Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Современные формы безналичных расчетов и перспективы их развития например определенного банка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ. 7
1.1. Понятие, сущность и значение безналичных
расчетов. 7
1.2. Виды (формы) безналичных расчетов. 9
1.3. Нормативно-правовое регулирование
осуществления безналичных расчетов 14
ГЛАВА
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПАО
«СБЕРБАНК». 19
2.1. Краткая организационно-экономическая
характеристика ПАО «Сбербанк» 19
2.2. Анализ динамики осуществления безналичных
расчетов по счетам юридических лиц в ПАО «Сбербанк». 23
2.3. Анализ динамики осуществления безналичных
расчетов по счетам физических лиц в ПАО «Сбербанк». 29
ГЛАВА
3 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ
РАСЧЕТОВ В ПАО «СБЕРБАНК». 41
3.1 Основные проблемы в осуществлении безналичных
расчетов в банке. 41
3.2 Рекомендации, направленные на повышение
эффективности осуществления безналичных расчетов в ПАО «Сбербанк». 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 53
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 56
ПРИЛОЖЕНИЯ. 60
Введение:
Актуальность исследования. Значимость изучения безналичных расчетов в
Российской Федерации заключается в их экономическом значении для ускорения
оборачиваемости средств, сокращения количества наличных денег, необходимых для
обращения, и снижения издержек обращения. Развитие системы безналичных расчетов
обусловлено не только ростом числа хозяйствующих субъектов и увеличением
оборота средств между ними, но и развитием банковской системы.
В любой стране каждое
юридическое лицо (коммерческая организация) по закону обязано осуществлять
наличные платежи через коммерческие банки. Это означает, что расчетно-кассовое
обслуживание банков является важным компонентом не только банковской системы, но
и национальной экономики в целом.
Широкому распространению
безналичных платежей способствует разветвленная банковская сеть и
заинтересованность государства в обеспечении непрерывности и надежности
расчетов между всеми хозяйствующими субъектами и населением по всей стране.
Сегодня невозможно
представить экономическое развитие любой страны без эффективной и устойчивой
платежной системы. Безналичные средства постепенно вытесняют наличные в
обращении, поэтому для государства так важно обеспечить надежность и
безопасность платежей и расчетов, а также повысить скорость и качество
обслуживания платежной системы.
Сфера применения
безналичных платежей расширяется и совершенствуется с каждым годом. Безналичные
операции являются неотъемлемой частью экономической системы страны. В
современном мире высокие экономические показатели страны и уровень
проникновения информационных и инновационных технологий во все сферы
деятельности являются основными показателями ее конкурентоспособности на
международном рынке. Государство принимает все меры для продвижения страны на
новый, технологически развитый уровень качества. В связи с этим развитие
безналичных расчетов стало одним из ключевых направлений деятельности.
Особо актуально данное исследование на современном этапе. Пандемия оказала
влияние на работу платежного рынка России. Гражданам, бизнесу, государству требовалось
в кратчайшие сроки без потери эффективности перевести все взаимоотношения преимущественно
в дистанционный формат. Это касалось в том числе сегмента, затрагивающего такие
жизненно необходимые для граждан операции, как платежи и переводы. Национальная
платежная система оказалась полностью готова к этим вызовам. Наработки последних
лет, развитие сервисов и функционала платежной сферы были крайне востребованы в
острый период и показали отлаженность и результативность.
Цель выпускной квалификационной работы – провести анализ динамики осуществления
безналичных расчетов в ПАО «Сбербанк», а также разработать рекомендации, направленные
на повышение эффективности осуществления безналичных расчетов в банке.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать
понятие, сущность и значение безналичных расчетов.
2. Рассмотреть
виды (формы) безналичных расчетов.
3. Изучить
нормативно-правовое регулирование осуществления безналичных расчетов.
4. Дать
краткую организационно-экономическую характеристику ПАО «Сбербанк».
5. Провести
анализ динамики осуществления безналичных расчетов по счетам юридических лиц в ПАО
«Сбербанк».
