Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Специфика освоения вокальной мелизматики в процессе подготовки педагогов-музыкантов в среднем профессиональном учебном заведении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования
исполнительских компетенций (вокальной мелизматики) у студентов в музыкально-педагогическом
колледже. 9
1.1 Характеристика
сущности понятий «мелизматика», «вокальная мелизматика и «вокальное
исполнительство»: историко-стилевой аспект. 9
1.2 Специфика формирования
исполнительских компетенций (вокальной мелизматики) у студентов музыкально-педагогического
колледжа. 16
1.3 Методика процесса формирования вокально-исполнительских
компетенций у будущих педагогов-музыкантов в колледже. 24
Выводы по I главе. 28
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования
исполнительских компетенций (вокальной мелизматики) у студентов в музыкально-педагогическом
колледже. 30
2.1 Программа диагностики уровня
владения вокальной мелизматикой студентами музыкально-педагогических колледжей. 30
2.2 Организационно-педагогические
условия эффективности формирования навыка исполнения вокальной мелизматики
студентами колледжа. 40
2.3 Результаты
опытно-экспериментального исследования процесса формирования исполнительских
компетенций студентами музыкально-педагогических колледжей 44
Выводы по II главе. 48
Заключение. 49
Список использованных источников. 51
Введение:
Актуальность исследования. В профессиональной подготовке педагогов-музыкантов все
большую значимость приобретают музыкально-исполнительские навыки и умения. С
каждым годом выпускается большое количество музыкантов, с каждым годом растет
число артистов и повышаются требования к их профессиональному уровню. Удивлять
слушателя приходится не только глубоким по смыслу текстом, выразительной
музыкой, оригинальной подачей, но и различными техническими приемами, включая
мелизмы.
Мелизмы – это мелодические украшения,
которые используются в музыке издавна; этот прием завоевал популярность у вокалистов,
не смотря на достаточную сложность в применении и исполнении. Мелизматика не
ограничивается эстрадным стилем, она повсеместно встречаются в классической и
народной музыке. Этот прием необходимо осваивать целенаправленно и
последовательно, чтобы филигранно и мастерски применять мелизмы в произведении.
Так же важно, чтобы рядом был педагог, который доступно объяснит, покажет и
поможет правильно применять украшения. Каждая нота должна прозвучать четко,
ритмично, в должном темпе. Часто неправильное исполнение украшения вызывает
ощущение фальши. Правильно исполненные и стилистически верные мелизмы являются
одним из показателей уровня профессионализма исполнителя.
Обучение в среднем специальном
учебном заведении является подходящим этапом в изучении и освоении мелизматики,
ведь приобретая профессиональные навыки, вокалист может глубоко познать свой
голос и уделить много времени деталям исполнения. Однако студенты поступают в
колледжи с определенной базой знаний, но без профессиональной подготовки,
поэтому проблема освоения мелизматики в ходе обучения вокалистов в музыкальных
колледжах представляется актуальной. Обратимся к этимологии слова
«мелизматика». Мелизматика – это учение об украшении, иногда также называемое
орнаментикой, но не в случае с современной эстрадной музыкой. Мелизм (греч.
melisma – песнь, мелодия) – мелодическое украшение звука, не меняющее темпа и
ритмического рисунка мелодии. Обозначается в нотном письме специальными знаками
или мелкими нотами. Мелизмы –
небольшие мелодические обороты, украшающие основной рисунок мелодии. Широко
используются мелизмы как в инструментальной, так и в вокальной музыке.
В силу специфики собственной профессиональной
деятельности, считаем наиболее актуальным для себя обратиться, в первую очередь,
к вокальной мелизматике. Хотя мелизмы не являются ни частью мелодии, ни
обязательной составляющей языка современной музыки, практически каждый вокалист
стремится разнообразить и украсить исполняемые песни различными вокальными
приемами (такими, как вибрато, субтон, расщепление), в том числе и мелизмами.
