Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Телерадиожурналистика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Современные приёмы и методы работы с аудиторией в радио эфире (на примере ЗАО МТРК «МИР»)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРИЕМОВ И
МЕТОДОВ РАБОТЫ С АУДИТОРИЕЙ В РАДИОЭФИРЕ.. 8

1.1 Радио как СМИ.. 8

1.2 Особенности современной
радио аудитории. 12

1.3 Приемы и методы
активизации аудитории в радиоэфире. 17

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ
РАБОТЫ С АУДИТОРИЕЙ В ЭФИРЕ РАДИО ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ «МИР». 27

2.1 Характеристика радиоэфира
телерадиокомпании «МИР». 27

2.2 Исследование приемов и
методов работы с аудиторией в радиоэфире телерадиокомпании «МИР». 36

3. ПРОЕКТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ РАБОТЫ С АУДИТОРИЕЙ В ЭФИРЕ
РАДИО ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ «МИР». 43

3.1 Рекомендации  по совершенствованию приёмов и методов работы
с аудиторией в эфире радио телерадиокомпании «Мир». 43

3.2 Обоснование рекомендаций
по  совершенствованию приёмов и методов
работы с аудиторией в эфире радио телерадиокомпании «МИР». 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 62

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 66

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Радио как отдельный вид средств массовой информации (СМИ)
имеет свои характерные особенности, которые способствуют его значительной
популярности, как среди населения, так и среди рекламодателей. Прежде всего,
это связано с воздействием на человека посредством звукового канала информации,
а также с возможностью фонового воздействия на аудиторию. Так, прослушивание
радио не требует отвлечения от выполнения другой работы (вождение автомобиля,
уборка дома и т.д.), что создает значительные преимущества данного СМИ. В
результате радио является одним из популярных видов СМИ с высоко выраженной
развлекательной функцией, наряду с его важной информационной ролью. Это
приводит к формированию значительного объема радиоаудитории.

В свою очередь, радио 
сегодня испытывает значительную конкуренцию со стороны телевидения,
интернет-СМИ. Это создает необходимость постоянного совершенствования работы
радиостанций, поиска наиболее эффективных методов и приемов работы с
аудиторией.

Современный этап развития системы массовой коммуникации
характеризуется тенденциями дигитализации и конвергенции. Это приводит к
развитию новых видов СМИ, стиранию их характерных отличий. Происходят изменения
и в работе традиционных средств массовой коммуникации.  Не является исключением и радио.

На протяжении последних лет изменился подход к организации
работы радиокомпаний, что привело к расширению каналов взаимодействия с
аудиторией, изменению способов вещания, а также их жанрово-тематической
специфики. Сегодня все чаще радиостанции используют интернет-среду для доставки
дополнительного визуального и текстового контента потребителям, развивают
дополнительные услуги, расширяют сферу деятельности, организовывая праздники и
другие досуговые мероприятия. Современный радиоэфир отличается жанровым и тематическим
разнообразием, что соответствует различным запросам аудитории. В процессе
конкурентной борьбы за аудиторию с социальными сетями и другими электронными
СМИ, радиостанции используют различные технологии и форматы программ. Все это
приводит к изменению и расширению методов и приемов работы с радиоаудиторией.

Степень научной
разработанности темы.  Проблемы СМИ и
их типологии раскрыты в трудах таких исследователей как А.В. Колесниченко, Л.Е.
Кройчик, Л.К. Лободенко, С.С. Распопова, А.А. Калмыков и др. Анализу радио как
специфического вида СМИ уделяли внимание А.А. Шерель, В.В. Смирнов, Т.В.
Лебедева и др. Вопросам анализа радиоаудитории и работы с ней посвятили свои
исследования Е.В. Черникова, И.Н. Блохин, Ю.В. Насонова, Н.А. Круглова и др.

Цель исследования  — 
анализ особенностей современных приёмов и методов работы с аудиторией в
радиоэфире.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены
следующие задачи исследования:


охарактеризовать радио как СМИ;


описать особенности современной радиоаудитории;


рассмотреть приемы и методы активизации
аудитории в радиоэфире;


охарактеризовать радио телерадиокомпании «МИР»;


провести исследование приемов и методов работы с
аудиторией  в эфире радио
телерадиокомпании «МИР»;


разработать рекомендации  по совершенствованию приёмов и методов работы
с аудиторией в эфире радио телерадиокомпании «МИР»;


обосновать рекомендации по  совершенствованию приёмов и методов работы с
аудиторией в эфире радио телерадиокомпании «МИР».

Объектом исследования
в данной работе выступает современный радиоэфир. Предмет исследования – современные приёмы и методы работы с
аудиторией в радиоэфире.

Среди методов
исследования, использованных в работе, можно выделить как общенаучные
методы (анализ и синтез, индукция и дедукция), так и специальные методы
исследования: описательный метод, с помощью которого были описаны особенности радио
как СМИ; сравнительный метод, с помощью которого выделены отличия радио от
других видов СМИ, метод анкетирования, с помощью которого был проведен опрос
аудитории радио «МИР», статистические методы исследования, которые были
использованы для анализа современной радиоаудитории России и для обработки
результатов анкетирования.

