Занятия плаванием включают следующие специальные задачи:
— оздоровительные — требующие большего внимания, чем у слышащих, в связи с ослабленностью организма;
— коррекционные — развитие дыхательных мышц, мышц плечевого пояса, совершенствование функций вестибулярного аппарата, точности, согласованности движений и ориентирования в пространстве;
— совершенствование психических функций — создание положительной мотивации к занятиям в бассейне, преодоление водобоязни, страха.
Нами были изучены работы об адаптивном плавании. Так, например, в исследовании П.В. Комарова занятия проходили в течение шести месяцев по три раза в неделю. По результатам замечено повышение уровня социальной адаптации и интеграции глухих и слабослышащих. Отмечено повышение двигательных способностей, выносливости, моторики .
Я.А. Смекалов показал в своей работе, что использование игрового метода в плавании позволяет укрепить мышцы пояса верхних конечностей, а также улучшить скоростно-силовые качества, специальную выносливость . В своем исследовании С.А. Мясищев показал, что занятия плаванием не только улучшают физическое состояние глухих и слабослышащих, но и благотворно влияют на психическое состояние глухих и слабослышащих . Со всеми вышеперечисленными данными согласуются результаты О.А. Чернояровой, она отмечает, что занятия плаванием улучшают регуляцию управления движениями, самоконтроль поведения, навыков взаимодействия не только с родителями, но и с тренером и, как следствие, у значительного количества детей (92 %) формируется навык плавания, а у 84 % детей повышается уровень физической подготовленности .
В работе А.И. Погребной отмечает, что занятия плаванием улучшают функцию внимания, воображения, интеллектуальной деятельности. Наблюдаются высокие темпы прироста физических качеств у глухих и слабослышащих детей, позволяют им вплотную приблизиться к здоровым детям по уровню развития основных физических качеств .
Занятия плаванием повышают функциональные возможности дыхания. Объясняется это следующими особенностями:
— интенсивная мышечная работа при плавании требует усиленного дыхания;
— выдох затруднен, так как выполняется в более плотную среду (воду);
— вдох затруднен вследствие давления воды на грудную клетку;
— фазы дыхания органически сочетаются с движениями рук.
Показатели жизненной емкости легких у глухих и слабослышащих имеют меньшие величины по сравнению со здоровыми сверстниками, поэтому систематические занятия плаванием оказывают положительное воздействие на развитие мышц, участвующих в акте дыхания.
Водная среда оказывает положительное влияние на нервную систему, стимулирует деятельность головного мозга, снимает умственное и физическое утомление, устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Воздействие воды на кожные рецепторы повышает электрическую активность нейронов и стимулирует работу нервных центров. Нарушение слухового анализатора приводит не только к недоразвитию речи, но и к отклонениям в двигательной деятельности человека. У глухих и слабослышащих наблюдается неустойчивость вегетативной системы, проявляющая в их поведении (возбудимость, импульсивность, утомляемость, неустойчивость эмоциональной сферы). Снижение функционального состояния двигательного анализатора у глухих и слабослышащих приводит к ослаблению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем .
Глухие и слабослышащие отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью, недостаточной подвижностью. У них часто отмечаются следующие отклонения: пошатывание при ходьбе и чрезмерный наклон туловища вперед, неуверенность походки, боязнь потерять равновесие, сойти с линии, замедленность выполнения движений.
У глухих и слабослышащих уменьшена мышечная, снижены показатели выносливости; отмечены трудности в обучении; чаше выявляется органическая кардиореспираторная патология.