Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Современные технологии системно-деятельностного подхода и проблемы их реализации на уроках истории.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФГОС. 7
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА. 7
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИСТОРИИ. 15
1.3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ. 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 31
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА. 33
2.1. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ. 33
2.2. ВЛИЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ НА ОБУЧАЕМЫХ. 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 52
Введение:
Актуальность темы исследования.
Ускорение темпов развития в современном мире, в том числе и в России, приводит к изменениям в общественных институтах, как экономической, так и социальной направленности. Эти изменения требуют от человека умения адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях, оптимально решать возникающие вопросы, проявляя неординарный подход, не теряться в сложных ситуациях, эффективно выстраивать коммуникативное взаимодействие с разными людьми и при этом сохранять нравственный облик. Приобретение таких навыков невозможно без соответствующей системы образования. В связи с этим, образование, в том числе, и как продукт формирования определенной личности, для успешного развития страны становится важнейшим государственным ресурсом, требующим непрерывного совершенствования. В настоящее время, в России постоянно происходят процессы, связанные с развитием и усовершенствованием образования, с приоритетным использованием в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Именно поэтому, реализация такого способа организации учебного процесса, как системно-деятельностный подход в России является одной из самых актуальных.
Данный подход является методологической основой ФГОС Основного общего образования. «Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [28, с.33].
Историческая наука стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного национального воспитательного идеала, который способен принимать судьбу Отечества как свою личную и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны. Современная социокультурная среда, не способствуют формированию у детей нравственных ценностных ориентаций и качеств личности.
Подтверждает актуальность переход на обновленный ФГОС. Деятельностный характер нового стандарта ставит главной целью развитие личности учащегося. Потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.
Проблема широко отражена, как в отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова и др.), так и зарубежных исследованиях (А. Бандура, Л. Кольберг, К. Лоренц, А. Маслоу и др.).
А.А. Анциферова считала, что главной целью является развитие личности учащегося. [29, с.12] Т.И. Бабаева отмечает важность подхода в связи с потребностью современного общества в гибких, адаптивных системах образования. А.М. Виноградова определяет целью данного подхода всестороннее развитие личности. [30, с.161] Р.И. Жуковская отмечала, что данный подход усовершенствует образование. С.А. Козлова считала, что главной целью является становление личности учащегося. [31, с. 35,38] Т.А. Маркова отмечала необходимость применения подхода. как основополагающего звена в развитии детей. Д.В. Менджерицкая считала, что главной целью является развитие личности учащегося. В.Г. Нечаева применительно к данному подходу указывала на важность его внедрения во все образовательные учреждения. А.Ш. Шахманова считала, что главной целью является развитие личности учащегося. А. Бандура полагал, что данный подход усовершенствует образование. Л. Кольберг считал, что главной целью является становление личности учащегося. К. Лоренц считал основной целью становление личности учащегося. А. Маслоу считал основной целью развитие личности ребенка [31, с. 46, 58].
Цель исследования: изучить современные технологии системно-деятельностного подхода и проблемы их реализации на уроках истории.
Объект исследования: системно-деятельностный подход.
Предмет исследования: современные технологии системно-деятельностного подхода и проблемы их реализации на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику системно-деятельностного подхода.
2. Проанализировать цели, задачи и особенности современного урока истории.
3. Изучить особенности реализации проблемы системно-деятельностного подхода на уроках истории.
4. Изучить особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории.
5. Проанализировать эффективность реализации современных технологий системно-деятельностного подхода на уроках истории.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— общенаучные принципы системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС основного образования (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);
— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);
— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования: анализ научных источников, обобщение, классификация.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний о возможности реализации системно-деятельностного подхода; расширении научных представлений.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
По итогам нашего исследования можно сделать следующие выводы:
1. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить интерес к предмету и процессу обучения.
2. Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания, технология продуктивного чтения.
3. Эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки. Современному преподавателю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Реализация системно-деятельностной технологии была осуществлена на уроках по темам: «Развитие культуры России в XIX веке», «Восстание декабристов 14 декабря 1825 года», «Характер национальной политики самодержавия и ее оценка конца XIX – начала XX вв.», «Изменения в социальной структуре российского общества во второй половине XIX века.
На данным уроках учащиеся выполняли следующие задания: составление опорных планов, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д., заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая является итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий, составление биографических справок – характеристик исторических личностей., работа с исторической картой, анализ исторических источников (документов), подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата, рецензия на ответ товарища, задания на образную реконструкцию исторических фактов. Таким образом, нами была реализована технология системно-деятельностного подхода на уроках истории.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФГОС.
