Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Создание педагогических условий для развития режиссёрской игры старших дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ
РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 5
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по
проблеме развития режиссерской игры старших дошкольников. 5
1.2. Режиссерская игра как вид деятельности в старшем
дошкольном возрасте 11
1.3. Анализ передового педагогического опыта по
организации режиссерских игр в ДОУ.. 16
Выводы по главе 1. 20
2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЖИССЕРСКОЙ
ИГРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 22
2.1. Организация и методики исследования уровня развития
режиссерской игры старших дошкольников. 22
2.2. Проведение работы по созданию педагогических условий
для режиссерской игры старших дошкольников. 24
2.3. Анализ результатов исследования. 28
Выводы по главе 2. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 44
Введение:
Актуальность
исследования. Дошкольное детство — короткий, но важный
период утверждения личности. В эти годы ребенок получает начальные знания об
окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям,
к труду, вырабатываются навыки и привычки поведения, складывается характер.
Дошкольный возраст ученые определяют как период значительных сдвигов в
формировании личности ребенка. Благодаря своей активности ребенок вступает в
практические, действующие отношения с окружающими предметами и в общение с
людьми. Содержание, формы и побуждение к активности ребенка, которые изменились
в результате ее развития в предыдущие периоды жизни, становятся условием
дальнейшего формирования личности. В активности дошкольника происходят заметные
изменения.
При этом, в течение всего
дошкольного детства игра составляет важное условие развития психики и личности
ребенка. От того, как взрослый организует этот первый вид деятельности ребенка
зависит успешность формирования личности ребенка. Поэтому глубокие знания
психологических закономерностей игровой деятельности — важная составляющая
профессиональной подготовки воспитателя дошкольного учреждения.
Проблема
исследования заключается в определении особенностей
организации режиссерских игр старших дошкольников, поскольку данный вид игры
формируется у детей к концу дошкольного возраста и требуют создания ряда
педагогических условий по ее развитию у детей.
Объект
исследования – развитие режиссерской игры у детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет
исследования – создание педагогических условий,
направленных на развитие режиссерской игры старших дошкольников.
Цель
исследования: изучение педагогических условий по
развитию режиссерской игры старших дошкольников.
Поставленная цель
исследования предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать
психолого-педагогические исследования по проблеме развития режиссерской игры
старших дошкольников.
2. Охарактеризовать
режиссерскую игру как вид деятельности в старшем дошкольном
возрасте.
3. Провести анализ
передового педагогического опыта по организации режиссерских игр в ДОУ.
4. Организовать
опытно-практическую работу и определить методики исследования уровня развития
режиссерской игры старших дошкольников.
5. Провести работу по созданию
педагогических условий для режиссерской игры старших дошкольников.
7. Проанализировать
результаты исследования.
Гипотеза
исследования: предполагается, что в старшем дошкольном
возрасте необходимо создание особых педагогических условий, которые будут
направлены на эффективное развитие режиссерской игры:
— формировать различные
способы ролевого поведения детей;
— учитывать модели
развития режиссерской игры.
Методами
исследования в работе являлись следующие:
1. Теоретический анализ
психолого-педагогической литературы по теме исследования
2. Эмпирическое
исследование уровня развития режиссерской игры у детей старшего дошкольного
возраста.
3. Количественный и
качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая
база исследования представлена наработками отечественных
педагогов и психологов, среди которых следующие: Н.П. Аникеева, Ю.П. Азаров,
Ш.А. Амонашвили, М.Я. Басов, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, которые в
своих трудах отмечали, что использование метода игры в развитии личности детей
определяется важностью формирования личности ребенка в целом.
Практическая
значимость исследования состоит в том, что проанализированные
особенности процесса развития режиссерской игры современных дошкольников
позволяют учитывать их при разработке программ развития игровой деятельности
детей, а также определения наиболее эффективных педагогических условий по ее
развитию.
Структура ВКР
представлена введением, двумя главами, выводами по ним, заключением и списком
литературы.
Заключение:
Реформирование системы
образования, ее концептуальных, организационных основ в контексте
социально-экономических преобразований, которые происходят в нашей стране, не
представляются без воспитания и развития личности, ее обще-эстетической
культуры. Значительную роль в этом процессе играют режиссерские игры. Тематика
и содержание режиссерских игр имеют нравственную направленность, формируют вкус
ребенка, приносят огромную пользу для духовного воспитания, способствуют
творческому развитию. Как и другие игры, режиссерская игра имеет социальную
природу и строится по представлениям детей о жизни взрослых. Перед ребенком
раскрываются не только правила поведения, но и их значение для установления и
поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
Режиссерская игра имеет
важное значение как для психического, так и для социального развития ребенка
дошкольного возраста. Режиссерская игра — средство воспитания гуманного
отношения к сверстникам как части социального окружения ребенка — дошкольника,
что, как в зеркале, отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.
