Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Совершенствование управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне (на примере ГПБУ «Мосприрода» Дирекции природных территорий САО, СВАО и Сокольники)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне 6
1.1 Задачи, принципы и сущность управления охраной окружающей среды 6
1.2 Интегрированный подход в организации управления окружающей природной средой 11
1.3 Методы и особенности регулирования управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне 20
Глава 2. Анализ и оценка эффективности управления охраной окружающей среды в ГПБУ «Мосприрода» Дирекции природных территорий САО, СВАО и Сокольники 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ГПБУ «Мосприрода» — Дирекции природных территорий САО, СВАО и Сокольники 28
2.2 Анализ деятельности ГПБУ «Мосприрода» в сфере охраны окружающей среды 35
2.3 Оценка эффективности деятельности ГПБУ «Мосприрода» 39
Глава 3. Направления совершенствования управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне 46
3.1 Предложения по совершенствованию деятельности ГПБУ «Мосприрода» в сфере охраны окружающей среды и оценка их эффективности 46
3.2 Рекомендации по оптимизации взаимодействия ГПБУ «Мосприрода» с органами местного самоуправления 52
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения…………………………………………………………………….. 66
Введение:
Актуальность темы исследования. Обеспечение экологической безопасности как задача государственного значения решается на всех уровнях государственной власти. Деятельности по охране природы и экологии в большем объеме концентрируется на федеральном уровне. Происходящие в Российской Федерации административные реформы дали больше полномочий в области обеспечения и контроля экологической безопасности местным органам государственной власти. Также подверглись изменениям и вопросы, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Главной причиной низкой эффективности экологического управления стало то, что поправки и изменения, вносимые в важнейшие разделы природоохранного законодательства, приводили к противоречиям и только мешали действенному регулированию государственного и регионального экологического контроля.
Несмотря на нестабильную экологическую ситуацию в стране, замедлить ее нарастание можно за счет анализа состояния окружающей среды и определения наиболее актуальных задач, связанных с обеспечением экологической безопасности.
Актуальность темы работы прежде всего определена значением для жизни человека и общества сохранения благоприятной экологической ситуации, поскольку на сегодняшний день обстановка в природоохранной сфере в целом подвергается множеству опасностей со стороны хозяйственной и иной деятельности. В случае если существуют какие-либо препятствия на пути осуществления мероприятий по достижению благотворного проживания населения, то, следовательно, встает вопрос по их скорейшему преодолению. Ключевым положением в исследуемой теме является присутствие проблемных мест в деятельности органов муниципальной власти с точки зрения реализации государственной политики по обеспечению экологической безопасности в городе.
Цель работы – анализ эффективности управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне и в условиях ГПБУ «Мосприрода» Дирекции природных территорий САО, СВАО и Сокольники (далее – Дирекция) и разработка предложений по совершенствованию управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне.
Задачи исследования:
— понятие и сущность управления охраной окружающей среды;
— рассмотреть особенности, методы и правовое регулирование управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне;
— дать общую характеристику деятельности Дирекции;
— выявить проблемы деятельности Дирекции в сфере охраны окружающей среды;
— сформулировать предложения по совершенствованию деятельности Дирекции в сфере охраны окружающей среды;
— разработать предложения по оптимизации взаимодействия Дирекции с органами местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды.
Объект исследования – общественные отношения в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду и экологической безопасности на муниципальном уровне.
Предмет исследования – деятельность ГПБУ «Мосприрода» Дирекции природных территорий САО, СВАО и Сокольники в сфере охраны окружающей среды.
Методологическая основа исследования. В рамках проведения исследования использовались следующие методы: анализ, дедукция, классификация, конкретизация. Использованы частные и общие эмпирические методы: прогнозирование, изучение и обобщение опыта, анализ общей и специальной литературы, а также формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Нормативно-правовой основой исследования явились Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральное законы, подзаконные акты федерального уровня, законодательство субъектов Федерации, другие нормативные материалы и статистические данные, относящиеся к обеспечению экологической безопасности.
Теоретическая основа исследования. За последние годы по проблеме в сфере охраны окружающей среды на различных уровнях ее реализации опубликованы работы известных отечественных ученых, в том числе таких как: Л.А. Тихомирова, С.Н. Русин, Н.А. Соколова, С.А. Балашенко, А.М. Адам, А.В. Пыжиков, И.Н. Данилевский и др.
Структура исследования включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы и предложения.
Не вызывает сомнений, что роль государства в сфере экологии и охраны окружающей среды является ведущей и определяет вектор развития политики, направленный на решение экологических проблем.
Экологическая политика государства реализуется на всех уровнях государственного управления, при этом непосредственно исполнение задач, направленных на решение проблем экологической сферы возложено на субъекты государства, что показывает большую важность регионального уровня государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды.
