Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Совершенствование тарифного регулирования в целях обеспечения продовольственной безопасности в странах Таможенного союза ЕАЭС.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 6
1.1 Основные понятия, цели и методы таможенно-тарифного регулирования. 6
1.2 Инструменты таможенно-тарифного
регулирования в механизме обеспечения продовольственной безопасности. 14
АНАЛИЗ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ИМПОРТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ НА
УРОВЕНЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ.. 28
2.1 Анализ
импорта продовольственных товаров
в РФ.. 28
2.2 Оценка
продовольственной безопасности РФ.. 38
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ТАМОЖЕННО- ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 58
3.1 Проблемы и пути повышения эффективности
таможенно-тарифного регулирования 58
3.2 Разработка и обоснование направлений по усовершенствованию таможенно-тарифного регулирования в механизме обеспечения продовольственной безопасности 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 73
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Развитие экономики
Российской Федерации на современном
этапе невозможно без учета влияния на нее глобализации мировой экономики
и внешних факторов,
что является определяющим фактором при формировании экономической политики
страны. И одним из рычагов воздействия на экономику
страны является таможенное регулирование внешнеторговой деятельности, один из методов
которого – таможенно-тарифное регулирование.
Однако,
таможенное регулирование способно оказывать положительное или разрушительное воздействие на экономику
страны, это зависит и от выбранных методов и комбинации применяемых инструментов регулирования. Так либерализация внешней
торговли Российской Федерации
и цен в 90-х годах привели к почти полному
уничтожению целых отраслей
народного хозяйства страны (легкой промышленности, сельского
хозяйства), к импортной зависимости страны, сырьевой
ориентации экспорта и структурных проблем
в экономике, низкого уровня продовольственной
безопасности страны. Это, в очередной раз, подтвердила сложная
ситуация в экономике
страны сложившаяся в связи с присоединением Крыма и положением в Украине, когда под видом санкций против
страны фактически объявлена экономическая война.
Стремительный
рост экспортных, импортных и транзитных потоков, которые перемещаются через таможенную границу, создание в 2010 г. Таможенного союза, а в 2019 г. – Евразийского экономического союза, в рамках которого
проводится скоординированная, единая политика в отраслях экономики и
единое таможенное регулирование, а также дополнительные риски связанные со снижением
уровня таможенной защиты в результате вступление РФ в ВТО в 2012 г. потребовало создания единой системы
таможенно-тарифного регулирования и дальнейшее ее совершенствование. В результате чего система взаимодействия при реализации таможенно-тарифных мер регулирования усложнилась, что требует ее детального исследования.
В этих условиях перед Российской Федерацией стоят сложные задачи по развитию
и диверсификации экономики, созданию условий для структурных изменений
в экономике, укреплению конкурентоспособности страны и реализации, заданного
экономического курса на импортозамещение. Существенную часть, которых можно решить путем грамотного применения возможностей таможенно-тарифного регулирования и создания эффективно действующего механизма, способного обеспечить наиболее эффективное использование его инструментов. Поэтому исследование механизма, правил и норм таможенно-тарифного регулирования, в
том числе и зарубежного опыта, позволит
найти пути повышения эффективности системы таможенно-тарифного регулирования, рационального сочетания его фискальных, защитных
и регулирующих функций, более
полного использования потенциала таможенно- тарифной
политики Российской Федерации, что в
итоге положительно скажется на развитии
экономики страны, повышении продовольственной безопасности.
Объектом исследования являются
общественные отношения, возникающие в процессе таможенно-тарифного регулирования импорта продовольственных товаров.
Предмет исследования составляют нормы
таможенного, административного, финансового
и налогового права, устанавливающие прядок таможенно-тарифного регулирования импорта продовольственных
товаров.
Цель исследования заключается в комплексном и всестороннем изучении
таможенно-тарифного регулирования импорта
продовольственных товаров, в выявлении проблем,
а также нахождении путей совершенствования рассматриваемых отношений.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи, отражающие основные
идеи и аспекты работы:
– представить основные
понятия, цели и методы таможенно-тарифного регулирования;
– рассмотреть
инструменты таможенно-тарифного регулирования в механизме обеспечения продовольственной безопасности;
– провести анализ
импорта продовольственных товаров
в РФ;
– произвести оценку
продовольственной безопасности РФ;
– разработать предложения по усовершенствованию таможенно-тарифного регулирования в механизме обеспечения продовольственной безопасности.
Теоретической основой
исследования выступили труды ведущих ученых России
и Ближнего зарубежья в сфере финансового, таможенного права: Н.М. Артемова, Г.В. Арупоняна, О.Ю. Бакаевой,
К.А. Бекяшева, M.E. Верстовой, Д.Б. Винницкого,
Б.Л. Габричидзе, Е.Ю. Грачевой, В. Г. Драганова, С.В. Запольского, И. И. Землянской, Е.А. Имыкшеновой, M.B. Карасевой, С.В. Кивалова, А.Л. Козырина, И.И. Кучерова, Е.У. Латыповой, А.Ф. Ноздрачева, С.Г. Пепеляева, Г.В.Петровой, И.В. Рукавишниковой, Э.Д Соколовой, В.Г. Свинухова, Т.Л. Трошкиной, С.В. Халипова, Н.И. Химичевой, B.X. Шавшиной, Р.А. Шепенко и др.
Нормативно-правовая
и статистическая основа исследования – Федеральные законы РФ, приказы
Министерства финансов РФ, аналитические обзоры по проблеме исследования, материалы,
опубликованные в научных и периодических источниках, данные Федеральной Таможенной службы, прочие документы
открытого доступа.
