Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Современные образовательные здоровьесберегающие технологии как способ обеспечения нового качества дополнительного образования (на примере реализации дополнительной общеразвивающей программы физкультурно- спортивной направленности «Оздоровительная гимнастика»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Раздел 1.
Теоретические основы здоровьесберегающих образовательных технологий 6
1.1.
Трактовка понятия, структура и основные качества современных образовательных
здоровьесберегающих технологий. 6
1.2.
Современные образовательные здоровьесберегающие технологии в практике
дополнительного образования. 10
Раздел 2.
Результаты внедрения современных образовательных здоровьесберегающих технологий. 18
2.1.
Результаты разработки дополнительной общеразвивающей программы
физкультурно-спортивной направленности «Оздоровительная гимнастика». 18
2.2. Оценка
эффективности применяемых образовательных здоровьесберегающих технологий. 26
Заключение. 29
Список
литературы.. 30
Приложения. 33
Введение:
Сегодня в нашем обществе
особо остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей, поскольку направленная на
формирование здоровья составляющая образовательного процесса сегодня не
соответствует тенденциям развития современного общества. Результаты комплексных
медицинских обследований, проводившихся в различных регионах нашей страны,
наглядно говорит об увеличении количества детей, которые имеют патологические
процессы в организме.
Общая оценка состояния
здоровья детей дошкольного возраста, как отмечают Т.Л. Богина и А.И. Усова
остается неудовлетворительной. За последние десять лет уровень заболеваемости
старших дошкольников увеличился больше чем в 2 раза. У 40-50 % таких детей
выявлены функциональные отклонения, у 36 % проявляется устойчивая
расстроенность сердечно — сосудистой и дыхательных систем. Результаты
исследований М.А. Руновой, Э. Фертик указывают на то, что потребность ребенка в
двигательной активности в образовательной организации удовлетворяется лишь на
55-60 %; 30-35 % старших дошкольников имеют низкий уровень развития основных
физических качеств. По общему среднему показателю значительное количество детей
дошкольного возраста (28-40 %) имеют уровень физической подготовленности ниже
среднего и низкий.
Здоровьесберегающие
технологии могут быть использованы в рамках образовательного процесса. Они
могут быть введены в программу за счёт вариативной части. Кроме того, педагоги
могут использовать их во время своих занятий в организация дополнительного
образования.
Результат многолетних
наблюдений доказывает, что систематическое применение здоровьеберегающих
технологий оказывает активное влияние на морфологическое формирование, а также
на физическое развитие и функциональное совершенствование детского организма. С
помощью соответствующих, правильно подобранных занятий можно исправить,
например, дефекты осанки, что является частой причиной серьёзных функциональных
нарушений. Физические упражнения оказывают также благотворное влияние и на
развитие дыхательного аппарата. За счет этого повышается жизненная ёмкость
лёгких, а также максимальная лёгочная вентиляция. В результате систематических
занятий физическими упражнениями объем сердца ребёнка увеличивается, его тонус
повышается, что, в свою очередь, способствует развитию выносливости.
Упражнения, направленные
на сохранение здоровья, могут проводиться в первой части, занимая до 20%
времени занятия. Однако они должны быть подобраны так, что дети смогут их
выполнять самостоятельно, имея различную степень физической подготовленности.
Их можно активно использовать в рамках всего образовательного процесса.
Вопросами использования
здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса школы
занималось множество ученых, таких как Н.П. Абаскалова, Н.М. Амосов, В.К.
Бальсевич, И.И. Брехман, М.Я. Виленский, Г.К. Зайцев, А.Г. Комков, Г.М.
Соловьев, Л.Г. Татарников, О.Л. Трещева и многие другие
Заключение:
В процессе исследования
были уточнены некоторые понятия, важные для нашего исследования. Под
«здоровьесберегающими технологиями ДО» понимаем направления деятельности
учреждения образования по созданию условий обучения детей, положительно
влияющих на его здоровье и способствующих развитию у них культуры здоровья. А
под образованием детей 5-7 лет посредством здоровьесберегающих технологий –
процесс, направленный на укрепление и развитие физического здоровья детей
(физическое развитие; функциональное состояние организма; физическая
работоспособность; эмоциональное благополучие и отсутствие тревожности) при
обучении их на занятиях в организации дополнительного образования.
Следует отметить, что здоровьесберегающие
технологии, можно разделить на три основные группы: технологии, обеспечивающие гигиенически
оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации
учебного процесса и физической активности детей; разнообразные
психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях педагогами и
воспитателями.
В экспериментальной части
исследования была проведена диагностика по определению уровней двигательной
активности детей 5-7 лет, подобраны здоровьесберегающие технологии, которые
были положены в основу «Оздоровительной гимнатики». Разработанная программа развития
двигательной активности для детей 5-7 лет включает занятия на основе
здоровьесберегающих технологии, способствующих развитию двигательной активности
и здоровья ребенка.
