Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Создание и ведение архива предприятия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ И ВЕДЕНИЯ АРХИВА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Правовое регулирование деятельности архива организации 5
1.2 Положение об архиве организации 11
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ АРХИВА………………………………………………………………………….13
2.1 Основные требования к созданию помещения и здания архива 13
2.2 Работа с документами, задачи, функции архива 16
2.3 Порядок выдачи дел из архива. Порядок проведения проверки наличия и состояния дел архива 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Введение:
Один из важнейших резервуаров памяти человечества – архивы. Архивное дело с древнейших времён было делом государственным. Но когда возникли частные архивы, их документы служили главным образом правовым обоснованием при регулировании взаимоотношений с государством или при посредстве государства.
Архивы являются самой ценной частью социальной памяти, так как они долговечны, специально создаются для хранения документов и концентрируют информацию о наиболее глубинных сторонах жизни именно данного общества. Иначе говоря, архивы реализуют важнейшую социальную функцию – обеспечивают долговременную память общества. Одной из отличительных черт общественного сознания и научной культуры нашего времени, связанных с попытками осмыслить прошлое, создать объективную картину исторического развития и использовать опыт прошлого в практической деятельности, является интерес к архивам и ретроспективной документной информации.
Архивы призваны осуществлять следующие основные функции. Первая функция — сохранить документы. Вторая функция — обновлять эту память, то есть свежие документы о текущих событиях должны своевременно поступать в архивы. Третья функция — документы должны быть объединены в справочно-поисковые системы, чтобы можно было быстро найти интересующую информацию.
Наконец, четвертая функция — это иметь доступ к ним и использовать при необходимости.
Актуальность темы исследования. Ежедневно в организациях и учреждениях разрабатывается и поступает большое количество различных видов документов. Все они имеют разную значимость, определенный срок хранения и могут быть заново востребованы после окончания работы с ними. Для того чтобы найти нужный документ не составляло труда, была разработана примерная система организации хранения документов в организации после окончания работы с ними, но до поступления в архив. Соблюдение всех правил позволяет не только не потерять, но легко и оперативно находить важные документы.
Целью исследования изучить особенности создания и ведение архива предприятия
Цель работы определяет следующие задачи:
-изучить правовое регулирование деятельности архива организации;
-изучить положение об архиве организации;
-изучить основные требования к созданию помещения и здания архива;
-проанализировать работу с документами, задачи, функции архива;
-изучить порядок выдачи дел из архива;
-изучить порядок проведения проверки наличия и состояния дел архива.
Объектом исследования в работе являются особенности создания и ведения архива предприятия.
Предмет исследования составляют правила создания, ведения и нормативно-правовая база архива предприятия.
Гипотеза. Архив способствует эффективному функционированию организации.
Заключение:
В первой главе работы была изучена нормативно-правовая база для создания, организации работы и ведения архива предприятия.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Архив организации как структурное подразделение организации нельзя рассматривать отдельно от самой организации, а следовательно при организации работы архива, нужно руководствоваться правовыми актами, регулирующими деятельность и архива, и самой организации.
Требования к формированию дел и организации хранения управленческих и технических документов различны и регулируются отдельными актами. Архив управленческой и научно-технической документации должны вестись раздельно.
Несмотря на рекомендательный характер установленных правил для организаций, только на их основе можно подготовить качественные локальные акты организации (Инструкцию по делопроизводству, Положение об архиве, номенклатуру дел и тд.).
Одним из основных документов в организации регламентирующих деятельность архива является Положение об архиве.
Положение об архиве — это руководство, единый для всех сотрудников стандарт, в соответствии с которым осуществляются все процессы разработки, обработки, хранения и утилизации документации предприятия.
Во второй глава работы были изучены основные правила организации и ведения архива. Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Необходим качественный подход к подготовке помещения, предназначенного для создания архива предприятия. Должны соблюдаться пожарные, охранные и санитарно-эпидемиологические нормы; Использоваться качественные материалы для обработки стен, полов и потолков помещения и поддержания их исправного состояния, ведь от этого зависит сохранность находящейся в архиве документации.
Дела выдаются из архива для использования:
1. сотрудниками структурных подразделений организации (на срок до 10 дней);
2. другим организациям во временное пользование (на срок до 3 месяцев);
3. для проведения архивных работ с документами (на срок 1 месяц);
4. для проведения страхового копирования и специальной обработки документов с целью улучшения физического состояния дел (на срок 6 месяцев).