Можно даже сказать о том, что умение уместно и стилистически грамотно
использовать мелизм – это один из показателей уровня развития технических навыков
и чувства музыкального стиля вокалиста.
Мелизмы
существовали столетиями, уже в раннем средневековье их использовали в церковных
псалмах. Отечественная эстрадная музыка уже давно не только заняла важнейшее
место в социально-культурной, эстетико-воспитательной и
музыкально-образовательной жизни российского общества, но и по праву снискала
себе авторитет на мировой арене. Она давно укоренилась и имеет свои законы,
принципы и правила, что влечет за собой инновации в шоу-бизнесе, развитие
которого растет в больших масштабах, в связи с этим растет актуальность
изучения новых технологий и техник в обучении музыкантов. На слух она кажется простой, легкой и
запоминающейся. Для этого и трудится
артист. Из-за растущего количества исполнителей вокалист должен уметь
перевоплощаться в своего персонажа, красиво выглядеть, правильно двигаться, но
и технически совершенствоваться. Технический навык нужно развивать, ведь
профессионал с легкостью должен исполнить любой элемент в песне.
Овладеть
техникой мелизмов могут достаточно опытные исполнители, которые пользуются
правильным дыханием, опорой, работают гортанью и используют разные регистры.
Такие исполнители как Нина Симон, Уитни Хьюстон, Селин Дион, Марайя Кери (в
этот список можно ввести десятки исполнителей) ювелирно владеют этим приемом.
Посмотрев живые исполнения этих вокалистов, можно обратить внимание на
колебания гортани (чем и исполняется данный прием), движений тела и рук.
Мелизмы используются в разных регистрах, по всему диапазону, от чего и меняется
окрас и характер приема.
Еще одна
небольшая, но значимая задача мелизма – превращение тривиальной песни в
интересную, сложную и запоминающуюся слушателю композицию. При этом не стоит с
ними перебарщивать, ведь они могут отвлечь внимание слушателя от текста,
поэтому важно много слушать и повторять, чтобы накопить багаж знаний, который
поможет свободно импровизировать. Настоящее время можно считать пиком этого
украшения, ведь не найдется ни одной песни, в которой он не используется.
Несмотря на важность этого украшения пособий и методик для изучения очень мало,
именно поэтому стоит уделить этому приему особое внимание.
Формирование
представлений о певческой манере может представлять комплекс условий,
обеспечивающий эффективную работу с начинающими певцами. Но зачастую эти
условия реализуются некачественно, так как ощущается неопытность педагога в
неправильном подборе упражнений, наглядного и музыкального материала,
неверность представлений о певческой позиции, манере звукоизвлечения.
Противоречие
между разработанностью проблемы формирования представлений о певческой манере в
методической литературе по обучению пению, и отсутствие разработок комплексов
формирования представлений об эстрадной манере пения у начинающих вокалистов
позволили сформулировать проблему исследования – поиск теоретических и
методических оснований для формирования у начинающих эстрадных исполнителей
представлений о певческой манере.
Обозначенное
выше противоречие позволяет сформулировать актуальность исследования, которая
обуславливается повышенным интересом к обучению эстрадному пению. Однако у
педагогов, осуществляющих процесс обучения, ощущается нехватка знаний о современных
методах обучения эстрадному вокалу, а также о методах формирования
представления у обучающихся о певческой манере. Выявленные противоречия и
сформулированная проблема обусловили выбор темы исследования: «Специфика
освоения вокальной мелизматики в процессе подготовки педагогов-музыкантов в
среднем профессиональном учебном заведении».
Объект
исследования: исполнительские
компетенции (вокальной мелизматики) у студентов в музыкально-педагогическом колледже.
Предмет
исследования: специфика и
организационно-педагогические условия эффективности формирования исполнительских
компетенций (вокальной мелизматики) у студентов в музыкально-педагогическом колледже.
Цель исследования: провести теоретико-методологический
анализ и опытно-экспериментальным путем определить специфику формирования у студентов
вокально-исполнительских компетенций (мелизматики) в
музыкально-педагогическом колледже.