Источниками
исследования в данной работе послужили научная литература (монографии,
учебные материалы, публикации в периодике и сети интернет), а также контент эфира
 радио «МИР».

Структура работы
включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и
приложения. Первая глава является теоретической и содержит обзор научных источников
по теме исследования. Во второй главе проведен анализ особенностей работы
радиостанции «МИР». В третьей главе рассмотрены перспективы совершенствования
работы с радиоаудиторией радио «МИР».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный анализ дает возможность определить радио как
СМИ, которое предлагает различную информацию преимущественно в аудио-формате. Специфика
радио как СМИ обоснована значительным влиянием на аудиторию в виду возможностей
фонового использования, оперативности, доступности, а также с учетом
особенностей звуковой реальности, которая воспринимается достаточно ярко. Все
это делает радио достаточно популярным у слушателей и привлекательным для
рекламодателей, поскольку аудитория радиоэфира широкая и разнообразная, а
уровень восприимчивости к аудиоинформации достаточно высок. Анализ медиастатистики засвидетельствовал, что
радиоаудитория в России сегодня представлена мужчинами и женщинами
преимущественно в возрасте от 30 до 50 лет. Эта аудитория характеризуется
высокой или достаточной финансовой обеспеченностью. При этом активность
радиослушателей больше всего в период с 11 утра до часу дня, и далее к концу
дня постепенно спадает. На современном этапе радиоаудитория не ограничивается
теми, кто имеет радиоприемник, поскольку все чаще для прослушивания радио
используются смартфоны и компьютеры.

С целью привлечения и активизации радиоаудитории могут
использоваться различные методы и приемы работы радиожурналистов. Наиболее
эффективными в плане интерактивного взаимодействия с аудиторией являются такие
методы: розыгрыши призов; возможность передать приветы и поздравления;
возможность влиять на рейтинг музыкальных композиций в хит-парадах; возможность
определять тематику общения ведущих в радиоэфире, предлагая разные темы в
социальной сети, на сайте радиостанции в реальном времени, в SMS-сообщениях и
т.д.

Проведенный анализ показал, что радио «МИР» является
музыкально-информационным радио, которое является достаточно популярным у
радиослушателей. Так, радио «МИР» входит в рейтинг 30 лучших радио России.
Анкетирование подписчиков на новости радиостанции «МИР» в соцсети Фейсбук
позволило охарактеризовать аудиторию радиослушателей. При этом установлено, что
в ней почти в равной мере представлены мужчины и женщины. Анализ возрастной
структуры радиоаудитории показал, что основная ее масса – это слушатели  в возрасте от 30 до 49 лет. Большинство
слушателей радио «МИР» работают, имеют собственный автомобиль, несколько хобби
(музыка, путешествия, спорт и т.п.). Анализ сетки вещания радио «МИР»
подтвердил положение о том, что данное радио является
музыкально-информационным, поскольку около 80% наполнения радиоэфира составляет
музыка. Также важное место в структуре радиоэфира занимают новостные и другие
информационные сообщения. Радио «МИР» с целью привлечения и активизации аудитории
использует различные методы: составление рейтинга хит-парада; розыгрыш призов
среди радио аудитории; внеэфирные методы воздействия (праздники); утренние
шоу.  Довольно популярным  средством привлечения внимания аудитории на
радио «МИР» является юмор. При этом наиболее часто слушатели становятся
свидетелем подшучиваний ведущих друг над другом. Среди риторических фигур
радиоведущие часто используют повтор и единоначатие, риторические вопросы и
риторические восклицания. Важными для привлечения внимания аудитории являются
также средства диалогизации общения со слушателем. Они включают в себя, как
прямое обращение ведущих, так и призыв к действию, употребление разговорных
оборотов и т.д.

Одним из направлений оптимизации работы с радиоаудиторией на
радио «МИР» может стать разработка новой авторской программы для автомобилистов
«АвтоТема». Результаты опроса слушателей радио «МИР» показали высокую
заинтересованность аудитории именно в вопросах автомобилевождения. Поэтому
такая программа будет актуальной и создаст возможности увеличения аудитории
радио «МИР». Для активизации радиаудитории и привлечения ее к новой авторской
программе важно использовать специальные методы и приемы: конкурсы и розыгрыши
призов в радиоэфире; опросы радиослушателей по поводу их предпочтений в выборе автомобилей,
автомобильных товаров, сервисных услуг и т.д.; возможность задать интересующий
вопрос эксперту в прямом эфире (например, вопрос юристу или инструктору
вождения); возможность задать интересующую тему для следующего выпуска
программы через интернет-сайт радиостанции «МИР» или через социальные сети и
т.д.

Плановые расчеты показали, что предложенные рекомендации
могут иметь положительное влияние на финансовые результаты деятельности
радиостанции «МИР».