Выдачу дел из архива регистрируют в книге выдачи дел из хранилища.
Проверка наличия и состояния дел является постоянной плановой работой архива.
При проверке наличия дел сверяют:
1.название фондообразователя и его структурного подразделения;
2. делопроизводственный индекс;
3. заголовок дела;
4. даты дела;
5. количество листов в деле.
На сегодняшний день непроработанными в большинстве современных организаций остаются вопросы обеспечения сохранности документов, в частности создания материально-технических условий для их физической сохранности и надлежащего режима хранения, исключающих порчу, утрату, хищение документов. Для эффективной работы архивов необходимы профессиональные рекомендации по расчету площадей архивохранилищ, их размещению внутри организации
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ И ВЕДЕНИЯ АРХИВА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Правовое регулирование деятельности архива организации
Сегодня невозможно представить какую-либо сферу человеческой деятельности без правового регулирования. Каждое предприятие независимо от сферы деятельности, формы собственности и т. д. функционирует на основании правовых актов, архивная отрасль не является исключением. Несомненно, государственные, ведомственные, муниципальные архивы как самостоятельные организации имеют четко определенную систему законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих их работу. В данной статье пойдет речь о правовом регулировании архивов частных, коммерческих организаций.
Под архивом организации понимают структурное подразделение организации осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов [4]. Рассматривая архив организации как ее составную часть, следует отметить его неразрывную связь с другими структурными подразделениями организации. Следовательно, сфера правового регулирования такого архива будет включена в правовое поле всей организации.
Так, организовывая оперативное и архивное хранение документов организации, необходимо руководствоваться не только законодательством в области организации архивного хранения, но и специальным законодательством, регламентирующим деятельность всей организации. Попробуем выделить критерии, по которым следует определять перечень правовых актов, которыми необходимо руководствоваться при работе с документами в той или иной коммерческой организации. Во-первых, организационно-правовая форма предприятия. Согласно гражданскому праву коммерческие организации могут создаваться в форме товариществ, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, производственных кооперативов и др. [2]. Каждая организационно-правовая форма имеет свою специфику, отраженную в соответствующих законах [5, 6]. Во-вторых, степень секретности документов, передаваемых в архив организации. В зависимости от степени секретности информации, содержащейся в документах, выделяют грифы ограничения доступа: государственная тайна и коммерческая тайна. Отнесение сведений к государственной тайне регулируется Федеральным законом «О государственной тайне» [8]. Понятие коммерческой тайны установлено в законе «О коммерческой тайне» [7], кроме того в организации могут создаваться Положение либо Инструкция по коммерческой тайне, а также Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. В-третьих, в зависимости от вида деятельности организации могут выделяться более подробные перечни законодательных и нормативно-правовых актов, необходимых для ее функционирования.
Определив основополагающие акты, на основании которых функционирует организация, перейдем к рассмотрению правовых актов в области архивного права. Архивное право не существует само по себе, положения по организации работы с документами содержатся в различных отраслях права. В первую очередь архивное дело ведется с учетом положений конституционного права и его основного источника Конституции Российской Федерации. Конституция закрепила право каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом [1].
Также архивное право пересекается с уголовным, административным правом в области ответственности за нарушение порядка обращения с документами. В Уголовном Кодексе рассматриваются такие нарушения, как отказ в предоставлении гражданину информации; приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих или освобождающих от обязанностей; похищение или повреждение документов. В Кодексе об административных правонарушениях содержится статья, предусматривающая ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов. Несомненно, хорошо, что государством предусмотрены такие виды ответственности, но с другой стороны мера ответственности и практика привлечения к ответственности по вышеперечисленным нарушениям именно в области работы с архивными документами оставляют желать лучшего.
Далее рассмотрим правовые акты в области архивного дела в соответствии с иерархией, наивысшую ступень которой занимают законодательные акты. Основным законом в области архивного права выступает Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», он определяет основные принципы функционирования архивов в нашей стране. Читая положения закона, мы видим отличия требований, предъявляемых к государственным органам от рекомендаций к организациям. Так, в статье 13 закона указывается, что «государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района, городского округа и внутригородского района обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов. Организации и граждане вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности» [4].