Предложения по совершенствованию государственной политики направленны на нормализацию экологической ситуации в Российской Федерации и на формирование абсолютно нового менталитета осознанности среди населения. Несомненно, приложив все усилия, можно достигнуть целей, заявленных в национальном проекте «Экология», до 2024 года, но важен вопрос качества процессов, при достижении этих целей, ведь именно от этого зависит здоровье нации и те ресурсы, состояние Земли, которые мы оставляем будущим поколениям. Также важно понимать, что в этом вопросе России нельзя медлить, об этом свидетельствуют показатели состояния окружающей среды, а также рост числа онкологических заболеваний среди населения.
Государственное природоохранное бюджетное учреждение города Москвы «Московское городское управление природными территориями» (ГПБУ «Мосприрода») создано для обеспечения и оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в целях реализации полномочий Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами города Москвы, полномочий города Москвы.
В настоящее время сформировалась управленческая проблема – несовершенство механизма взаимодействия между Управлением Северо-Восточного административного округа Главного управления МЧС России по г. Москве и Дирекцией природных территорий САО, СВАО и Сокольники.
Для достижения главной цели – «Совершенствование механизма взаимодействия между Управлением и Дирекцией», были выделены подцели первого уровня:
1. Наладить взаимодействие при организации просвещения населения Зеленоградского административного округа (далее – СВАО). Просвещение населения – функция, которую выполняет как Управление, так и Дирекция. Имеет смысл совместно обучать и доводить информацию с целью предотвращения нарушения природоохранного законодательства и возникновения чрезвычайных ситуаций;
2. Наладить взаимодействие при передаче информации между Дирекцией и Управлением, чтобы избежать потери временных ресурсов. Если дело касается обеспечения безопасности, необходимы прямые каналы коммуникации, по которым будет обеспечено доведение сообщений с минимальным искажением;
3. Наладить взаимодействие при обеспечении безопасности на подведомственных Дирекции территориях. Чтобы повысить результативность двух организаций, цели которых пересекаются между собой, необходимо объединить ресурсы и возможности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1 Задачи, принципы и сущность управления охраной окружающей среды
Охрана окружающей среды – это установленная государством система отношений между природопользователями, органами государственного регулирования и экологического контроля, которая предусматривает сохранение и восстановление природных ресурсов с целью предупреждения прямого и косвенного отрицательного воздействия результатов деятельности человека на природу и здоровье людей [38, c. 82].
Мероприятия по охране окружающей среды основываются на системе законодательных актов, и включают в себя социально-экономические, санитарно-гигиенические, технические и организационные аспекты.
Обострение экологических проблем конце XX — начале XXI вв. привело к появлению в России, а также в западных странах, экологического движения. Это движение представлено, с одной стороны, экологическими партиями различных государств, с другой – общественными организациями, оказывающими воздействие на формирование общественного мнения и экологической политики современных государств.
Можно выделить ряд этапов становления экологического движения как общественного гражданского института. Так, первые российские экологические сообщества, созданные гражданами, появились в начале 1960-х годов. Основой возникновения явился усиливающийся кризис во взаимоотношениях между обществом и окружающей его природной средой. В этот период деятельность экологических сообществ, в большей степени, была направлена на борьбу с браконьерством и вырубкой елей, охрану памятников природы. Помимо этого, осуществлялись экотуризм, экологическое образование и просвещение молодого поколения, популяризация экологической идеологии [24]. Отметим, что для этого этапа характерна не политизированная природоохранная деятельность.
В реформы 1980-х годов привели к ослаблению государственного контроля за общественными движениями. В результате чего, возник ряд общественных экологических организаций – «Социально-экологический союз», «Зеленое движение», «Экологический фонд». Под давлением общественности в 1988 году создано первое природоохранное ведомство – Государственный комитет охраны природы. Начало 1990-х годов знаменуется выходом экологического движения на политическую арену, что привело к потере их популярности, серьезным расколам и глубокому кризису [36].
Во–первых, это связано с тем, что трансформировался характер основного ресурса – вместо человека – финансы, во–вторых, сменился социальный заказчик – вместо российских граждан – европейский спонсор, в–третьих, изменился характер и структура движения – с общественного на профессиональный и с базисной на централизованную, в–четвертых, экологическое движение потеряло массовость, в–пятых, уменьшилась тематика в деятельности экологического движения. Следствием такой трансформации произошла утрата движением активности и эффективности.
Принятый в 1991 году закон «Об охране окружающей среды» определил новый путь развития природоохранной отрасли с учетом различных (политических, экономических, социальных) условий становления общества и государства. В 1996 году принят Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в котором обозначены порядок создания общественных организаций, особенности их гражданско-правового положения, а также возможные формы поддержки органами власти. Вступивший в силу в 2002 году новый закон «Об охране окружающей среды» [4] закрепил право граждан для эффективной защиты своих прав организовывать общественные объединения и некоммерческие организации. Это ознаменовало начало современного этапа развития экологического движения, трансформирующегося от традиционных форм природоохранной деятельности к экологическим инициативам.