Задачи исследования:
– охарактеризовать
сущность понятий «мелизматика», «вокальная мелизматика» и «вокальное
исполнительство» в историко-стилевом аспекте;
– выявить специфику
формирования исполнительских компетенций (вокальной мелизматики) у студентов
музыкально-педагогического колледжа;
– рассмотреть
методику процесса формирования вокально-исполнительских компетенций у будущих
педагогов-музыкантов в колледже;
– разработать
программу диагностики уровня владения вокальной мелизматикой студентами
музыкально-педагогических колледжей;
– определить
организационно-педагогические условия эффективности формирования навыка
исполнения вокальной мелизматики студентами колледжа;
– оценить
результаты опытно-экспериментального исследования процесса формирования навыка
исполнения вокальной мелизматики студентами колледжа.
Методы
и методология исследования.
Методами исследования послужили:
– теоретические: изучение и анализ специальной
литературы по педагогике, педагогической психологии, дидактике, вокальной
технологии и методике, искусствознанию, физиологии, психологии и фониатрии;
обобщение педагогического опыта обучения пению;
– практические: опытная работа с будущими педагогами-музыкантами; анализ вопросов
звукообразования и звуковосприятия у певцов различных жанровых направлений:
фониатрические обследования певцов, аудио- и видеофрагменты, педагогические
наблюдения, статистическая обработка полученных данных.
Методологической
основой работы послужили
исследования ведущих ученых в области истории и теории
вокально-исполнительского искусства, вокальной педагогики и методики.
Теоретико-методологической основой послужили научные
положения о проблемах постановки певческого голоса Ф. Ф. Заседателева,
И. Б. Бархатовой, В. А. Багадурова, Ф. Ф. Витта идеи
развивающего обучения В. В. Давыдова, М. В. Кузнецовой, теории
поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной,
монография В. А. Багадурова «Очерки по истории вокальной
методологии».
При освещении жанрово-стилевых особенностей эстрадного
вокального искусства мы опирались на основные положения У. Саржента, И. Б. Бархатовой,
В. В. Тимохина, Г. А. Гараняна, включая статьи А. П. Мохонько
«Джазовый вокал – проблемы, поиски, решения».
При анализе певческого звукообразования и
звуковосприятия у певцов основополагающими были труды таких авторов, как: Р. Юссон,
Л. Б. Дмитриев, В. П. Морозов, Г. П. Стулова,
В. И. Юшманов, В. В. Емельянов, В. Л. Чаплин, М. В. Кузнецова,
Д. Е. Огороднов, Сет Риггс, Д. В. Люш, В. Ландовска «Об украшениях», О. П.
Леурды «К вопросу о роли мелизмов в эстрадно-джазовой музыке ХХ века», учебное
пособие Дж. Б. Ламперти «Техника бельканто».
Теоретическая
значимость исследования
состоит в изучении путей развития вокальной мелизматики, систематизации видов
мелизмов и методик их освоения студентами музыкально-педагогических колледжей.
Практическая
значимость работы заключается
в разработке и систематизации упражнений, направленных на освоение вокальной
мелизматики, оценке эффективности применяемых методов, проведенной в процессе
практической педагогической деятельности в музыкально-педагогическом колледже.
Структура работы: выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов),
заключения, списка использованных источников.
Заключение:
В современном исполнительском вокальном искусстве мелизматика играет
важнейшую роль среди эстрадно-джазовых вокалистов. Она широко распространена
среди исполнителей жанров соул и ритм-энд-блюз.
В данном исследовании была проведена необходимая хронология исторического
развития мелизмов, сделана сравнительная характеристика орнаментики разных эпох
(возникновение и ее последующее развитие), что привело к выводу о том, что
постепенно использование мелизмов достигает, и продолжает на сегодняшний
момент, все большей популярности.