Режиссерские игры
развиваются с предметно — отражательная игровых действий ребенка в процессе
общения со взрослыми, усвоение предлагаемых ими простых сюжетных образцов.
Главным условием дальнейшего развития режиссерской игры является формирование
навыков совместных действий и умение согласовывать план, подбирать игрушки и
атрибуты, распределять роли, согласовывать действия.
Режиссерские игры могут
быть индивидуальными и общими. Важное значение для организации режиссерской
деятельности детей и руководства ею имеет определение содержания,
функционального назначения, специфики речевых задач в каждом из ее видов.
Каждый из видов режиссерской деятельности ставит свои приоритетные речевые
задания. В режиссерской игре обогащается и активизируется словарь детей,
формируется умение самостоятельно составлять, создавать собственный сюжет,
подбирать должное речевое оформление для реализации замысла, идеи.
К режиссерским играм в
детском саду относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе.
Следовательно, значение режиссерских игр трудно переоценить. Но, к сожалению,
вопросу роли режиссерско-игровой деятельности, ее влияния на эстетическое
развитие ребенка, уделяют недостаточно внимания. В связи с актуальностью данной
проблемы, мы определили тему своего исследования, его гипотезу и цели. В
соответствии с целью, объектом и предметом исследования определили задачи и
достигли определенных результатов.
Проведенные исследования
дают основание утверждать, что: режиссерско-игровая деятельность имеет большое
значение для всестороннего развития ребенка; в дошкольном учебном заведении
недостаточно внимания уделяется режиссерско-игровой деятельности детей;
систематическая работа по данному вопросу необходима.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЫ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
развития режиссерской игры старших дошкольников
Игра является особой
формой деятельности, которая происходит в условных ситуациях. Она направлена на
воссоздание и усвоение общественного опыта, который зафиксирован в
социально-закрепленных способах осуществления предметных науки и культуры. В
игре происходит воспроизводство норм человеческой жизни и деятельности [54].
Важно заметить, что
разыгрывание разных ролей в детских играх стало основанием для создания
нескольких психологических концепций развития личности. Так, одна из концепций
принадлежит американскому психологу Дж. Миду. Автор считает, что развитие
личности протекает в процессе взаимодействия индивида с разными людьми. Именно
детские ролевые игры являются доказательством данному утверждению, так как
изначально в играх детей выполняется любая роль, что приводит многих ученых ко
мнению, что игровое поведения проходит как подражание или идентификация, а не
взятие роли. Предполагается, что ребенок приписывает себе те или иных качества
внешних объектов или людей. По мере взросления ребенка происходит расширение
его круга общения и в число значимых людей начинают входить и другие
родственники и сверстники. Постепенно ребенок в игре усваивает целую систему
регламентаций поведения в виде правил игры. На данном этапе развития ребенок
берет на себя роли (например, роль мужчины или женщины, воспитателя, отца или
матери), что означает усвоение системы взаимных требований и ожиданий. Однако
некоторые ученые не соглашаются с такими представлениями о детском развитии как
последовательной смене ролей. Что касается мнения отечественных ученых, то они
утверждают, что признание ролевого пути развития личности говорит о признании
запрограммированного поведения [23].
Режиссерская игра – это
разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок
организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет,
управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская
игра представляет собой «воображение в действии» (Е.Е. Кравцова). Такие ученые
как Е.М. Гаспарова, О.В. Солнцева, Е.В. Трифонова, Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова занимались
изучением режиссерской игры детей.
Даже в очень товарищеских
детей периодически возникает желание поиграть самостоятельно. Можно наблюдать,
как ребенок сосредоточено строит что-то из кубиков или разыгрывает сценку с
игрушками, выступая в роли режиссера и говоря текст всех героев. Это и есть
режиссерская игра дошкольника, и в ней, как и во всех других видах игр,
формируется личность ребенка, его социальная компетентность и гуманистическое
мировоззрение. Это самостоятельная индивидуальная игра ребенка с игрушками, в
которой она — и сценарист, и исполнитель всех ролей, и режиссер постановки.
Именно в режиссерской игре с особой яркостью проявляются индивидуальные
особенности ребенка, развиваются его творческие способности, целенаправленная
воображение, движение от мысли к действию [26].
Приближаясь к 4-летнему
возрасту, ребенок в своих действиях начинает использовать различные символы –
указатели, которые обозначают предметы, но отдаленные от них, одновременно с
тем, сохраняющие определенное сходство с самими предметами. Например, ребенок
использует лист дерева как деньги, или одеяло для куклы, а кубики становятся
кирпичами и т.п. Полное формирование режиссерской игры происходит после
формирования у ребенка самостоятельности [4].
Е.Е. Кравцова указывает,
что режиссерская игра включает в себя несколько компонентов, а именно:
· Сюжет,
который отражает какую-либо сторону действительности или действия,
воспроизводимые в игре;