Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Создание дидактического материала по формированию умений измерительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Пояснительная записка 3
Сборник дидактических игр, направленных на формирование умений измерительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы 40
Список использованных источников 42
Заключение:
Каждый день в детском саду и дома у ребенка возникают самые разные ситуации, которые требуют элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем будет лучше результат и продуктивнее протекает эта деятельность. Если ребенок научится правильно измерять на специальных занятиях в детском саду, он сможет использовать эти умения в процессе игр, а также в последующей школьной жизни.
Учитывая важность измерительных умений для изучения многих учебных сфер и подготовки дошкольников к школе, обучение в детском саду должно быть направлено на формирование у детей общего понятия об измерении и выработку обобщенных измерительных умений. Разнообразные пространственные, количественные и временные представления могут закрепляться в различных сюжетно-ролевых играх.
Целью ознакомления дошкольников с понятием величина является расширение представлений о свойствах предметов, обучение подразделению этих свойств, умению выделять их из множества других. В дошкольном учреждении изучаются такие величины как длина (ширина, высота), масса, объем, площадь, время.
Многократное восприятие объектов на различном расстоянии и в различном положении предопределяет формирование устойчивого восприятия.
Проанализировав учебную литературу согласно проблеме управления процессом формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста можно особо отметить, что прогрессивные ученые полагают: в основе измерения возникает возможность познакомить детей с измерительной деятельностью, взаимоотношением части и целого, равенства и неравенства, простыми видами многофункциональной зависимости. Овладение навыками измерительной деятельности оказывает большое влияние, как на математическое, так и на интеллектуальное становление дошкольника.
Можно отметить, что во всех программах отводится место проблеме эффективного развития представлений о величине предметов и способах их измерения у старших дошкольников, методике работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о величине и обучению измерению с помощью условных мерок.
В ходе проведенного практического исследования была выявлена степень сформированности представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста и умений в измерительной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Пояснительная записка
В XXI веке методы преподавания испытывают большие преобразования. Уже давно методисты и педагоги разбавляют красками новых технологий традиционные методы преподавания.
Психолого-педагогический словарь, составленный Е.С. Рапацевичем в 2006 году, дает следующее определение дидактическому материалу: «Дидактический материал – особый тип наглядного учебного пособия (преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д.), раздаваемые учащимся для самостоятельной работы в классе или дома или демонстрируемые учителем перед всем классом. Дидактический материал, являясь весьма простым по своему содержанию, оформлению и технологии изготовления, может быть подготовлен самим учащимся по поручению учителя. Дидактическим материалом называются также сборники задач и упражнений» [1]. В.Б. Моисеев описывает дидактический материал как «особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени» [2].
В дошкольном возрасте основным видом дидактического материала являются дидактические игры.
В игре как ведущей деятельности формируются основные новообразования возраста, т.е. такие новые качества, которые позволяют ребенку перейти на другой возрастной этап. К числу таких новообразований относятся:
— формирование внутреннего плана деятельности, связанное с созданием воображаемых ситуаций и умением адекватно действовать в них;
— формирование знаковой функции, которая связана с тем, что в игре происходит отрыв значения от самого предмета и перенос его на другие объекты («как будто»);
— становление произвольности деятельности, поскольку в игре ребенок начинает подчинять свое поведение внешним требованиям;
— формирование познавательной мотивации, которая является основой для формирования учебного мотива.
Таким образом, от качества знаний и умений, от уровня познавательного развития, сформированных в старшем дошкольном возрасте зависит развитие школьной зрелости старшего дошкольника, а, следовательно, и успешность последующего обучения в школе. Дети имеют сформированные необходимые для свободного общения коммуникативные навыки, интеллектуальные способности, нравственные, эмоционально-волевые качества, навыки трудовой деятельности.
Наиболее полно исследованы и разработаны в дошкольной педагогике дидактические игры (Л.В. Артемова, Л.А. Венгер, З.А. Михайлова, С.Н. Новоселова, О.И. Сорокина, О.П. Усова, А.П. Янковская и др.). Проблему дидактических игр также изучали Т.А. Губенко, А.П. Яновская, М.И. Менчинская, А.П. Кисель и другие.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Дидактическая игра — это активная и интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Таким образом, дидактическая игра — это обучающая игра, она используется в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения для закрепления и уточнения знаний детей об окружающей среде. Ученые определяют дидактическую игру как единую систему действий, направленную на формирование у ребенка потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может стать их новым источником, а также на формирование более совершенных познавательных навыков и умений — сенсорных, интеллектуальных и тому подобное.