Следовательно, к коммерческим организациям предъявляются более лояльные требования, чем к государственным органам. Однако, существуют различия требований к организациям, это связано с отнесением некоторых организаций к источникам комплектования государственного или муниципального архива. Соответственно, спрашивать с организаций-источников комплектования будут в строгом соответствии с актами в области архивного права. Определяют списки организаций-источников комплектования по различным критериям, установленным в нормативно-методических актах Росархива. Таким критерием может выступать, например, особая роль организации (масштаб деятельности, общественно признание, стабильность существования, значимость для страны/региона и т.д.).
Следующую ступень правовой иерархии занимают нормативно-правовые акты Российской Федерации. К таким документам следует отнести Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, которые содержат требования к оформлению и формированию дел в федеральных органах исполнительной власти [9], однако будут полезны и для частных организаций.
Далее рассмотрим следующую группу актов нормативно-методического характера. Также как вышеуказанные Правила «Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» [10], несмотря на их ориентацию на органы государственной власти, могут использоваться при создании локальных актов по делопроизводству и другими организациями в силу того, что не существует иных актов, помогающих разрабатывать Инструкции по делопроизводству. К данной группе также относятся новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных фондов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» [26], пришедшие на замену «Основным правилам работы архивов организаций» 2002 года.
Новый документ вызвал много противоречий. Один из разработчиков документа М. В. Ларин в своей статье говорит, что Правила тщательно подготавливались на протяжении нескольких лет и были согласованы с министерствами культуры, связи и юстиции» [26]. Они содержат меньше детализации по работе архива организации по сравнению с Правилами 2002 года, это, по словам автора, сделано намеренно, из Правил исключены положения рекомендательного характера, авторы документа возложили уточнение на локальные документы организаций. С другой стороны, блогер Наталья Храмцовская не рекомендует организациям воспринимать данный документ всерьез, высказывая аргументы в пользу того, что документ оторван от современной реалии работы архивов организаций [37].
С Н. Храмцовской нельзя не согласиться в том, что организации, не являющиеся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, вправе игнорировать различные методические рекомендации к работе архивов организаций и оставлять на свое усмотрение решение вопросов организации комплектования, хранения, учета и использования своих документальных фондов. Однако, полностью игнорировать существующие нормативные документы все же не стоит, ведь с их помощью можно разработать учитывающие специфику деятельности, локальные акты организации.
Также, при составлении номенклатуры дел организации будут полезны: «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» ─ для определения сроков хранения управленческих документов (организационно-распорядительных, информационно-справочных и др.); «Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения» ─ для определения сроков хранения технических документов (например, карт, технических паспортов и др.).
Также хочется обратить внимание читателей различия в правилах работы с управленческими и техническими документами. Если правила работы управленческих архивов имеют хорошую правовую базу, по ним написано множество статей, то с техническими архивами дела обстоят сложнее. Во-первых, потому что ответственность за ведение работы с техническими документами возлагается в организациях на технические отделы, которые далеки от знания правил делопроизводства. Во-вторых, правила работы с техническими документами имеют немногочисленную правовую базу. Помимо вышеуказанного Перечня к правовым документам можно отнести ГОСТ Р 21.1003–2009 «Система проектной документации для строительства. Учет и хранение проектной документации», определяющего правила учет и хранения подлинников, порядок их восстановления, правила учета и хранения копий технических документов [3].
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Характеристика систем электронного архива документов. 4
1.1 Понятие,
сущность и виды систем электронного архива документов. 4
1.2 Жизненный
цикл и компоненты систем электронного архива документов. 9
Глава 2.
Внедрение системы электронного архива документов в ООО «Газпром трансгаз Нижний
Новгород». 17
2.1 Общие
сведения о создании и особенности деятельности ООО «Газпром трансгаз Нижний
Новгород». 17
2.2
Организация электронного архива документов и движение документов в ООО «Газпром
трансгаз Нижний Новгород». 18
Заключение. 27
Список
литературы.. 28
Введение:
Актуальность
темы. Распространенные сегодня компьютерные технологии
принесли большие изменения в сферу документационного обеспечения управления. До
автоматизации делопроизводства работа с документами занимала большую часть
времени сотрудников организаций. Низкие показатели эффективности
обусловливались технологиями ручной обработки документов. Распространение
автоматизации позволяет выстраивать работу с документированной информацией на
новых основаниях, используя возможности коллективной обработки с текстов,
таблиц, изображений, организуя движения электронных документов внутри и вне
организации, их регистрацию и контроль.