Выявлены отличительные стороны традиционной и эстрадно-джазовой манер
исполнения мелизмов, что привело к осознанию существующей проблемы, которая
вытекает из данности, основанной на свободном исполнении мелизматических
элементов в вокальном эстрадно-джазовом исполнительстве с присущим
импровизационным характером.
Также в ходе исследования найдено определение термина – эстрадноджазовая
мелизматика – это совокупность современных способов исполнения мелизмов на
основе индивидуальной свободной интерпретации.
При детальном анализе современной вокальной музыки, на примерах
популярных эстрадно-джазовых исполнителей, выявлено следствие того, что
мелизматика, используемая в современных композициях, построена, в большей степени,
на отработанном навыке исполнения простых и сложных мелизмов и умении свободно
импровизировать.
Разность вокального исполнения современных состоявшихся эстрадноджазовых
вокалистов, приводит к пониманию необходимости указаний в виде конкретных
упражнений для развития беглости и техники использования мелизмов в
эстрадно-джазовом исполнительстве.
С теоретической точки зрения было рассмотрено устройство голосового
аппарата, его скорость и работа в процессе воспроизведения различных мелизмов.
Что касается развития мелкой вокальной техники, были приведены
необходимые примеры вокальных упражнений. Мое мнение о известных методах
улучшения техники свободной импровизации заключается в том, что нужно развивать
индивидуальную манеру исполнения эстрадно-джазовой мелизматики, основываясь на
импровизационном начале. Для этого в приведенных примерах упражнений стоит
комбинировать их элементы, иначе говоря, создавать смешанные методы развития
техники вокальной эстрадноджазовой мелизматики.
Важно помнить о том, что исполнитель должен быть в полной мере обучен
основам разных периодов становления орнаментики и ясно понимать отличительные
черты традиционной и современной эстрадно-джазовой манер. Для того, чтобы иметь
расширенное представление о возможностях использования разнообразных приемов и
техник, не выходя за рамки стилистики исполняемой композиции.
Данная тема имеет широкий спектр понятий в сфере вокального
эстрадно-джазового исполнительства. Необходимо учитывать, что мелизматика идет
в ногу со временем, характеризуя и обогащая композиции разных эпох, и было бы
категорически неверным останавливаться на достигнутых этапах развития мелизмов,
не развивая методический аспект.
Это приводит к заключению о том, что следует продолжать развивать
исполнительскую сферу и методы усовершенствования техники свободной
импровизации вместе с тенденцией развития мелизматики в контексте этого
исследования касательно эстрадно-джазовой вокальной музыки.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические
аспекты формирования исполнительских компетенций (вокальной мелизматики) у студентов
в музыкально-педагогическом колледже
1.1 Характеристика сущности понятий «мелизматика»,
«вокальная мелизматика и «вокальное исполнительство»: историко-стилевой аспект В этом разделе рассматривается
исторический аспект общих представлений о мелизматике в музыке, а также
основные типы мелизматики, сложившиеся в разных музыкальных стилях.
История мелизмов восходит к временам
музыки древних культур. В стилевых рамках христианской музыки григорианские
песнопения стали основоположниками мелизматики. Следует отметить, что этот
термин может использоваться в музыке разных музыкальных стилей: барокко,
классицизм, романс и так далее, а также во всех видах вокальных жанров, таких
как опера, оперетта, мюзикл, песня и романтика.
Если сосредоточиться на эпохе
барокко, становится ясно, что все наполнено множеством различных орнаментов.
Это распространилось на искусство, но в большей степени и на музыку, о чем
свидетельствует использование богатой полифонии и причудливых мелодических
поворотов, необычных для уха обычного современного слушателя. И даже в столь
разнообразных выразительных средствах музыкальное искусство барокко было
наполнено мелизматикой.
Однако есть нюанс: все мелкие приемы
использовались только в инструментальном исполнении. Что касается вокальных
партий, то мелких украшений в них практически нет. Один слог часто поется в
нескольких звуках или даже в нескольких тактах.