6. Провести
анализ динамики осуществления безналичных расчетов по счетам физических лиц в ПАО
«Сбербанк».
7. Выявить
основные проблемы в осуществлении безналичных расчетов в банке.
8. Разработать
рекомендации, направленные на повышение эффективности осуществления безналичных
расчетов в ПАО «Сбербанк».
Объектом исследования является ПАО «Сбербанк».
Предмет исследования – процесс организации безналичных расчетов
в коммерческом банке.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составят научные труды
авторов в области банковского дела; учебная литература, периодические издания; законодательные
и нормативно-правовые акты; статистические данные из открытых источников.
Теоретическую базу исследования составят работы Алексеевой Д.Г., Байдуковой
Н.В., Галицкой С.В., Звоновой Е.А., Кроливецкой Л.П., Мокеевой Н.Н. и др.
Методологическая основа исследования. Для решения исследовательских задач
автором использовались следующие методы: нормативно-правовой, сравнительный, статистический,
логические методы; изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной
и зарубежной практики; сравнение, анализ, синтез.
Поставленные цель и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит
из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования,
определены объект и предмет исследования.
Заключение:
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие
выводы. Характер развития системы безналичных расчетов в России свидетельствует
о максимизации их доли в недалеком будущем. Безналичные расчеты не только позволяют
повысить скорость перевода и эффективность использования денежных средств, они также
призваны минимизировать риски самих участников расчетов. В соответствии с такой
тенденцией определяют специфику своей деятельности и коммерческие банки. Именно
банки в жесткой конкурентной среде стремятся обеспечить наилучшие условия не только
по скорости, ликвидности и безопасности расчетов, но и повысить разнообразие предлагаемых
продуктов и услуг.
Платежная система России
развивается так же быстро, как и цифровизация всех сфер жизни общества. Если
раньше наличные деньги были предпочтительным вариантом оплаты товаров, работ и
услуг, то сейчас все большее значение приобретают безналичные формы оплаты —
банковские карты, интернет-банкинг, системы быстрых платежей и т.д. Поскольку
доступность и эффективность платежной инфраструктуры во многом определяет
благоприятные условия для бизнеса и населения, а необходимость обеспечения
стабильности и развития платежной системы страны возрастает в свете
нестабильных геополитических реалий, Банк России уделяет особое внимание
реализации этой стратегической цели.
Во второй главе проведен анализ и оценка безналичных расчетов в ПАО «Сбербанк».
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Банк открывает вклады, накопительные и брокерские счета, ИИС, аккредитивы,
выдает потребительские и ипотечные кредиты, выпускает дебетовые и кредитные карты,
продает страховые продукты, предоставляет услуги аренды банковских ячеек. Объем
депозитов и кредитов стабильно растет. В структуре кредитов преобладают потребительские
нецелевые кредиты.
Как и в розничном, в корпоративном сегменте банк выдает кредиты, открывает
вклады, текущие счета и аккредитивы. Кроме того, он предоставляет большой спектр
услуг именно для корпоративных клиентов: международное финансирование, обеспечение
внешнеэкономической деятельности, торговое финансирование, документарные операции,
эквайринг, расчетно-кассовое обслуживание, банковские гарантии, факторинг. Объем
депозитов и кредитов в данном сегменте также показывает положительную динамику.
Кредитный портфель хорошо диверсифицирован по секторам экономики, ставка делается
на крупные надежные компании с высокими кредитными рейтингами.
В сегменте инвестиционного бизнеса банк активно занимается операциями РЕПО,
операциями на валютном рынке, рынках акционерного и долгового капиталов, операциями
с инструментами хеджирования, брокерским обслуживанием, консультациями по сделкам
слияния и поглощения.
В отличие от многих других ведущих российских банков «Сбербанк» весьма успешно
прошел через кризисные 2020-2021 годы, что было обусловлено в том числе фокусом
банка на крупных корпоративных клиентов, которые меньше пострадали в кризис.