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Научно-технический прогресс и социально-экономические изменения в мире приводят к неизбежности изучения новых реалий и феноменов в бытовой сфере. Компьютеры, айфоны, планшеты и другие гаджеты расширяют свои возможности, а мультимедийные услуги становятся все более разнообразными. Появляются онлайн-платформы, компьютерные курсы, видеоблоги, обучающие тонкостям работы в интернете. Все это заставляет человека непрерывно изучать что-то новое и в этом свете обучение как процесс получения знаний становится крайне важным. Меняется и само понимание обучения, которое постепенно отходит «от передачи подрастающему поколению «проверенных истин» и «все более предстает как сфера конкурирующих концепций, в которой, как и в других производствах, используются современные наукоемкие технологии, информационные продукты, востребованы квалифицированные специалисты».[4, с. 19].
Анализ педагогической литературы показал, что ранее под обучением понимался специально организованный, целенаправленный, управляемый, планомерно и систематически осуществляемый двусторонний (включает учение как деятельность обучаемых и преподавание как деятельность обучающего), процесс взаимодействия специально подготовленных обучающих и обучаемых в форме общения; стимулирование учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаний, умений и навыков, выработке и закреплению навыков самообразования и познания (образование), формированию мировоззрения и ценностных качеств (воспитание), передаче общественно-исторического опыта (социализация), развитию умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, их творческих способностей и личностных качеств (развитие) [12; 13; 14; 26].
Современное понимание обучения кардинально меняется в результате научно-технического прогресса и социально-экономических изменений в обществе. Теперь это непрерывный образовательный процесс, включающий в себя не только психическое развитие личности, но и ее социальное и культурное становление и в этом ключе отечественные ученые исследуют обучение с позиций конструктивного, субъектно-деятельностного и контекстного подходов. Конструктивизм («Я создаю новые знания из уже существующих») определяет обучение как процесс «конструирования» новых личностных знаний субъекта из общественных на основе уже имеющегося жизненного опыта.
Для примера приведем несколько цитат отечественных педагогов-теоретиков. А. А. Вербицкий в своих работах указывает на необходимость отличать информацию и знание, где информация — это «способ фиксации с помощью знаков языка объективно существующих и закрепленных в культуре значений» (общественный опыт), а знание — это «нечто субъективное, «значение для меня», то есть личностный смысл воспринимаемой информации» (индивидуальный опыт) [7, с.15].
А. М. Новиков определяет обучение как процесс, направленный «на развитие опыта личности: индивидуальных знаний, умений (компетенций), навыков, привычек. Общественные знания, накопленные несколькими поколениями в разнообразных источниках, усваиваются человеком через его ощущения, восприятия, эмоции, мотивы, ценностные установки и становятся индивидуальными [23, с.7].
Данный подход позволяет понять, почему на первый взгляд универсальные понятия, такие как «любовь», «свобода», «красота» и т.д., воспринимаются людьми по-разному, в зависимости от культуры и традиций страны, социального окружения и пережитого ими опыта. Любой источник обучения в этом случае (обучающий, книга, онлайн-курс и т.д.) транслирует общественный опыт, преломляя его через личностный.
Таким образом, для создания более полной картины и лучшего усвоения того или иного знания, обучающемуся необходимо обратиться к нескольким источникам. Контекстное обучение или точнее контекстное образование определяется самим автором как «последовательное моделирование на языке наук с помощью всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) предметного, социального и морально-нравственного содержания усваиваемой профессиональной деятельности с помощью трех типов взаимосвязанных обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной» [7, с. 6].
А. А. Вербицкий рассматривает образование как совокупность трех взаимосвязанных и неделимых процессов – обучение, развитие и воспитание, осуществляемых в контексте «прошлое – настоящее – будущее». Субъект обучения при этом «развернут в будущее», т.е. образование использует такие современные и традиционные технологии, формы, методы и средства обучения, воспитания и развития, чтобы субъект обучения получил необходимые ему в будущем опыт и компетенции, при этом должен учитываться и «современный контекст», то есть современная социально- экономическая и политическая ситуация в мире и стране, культурные ценности страны, научно-технический прогресс, цели, мотивы и потребности самого субъекта обучения. Системно-деятельностный подход является основой ФГОС и обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе [21]:
— к определению цели школьного обучения как формированию умения учиться, обеспечивающего овладение новыми компетенциями;
— от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
— от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
— от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения (таблица 1).