Современные системы
электронного документооборота способны автоматизировать весь цикл работы с
документами, что, несомненно, положительно влияет на сферу управления в целом.
Храмцовская Н.А. [14]
в одной из своей статье делает анализ существующей законодательно-нормативной
базы в России и ее сравнение с законодательством других стран. Платко А.Ю. [10]
уделяет внимание о состояние современного российского рынка и о перспективах
развития. Мансурова Н.А. [9] раскрывает вопросы внедрения систем
электронного документооборота. Белов С.П. [4]
рассматривает в своем статье методику внедрения СЭД, также Клименко С. В., Крохин
И. В., Кущ В. М., Лагутин Ю. Л. рассматривают вопросы повышения эффективности
автоматизации делопроизводства учреждения, включая специфические проблемы
связанные с переходом на безбумажную технологию [8].
Объект
исследования – системы электронного архива документов. Предмет исследования
– создание и ведение архива в ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород».
Цель
дипломной работы: охарактеризовать преимущества и
недостатки систем электронного архива документов в организациях на основе
существующих методик и опыта.
Заключение:
В ходе работы были
рассмотрены цели и задачи внедрения систем электронного документооборота в
организации, их классификация, существующие методики внедрения. Проведен анализ
опыта реализации проектов по разработке и внедрению СЭД в организациях и
учреждениях разной отраслевой направленности и форм собственности, показаны их
особенности.
Подводя итог, можно
сказать, что на отечественном рынке постоянно ведутся работы по
усовершенствованию автоматизированных систем, предназначенных для управления
документами, что ведет и к росту числа внедренческих проектов, и к совершенствованию
их методик. Сегодня очень много больших и крупных компании внедряют СЭД,
поскольку это обеспечивает быстрый поиск документной информации, работу с
документами в режиме реального времени, повышение эффективности управления в
целом. При этом делаются лишь первые шаги по созданию общегосударственных
стандартов на автоматизированные технологии в области делопроизводства и
архивов. Не существует универсальной классификации, которую можно было
эффективно использовать в качестве основы для формирования требования к СЭД,
как в технической, так и в прикладной ее части.
Сегодня электронные
архивы стали необходимым условием эффективной работы современной организации,
так как объемы документов увеличиваются. Все чаще из-за сложности доступа к
архивам увеличивается время поиска документов и, как следствие, вынужденных
простоев. Наиболее эффективным решением данной проблемы является сканирование
документов, организация и создание электронного архива.
Итак, электронный архив
позволяет более эффективно организовывать хранение документов, а также является
необходимым условием для эффективной работы предприятия или организации,
поскольку объемы документов предприятия или организации постоянно
увеличиваются.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Характеристика систем электронного архива документов
1.1 Понятие, сущность и виды систем электронного архива документов
Под электронным архивом понимают базу
документов на электронных носителях и программные средства, позволяющие
осуществлять поиск документа.
Согласно закону, создание
электронного архива в организации должно отвечать следующим требованиям:
— Информация должна быть
доступной для дальнейшего использования;
— Должна быть обеспечена
возможность восстановления электронного документа в том формате, в котором он
был создан;
— При наличии должна
храниться информация, которая позволяет установить происхождение электронного
документа, а также дату и время его отправления [5].
Внедрение электронного
архива, прежде всего, начинается с необходимости структурировать электронную
информацию, независимо от вида документа.
В электронном архиве
будут храниться документы, полученные от физических и юридических лиц, в том
числе: — статистические документы — сюда войдут документы, отражают работу
учреждения;
— Документы по сроку
хранения — войдут документы долгосрочного и временного хранения, а также
ликвидированы документы;
— Документы для
самостоятельной загрузки – зарегистрированный пользователь самостоятельно
загружает документы в архив;
— Исторические документы
— войдут документы, отражающие историю района.
Создание электронного
архива для организации дает устранить проблемы, связанные с бумажной
документацией, и позволит: сократить расходы на хранение документов,
обеспечение надежного хранения документов, повысить управления организации,
эффективно работать с интенсивным потоком документов, обеспечить максимальной
скорости поиска документов, данных о документах.