Конкурентными преимуществами расчетно-кассового обслуживания банка являются
привлекательные условия и тарифы, продленный операционный день, действующая программа
лояльности. Одним из конкурентных преимуществ Банка на рынке привлечения средств
является конкурентоспособная процентная ставка при наличии безусловных гарантий
сохранности и надежности вложений государственного финансового института. Обслуживание
корпоративных клиентов остается важнейшим стратегическим направлением деятельности
банка в 2022 году. Банк планирует активно расширять и модернизировать продуктовую
линейку и совершенствовать обслуживание корпоративных клиентов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ
РАСЧЕТОВ 1.1. Понятие, сущность и значение
безналичных расчетов Система безналичных
расчетов в Российской Федерации — это совокупность национальных законов и
правил, регулирующих механизмы организации расчетов в национальной экономике, а
также совокупность банков или иных учреждений, обеспечивающих проведение
платежей и осуществляющих контроль за их правильным исполнением.
Безналичные расчеты — это
расчеты (платежи), осуществляемые путем переводов на банковские счета и
взаимозачетов взаимных требований без использования наличных денег.
В экономической литературе встречаются разные подходы к определению безналичных
расчетов. Лаврушин О.И. определяет безналичные расчеты как способ расчетов, при
котором погашение денежного обязательства осуществляется посредством использования
остатков денежных средств на банковских счетах[1].
Алексеева Д.Г. под безналичными расчетами понимает «правоотношения, возникающие
между плательщиками и получателями денежных средств через финансовых посредников,
по поводу платежей за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, переданную
информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные
права на них, либо в связи с исполнением обязанностей по уплате налогов и иных обязательных
платежей»[2].
Белотелова Н.П. и Белотелова Ж.С. рассматривают безналичные расчеты как «расчеты,
осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных
средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований»[3].
Галанов В.А. считает, что «безналичные расчеты – перемещение денег в форме
изменения записей по счетам в банках и в иных кредитных организациях на основе оформления
платежных документов»[4].
Поэтому можно сказать,
что безналичный расчет — это способ расчетов, при котором не используются
наличные деньги, путем перечисления денежных средств на счета кредитных
организаций для оплаты товаров, выполненных работ, оказанных услуг и других
обязательных платежей на основании платежных документов.
Характер развития системы безналичных расчетов в России свидетельствует о
максимизации их доли в недалеком будущем. Безналичные расчеты не только позволяют
повысить скорость перевода и эффективность использования денежных средств, они также
призваны минимизировать риски самих участников расчетов. В соответствии с такой
тенденцией определяют специфику своей деятельности и коммерческие банки. Именно
банки в жесткой конкурентной среде стремятся обеспечить наилучшие условия не только
по скорости, ликвидности и безопасности расчетов, но и повысить разнообразие предлагаемых
продуктов и услуг.
Платежная система России
развивается так же быстро, как и цифровизация всех сфер жизни общества. Если
раньше наличные деньги были предпочтительным вариантом оплаты товаров, работ и
услуг, то сейчас все большее значение приобретают безналичные формы оплаты —
банковские карты, интернет-банкинг, системы быстрых платежей и т.д. Поскольку
доступность и эффективность платежной инфраструктуры во многом определяет
благоприятные условия для бизнеса и населения, а необходимость обеспечения
стабильности и развития платежной системы страны возрастает в свете
нестабильных геополитических реалий, Банк России уделяет особое внимание
реализации этой стратегической цели. [1] Лаврушин О.И., Валенцева Н.И. и др., Банковское дело:
учебник, под ред. О.И. Лаврушина, 12-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2020. – 800 с. [2] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Загиров Р.З. Банковский вклад
и банковский счет. Расчеты: учебник для бакалавриата и магистратуры, отв. ред. Д.Г.
Алексеева, С.В. Пыхтин. – М.: Издательство «Юрайт», 2019. – 243 с. [3] Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С., Деньги. Кредит. Банки:
Учебник, 6-е изд., перераб. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К».
2020. – 380 с. [4] Галанов В.А., Финансы, денежное обращение и кредит: учебник,
2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 414 с.