Таким образом, становится
очевидным, что здоровьесберегающие технологии позволяют параллельно решать
задачи охраны здоровья детей как в психологическом, так и в физиологическом
аспектах и задача педагогов – обучить ребенка сохранению своего здоровья.
Фрагмент текста работы:
Здоровье человека –
проблема актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится
первостепенной. В последнее время Всемирная организация здравоохранения
выдвигает тезис о том, что здоровье – это полное физическое, психическое и
социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая,
социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с
людьми, природой и самим собой [5].
Основная цель современной
образовательной организации состоит в формировании здоровой личности. Здоровой,
как физически, так и духовно. Поэтому каждая школа сегодня ищет свой путь
изменений в пространстве улучшение качества образования и воспитания. Педагог,
обладая современными педагогическими знаниями, при постоянном взаимодействии с
детьми, их родителями, медицинским работником и психологом, должен планировать
и организовывать свою деятельность с учетом приоритетов сохранения и укрепления
здоровья всех субъектов педагогического процесса [9].
Поступая в школу, 85%
детей имеют те или иные нарушения соматического и психического характера,
растет количество детей, имеющих психоневрологические заболевания. По данным
медицинской статистики, «уже в конце дошкольного возраста в 17 — 21% у детей
регистрируются хронические заболевания». Патологические отклонения в работе
опорнодвигательного аппарата имеют 30 — 32% детей, носоглотки — 21 — 25%,
нервной системы — 27 — 30%, органов пищеварения — 27 — 30%, аллергические
проявления регистрируют в 25% детей. С каждым годом наблюдается ухудшение
состояния здоровья детей: болезненность, отклонения в работе внутренних
органов, 90% выпускников — больные, или имеют те или иные отклонения в
состоянии здоровья» [14].
Т.С. Ячменникова
утверждает, что здоровье ребенка можно считать нормой, если он: умеет
преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие
умственные способности, любознательность, воображение; имеет хороший уровень
самообучаемости (интеллектуальный аспект здоровья); честен, самокритичен
(нравственное здоровье); коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен
(эмоциональный аспект здоровья)» [25].
По утверждению Л.В.
Кофановой, уровень здоровья детей оказывают воздействие множество факторов,
среди которых выделяются следующие. 1. Низкий уровень
мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья, что проявляется
как отсутствие культуры здоровья в России, когда человек не стремится взять на
себя ответственность за здоровье.
2. «Забалтывание»
проблемы здоровья, когда деятельность по сохранению здоровья подменяется
рассуждениями на эту тему, ситуация не разрешается, т.к. только размышлениями и
рассуждениями проблему не решить
3. Сужение понятия
здоровья, когда учитывается только состояние полного физического здоровья,
отсутствие болезней и физических дефектов, но забывается о
социально-психологической и духовно-нравственной составляющей понятия.
4. Воздействие
экологических факторов, неблагоприятных для здоровья. По данным медиков и
экологов, довольно большая часть территории нашей страны – представляет собой
зону экологического неблагополучия. И чем незащищеннее и слабее организм человека
(например, организм ребенка), тем более тяжелыми будут последствия для его
здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.
5. Воздействие
техногенных и антропогенных факторов, неблагоприятных для здоровья, среди
которых можно отметить влияние электромагнитных полей,
социально-психологические стрессы, воздействие средств массовой информации,
травмирующего психику, что предопределяет происхождение существенной части
неврозов, психосоматических заболеваний, депрессивных состояний, проявлений
агрессии и т.п. Мало внимания уделяется и вопросам формирования культуры
отдыха, в результате чего имеющееся свободное время не компенсирует последствий
накопившегося утомления и не обеспечивает подготовку школьника к следующему
учебному дню [11].
6. Отсутствие
целенаправленной и целостной системы формирования культуры здоровья детей:
отсутствие непрерывной и последовательной системы обучения здоровью, довольно
низкий уровень просветительской и санитарно-гигиенической работы.
7. Несовершенство
нормативно-правовой, законодательной базы, регламентирующей деятельность по
охране здоровья детей и подростков, что в должной степени не обеспечивает
координацию действий федеральных и местных органов власти, образовательных и
лечебно-профилактических учреждений. 8. Несформированность
культуры здоровья у педагогов, неблагополучие состояния их здоровья,
недостаточная грамотность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа
жизни [19].
Наряду с данными
факторами неблагоприятное и существенное воздействие на здоровье детей
оказывает другая группа факторов – «внутришкольных», которые имеют
непосредственное отношение к проблеме реализации здоровьесберегающих
образовательных технологий. С негативным влиянием данных факторов, к которым
относятся нерациональная организация и интенсификация учебного процесса,
несоответствие методик обучения возрастным возможностям учащихся и т.д.,
специалисты связывают до 40% детской патологии здоровья [9].
Поэтому сегодня одной из
приоритетных задач в системе образования становится сбережение и укрепление
нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них
ценности здоровья, здорового образа жизни. Решение этой задачи возможно при
условии использования образовательных технологий, устраняющих перегрузки и
сохраняющих здоровье детей. Такие технологии сегодня принято называть
здоровьесберегющими.