При
решении поставленных задач применялись методы системного анализа и системного синтеза. Были использованы методы статистической обработки
информации, сравнительного и экспертного анализа,
а также графические и табличные
приемы представления информации.
Результаты дипломного проекта имеют
практическую значимость и могут быть использованы Федеральной таможенной службой
при разработке мер таможенно-тарифного регулирования импорта продовольственных
товаров.
Заключение:
Таким образом,
таможенная пошлина является
обязательным платежом, взимаемым таможенными органами в связи с перемещением товаров
через границу. Тем самым решаются
такие задачи как развитие национального производства, выплата пенсий,
социальная поддержка населения, субсидии на государственные задания медицинским, образовательным и культурным учреждениям, уровень продуктовой безопасности страны.
Чтобы
защитить национального товаропроизводителя применяется политика протекционизма. Политика протекционизма
ставит своей задачей стимулирование развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем тарифного
и нетарифного регулирования.
Политика
протекционизма преследует следующие цели: постоянная защита от иностранной конкуренции стратегических отраслей
отечественной экономики (например, сельского хозяйства), в случае
ущерба которым страна оказалась бы уязвимой
в условиях войны; временная защита относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики до тех
пор, пока они не окрепнут настолько, чтобы
успешно конкурировать с аналогичными отраслями других стран; принятие ответных мер при проведении политики протекционизма торговыми
партнерами.
Продовольственная безопасность России – одна из ключевых
проблем политики государства на всех этапах формирования национальной продовольственной системы. Данная проблема – чрезвычайно сложная
и комплексная, затрагивающая не только производственные, ресурсные возможности отечественного сельского хозяйства, но и экономические, социальные и даже политические аспекты. Проблема
продовольственной безопас- ности актуализируется в связи с введением эмбарго
на поставку продуктов
питания из ряда зарубежных стран. Проведенный анализ таможенно-тарифного регулирования импорта продовольственных товаров
на
уровень
продовольственной безопасности РФ позволил сделать следующие выводы.
Во-первых,
следует обратить внимание на то, что для макроуровня, страны в целом достижение продовольственной
независимости действительно значимый ее показатель. Однако для регионов
более существенно достижение показателей физической, экономической доступности продовольствия и качества питания,
соответствующего рекомендуемым нормам.
Во-вторых, реализация задач продовольственной безопасности требует сокращения (ликвидации) скрытого импорта, так как в настоящее время при выпуске
отечественной конечной продукции
используются зарубежные технологии, оборудование, сырье.
Таможенные платежи,
взимаемые с продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, являются одним из источников поступлений в государственный бюджет. Данная товарная
группа на протяжении всего рассмо- тренного
периода входит в состав основных товарных групп как внешней, так и внутрисоюзной торговли. Анализ показал,
что продовольственная и сельскохозяй- ственная
продукции традиционно зависят от импортных поставок, а их производ- ство растет менее
динамично, чем потребление.
Импортный таможенный тариф после вступления России в ВТО предусматривал
изменение ставок по 1 тысяче товарных позиций, основная часть которых приходилась именно на продукты
питания и другие продовольственные товары.
В среднем ставки таможенного тарифа при ввозе изменяются постепенно и в конечном итоге составят 11,3-14,6% на
сельскохозяйственные продукты, 6,4- 7,6%
на продовольственные товары. Несмотря на падение объёмов торговли в 2018 и 2020 годах, непростая
экономическая ситуация на мировом рынке предоставляет странам,
входящим в состав ЕАЭС, новые возможности по импортозамещению и развитию сельского хозяйства и повышению продовольственной безопасности страны. Сегодня в условиях действия с 01.01.2019 г. ЕАЭС перспективными направлениями совершенствования механизма
таможеннотарифного регулирования являются
ускорение процесса установления защиты, отраслей российской экономики; унификация и
гармонизация правовых норм стран-членов ЕАЭС
в сфере экономики, налоговой, правовой и т.д., оказывающих влияние на эффективность применения мер таможенно-тарифного регулирования для развития
экономики; применение точечной
оперативной корректировки ставок ввозных таможенных пошлин, активно используя
принципы эскалации таможенного тарифа и тарифной
дифференциации, а в необходимых случаях
применяя запретительные пошлины, только на основе анализа, в т.ч.
факторного анализа
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1.1 Основные понятия, цели и методы
таможенно-тарифного регулирования Таможенно-тарифное регулирование представляет собой систему
стоимостных инструментов и экономико-правовых мер, направленных на регулирование затрат и цен на ввозимую
и вывозимую продукцию
с учетом затрат и цен отечественных производителей, эффективности потребления отечественной и импортной продукции
и максимального удовлетворения общественной потребности в тех или иных товарах.
Таможенно-тарифное регулирование,
наряду с нетарифными мерами, является основными методами и распространяет свое влияние на единое таможенное пространство ЕАЭС [15].
Таможенное пространство является необходимым элементом
всех взаимосвязей отечественной экономики с экономиками других стран, формирующих мировое экономическое пространство в целом.
Таможенное пространство включает:
– таможенное регулирование – систему определения соотношений между уровнями
затрат и цен на приобретение, доставку и реализацию товаров, количеством и качеством
отечественных и импортных товаров
на внутреннем рынке при
помощи различного рода мер и средств;
– таможенную деятельность – систему мер и методов
обеспечения установленных
соотношений уровня затрат и цен на приобретение, доставку и реализацию товаров, количества и качества ввозимых
и вывозимых товаров;
– таможенное
дело – систему знаний и умений, связанных с реализацией и контролем
установленного уровня затрат,
количества и качества
ввозимых товаров[6].