Сегодня экологические организации, отличаются большим разнообразием. Как правило, организации разделяют по методам, формам и сферам их деятельности, формам организации, идеологическим установкам [29, c. 41].
Последние десятилетия вместе с невероятным прогрессом во всех сферах жизнедеятельности принесли с собой большое количество экологических проблем. Глобальное потепление, интенсивная вырубка лесов, участившиеся природные катаклизмы, эрозия почв и опустынивание, изменение состава атмосферы, загрязнение Мирового океана и даже космического пространства – всё это проблемы, с которыми столкнулось человечество за последние годы в области экологии.
Экологические проблемы актуализировались для человечества еще на ранних этапах развития промышленности, связанной с большим количеством отходов производства. Однако экологическая политика государств, как и общественные движения, направленные на усиление мер по защите окружающей среды, появились намного позднее, когда негативные последствия воздействия человечества на природу приобрели характер экологической катастрофы.
Загрязнение окружающей среды – одна из наиболее острых проблем для мирового сообщества. Не трудно заметить, как автомобили и промышленные предприятия каждый день в большом количестве выбрасывают в атмосферу токсичные газы, а лесные массивы с невероятной скоростью истощаются. Все эти факторы пагубно влияют на природу и запускают необратимые процессы, приводящие к разрушению экосистемы.
Как уже было отмечено ранее, большая часть всех экологических проблем является результатом деятельности человека. В связи с этим, борьба за экологическую чистоту Земли также становится задачей каждого гражданина, общественности, и, конечно, государства.
Не вызывает сомнений, что роль государства в сфере экологии и охраны окружающей среды является ведущей и определяет вектор развития политики, направленный на решение экологических проблем.
Экологическая политика государства реализуется на всех уровнях государственного управления, при этом непосредственно исполнение задач, направленных на решение проблем экологической сферы возложено на субъекты государства, что показывает большую важность регионального уровня государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды.
Трудно переоценить значение природоохранной деятельности в современном мире. В качестве элементов природоохранной деятельности можно выделить три взаимосвязанных компонента – это определение и закрепление объектов охраны, ответственность за нарушение природоохранных норм и мониторинг состояния природной среды. Данные элементы образуют замкнутый цикл, они взаимосвязаны и взаимозависимы. При этом, каждый из элементов включает в себя развернутый спектр составляющих звеньев. Поэтому природоохранная деятельность многоаспектная, многосубъектная, многоуровневая крайне сложная система.
В научной литературе предлагаются и другие подходы к определению элементов природоохранной деятельности. Например, выделяется шесть элементов перечнем, без акцента на системную основу (основываясь на содержании статьи) — это экологический аудит; экологический мониторинг; экологический контроль и надзор; экологическая оценка; экологическое информирование и экологическое просвещение и международное сотрудничество в сфере экологии.
Важно учесть, что именно с природоохранной деятельностью связываются все надежды на обеспечение качественной природной среды как обязательного условия для существования человечества. Направления природоохранной деятельности определяются как «защита», «охрана природы», «устранение вреда». Таким образом, именно данной деятельности отводится центральная роль в изменении ситуации. Разорвать порочный круг уничтожения собственной среды обитания возможно лишь через правильно и качественно организованную природоохранную деятельность. Можно отметить, что деятельность по охране природы разрушает связь и нейтрализует негативное развитее событий, обеспечивая гарантии рационального использования при родной среды и развития человеческого рода. Так, при эффективной природоохранной деятельности не произойдет формирования в массовом варианте иррационального использования природы, а значит, не будет причинен вред природной среде, не произойдет ухудшения качества природы, здоровья человека и, конечно, человеческий род не будет поставлен под угрозу исчезновения. Таким образом, именно природоохранная деятельность способна нейтрализовать неблагоприятный сценарий развития событий и свести к минимуму разрушительные для природы и самого человека последствия его эксплуатационной практики (рис. 1).
Рисунок 1 – Роль природоохранной деятельности в жизни общества
Проблема в том, что природоохранные мероприятия связаны с большими экономическими затратами и в этом смысле невыгодны с позиции осуществления деятельности, направленной на получении, прежде всего, доходов. Важная роль здесь отводится экологическому учету, который может «сыграть существенную роль в управлении природоохранной деятельностью предприятия и сформировать основные показатели в достижении предприятием эко эффективности».
Среди экономических методов управления природоохранной деятельностью традиционно выделяют платежи и налоги за загрязнение. Немаловажно с коррелировать поощрение (например, в виде налоговых вычетов или налоговых льгот) с платежами за вредные выбросы и налогами за загрязнение природной среды.