Особенностью дидактических игр является то, что они специально создаются и разрабатываются взрослыми с разной педагогической целью: сенсорного воспитания, речевого развития, ознакомление с окружающим миром, с элементарными математическими представлениями и тому подобное. Дидактические игры могут сопровождаться наглядным материалом (игрушки, предметы, вещи, картинки и т.д.) или строиться только на словесной основе. В практике дошкольного образования дидактическая игра определяется как игровой метод обучения.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: дидактическая игра в собственном смысле слова и игра-занятие (игра-упражнение). Первый вид основан на авто дидактизмом и самоорганизации детей. Во втором случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который организует игры-занятия, используя разнообразные игровые приемы.
Дидактическая игра имеет структуру, отличает ее от других видов деятельности. Основными элементами дидактической игры, придают ей форму обучения и игры одновременно являются: дидактические и игровые задания, игровой замысел, правила, игровые действия, результат. В каждой дидактической игре есть свое учебное задание, что отличает одну игру от другой. Дидактические задачи игры определяются целью учебного и воспитательного воздействия со стороны воспитателя. Это могут быть следующие задачи: развитие речевого общения, развитие речевого аппарата, связной речи, закрепления звукопроизношения, уточнение и расширение словарного запаса и тому подобное. Наличие дидактического задания (или нескольких задач) подчеркивает направленность учебного содержания игры на процессы познавательной деятельности детей.
Основу дидактической игры составляют игровые действия, без которых невозможна игра, игровые действия являются «канвой» сюжета игры. В процессе игры внимание ребенка направлена на развертывание игрового действия, а увлеченность игровой ситуацией позволяет самопроизвольно решить дидактическую задачу. Игровые действия могут быть самые разные: дети имитируют голоса птиц и животных, интонационно воспроизводят речевые высказывания, соревнуются, сравнивают, ищут, загадывают, отгадывают, покупают, лечат и тому подобное. Дидактическая игра имеет конкретный результат, например, отгадывание загадок, выполнение игровых действий и задач, воспринимается ребенком как успех, от которого ребенок получает удовольствие. Для воспитателя результат игры всегда является показателем усвоения знаний, успехов детей в речевой-игровой деятельности. Игровой замысел, игровые действия и правила тесно связаны между собой: замысел определяет характер игровых действий, а наличие правил помогает их осуществить и решить игровую задачу. Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов делает игру невозможной.
В дидактической игре как форме обучения заложено одновременно две задачи: учебное (познавательное) и игровое (развлекательное). В соответствии с этим воспитатель одновременно обучает детей и играет вместе с ними, а дети, играя, учатся. Познавательное содержание обучения выражается в определенных дидактических задачах, имеющих целью, например, сенсорное воспитание и речевое развитие детей. Дидактические задачи ставятся перед детьми не напрямую, как на занятии, а тесно связываются с игровыми задачами и игровой действием. Дидактическая цель, скрытая в игровом задании, становится незаметной для ребенка, и усвоения познавательного содержания происходит непреднамеренно, в процессе интересных для ребенка игровых действий (сокрытие и поиска, загадывания и отгадывания, элементов соревнования в достижении игрового результата и т.д.). Основным стимулом, мотивом выполнения дидактического задания становится не прямое указание воспитателя и желания детей научиться, а естественное стремление к игре, желание достичь игровой цели, выиграть. Именно это побуждает детей к умственной активности, как того требуют условия и правила игры (лучше воспринимать окружающую среду, внимательнее вслушиваться, скорее ориентироваться на нужную свойство, подбирать и группировать предметы и т.п.).
Игровое задание выполняется детьми в процессе игровой деятельности, вызывает их интерес, активность, желание и потребность решить его. Игровые задания, как и дидактические, могут быть самыми разнообразными: так, в игре в лото задача состоит в том, чтобы первом закрыть все клеточки большой карты; в игре с пирамидкой — собрать ее так, чтобы ребро составило ровную линию, в игре «Волшебная сумочка» ребенок должен на ощупь определить предметы и назвать их. В дидактических и игровых задачах отображается взаимосвязь обучения и игры. Игровые задачи связаны с игровым замыслом, который реализуется через воображаемую ситуацию. Каждая дидактическая игра имеет правила, обусловленные ее содержанием и игровым замыслом. Они определяют характер и образ действий ребенка, организуют и направляют ее отношения с другими детьми, дают возможность научиться управлять своим поведением. Соблюдение правил требует от ребенка определенных волевых усилий, умение обращаться с другими детьми, преодолевать негативные эмоции через неудачный исход тому подобное. Правила, используемые в дидактической игре, выступают критерием правильности игровых действий, их оценки.
Дидактические игры достаточно разнообразны. Их классифицируют по различным критериям:
— по учебному содержанию (Л.В. Артемова, О.И. Сорокина, О.П. Усова);
— по познавательной деятельности (Л.А. Венгер, С.П. Новоселова);
— по игровому замыслу, задачам и игровым действиям (Д.Б. Эльконин, А.И. Матусик, О.П. Янковская и др.);
— по взаимоотношениям детей и воспитателя (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая и др.).