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ РАБОТЫ С АУДИТОРИЕЙ В РАДИОЭФИРЕ 1.1 Радио как СМИ Сегодня каждый человек при описании наиболее популярных
видов СМИ обязательно назовет радио. История его развития насчитывает несколько
больше столетия. В 1906 году Реджинальд Фессенден осуществил первую
радиопередачу звукового сигнала для широкой аудитории. Произошло это в канун
Рождества, поэтому Фессенден исполнил на скрипке песню «О Святая ночь» и прочел
отрывок из Библии. Следующие 40 лет радио стало основным источником новостей и
связью с внешним миром. Лишь в конце 50-ых на радиостанциях стал делаться упор
на музыку, а информационную функцию переняло телевидение. Тем не менее, еще
долгое время радио воспринималось слушателями как главный новостной канал [29].

Рассматривая специфику радио как одного из средств массовой
информации, следует выделить такие его главные особенности:

1) функциональные отличия;

2) характерные отличия работы радиожурналистов;

3) жанровая специфика радиожурналистики.

На наш взгляд, основные отличия радио от других видов СМИ
кроются в функциональном наполнении коммуникации. Как известно, все современные
средства массовой информации выполняют ряд функций. Но при этом можно выделить
ряд характерных отличий, которые отличают радио. Наиболее широкий перечень функций
медиа включает следующее: информационная функция; функция коммуникации;
организаторская функция; идеологическая функция; просветительская функция;
рекламная функция; рекреативная. Все они характерны и для радио.

При этом среди характерных признаков радио как СМИ в научной
литературе выделяют следующие:

1) оперативность – возможность (прежде всего техническая)
обеспечить минимальный промежуток времени (если речь идет о сфере оперативной
(новостной) журналистики) между произошедшим и сообщением о нем, создавая у
слушателей ощущение «события», соучастия. Возможность осуществлять трансляцию
событий в момент их свершения позволяют технические средства, в частности,
наличие мобильного телефона. В структуре современных СМИ радио по-прежнему
остается одним из наиболее оперативных каналов передачи информации;

2) вездесущность (доступность) – способность
электромагнитных колебаний (волн), несущих сообщение, проникать в любую
покрываемую излучением передатчика точку пространства. Высокая проникающая
способность радио обеспечена благодаря компактности и мобильности на
современном уровне электроники приемных устройств (самый распространенный на
данный момент – мобильный телефон). На разных этапах развития радиовещания у
понятия «вездесущность» менялся синонимичный ряд. Так, на начальной стадии это
была доступность, которая трактовалась как понятность: увеличение аудитории
происходило во многом за счет не умеющего читать населения, которое радио
привлекало устной формой информации. В современных условиях актуализировался еще
один аспект доступности – дешевизна. Очевидно, что в финансовом отношении радио
сегодня является одним из наиболее доступных источников информации;

3) фоновость – так называемая пригодность к фоновому
потреблению – акустический способ осуществления, восприятия радиосообщения на
слух, что не требует от человека полного сосредоточенного внимания, т. е.
происходит процесс слушания радио в виде совмещенной деятельности. Возможность
у слушателей совмещения приема сообщения с другими занятиями принципиальным
образом отличает радио от других коммуникативных каналов;

4) способность передавать реальные звуковые характеристики
явлений средствами документальных «рисующих» шумов, создающих так называемый
эффект присутствия;

5) радиовещание оказывает психологическое влияние на людей.
В системе СМИ радио, ориентированное, прежде всего, на слуховое восприятие,
воздействует на воображение человека в большей степени. Оно заставляет
фантазировать, додумывать. Еще до появления радио было доказано, что человек в
меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести
звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от
желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия
окружающего мира. Кроме того, социопсихологи утверждают, что даже самая
трагическая информация воспринимается с меньшим нервным напряжением по радио,
чем с экрана телевизора, так как в этом случае срабатывает механизм
психологической защиты, который есть у каждого индивидуума;

6) дистантность речевого акта – свойство, длительный период
присущее не только радио, но и другим СМИ (когда журналист не видит свою
аудиторию, имеет только представление о ней);

7) направленность речевого сообщения (эфир адресован
слушателю);

8) камерность – индивидуальное восприятие звукового потока;

9) синхронность восприятия речи в момент ее произнесения;

10) вневизуальность (отсутствие визуального образа) [21,
с.57-58].

Также специфика телевидения как СМИ связана и с
особенностями работы радиожурналистов. Развитие инструментов и технологий радиожурналистики
требовало формирования специфических компетенций  журналистов на радио. Сегодня основными составляющими компетентности радиожурналиста
как ведущего той или иной программы, являются следующие:

1) коммуникативные
навыки и компетенции, которые обеспечивают возможность поддержания разговора,
формирования интереса среди аудитории и т.д.;

2) уровень
образованности и знакомства с темой, который позволяет ведущему достаточно
свободно и квалифицированно обсуждать различные темы (политические, социальные
и т.д.);

3) соблюдение
принципов журналистской этики.

С учетом специфики информации, передаваемой по радио,
характерными будут и жанровые особенности радиожурналистики. Систематизация
жанров радиопрограмм демонстрирует табл. 1.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы